Как получить внутренний кредитный рейтинг

РЦБ
Издательский Дом

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО

    В августе 1998 г. компания Standard & Poor's заключила соглашение о стратегическом партнерстве с рейтинговой службой EA-Ratings с целью координации аналитической и деловой активности. В соответствии с условиями соглашения компания Standard & Poor's поделится с EA-Ratings своим опытом по присвоению кредитных рейтингов, знанием глобальных финансовых рынков и аналитическими критериями. Кроме того, компания Standard & Poor's окажет содействие в области маркетинга, печати и развития услуг, связанных с кредитными рейтингами.
    EA-Ratings окажет содействие компании Standard & Poor's в вопросах делового развития и поделится своим объемом знаний и аналитическим опытом на российском рынке. Таким образом, будет создана основа для более успешного совместного проникновения на потенциально крупный российский рынок услуг по анализу кредитного риска. Принимая во внимание постоянно изменяющуюся экономическую обстановку и низкий уровень информационной <прозрачности> российских эмитентов долговых обязательств, образование стратегического альянса компаний Standard & Poor's и EA-Ratings предоставит обеим компаниям преимущества при проведении аналитических исследований, в особенности при анализе муниципального и государственного секторов.

О РЕЙТИНГОВОЙ СЛУЖБЕ EA-RATINGS

    Рейтинговая служба EA-Ra-tings, 100%-м учредителем которой является фонд <Институт экономики города> (ИЭГ) - первое ведущее независимое частное рейтинговое агентство, созданное с целью формирования профессионального и объективного мнения о кредитных рейтингах и информации о кредитном риске в России и странах СНГ. ИЭГ - негосударственная и некоммерческая организация.
    С момента образования в 1995 г. она сумела завоевать прочную репутацию как <мозговой центр>, специалисты которого (45 человек) концентрируют внимание на различных аспектах общественной политики и экономики городов и регионов.
    В период быстрого роста рынка муниципальных долговых обязательств ИЭГ выявил потребность инвесторов в объективной информации о кредитоспособности эмитентов ценных бумаг на субфедеральном уровне.
    В январе 1997 г. было образовано специальное подразделение ИЭГ - <Центр кредитного рейтинга долговых обязательств городов и регионов>, который провел анализ кредитоспособности ряда российских регионов и городов.
    В начале 1998 г. ИЭГ принял решение выделить Центр кредитного рейтинга в отдельную независимую компанию EA-Ratings. В настоящее время штат службы составляют 8 специалистов. Компания также будет привлекать на контрактной основе экспертов из числа специалистов по экономике, финансам и законо-дательству фонда <Институт экономики города>. Первоначальная деятельность EA-Ratings, фокусировавшаяся на муниципальном секторе, интенсивно расширяется за счет анализа банков, корпораций, страховых компаний, проектного и структурного финансирования, финансирования инфраструктуры.
    Одним из основных направлений деятельности рейтинговой службы становится работа по присвоению внутренних кредитных рейтингов долговым обязательствам субъектов РФ, муниципальных образований, промышленных предприятий, банков и страховых компаний.
    EA-Ratings присвоило более 20 внутренних кредитных рейтингов субъектам Федерации, муниципальным образованиям и предприятиям. Рейтинг-лист будет опубликован в следующих номерах журнала, его также можно получить в Интернете по адресу: www.EA-RATINGS.ru.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРИСВОЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО КРЕДИТНОГО РЕЙТИНГА

    1. Устав субъекта Федерации.
    2. Документ, описывающий границы субъекта Федерации; структура земель по видам собственности.
    3. Закон <О бюджете субъекта Федерации> за последние пять лет.
    4. Годовые отчеты об исполнении бюджета субъекта Федерации за предыдущие пять лет, месячные - за предыдущие три года.
    5. Годовые отчеты об исполнении консолидированного бюджета субъекта Федерации за предыдущие пять лет, месячные - за предыдущие три года.
    6. Структура платежей в бюджет субъекта Федерации (доля средств, поступающая в виде <живых> денег и в виде денежных суррогатов) по основным статьям доходов и расходов, доля недоимки по основным видам налогов за предыдущие пять лет (за текущий год - помесячно).
    7. Справка о кредиторской задолженности бюджета субъекта Федерации с отдельным указанием задолженности по заработной плате за предыдущие три года и на последнюю дату.
    8. Справка о кредиторской задолженности консолидированного бюджета субъекта Федерации с отдельным указанием задолженности по заработной плате за предыдущие три года и на последнюю дату.
    9. Данные о десяти крупнейших налогоплательщиках в бюджет субъекта Федерации, включая:

  • долю каждого из них в средствах, поступивших по четырем основным налогам (на прибыль, подоходный с физических лиц, на имущество предприятий, на добавленную стоимость) в собственный и консолидированный бюджеты за последние пять лет;
  • характеристику их экономического положения (ежегодные балансовые отчеты, кредиторская и дебиторская задолженность, прибыль, численность сотрудников, стоимость основных фондов, капитальные вложения за последние три года).     10. Данные о десяти крупнейших неплательщиках налогов:
  • в бюджет субъекта Федерации;
  • в федеральный бюджет за последние три года по аналогичной схеме.     11. Проект бюджета субъекта Федерации на следующий год.
        12. Проект консолидированного бюджета на следующий год.
        13. Положения о всех внебюджетных фондах субъекта Федерации, в том числе:
  • медицинского страхования;
  • социального страхования;
  • пенсионный;
  • дорожный;
  • экологический и др.     14. Отчет об исполнении сметы по всем внебюджетным фондам (доходы, расходы) за последние пять лет.
        15. Отчет о движении средств по текущим счетам <Суммы по поручению> и счетам спецсредств за последние пять лет.
        16. Уставы всех предприятий, находящихся в собственности субъекта Федерации (если типовые, то пример устава).
        17. Список всех предприятий, находящихся в собственности субъекта Федерации, а также АО, в уставном капитале которых участвует Комитет по управлению имуществом.
        18. Тарифы, устанавливаемые комитетом субъекта Федерации по ценам (поквартально за последние пять лет) за пользование:
  • электроэнергией,
  • газом;     тдельно для:
  • населения,
  • бюджетных организаций,
  • предприятий.     19. Справка о социально-экономическом состоянии субъекта Федерации за исследуемый период (за предыдущие пять лет, за последний год - план): отчет о выполнении плана социально-экономического развития области.
        20. Прогноз социально-экономического развития субъекта Федерации на следующий год.
        21. Справка о полученных кредитах и вексельных программах субъекта Федерации за последние пять лет с указанием данных, представляемых в форме 1.
        23. Проспекты выпуска векселей.
        24. Список бюджетных счетов с указанием счетов, банков, в которых они находятся (форма 2).
        25. Копии договоров о начислении процентов на остаток по счету с приложениями.
        26. Копия стандартного договора поручительства с приложениями.
        27. Информация о случаях невыполнения кредитного договора, обеспеченного гарантией бюджета субъекта Федерации с указанием договора.
        28. Выдача бюджетных гарантий под определенные доходы бюджета, документы, регламентирующие политику предоставления поручительств.
        29. Источники финансирования годового бюджетного дефицита за предыдущие пять лет (за предыдущие три года - месячного дефицита).
        30. Поручительства, выданные нижестоящим бюджетам и бюджетным организациям.
        31. Предоставление поручительств под кредиты коммерческим фирмам и предприятиям, не получающим бюджетных ассигнований, и их условия с указанием данных, представляемых в форме 3.
        32. Если поручительства выдавались под залог, то информация о залоге, его оценке и хранении.
        33. Информация о налоговых освобождениях (наличие, какими актами регулируются, доля в бюджете).
        34. Данные о проведенных и планирующихся администрацией субъекта Федерации эмиссиях ценных бумаг, кроме векселей (форма 4).
        35. Были ли задержки в погашениях.
        36. Положение, регламентирующее проведение взаимозачетов.
        37. Средние остатки на счетах.
        38. Инструменты, в которые размещаются финансовые средства помимо банковских депозитов (суммы, сроки).

    ШКАЛА ВНУТРЕННЕГО КРЕДИТНОГО РЕЙТИНГА EA-RATINGS

        Низкорискованные ценные бумаги
        Долговое обязательство с рейтингом 555 означает исключительно высокую способность эмитента оплатить финансовые обязательства (проценты и основную сумму долга). Это самый высокий рейтинг кредитоспособности.
        Долговое обязательство с рейтингом 55 свидетельствует об очень высокой способности оплатить финансовые обязательства и незначительно отличается от обязательств с наивысшей оценкой.
        Долговое обязательство с рейтингом 5 означает высокую способность оплатить финансовые обязательства, хотя эмитент, возможно, подвержен отрицательным переменам в связи с воздействием на него экономических условий и коммерческих обстоятельств.
        Долговое обязательство c рейтингом 444 означает достаточную способность оплатить финансовые обязательства при повышенной чувствительности к отрицательным экономическим условиям и финансовым обстоятельствам.
        Высокорискованные ценные бумаги
        Долговые обязательства, которым присвоены рейтинги 44, 4, 333, 33 или 3, отличаются повышенным риском, который связан с ухудшающимися финансовыми возможностями эмитента оплатить свои обязательства. В данной категории рейтинг 44 присваивается ценным бумагам с наименьшим риском, а рейтинг 3 - с наивысшим.
        Присвоение долговому обязательству рейтинга 44 означает низкую вероятность невыполнения долговых обязательств (дефолта) в ближайшее время. Однако очевидные затруднения с оплатой долговых обязательств могут возникнуть в случае ожидаемых неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях. Рейтинг 44 также присваивается долговому обязательству, являющемуся второстепенным по отношению к первостепенному долгу с рейтингом 444-.
        Присвоение долговому обязательству рейтинга 4 означает большую по сравнению с категорией 44 вероятность дефолта, хотя в данное время эмитент обладает способностью оплатить финансовые обязательства. Возможность выплаты долговых обязательств с таким рейтингом больше зависит от неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях, которые уже наступили. Рейтинг 4 также присваивается долговому обязательству, являющемуся второстепенным по отношению к первостепенному долгу с рейтингом 44 или 44-.
        Присвоение долговому обязательству рейтинга 333 означает, что на данный момент существует возможность дефолта. Своевременная оплата финансовых обязательств в значительной степени зависит от возможности благоприятных коммерческих, финансовых и экономических условий. Рейтинг 333 также присваивается долговому обязательству, являющемуся второстепенным по отношению к первостепенному долгу с рейтингом 4 или 4-.
        Рейтинг 33 присваивается долговому обязательству, являющемуся второстепенным по отношению к первостепенному долгу с рейтингом 333.
        Рейтинг 3 обычно присваивается долговому обязательству, являющемуся второстепенным по отношению к первостепенному долгу с рейтингом 333-. Рейтинг 3 также может присваиваться долговому обязательству в том случае, когда инициирована процедура банкротства эмитента, но обслуживание долга продолжается.
        Присвоение данного рейтинга означает, что выплата долговых обязательств эмитентом прервана.

        Более подробную информацию по данному вопросу можно получить в рейтинговой службе EA-Ratings по телефонам: (095) 245-39-57, 245-38-16.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".