Регистрация выпуска ценных бумаг. За 30 дней?

Колегов Алексей

    Летом 2003 г. Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг были внесены очередные изменения в порядок эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг. Постановлением ФКЦБ России № 03-30/пс от 18 июня 2003 г. были утверждены новые стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (далее - Стандарты). Как ожидалось, новый порядок был призван упорядочить процедуру эмиссии ценных бумаг, а также более четко регламентировать положения, вызывавшие вопросы у участников рынка ценных бумаг. Но изменился ли порядок по существу или дело ограничилось внешними изменениями в регулирующих документах? Практика применения новых Стандартов с момента их вступления в силу более или менее сложилась только в отношении регистрации выпусков ценных бумаг.
    В отличие от ранее действующего порядка эмиссии различных видов ценных бумаг, Стандарты представляют собой единый документ, который регулирует эмиссию акций, облигаций и опционов эмитента, а также порядок регистрации проспектов указанных ценных бумаг. Исключение составляет эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг, а также эмиссия облигаций Банка России, на которые не распространяется действие Стандартов.
    Стандарты по-прежнему определяют список документов, обязательных к предоставлению для регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг определенного вида. Но требования к документам по форме и содержанию изменились. Так, например, согласно Стандартам в анкете эмитента должны быть отражены данные о предыдущих выпусках ценных бумаг эмитента, сведения о составлении эмитентом финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) или Общепринятыми принципами бухгалтерского учета США (US GAAP).
    Изменения коснулись и других требований, в частности количества экземпляров документов, порядка предоставления документов на электронных носителях, порядка использования услуг финансовых консультантов и т.д.
    Упростили ли новые Стандарты жизнь российских эмитентов? Более трех месяцев практики применения новых Стандартов говорят о том, что, по существу, бюрократическая процедура мало изменилась и проще не стала. Рассмотрим пример.
    Наибольший интерес у участников рынка ценных бумаг всегда вызывали положения, регулирующие сроки совершения регистрационных действий. Ранее действовавшие стандарты предусматривали различные сроки государственной регистрации в зависимости от того или иного вида ценных бумаг (от 14 до 30 дней с момента предоставления всех необходимых документов). Теперь ФКЦБ России обязана осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) всех видов ценных бумаг или принять решение об отказе в его регистрации в течение 30 дней с даты получения документов.
    Однако, как показывает практика, прошедших регистрацию в 30-дневный срок эмитентов - единицы. Закон <О рынке ценных бумаг> и Стандарты предоставляют ФКЦБ различные возможности для продления сроков. В частности, на основании п. 2.4.17 Стандартов Комиссия вправе в любое время затребовать <дополнительные документы>. Согласно этому пункту регистрирующий орган вправе осуществлять проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Правда, в п. 2.4.16 Стандартов отмечено, что ФКЦБ тем не менее ответственности за достоверность указанных эмитентами сведений не несет.
    К сожалению, даже практика регулярной работы с ФКЦБ не позволяет предугадать возможные претензии регистрирующих органов к предоставленным документам. ФКЦБ вправе запросить практически любой документ для проверки достоверности содержащихся в документах сведений - будь то заключение аудитора или трудовой договор с руководителем эмитента.
    Стандарты предусматривают, что срок регистрации может быть приостановлен на время, необходимое для проведения такой проверки, но не более чем на 30 дней. При этом не стоит рассчитывать на то, что ФКЦБ приостановит срок регистрации на время, которое реально требуется эмитенту для подготовки и предоставления дополнительно запрошенных документов. Даже если документы будут предъявлены на следующий день после запроса ФКЦБ, независимо от количества и содержания дополнительно предоставленных документов их проверка займет не меньше 30 дней. В результате простого арифметического сложения это приведет к общему сроку - 60 дней.
    Почему же сроки регистрации так важны для эмитентов? Очень часто подлежащие регистрации выпуски ценных бумаг - это выпуски акций в связи с увеличением уставного капитала акционерного общества. Для многих из российских компаний это способ получить финансирование, необходимое для развития бизнеса, а для иностранных инвесторов - способ вложить деньги и имущество в производство.
    Как известно, запрещено заключать сделки по размещению выпущенных дополнительных акций и тем более производить оплату акций до момента государственной регистрации дополнительного выпуска. Последствия несоблюдения этого правила будут весьма серьезными: последует отказ в государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг и признание выпуска акций несостоявшимся. В результате нарушения ФКЦБ откажется регистрировать отчет о размещении акций, увеличение уставного капитала не будет завершено, а эмитенту придется возвращать все денежные и неденежные средства, полученные в оплату акций подписчикам. Так, например, в случае оплаты акций иностранным инвестором путем передачи технологического оборудования, ввозимого на территорию Российской Федерации с предоставлением соответствующих налоговых и таможенных льгот, отказ в государственной регистрации отчета об итогах выпуска акций может обернуться как для эмитента, так и для инвестора просто катастрофой.
    Даже добросовестные эмитенты, строго соблюдающие законодательство о рынке ценных бумаг и все требования ФКЦБ о раскрытии информации, внимательно следящие за изменениями в электронных формах (которые до сих пор не были приведены в соответствие с новыми Стандартами) и предоставившие необходимые для регистрации выпуска ценных бумаг документы и информацию, не могут быть уверены в том, что выпущенные ими акции будут зарегистрированы в установленный Стандартами 30-дневный срок. А ведь каждый день задержки приводит зачастую к многотысячным убыткам как для эмитента, так для его акционеров.
    Объяснения по поводу задержек с регистрацией выпусков акций, как правило, не отличаются разнообразием: то исполнитель заболел, то начальник отдела в отпуске. Хотя следует признать, что в работе ФКЦБ, как, пожалуй, в работе любого государственного органа, есть свои сложности.
    По-видимому, эмитенты и их акционеры должны исходить из того, что даже при самом благоприятном сценарии дополнительный выпуск акций не будет зарегистрирован раньше, чем через два месяца. Вопрос лишь в том, правильно ли перекладывать административные, организационные или любые другие проблемы ФКЦБ на плечи эмитентов?

© ЗАО "Группа РЦБ".