Инвестиционные возможности Новгородской области

Смирнова Валентина

ЧТО ОТЛИЧАЕТ НОВГОРОДСКУЮ ОБЛАСТЬ?

    В результате экспертного опроса по факторам инвестирования выявилась существенная разница в ориентации зарубежных и отечественных инвесторов. Для потенциальных иностранных инвесторов наиболее важны: доступность региона, местонахождение предприятия, социально-политические условия региона, законодательные условия и отношение к ним региональных властей.
    Российские же инвесторы делают ставку на экстенсивные факторы инвестирования, прежде всего на ресурсный и экономический потенциал региона.
    Иностранные инвесторы предпочитают вкладывать средства в пищевую промышленность, топливные отрасли, финансово-кредитную деятельность, в деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность, торговлю и общественное питание, в машиностроение, транспорт, связь и металлургию. Новгородская область заинтересована в иностранных инвесторах. В свою очередь она в значительной степени отвечает их интересам.
    Отметим специфические черты Новгородской области, отличающие ее от России в целом и от других регионов. Характерной особенностью области является низкий ресурсно-сырьевой потенциал - 70-е место в России, невысокие производственный и потребительский потенциалы (маленький внутренний рынок), недостаточное развитие институтов рыночной экономики. В то же время область имеет:

  • великолепное географическое положение рядом с двумя крупнейшими потребительскими рынками России - Санкт-Петербургом и Москвой;
  • развитую структуру современных средств связи. По уровню и объему предоставляемых услуг телекоммуникаций занимает 3-е место в России после Москвы и Санкт-Петербурга;
  • высокую концентрацию предприятий радиоэлектронной промышленности, приборостроения, промышленности средств связи;
  • рынок высококвалифицированной рабочей силы, ранее задействованной на предприятиях ВПК;
  • вторичный рынок земли.     Поэтому стратегия развития области должна отличаться от стратегии развития России, имеющей большой внутренний рынок и значительные природные ресурсы.
        Тесное сотрудничество и взаимопонимание всех органов и уровней власти, партий и движений, профсоюзов, товаропроизводителей (независимо от форм собственности) позволили нашей команде выработать единую экономическую политику, определить приоритеты и направления развития, обеспечить последовательность и непрерывность преобразований.
        Шесть лет назад была поставлена задача: создавая условия для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, двигаться к бездотационному бюджету области, выйти из финансовой зависимости от центра.

    КАК УЛУЧШИТЬ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ?

        Что сделано для создания инвестиционного климата области?

  • Принят закон <Об инвестиционной деятельности в Новгородской области>, гарантирующий неухудшение законодательных условий деятельности предприятий, зафиксированных на момент принятия решений об инвестировании.
  • В бюджете области образован Гарантийный страховой фонд, обеспечивающий гарантии инвесторам.     Инвесторам предложен широкий выбор незадействованных производственных площадей, полностью обеспеченных необходимой инфраструктурой в соответствии с техническим заданием инвестора (газ, водоснабжение, электроэнергия, очистные сооружения и т.п.). Создан банк данных <Свободные индустриальные площади> по всем городам и районам области.
  • Применяется практика сопровождения перспективных проектов администрациями области, городов и районов, оказывается содействие в разрешении различных проблем, в том числе касающихся прохождения проектов через коридоры федеральной власти.
  • Проводится презентация проектов регистрирующим и контролирующим органам области. Назначаются кураторы проектов из числа руководителей области и местных органов власти, которые, не вмешиваясь во <внутренние> дела фирмы, работают с инвестором с момента принятия решения о реализации проекта, регистрации предприятия до начала производства, а впоследствии и в период функционирования.     Серьезного подхода требует решение вопросов, связанных:
  • во-первых, с землей, недвижимостью и физической инфраструктурой (дорожно-транспортная сеть, связь, газо-, водо-. электроснабжение, утилизация отходов);
  • во-вторых, с наличием деловой инфраструктуры; банков, финансовых и страховых компаний, лизинговых, консалтинговых и инжиниринговых компаний, юридических и аудиторских фирм, фирм, оказывающих различного рода услуги, - от проектно-строительных работ до вывоза мусора и стирки белья, условий для проживания, отдыха, лечения и обучения детей;
  • в-третьих, с подготовкой и обучением рабочих и служащих.     Создание эффективной рыночной инфраструктуры - один из региональных приоритетов. С 1992 г. в области образуются различные структуры, ориентированные на поддержку развития предпринимательства всех видов: Агентство развития и привлечения инвестиций, АО <Новгородский бизнес-парк>, АО <Новгородский техно-парк>, АО <Новгородская лизинговая компания>, Учебно-деловой центр предпринимательства и малого бизнеса и др.
        В настоящее время решается задача создания нового элемента рыночной инфраструктуры - Международного центра регионального развития как инструмента активного привлечения инвестиций, совершенствования структурной политики, подготовки новых кадров. Создание инструмента международной, межрегиональной интеграции будет способствовать реализации концепции социально-экономического развития региона. Активно работают фирма <Новгораудит> - член Международной Ассоциации аудиторов; Новгородская торгово-промышленная палата; научно-координационный и научно-аналитический центры. Активную международную деятельность по многим направлениям осуществляет Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, открытый в 1993 г. и уже сейчас занимающий 13-ю позицию среди классических университетов страны.
        Совместно с банками и страховыми организациями Новгородской области ведется работа по организации страхования рисков реализации инвестиционных проектов, к этому процессу привлекаются банки, страховые организации и коммерческие структуры крупных промышленно-финансовых центров России, международные и зарубежные финансовые и страховые институты. С <СБС-Агро> и Сбербанком России заключены соглашения о сотрудничестве. Осуществляется сотрудничество с <Дрезднер Банком>, лондонским Моснарбанком, Санкт-петербургским отделением Промстройбанка, Автобанком, Всемирным банком и Европейским банком реконструкции и развития. В области функционирует около 10 инвестиционных фондов и компаний.

    ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

        Все нормативные акты, направленные на создание благоприятного инвестиционного климата, можно условно разделить на три группы:

  • гарантии инвесторам;
  • налоговые льготы;
  • обеспечение инвестиционной привлекательности новгородских предприятий.     С декабря 1994 г. действует областной закон <О налоговых льготах предприятиям и организациям, расположенным на территории Новгородской области>. Согласно закону предприятия, пользующиеся иностранными инвестициями и занимающиеся производственной деятельностью и зарегистрированные на территории области, освобождаются до полной окупаемости вложенных средств от уплаты тех налогов в областной бюджет, по которым право на предоставление льгот принадлежит субъектам Федерации. Методика расчета периода полной окупаемости проектов подготовлена всемирно известной консалтинговой фирмой <Артур Андерсен> и имеет силу закона.
        Кроме того, эти предприятия освобождаются от уплаты части налогов в территориальный дорожный фонд. Вновь созданным предприятиям с отечественными и иностранными инвестициями возмещается налог на добавленную стоимость в части, зачисляемой в бюджет области.
        Частично освобождаются от налога на прибыль организации, осуществляющие затраты на маркетинг.
        Действует закон об освобождении доходов банков от налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет области, при направлении средств на прямые инвестиции.
        С января 1997 г. в четырех районах области созданы зоны экономического благоприятствования с особым налоговым режимом. У этих районов доля дотации составляет около 80%. Все коммерческие организации (за исключением занимающихся торговлей) освобождаются от уплаты всех налогов, по которым право на предоставление льгот принадлежит областной Думе (налоги на прибыль и имущество, плата за недра, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, земельный налог, лесной доход, плата за воду). Налог на прибыль, уплачиваемый ими в федеральный бюджет, возмещается налогоплательщикам из областного бюджета, а налог на добавленную стоимость, уплаченный в областной бюджет, возмещается налогоплательщику в размере 26% от исчисленной суммы. В свою очередь районы и города области предоставляют инвесторам дополнительные льготы по местным налогам.
        В целях создания режима наибольшего благоприятствования, установления дополнительных гарантий для организаций, внедряющих инвестиционные проекты, в мае 1993 г. принят закон <Об инвестиционной деятельности в Новгородской области>, позволивший свести воедино все <правила игры> для инвесторов.
        На определенном этапе благоприятные законодательные условия сыграли положительную роль. Динамика объемов привлеченных иностранных инвестиций по годам выглядит следующим образом:

        1994 г. - 3,5 млн долл.; 1995 г. - 69,1;
        1996 г. - 168,0; 1997 г. - 95,7;
        1998 г. (по предварительной оценке) - 80 млн долл.

        Таким образом, Новгородское инвестиционное законодательство идет по пути системного улучшения положений федеральных нормативных актов в той мере, в которой это позволяют сделать компетенция властей и имеющиеся в их распоряжении средства.

    ЧТО В ИТОГЕ?

        Результатом создания наиболее благоприятного инвестиционного климата и принятия инвестиционного законодательства стало увеличение иностранных инвестиций с 153 млн долл. на 01.01.94 г. до 490 млн долл. на 01.01.98 г. По основным отраслям рост составил: пищевая - 45%, химическая - 33,8, лесная и деревоперерабатывающая - 10,7%.
        Зарегистрировано 157 предприятий с иностранными инвестициями, из них действующих - 24. Наиболее мощные созданы с вложением капиталов фирм стран Европейского сообщества. Среди них такие известные в своих отраслях фирмы, как <Кюмене>, <Шоман Вуд> и <Рауте> (Финляндия), <Кэдбери Швеппс> (Великобритания), <Данск Тюггигумми Фабрик> (Дания), <Зоммер>, <Фляйдерер> (Германия), <Хольц-индустри Прединг> (Австрия), <Ижиеника> (Франция).
        В настоящее время в процессе реализации находятся проекты на 1 млрд долл.
        Новгородские предприятия с иностранными инвестициями играют весьма значительную, если не определяющую, роль в экономике области. Так, в 1997 г. в общем объеме промышленного производства их доля составила 55,2%, в экспорте - 88,5% и в импорте - 51,5%.
        Область осуществляет инвестиционное сотрудничество с 40 странами мира. По числу инвестиций лидируют страны ЕЭС: Великобритания, Дания, Германия, Финляндия.
        Многие предприятия выпускают высокотехнологичную продукцию машиностроения с использованием сохранившихся высоких российских технологий. Это радиокомпоненты нового поколения на базе аморфной ленты, герконовые реле, транзисторы на основе арсенида галлия, системы промышленного телевидения.
        <Регион года> - такой титул по решению Американской торговой палаты присвоен Новгородской области за успехи в привлечении зарубежных инвестиций в экономику России.
        Новгородская область принимает не только иностранных инвесторов. Например, компания РАО <Газпром> инвестирует строительство подземного газохранилища, а инвестиции таких известных в России компаний, как АО <Черкизовский мясоперерабатывающий завод> и корпорации <Довгань> составили 53 млрд руб.
        Объем отечественных инвестиций в основной капитал за счет всех источников составил в 1997 г. 165,5 млн долл., иностранных инвестиций - 95,7 млн долл. Удельный вес иностранных инвестиций в основном капитале за счет всех источников составил в 1997 г. 36,6%, тогда как в целом по России - только 4%. Около 74% иностранных инвестиций прошлого года вложены в пищевую отрасль народного хозяйства, 5% - в лесную и деревообрабатывающую промышленность.
        Работа в области законодательства велась в сотрудничестве с отечественными иностранными предприятиями и с ведущими в мире консалтинговыми фирмами (Сиар-Боссард, Артур Андерсен), причем на бесплатной основе.
        Тем не менее уже с самого начала администрация понимала, что принятие законов может дать преимущество перед другими областями только на какой-то определенный промежуток времени, потому что при наличии политической воли и согласия во властных региональных структурах принятие законов не представляет особого труда. И к сегодняшнему дню практически все наши соседи имеют прогрессивное инвестиционное законодательство. Таким образом, наличие законодательной базы - условие необходимое, но не достаточное. Поэтому с 1996 г. особое внимание сосредоточено на других аспектах деятельности по привлечению инвестиций.
        Такая деятельность направлена на достижение трех различных целей:

  • улучшение образа региона в глазах инвестиционного сообщества как благоприятного места для вложения инвестиций (деятельность по формированию образа);
  • непосредственное привлечение инвестиций (деятельность по прямому привлечению инвестиций);
  • обеспечение услуг перспективным и уже имеющимся инвесторам (деятельность по предоставлению инвестиционных услуг).     Социально-экономический смысл проводимой в Новгородской области инвестиционной политики заключается в том, что при падении производства и депрессивном состоянии экономики любой рентабельный в данных условиях проект, даже при условии освобождения от местных налогов, приносит доход как в бюджет и внебюджетные фонды, так и вносит вклад в оживление экономики региона, стабилизацию социального положения области.
        Так, при предоставленных на период окупаемости льготах в сумме 457 млн руб. выплаты по подоходному налогу, НДС и во внебюджетные фонды составляют 181 млн руб. Уже первый год после завершения проект приносит 271 млн руб. При этом на 100% выполняются обязательства перед федеральным бюджетом, что доказывает - инвестиционная политика области <рабо-тает> на всю Россию. Ведь при отсутствии инвестиций и область, и Федерация имели бы НОЛЬ, а не дополнительные денежные поступления в условиях драматического снижения объемов производства на <старых> предприятиях. Вложенные областью в виде освобождения от налогов средства полностью окупаются через 20 месяцев после завершения проектов.
        Указанные проекты дают 1700 новых рабочих мест и позволяют сохранить 1363 старых. За это время люди получат 230 млн руб. заработной платы, что даст дополнительный импульс другим отраслям экономики и социальной сфере области, новые поступления в бюджет.
        Все это приведет:
  • к созданию эффективно работающих, конкурентоспособных на мировом и внутреннем рынке производств с передовой техникой и технологией, управленческим опытом;
  • к стабилизации финансового и хозяйственного положения, как необходимого условия возрождения области;
  • к ускорению структурной перестройки, развитию новых, технически передовых отраслей и производств, диферсификации промышленного потенциала и устранению зависимости от состояния дел на 2-3 предприятиях области, как в настоящее время (<Акрон>, Боровический комбинат огнеупоров);
  • к формированию конкурентной рыночной среды и эффективной борьбы с монополизмом;
  • к увеличению экспорта и сдерживанию импорта за счет создания экспортоориентированных и импортозамещающих производств.     Считаем, что подобную государственную политику необходимо проводить в первую очередь на федеральном уровне вместо противоречивых, непоследовательных действий, когда одни ведомства и уровни управления весьма эффективно сводят на нет положительные усилия других.

    КУРС - НА ПЛОДОТВОРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

        Интерес иностранных инвесторов к области не ослабевает. Находятся в стадии проработки более 13 инвестиционных проектов, ведутся переговоры с представителями иностранных фирм из Германии, США, Финляндии, Швеции, Словении.
        Только приток капитала решит проблемы экономики России. И поэтому в нашем законодательстве одинаково выгодны условия как для иностранного, так и для российского капитала. Учитывая специфику Новгородской области, главной отличительной чертой региона должна стать ориентация на развитие экспортного производства.
        В 1998 г. внешнеторговые операции проводились с 73 странами мира, в том числе с 65 странами дальнего зарубежья и 8 странами СНГ. Внешнеторговый оборот, по оперативным данным, за прошедший год составил 432 млн долл. Произошло снижение как экспортных поставок (92,5% к уровню прошлого года), так и импортных (70,8 % к уровню 1997 г.).
        В основном экспортные поставки осуществлялись в страны дальнего зарубежья: Китай - 41,6%, Финляндию - 16,7%, Германию, США. Их структура: продукция химического комплекса - 66%; древесина и изделия из нее - 23%. Снижение объема экспортных поставок произошло исключительно за счет сокращения объемов поставок продукции в страны СНГ, которые составили 45% к уровню прошлого года. Наибольшие объемы импортных поступлений - из Дании, Великобритании, Финляндии, Германии, США и Украины. Импортировались продовольственные товары (51%), продукция машиностроения и нефтехимического комплекса. Удельный вес стран СНГ в общем объеме экспорта составляет 6,4%, а импорта - 10,2%. Экспортировалась в основном машиностроительная продукция (51%), продовольствие и сельскохозяйственное сырье (11%). Импорт из стран СНГ представлен продовольственными товарами (45%) и продукцией машиностроения (22%).
        За период с 1992 по 1998 г. создано 11 предприятий с участием капитала стран СНГ, в том числе Украины - 5, Узбекистана - 2, Беларуси - 2, Армении и Молдовы соответственно по одному (5 из них не работают). Деятельность предприятий с привлечением иностранных инвестиций направлена на строительно-реставрационные работы, выращивание и переработку сельскохозяйственной продукции, заготовку и переработку лесоматериалов и др.
        Несмотря на столь незначительные связи в области торговли и создании совместных предприятий со странами СНГ, Новгородская область стремится к наиболее плодотворному сотрудничеству.
        Заключены соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с 6 регионами Республики Беларусь (за исключением Минска), которые постоянно пролонгируются, с 8 казахскими регионами и с 12 регионами Украины, в том числе в 1997 г. подписаны соглашения с Хмельницкой и Ивано-Франковской областью, в 1998 г. - с Харьковской областью.
        Общим недостатком всех 26 подписанных соглашений с регионами стран СНГ является невозможность осуществления реального сотрудничества. Новгородская область в обмен на товары регионов СНГ может поставить продукцию лесопромышленности и минеральные удобрения. Для этих товаров предельные расстояния рентабельной их перевозки по железной дороге - 1500-1600 км, что сдерживает продвижение новгородских товаров на рынки СНГ. Еще одним сдерживающим моментом является необходимость расчетов не в твердой валюте, а взаимопоставками. Сеть же типа госснабовской на территории области разрушена полностью.
        Поставка минеральных удобрений в зоны рентабельности их перевозки (Республика Беларусь) ежегодно увеличивается: 1996 г. - 6,9 тыс. тонн; 1997 г. - 32,8 тыс. тонн; 1998 г. - 33,3 тыс. тонн.
        Продукция лесной отрасли регионами СНГ практически не востребована. Основными рынками ее сбыта являются скандинавские страны, да и то в виде сырьевых ресурсов. Проблем в экономике Новгородской области не меньше, чем у любого другого региона, поэтому необходимо объединять усилия в вопросах формирования инвестиционной политики.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".