Активный и пассивный инвестиционный менеджмент
партнер IPM Informed Portfolio Management, Стокгольм
Каждый, кто знаком с теорией портфельного инвестирования, знает, что доход от инвестиций может быть как пассивный, так и активный.
Пассивные инвестиции обычно ассоциируются с человеком, который когда-то вложил свои средства в некий набор ценных бумаг в расчете на то, что лет через 5-10 они обязательно вырастут в цене. И теперь каждое утро, неспешно потягивая свежевыжатый апельсиновый сок, он открывает газету, выискивает там котировки принадлежащих ему ценных бумаг и удовлетворенный (или не очень удовлетворенный) направляется на теннисный корт. Если говорить о профессиональном менеджере, т.е. о человеке, который получает зарплату за управление чужими деньгами, то он не может позволить себе такой роскоши и вместо теннисного корта направляется в офис. Он знает, что его клиент будет сравнивать результаты его работы с заранее оговоренным эталоном, бенчмарком (benchmark). Таким бенчмарком обычно выступает какой-либо индекс рынка, например S&P 500 или MSCI World.
Выбирают бенчмарк в зависимости от того, во что менеджер инвестирует. Скажем, если он инвестирует в российские акции, то наиболее естественно сравнивать его результаты с индексом РТС, а если в английские - то с FTSE 100. Существуют также индексы для рынков облигаций. Наиболее известный из них - JPM World.
Оценивают пассивного менеджера по тому, насколько близко он воспроизводит бенчмарк. Чем ближе - тем лучше. Для количественной оценки используют так называемую ошибку слежения (tracking error) - среднеквадратическое отклонение доходности портфеля от бенчмарка, обычно измеряемое на базе месячных доходностей и приведенное к годовому исчислению.
Задача у пассивного менеджера не очень почетная и потому оплачивается не слишком высоко. Для того чтобы отследить какой-либо из известных индексов, инвестор может просто купить акции соответствующего индексного фонда. В настоящее время их достаточно много, и среди них есть даже фонды, акции которых торгуются на биржах (так называемые exchange traded funds, ETF).
Другой вариант - купить фьючерсы на индекс и высвободить при этом львиную долю активов для других целей1. Все, что инвестору при этом необходимо, - это обеспечить начальную и поддерживающую маржу (initial and maintenance margin).
Пассивные инвестиции очень широко распространены в современном мире, так как статистически подтверждено, что в очень долгосрочной ретроспективе акции приносили среднюю доходность, превышающую инфляцию. (Имеющиеся в нашем распоряжении данные по США с 1802 г. по сегодняшний день эту статистику подтверждают.)
Поэтому пассивные инвестиции являются основой любого профессионально управляемого инвестиционного портфеля. Как правило, он состоит из определенных долей акций и облигаций. Например, в акциях - 70%, в облигациях - 30% (такое распределение все еще характерно для пенсионных фондов в Северной Америке, а в континентальной Европе картина скорее обратная).
Тем не менее сейчас, когда большинство профессионалов в инвестиционном мире на Западе не верят в повторение бурного <бычьего> рынка 90-х годов прошлого века на рынке акций, а доходности облигаций находятся на низком уровне, инвесторы не могут ограничиваться только пассивным доходом. На первый план выходит активный менеджмент.
Цель активного менеджмента - получить доход, не связанный с поведением рынка.
Наиболее традиционно активный менеджмент применяется на рынке акций. Вместо слепого следования рынку менеджер получает возможность выражать свое мнение о том, акции какой компании будут приносить доходность выше доходности индекса, а какой - ниже. Если он прав, то его портфель будет приносить доходность выше индекса, если нет - ниже. То есть мы видим некое соединение пассивного (следование бенчмарку) и активного (попытка принести доходность выше бенчмарка) управления.
Интересно отметить, что даже если бенчмарк упал, а стоимость портфеля хотя и упала, но не так значительно, то будет считаться, что менеджер успешно справился со своей задачей.
Для менеджера важно предварительно обсудить с клиентом это положение, чтобы позднее не столкнуться с недовольством клиента. Бенчмарк выбирают заранее для того, чтобы сравнивать результаты с ним, и только с ним. Доход, который приносит менеджер, - это относительный доход.
Для оценки результативности активного менеджмента при данном подходе используется большое количество показателей, основными из которых являются:
E-mail автора: igor.yelnik@informedportfolio.com
Сноска:
1 Инвестиция 100 долл. в индекс акций эквивалентна покупке фьючерса на этот индекс на 100 долл. и одновременной инвестиции 100 долл. в инструменты денежного рынка.
2 Еще более порочная практика - учитывать доходность бенчмарка в портфеле, который изначально задуман как пассивно-активный (а тем более как просто пассивный). В этом случае менеджер приписывает себе доходность рынка, которая явно не является ни его заслугой, если рынок вырос, ни неудачей, если рынок упал. Другое дело, грамотный выбор бенчмарка - это не всегда просто. И следует всячески приветствовать, если менеджер поможет клиенту решить эту проблему.
3 Здесь автор оставляет в стороне многочисленные смешанные фонды (balanced funds), где выбор соотношения инвестиций в акции и в облигации является неотъемлемой частью инвестиционного процесса. Причина этого игнорирования состоит в том, что в подавляющем большинстве случаев процедура принятия соответствующих решений далека от того, что представляется автору профессиональным подходом. Как показывают исследования, качество этих решений, если их обособить от других результатов смешанных фондов, находится на низком уровне. Рассматривать их как способный выдержать конкуренцию источник альфы вряд ли возможно. В то же время профессиональное управление распределением инвестиций между классами активов и между региональными рынками действительно приносит доход. Однако автор не сможет насчитать и двух десятков менеджеров, предлагающих качественный продукт в этой области.