Восстановление фондового рынка невозможно без финансовой и денежной политики экономического роста

Миркин Яков
Председатель совета директоров ИК "Еврофинансы", зав. кафедрой ценных бумаг и финансового инжиниринга Финансовой академии при Правительстве РФ, докт. экон. наук

РОСТ МОНЕТИЗАЦИИ

    Рост монетизации ВВП до 25-30% (при ее постепенном наращивании и удержании умеренной инфляции, стимулирующей экономический рост)
    В России самый низкий в мире уровень монетизации, на начало ноября 1998 г. он составляет 16-17% ВВП. По странам <Большой семерки> уровень монетизации экономики в среднем составляет 55-100%, по развивающимся странам - 40-60%. В России в начале 90-х годов уровень монетизации экономики составлял около 40%, в 1994 г. - 24%, с началом политики финансовой стабилизации он снизился к 1996 г. до 12-16%.
    Страны, имеющие значительно меньший валовой внутренний продукт, чем Россия, сопоставимы с ней по объему денежной массы в обращении. Китай (ВВП на 60-70% больше, чем в России) обладает денежной массой в 12-13 раз больше. При этом абсолютное большинство стран со значительно более высоким уровнем монетизации ВВП характеризуются более благоприятным сочетанием уровней инфляции и экономического роста, чем Россия.
    Прямая зависимость темпов экономического роста от уровня монетизации доказана Мировым банком (Отчет о мировом развитии, 1989 г.).
    В 1995-1998 гг. Банк России в результате излишне жесткой денежной политики создал искусственный дефицит денежной массы. При таком дефиците в стране становится <мало денег>, обостряется зависимость от иностранных инвестиций, еще более проблемными становятся бюджет и налоги, резко снижается ликвидность банков (в России они - одни из самых <мелких> в мире), более резкие колебания начинает испытывать финансовый рынок (его объемы сокращены, доля иностранных участников и зависимость от них растут, дефицит денежных ресурсов заставляет поддерживать искусственно высокие процентные ставки, при спекулятивных оттоках иностранного капитала рынок испытывает острые шоки).

CОКРАЩЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО КРЕДИТА, ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ГОСУДАРСТВО

    Поэтапное сокращение до 30% доли внутреннего кредита (Domestic Credit), направляемого на покрытие дефицита федерального и региональных бюджетов, увеличение до 60% доли внутреннего кредита, направляемого на финансирование производства и торговли
    Около 60% внутреннего кредита в России отвлечено на кредитование правительства (данные на сентябрь 1998 г., еще в 1993 г. этот показатель составлял только 19%, остальная часть внутреннего кредита шла на обслуживание экономики). Это один из самых высоких уровней этого показателя для стран с развивающейся и переходной экономикой (в октябре 1997 г. Ин-донезия - -8%, Южная Корея - -1,5%, Малайзия - -0,2%, Че-хия - 2,6%, Китай - 3,3%, Польша - более 30%, Индия - 48,2%). Анализ, проведенный по 14 индустриальным странам, показал, что только по 1 стране (Бельгия) требования-нетто банковской системы на центральное правительство составляли 46% внутреннего кредита (1996 г.), по 2 странам - находились в диапазоне 20-40%, по 9 странам - колебались между 5-20%, по 2 странам - были ниже 5% (источник - International Financial Statistics). В России эти деньги используются не на инвестиции (доля инвестиций в бюджете резко упала более чем с 20% ВВП в начале 90-х годов до 3-5% в 1996-1997 гг.), не на экономический рост, а покрывают только текущие потребности бюджетной сферы.

СНИЖЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ РЕСУРСОВ В МОСКВЕ

    Снижение концентрации денежных ресурсов в Москве до 25-30% от их объема в России, насыщение деньгами регионов (без чего невозможен экономический рост)
    В октябре 1997 г. в Москве было сосредоточено 42% денежных средств коммерческих организаций, 54% банковских кредитов, более 90% вложений в государственные ценные бумаги, более 80% вексельного оборота, более 90% оборотов РТС, примерно 40% коммерческих банков. В октябре 1998 г., по данным Банка России, остатки денежных средств коммерческих банков Московского региона на корреспондентских счетах в Банке России составляли более 50% средств на корреспондентских счетах в целом по стране.

ОТМЕНА ЦБ РФ СВЕРХВЫСОКИХ СТАВОК ПРОЦЕНТА

    Прекращение использования Банком России сверхвысоких ставок процента как инструмента денежно-кредитной политики, поэтапное снижение ставок рефинансирования, переучета векселей и других централизованно устанавливаемых ставок процента, подавление доходности государственных ценных бумаг
    Применение Банком России искусственно высоких процентных ставок в 90-х годах, шоковые изменения их размера (1998 г.), искусственно высокая доходность государственных ценных бумаг в 1996 и 1998 г. (при доминировании на рынке Банка России и Сбербанка) крайне негативно влияли на возможности экономического роста, делали невозможным развитие рынка корпоративных облигаций и банковских кредитов в реальный сектор.
    Анализ по 22 странам (как развивающимся и переходным с наиболее высокими темпами роста, так и индустриальным, источник Interna-tional Financial Statistics) за 1978-1994 гг. показывает, что, несмотря на периоды шоковой терапии, высокой инфляции и валютной нестабильности, самый высокий уровень процентных ставок в них по наиболее рискованным коммерческим кредитам не превышал 24%. В Чехии, Венгрии, Польше и Словакии в 1991-1994 гг. (период шоковой терапии) он не переходил границы в 55% (в России с июня 1993 г. по октябрь 1996 г. ставка рефинансирования Банка России была более 100-210%, в мае 1998 г. - 150%).

СНИЖЕНИЕ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ

    Снижение налоговой нагрузки до 20-25% ВВП, создание налоговых условий, при которых невыгодно массовое занижение прибылей и доходов, искусственная убыточность; налоговая амнистия за вывоз капиталов из страны; резкое снижение налогового бремени, но не за счет базовых ставок, а за счет налоговых льгот, даваемых за прирост продукции (или чистой прибыли) в сопоставимых ценах, за рост несырьевого экспорта (создание на 1-2 года налогового механизма, стимулирующего бизнес в том, чтобы демонстрировать рост, не прятать выручку); более объемные налоговые льготы малому бизнесу за рост производства
    Анализ по более чем 20 странам за 1970-1990 гг. (Internatio-nal Financial Statistics) показывает, что при налоговой нагрузке свыше 30% ВВП темпы экономического роста наиболее замедленны (и наиболее высоки при 20-25% ВВП). Поэтому существующая налоговая (налоги + квазиналоги) нагрузка в 33-40% ВВП (и до 50% выручки у конкретного налогоплательщика) является непомерно тяжелой для экономики России, испытывающей потребность в быстром экономическом росте. Она неадекватна периоду перехода от финансовой стабилизации к промышленному подъему и наряду с высокими текущими (неинвестиционными) расходами государства неизбежно выводит Россию в зону стран с наиболее низкими или отрицательными значениями экономического роста.
    В предлагаемом налоговом механизме потери бюджета за счет налога от прибыли будут полностью компенсированы ростом НДС. Малые предприятия (венчурные фирмы) в экономиках большинства стран являются <объектами ускоренного роста>, наиболее динамичными разработчиками и поставщиками новейших технологий. В этой связи налоговое стимулирование малого бизнеса является распространенным приемом в международной налоговой практике. Например, США неоднократно прибегали к снижению налоговых ставок по малым предприятиям до уровня на 10-15 пунктов ниже ставок, применяемых к более крупному бизнесу.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ БЮДЖЕТА

    Инвестиционная направленность бюджета (поэтапное повышение доли государственных расходов на инвестиции и вложения в корпоративные ценные бумаги); ограничение роста доли военных расходов наряду с развитием экспортных военных производств; покрытие убытков реального сектора из бюджета только в форме покупки акций и долговых бумаг или кредитов
    Анализ показывает (Govern-ment Finance Statistics), что в 90-х годах в большинстве стран с формирующимися рынками расходы капитального характера из бюджета центрального правительства превышали военные расходы от 30 до 1,2-1,5 раза, доля инвестиций в бюджете обычно более 10% (и до 40%). В индустриальных странах расходы капитального характера составляют 4-5% бюджета при том, что военные расходы - на 1-3% выше (кроме Японии, в бюджете которой доля инвестиций примерно в 3 раза превышает военные расходы, и США - военные расходы примерно в 5 раз больше затрат капитального характера). В этой связи у России одно из самых неблагоприятных сочетаний в структуре расходов бюджета - военные расходы в несколько раз превышают инвестиции из бюджета и по доле в бюджете сопоставимы с военными расходами США.

СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР

    Стимулирование инвестиций финансовых институтов в реальный сектор (налоговые льготы по доходам от инвестиций, финансового лизинга и долгосрочных кредитов в экономику, льготные нормы резервирования и нормативы рисков, субсидирование процентных ставок, целевое кредитование Банком России коммерческих банков для финансирования инвестиционных проектов) при усилении надзора за рисками финансовых институтов и их реструктуризации
    Широко распространенная практика в странах с формирующимися рынками; этап, который должен быть пройден, с тем чтобы создать условия для последующей либерализации. Положительный эффект от стимулирования экономического роста перекрывает отрицательные последствия, связанные с искажением свободного рыночного перераспределения ресурсов, нарастанием плохих кредитов, уходом части денег на валютный рынок и за рубеж, централизованным принятием решений в государственном аппарате, часть которых будет носить внеэкономический характер.

ЗАПУСК КРУПНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ

    Запуск крупных инвестиционных программ (экспортные производства, дороги, жилищное строительство, автомобилестроение и т.д.), связанных с улучшением качества жизни населения и смешанным - государственным и частным - финансированием (начальные источники финансирования - эмиссия в форме целевых кредитов Центрального банка коммерческим банкам для инвестиций последних в долговые обязательства по конкретным инвестиционным проектам)
    Международный опыт (способы преодоления кризиса 30-х годов в США, Австралии и большинстве европейских стран, послевоенный бум в азиатских экономиках), массовое применение так называемых общественных работ, спонсируемых государством, свидетельствует о том, что инвестиционные программы государства могут быть сильнейшим рычагом, <запускающим> механизм экономического роста.

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЫНКА КОРПОРАТИВНЫХ БУМАГ

    Налоговое стимулирование развития рынка корпоративных ценных бумаг; максимальное поощрение долгосрочных инвестиций в акции и корпоративные долговые бумаги
    В Швеции из облагаемого дохода вычитаются дивиденды и проценты по определенным сберегательным инвестиционным программам. Снижение налогообложения доходов акционеров приме-няют во Франции, Великобритании, Канаде, Японии, Италии и в других странах. Инвесторам, осуществляющим вложения средств в ценные бумаги коммерческих организаций, предоставляются налоговые льготы2:

  • вычет прибыли розничных инвесторов от роста курсовой стоимости из налогооблагаемого дохода (Бельгия);
  • предоставление налогового кредита в объеме приобретения ценных бумаг (Испания) или в части полученных дивидендов (Италия, Канада, Франция, Финляндия);
  • исключение из объектов налогообложения инвестиций в венчурные компании (Великобритания);
  • введение значимого необлагаемого минимума при налогообложении дивидендов (Япония, Люксембург) и прибыли от роста курсовой стоимости ценных бумаг (Германия, Канада, Франция);
  • введение <акций, дающих налоговые преимущества>, предназначенных для выпуска в приоритетных для государства целях (Бельгия);
  • освобождение от налога на прибыль от роста курсовой стоимости при инвестициях в акции сроком более трех лет (Дания) или более года (Люксембург);
  • вычет из дивидендов процентов по кредиту, взятому для приобретения акций (Япония);
  • вычет из налогооблагаемого дохода части дивидендов, полученных от отечественных компаний (Люксембург, Новая Зеландия);
  • полная отмена налога на прибыль от роста курсовой стоимости (Нидерланды).

    СОКРАЩЕНИЕ ДОЛИ СЕГМЕНТА ГОСБУМАГ

        Сокращение доли сегмента государственных ценных бумаг на российском фондовом рынке до 50-60%, прекращение выкачивания правительством денежных ресурсов в ущерб инвестициям и рынку корпоративных ценных бумаг; сочетание кредитов Центрального банка в покрытие дефицита бюджета с финансированием через рынок государственных бумаг
        Ни на одном фондовом рынке соотношение реальных объемов и оборотов государственных и корпоративных ценных бумаг не достигает 11 : 1, как это происходило на российском рынке ценных бумаг (I-II кв. 1998 г., данные РТС и ММВБ), который до кризиса не выполнял своей основной функции - аккумуляции средств для инвестиций. По всем фондовым рынкам мира (итоговые данные) объемы сделок по государственным ценным бумагам составляют примерно 70-90% от объема сделок по корпоративным (акции и облигации) (Inter-national Federation of Stock Exchan-ges, 1996-1997).
        Внутренние денежные кредиты в качестве средства покрытия дефицита бюджета могут стать эффективным средством регулирования объема и доходности рынка государственных ценных бумаг, предупреждающим его негативное воздействие на инвестиции и рынок корпоративных бумаг. Они широко применяются как в развивающихся странах, так и в индустриальных странах Запада (Government Finan-ce Statistics Yearbook, 1997). Этот финансовый источник используется в Германии (в 1995 г. за счет ссуд была покрыта 1/3 долгового финансирования федерального бюджета, в 1996 г. - примерно 30%), Голландии, Италии, Франции и в других странах. США в 1988-1996 гг. постоянно привлекали внутренние долгосрочные денежные кредиты для покрытия дефицита федерального бюджета.
        В России кредиты бюджету со стороны ЦБ РФ запрещены (хотя частичное - в 30-40% - финансирование бюджета за счет этого источника могло бы существенно ослабить растущее на него давление, оказываемое процентными выплатами по государственному долгу). С экономической точки зрения кредиты ЦБ РФ бюджету и его вложения в государственные ценные бумаги - одно и то же. И в том, и в другом случае Банк России эмитирует в оборот безналичные деньги, не будучи ограниченным размером ранее привлеченных финансовых ресурсов.
        В сентябре 1998 г. более 30% нетто-заимствований правительства в банках были осуществлены у ЦБ РФ в форме государственных ценных бумаг. Разница лишь в том, что при прямом кредитовании Банком России бюджета (вместо приобретения государственных ценных бумаг) может быть установлен нерыночный процент (по таким кредитам ранее он колебался от 3 до 10%). Этим фактом будет признано, что государству не следует платить по рыночным ставкам своему Центральному банку за право через кредит бюджету произвести денежную эмиссию, так как это право принадлежит самому государству. В итоге создается возможность манипулирования (со стороны государства) объемом и доходностью рынка государственных ценных бумаг, прекращается подавление корпоративных ценных бумаг государственными.

    РАСШИРЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

        Переход от выпуска государственных ценных бумаг, направленных только на покрытие общего бюджетного дефицита, к более широкой гамме финансовых инструментов государства, в которой все большую долю будут занимать государственные ценные бумаги под конкретные инвестиционные проекты; поэтапное увеличение их доли в эмиссиях государства до 30%; сохранение существенных налоговых льгот только по тем государственным ценным бумагам, средства от размещения которых используются на капитальные вложения, финансирование науки и образования
        Такая политика государства многократно улучшит инвестиционную обстановку и вызовет мультипликационный эффект в притоке частных инвестиций. Банк России, приобретая (совместно с коммерческими банками) целевые выпуски государственных ценных бумаг, обеспечивал бы не только общий прирост предложения денег в экономике, но и его целевой, инвестиционный характер, направляя эмиссию на конкретные программы, на <разогрев> инвестиционной сферы, прирост заказов оборудования, строительных материалов и т.п.
        В международной практике широко используются государственные или гарантированные государством облигации под конкретные инвестиционные проекты. В Японии подобные облигации выпускаются Японской государственной дорожной корпорацией, Японской корпорацией жилищного строительства, Корпорацией по финансированию местных государственных предприятий, специальными корпорациями, действующими в области развития инфраструктуры (Корпорация по развитию электроэнергетики) и т.д. В Германии к выпуску облигаций на цели развития прибегают такие государственные институты, как федеральная почта и федеральные железные дороги.

    СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСДОЛГОМ

        Создание в России системы управления государственным долгом, обеспечивающей снижение кредитных рисков, раскрытие информации о государственном долге
        Система управления государственным долгом является обязательным атрибутом государственных финансов в индустриальных странах и на многих формирующихся рынках, обеспечивая:

  • раскрытие информации, учет и статистическую отчетность по состоянию государственного долга;
  • мониторинг и прогноз состояния, подготовку проектов политических решений в отношении объема, структуры, стоимости и т.д. государственного долга;
  • текущие решения по заимствованиям, ведение переговоров и подготовку сделок;
  • координацию действий субъектов, которые участвуют в управлении государственным долгом (непосредственно совершают сделки по заимствованиям, распределяют ресурсы, осуществляют учетную функцию и т.д.);
  • наличие денежных ресурсов для совершения процентных и возвратных платежей по долгам;
  • контроль денежных потоков (поступление средств, их пообъектное и в рамках лимитов использование, контроль возвратных платежей);
  • текущее регулирование и воздействие на государственный долг с целью поддержания его ликвидности, минимизации его величины, расходов на его обслуживание и рисков, с ним связанных (игра на финансовых рынках, направленная на оптимизацию долга, проведение реструктуризации долгов и т.д.);
  • организацию рынка государственных ценных бумаг и воздействие на его конъюнктуру.

    ЗАЩИТА ВНУТРЕННИХ ИНВЕСТОРОВ

        Усиление защиты внутренних инвесторов - амнистия за вывоз капиталов из страны; введение иммунитета внутренних инвесторов сроком на один год в отношении вступления в силу правовых норм, ухудшающих условия внутренних инвестиций в части взаимоотношений инвесторов с государством; создание системы гарантирования и страхования частных инвестиций, которая может стать их мультипликатором
        Основная причина утечки капиталов - политическая и криминальная нестабильность в России, неясность экономического будущего, зависящего от того, будет ли реализован политический риск. Любые попытки в этих условиях использовать максимум возможных административных инструментов и запрещений для предотвращения дальнейшей утечки капиталов за рубеж неизбежно потерпят неудачу. Они только усилят стремление избежать налогов и отток капиталов за границу. Только такие меры, как объявление амнистии за финансовые нарушения подобного рода, установление политической стабильности, проведение политики экономического роста при строгом надзоре за соблюдением хозяйственного законодательства, способны вернуть часть вывезенных денег в российскую экономику.

    ПОДДЕРЖКА СПРОСА НА КОРПОРАТИВНЫЕ БУМАГИ

        Поддержка спроса на корпоративные ценные бумаги - установление обязательной минимальной доли вложений банков и кредитных организаций (например, 5% активов), страховых компаний, пенсионных фондов (10% активов), паевых инвестиционных фондов и других коллективных инвесторов в акции и облигации коммерческих организаций, средства от размещения которых используются эмитентами на капитальные вложения в развитие собственной производственной базы (документом, подтверждающим производственный характер эмиссии, является проспект эмиссии ценных бумаг)
        В международной практике подобные нормативы устанавливаются относительно вложений в государственные ценные бумаги (наиболее ликвидные и безопасные финансовые инструменты, создание принудительного спроса).
        В российской практике государственные ценные бумаги обладают не меньшим риском, чем коммерческие; задачи промышленного подъема требуют создания принудительного спроса ценные бумаги реального сектора.

    РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНОГО КУРСА И СОЗДАНИЕ МФЦ

        Более жесткое регулирование валютного курса в безналичном обороте с тем, чтобы ограничить влияние роста денежного предложения на курс рубля и темпы инфляции.
        Создание в Москве международного финансового центра (МФЦ); освобождение от всех платежей в бюджет и внебюджетные фонды финансовых институтов-нерезидентов, их постоянных представительств, ведущих предпринимательскую деятельность по операциям на международном рынке, т.е. по совершенным в Москве операциям <нерезидент-нерезидент> с финансовыми услугами и финансовыми инструментами, номинированными в иностранной валюте и выпущенными как резидентами, так и нерезидентами

        Одной из конкурентных стратегий развития финансового сектора в индустриальных странах и на формирующихся рынках является создание международных финансовых центров (Дублин, Ванкувер, Монреаль, Стамбул) и оффшорных зон (например, на территориях, принадлежащих Британии). В международных финансовых центрах их участники - иностранные финансовые институты освобождаются от налогов по финансовым операциям между нерезидентами. Концентрация в этой связи денежных ресурсов нерезидентов, иностранных финансовых институтов, создание внутри страны сегмента международного финансового рынка ведет к быстрому росту финансовых и инвестиционных возможностей на внутренних финансовых рынках, созданию атмосферы подъема, развитию технологий и инфраструктуры в сфере инвестиций.

    ПООЩРЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

        Поощрение длительных иностранных инвестиций, связанных с переносом в Россию капитала и современных технологий; введение налоговых льгот долгосрочным иностранным инвесторам в корпоративные ценные бумаги; налоговое и иное поощрение прямых иностранных инвестиций под гарантии сохранения рабочих мест и предоставления денежных ресурсов в развитие предприятий; ограничение ликвидности рынка и возможностей краткосрочных масштабных изъятий иностранного капитала при острых кризисах рынка ценных бумаг; сотрудничество с правительствами-партнерами с тем, чтобы добиться режима наибольшего благоприятствования для инвестиций в Россию (страхование и гарантирование инвестиций); создание потока хороших новостей из России, нового, благоприятного для инвесторов имиджа страны
        В России редкостное сочетание искусственного дефицита денег в экономике, неблагоприятной для инвестиций структуры денежной массы, высоких процентных ставок и сверхтяжелого для переходной экономики налогового пресса. России не платятся долги, а она несет растущее долговое бремя, долларовые резервы населения и вывезенные капиталы немобилизуемы. Все эти факторы формируют глубокую зависимость состояния финансового рынка России (и самой возможности модернизации экономики) от прихода на него иностранных денег.
        К концу 1997 г. накопленная (с конца 80-х годов) масса иностранных инвестиций в России составляла не более 15-20 млрд долл. США (по оценке, не менее половины - спекулятивная составляющая). Мы оказались неконкурентоспособными по сравнению с другими развивающимися рынками, на которые в 90-е годы ежегодно приходили на порядок большие деньги (Китай получал до 40 млрд долл. в год, Южная Корея - более 10 млрд, Чехия и Польша на несколько миллиардов долларов превосходили Россию по размерам привлеченного иностранного капитала). В этой связи очень важно не пропустить следующей волны иностранных капиталов, которые неизбежно начнут возвращаться на формирующиеся рынки.

    ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА

        Профессиональное сообщество в России должно признать, что финансовая стабилизация недостаточна. Уже сейчас, в период острого финансового кризиса, государством должны закладываться основы политики экономического роста (в том числе финансовой и денежной политики, действующей в этом направлении). Только такая политика способна в условиях острого дефицита внутренних денежных ресурсов и кризиса доверия иностранных инвесторов создать в обществе и экономике доверие к будущему страны, надежду на лучшее, атмосферу стабильности и быстрого развития, которая сама по себе способна притягивать денежные ресурсы. Только такая политика способна возродить фондовый рынок и создать у собственников российских предприятий стимулы к инвестициям
        Безусловно, эта политика рискованна, она лежит на грани острой инфляции и сильных колебаний валютного курса. Но только такая политика создаст будущее российской экономики как рыночной и конкурентоспособной. Альтернатива ей - социальный протест и административное регулирование, по жесткости сравнимое с 30-ми годами.
        Если мы считаем, что в России должна существовать индустрия ценных бумаг, не ограничивающаяся спекулятивными всплесками, то должны признать, что условия для нее не будут созданы до тех пор, пока государство не перейдет к политике (в том числе финансовой и денежной) экономического роста.
        Следовательно, у профессионального сообщества нет иного выхода, как пытаться воздействовать на решения в области экономической политики, создавать экономические и правовые инициативы, адресованные государственным ведомствам, которые бы формировали финансовую и денежную политику экономического роста.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".