Главное - достичь единого мнения!

Харвуд Алис

Полная версия статьи в PDF




    Интервью с главным специалистом по ценным бумагам группы по развитию рынка ценных бумаг IFC Алисон Харвуд
    Министерство финансов при содействии Центрального банка РФ, а также Государственная дума и Федеральная служба по финансовым рынкам пригласили рабочую группу по секьюритизации к сотрудничеству, с тем чтобы способствовать принятию соответствующих законов и поправок к существующему законодательству. Рабочая группа уже подготовила доклад, который содержит четкое и всестороннее описание препятствий секьюритизации в России и необходимые действия для устранения этих препятствий и создания благоприятной среды.

    РЦБ: Г-жа Харвуд, как Вы оцениваете изменения, повлиявшие на отношение российских чиновников и профессиональных участников к секьюритизации за прошедший год?

    А. Х. В прошлом году, когда стояла задача выявления препятствий для осуществления секьюритизации внутри страны, у технической рабочей группы по секьюритизации была поддержка со стороны правительства. Сегодня правительство готово идти еще дальше и содействовать снятию этих препятствий, выражает положительное и конструктивное отношение к поставленным задачам. Ключевые государственные органы - Министерство финансов при содействии Центрального банка РФ, а также Государственная дума и Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) - пригласили рабочую группу к сотрудничеству, с тем чтобы найти способ преодоления препятствий, начать разъяснительную работу и тем самым способствовать принятию соответствующих законов и поправок к существующему законодательству, помочь подготовить проекты необходимых нормативных документов.
    Что касается участников рынка, то за прошедшее время значительно выросло число компаний, серьезно проявляющих интерес к возможностям осуществления секьюритизации на местном рынке. В настоящее время обсуждаются более конкретные идеи. Хотя до сих пор остаются некоторая неясность в отношении ряда положений законодательства и несколько явных препятствий, однако с течением времени будут разрешены эти проблемы и создана благоприятная среда для секьюритизации.

    РЦБ: Какие основные результаты работы рабочей группы по секьюритизации Вы можете отметить?

    А. Х. На мой взгляд, группа добилась некоторых важных результатов. Она способствовала тому, что правовые вопросы секьюритизации были включены в повестку дня российского правительства. Это помогло мобилизовать усилия правительства и участников рынка для движения вперед и показало, как велик в России (по значительному количеству участников рабочей группы) интерес к секьюритизации активов и дебиторской задолженности.
    Наиболее важно то, что рабочая группа подготовила доклад, содержащий четкое и всестороннее описание препятствий для секьюритизации в России и необходимые действия - новые законы и поправки к существующей нормативной базе - для снятия этих препятствий и создания благоприятной среды. Требуется провести следующие изменения:
    1) привлечь новые виды дебиторской задолженности, которая может быть секьюритизирована;
    2) гарантировать реальную продажу (true sale) секьюритизированной дебиторской задолженности ее покупателям;
    3) четко определить правовой статус покупателя;
    4) гарантировать защищенности от банкротства;
    5) разрешить использование традиционных механизмов привлечения кредитования для сделок по секьюритизации;
    6) разрешить считать секьюритизацию нейтральной с точки зрения налогообложения;
    7) внести большую ясность в отношении секьюритизации потребительских кредитов.
    Рабочая группа придерживалась технического и практического подхода в оценке ситуации. Основные участники группы - представители юридических фирм (White & Case, Baker & MacKenzie, Freshfields), бухгалтерских фирм (PricewaterhouseCoopers, Finamatics), рейтинговых агентств (Standard & Poor's) и банков (Альфа-банк, банк <Русский стандарт>, Сбербанк) - встречались ежемесячно в течение года. Они рассматривали различные потенциальные сделки по секьюритизации и выявляли на каждом из этапов причины или неясные моменты, которые могли бы стать источником существенных препятствий для совершения сделки.

    РЦБ: Каковы основные достижения? Что не удалось сделать и почему?

    А. Х. Самым главным достижением на сегодня является желание Правительства РФ использовать знания и опыт рабочей группы для создания благоприятной среды для секьюритизации в России. Цель группы - создание документа с описанием существующей ситуации, привлечение правительства к диалогу о том, что нужно сделать, и сотрудничество в достижении нужного результата. Первая часть этой цели достигнута, а вторая - в процессе работы.
    Я полагаю, что сам факт того, что правительство пригласило IFC и рабочую группу к совместной работе является доказательством доверия, настойчивости, с которой группа работала, компетентности ее членов и уникальности самой рабочей группы, сочетающей в себе представителей частного и государственного сектора, а также российский и международный опыт. Как я уже отмечала, большинство участников группы - частные компании, прекрасно знакомые с местной правовой, деловой и финансовой средой. Они также получали необходимую информационную поддержку от правительства, в основном Центрального банка и Государственной думы, и консультации от команды по международному структурному финансированию Freshfields Bruckhaus Deringer, которая обеспечила доступ к обширному международному опыту сделок по секьюритизации и знаниям правовой среды.
    Еще предстоит достичь единого мнения внутри России о том, что необходимо сделать и как лучше это сделать, а затем разработать и принять нужную правовую базу. Наиболее сложным моментом в этой работе будет, пожалуй, разъяснение законодателям и их советникам того, что такое секьюритизация и как лучше ее поддержать. Это может оказаться не такой уж простой задачей, так как секьюритизация - новое и в значительной степени техническое понятие, а некоторые предложения рабочей группы включают внесение изменений в основные законы, например, в ГК РФ. Однако поскольку эта работа будет вестись при активном участии г-на Аксакова, заместителя председателя комитета Государственной думы по кредитным организациям и финансовым рынкам, а также представителей Министерства экономического развития и торговли, ФСФР и Центрального банка, мы надеемся, что поставленная задача получит необходимый импульс и будет успешно решена.
    Одновременно с развитием правовой базы участники рынка должны сфокусироваться на создании пулов соответствующих активов и инфраструктуры для поддержки секьюритизации, таких как стандартизованная документация, базы данных по истории кредитных портфелей, обучение провайдеров.

    РЦБ: На какие сегменты рынка, по Вашему мнению, окажет влияние развитие рынка секьюритизированных ценных бумаг в первую очередь?

    А. Х. Очевидно, что по своей природе секьюритизация будет полезна любому сегменту рынка, который имеет соответствующие активы и дебиторскую задолженность. Секьюритизация может улучшить доступ к рынку тем заемщикам, которые на основе их обычной деятельности не могут привлекать средства через выпуск облигаций, а также может удлинить сроки заимствований и уменьшить их стоимость.

    Основные секторы для секьюритизации в России на сегодняшний день - ипотечные и потребительские кредиты, а также лизинговые платежи. Потребность в ипотечном финансировании растет, и предполагается, что в будущем будет расти еще более в силу ряда социальных и ценовых тенденций. Сегодня рынок ипотеки оценивается в 300-500 млн долл., а в долгосрочной перспективе объем рынка оценивается в 10-30 млрд. Секьюритизация может помочь организациям, предоставляющим ипотечные кредиты, получить средства для удовлетворения спроса на ипотечное кредитование и сохранить приемлемой стоимость такого финансирования. Она сыграла критическую роль в поддержании рынка ипотеки в США и Европе.
    Подобная ситуация наблюдается и на рынке потребительских кредитов. По данным S&P, за 2004 г. объем потребительского кредитования вырос в 2,5 раза - с 4 до 10 млрд долл. Портфель потребительских кредитов банка <Русский стандарт> за тот же период более чем утроился - до 350 млн долл.
    Кроме того, недавние события на финансовом рынке выявили потребность банков в уменьшении объема активов на их балансах, и секьюритизация - важнейший инструмент этого. Возможность секьюритизации кредитов, таких как потребительские или ипотечные, даст банкам необходимую в управлении балансом (и достаточностью капитала) гибкость и возможность удовлетворить растущий спрос на кредиты.
    Сегодня секьюритизация в России - это международная секьюритизация. Экспортная выручка, поступления в погашение задолженности по кредитным картам и так называемые <диверсифицированные платежные права> - наиболее привлекательные активы для секьюритизации.
    Важно также отметить, что секьюритизация привлечет новых российских инвесторов, в особенности таких как пенсионные и страховые фонды. Этому будут способствовать не только растущее предложение долгосрочных местных ценных бумаг для вложения средств, которые дает секьюритизация, но необходимые им инвестиции высокого качества и надежности. А секьюритизация как раз может создать эти высококачественные инвестиционные возможности.

    РЦБ: Как Вы оцениваете перспективы этого сегмента в России в 1-2-летней перспективе? Какие мероприятия планируются IFC в ближайшее время?

    А. Х. Перспективы секьюритизации будут зависеть от того, как быстро будут сняты правовые препятствия и созданы благоприятные условия. В последние годы Россия добилась впечатляющих результатов в принятии законодательства для осуществления новых видов финансовой деятельности. Надеюсь, что так будет и с секьюритизацией. То, что рабочая группа собрала воедино все проблемы и предложила для них решения, должно помочь ускорению процесса. Однако необходимые решения будут принимать законодатели и их советники, а значит, они должны быть уверены в том, что нужно делать.
    Развитие этого сегмента рынка будет зависеть от того, как хорошо развивается рыночная <часть уравнения> при совершенствовании правовой базы, т. е. от наличия пулов однородных активов со стандартизованной документацией и моделями развития, от общего развития рынка ценных бумаг и наличия компетентных участников рынка, таких как выпускающие компании, покупатели, обслуживающие структуры и, что наиболее важно, инвесторы, готовые вкладывать средства в этот тип сложных долговых продуктов.
    IFC заинтересована в совершении транзакций по секьюритизации в России, в первую очередь в области ипотечного и потребительского кредитования. Мы открыты для предложений по возможным транзакциям, но, на наш взгляд, требуется больше времени, для того чтобы местная среда стала достаточно благоприятной.
    В настоящее время мы рассматриваем, какую помощь можно оказать при формировании активов, которые могут быть секьюритизированы, и при укреплении рыночной инфраструктуры. Например, IFC активно поддерживала развитие ипотеки. Мы выдали кредиты <Райффайзенбанку>, банкам <Дельта Кредит> и <Сосьете Женераль> именно на расширение ипотечного кредитования. Планируем начать работать с российскими банками, особенно с региональными, по финансированию их ипотечных программ. Наше финансирование в таких случаях может быть дополнено техническим содействием по укреплению навыков и способностей кредитования этих банков. Мы также поддерживаем потребительское кредитование в России. Наиболее значительно наше партнерство с банком <Русский стандарт>. IFC - акционер банка и несколько раз кредитовал банк, в том числе в последний раз в виде привязанного к рублю возобновляемого кредита.
    IFC фокусирует свои усилия на развитии внутреннего рынка секьюритизации.
    Однако, пока он еще находится в стадии формирования, мы будем рассматривать и возможность поддержки внешних транзакций, особенно если они будут способствовать ознакомлению со структуризацией и выгодами секьюритизации и давать новые возможности привлечения финансирования для активов нового типа.

© ЗАО "Группа РЦБ".