Объединение субъектов Федерации: опыт Берлина и Бранденбурга
Заместитель директора Standard & Poor's
    В настоящее время активно обсуждается возможность объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также Москвы и Московской области. Кроме того, все чаще предлагаются варианты более глобального объединения российских регионов посредством образования крупных региональных блоков. Аргументация, лежащая в основе этих предложений, к сожалению, не выходит за рамки бытовой культуры, полностью противоречит принципам федерализма и сводится к следующим сюжетам:
    Объединение субъектов Федерации - не новая тема и для других государств, в том числе и федеративных. В 1996 г. в Германии был проведен референдум о целесообразности объединения федеральных земель Берлина и Бранденбурга. Аргументы сторонников объединения земель примерно такие же, как и у сторонников слияния Москвы и Санкт-Петербурга с окружающими эти города областями. Берлин образно называют островом посреди земли Бранденбург, равно как Бранденбург - бубликом вокруг Берлина. Отличие от Московской и Ленинградской областей в том, что Бранденбург имеет собственную столицу - Потсдам.
    Несмотря на активную поддержку идеи объединения Берлина и Бранденбурга, за которую высказывались мэр Берлина Эберхард Дипген и премьер-министр Бранденбурга Манфред Штолпе, результаты референдума, состоявшегося 05.05.96 г., отрицательные. Идею объединения поддержали 53,4% проголосовавших берлинцев (в Западном Берлине - 58,7%, в Восточном Берлине - 44,4%), в то время как в Бранденбурге за объединение проголосовало лишь 37,2%.
    Референдум по объединению Берлина и Бранденбурга имел национальное значение, поскольку попытки объединить города-земли с окружающими их землями предпринимались и в отношении других земель-городов Германии: Гамбурга (соседняя земля - Шлезвиг-Голь-штейн) и Бремена (соседняя земля - Нижняя Саксония).
    Слияние Берлина и Бранденбурга должно было стать знаковым событием еще и потому, что объединялись бы земли, составлявшие центральную часть <Великой Пруссии>. Кроме того, предполагалось, что объединение сгладит противоречия между западной и восточной частями самого Берлина. По мнению мэра Берлина Эберхарда Дипгена, объединение не произошло из-за исторического противостояния между Берлином и остальной Восточной Германией, а не из-за противоречий между Западной и Восточной Германией, хотя результаты референдума свидетельствуют об обратном.
    Несмотря на то что на решения людей, голосовавших на референдуме, оказывали определяющее влияние политические факторы, аргументы в пользу объединения сводились к экономической выгоде.
    Сторонники объединения как в Берлине, так и в Бранденбурге в качестве основных аргументов в пользу слияния земель выдвигали:
    Еще один аргумент в пользу объединения земель высказывает премьер-министр Бранденбурга Манфред Штолпе. По его мнению, для пятимиллионного региона слишком большая роскошь иметь две администрации, два парламента и целую армию чиновников. С объединением соседних земель эти диспропорции можно было бы исправить. Однако данная мера не требует объединения, достаточно создания координационных органов по общим проблемам с параллельным сокращением штата в обеих администрациях.
    Сотрудники Бранденбургского технического университета в Котбусе рассчитали, что в результате объединения повысится эффективность инвестиционной политики в области инфраструктуры. Это позволит привлечь для финансирования инфраструктуры в ближайшие 10 лет дополнительно около 10 млрд марок. Это приведет, в частности, к созданию 40 тыс. новых рабочих мест.
    Сокращение расходов на управление в расчете на одного работающего будет способствовать увеличению рабочих мест примерно на 50 тыс. Учитывая, что в случае объединения Берлина и Бранденбурга сокращению подвергнутся примерно 11 тыс. чиновников, общее увеличение рабочих мест в результате вышеуказанных мероприятий составит 79 тыс.
    Согласно расчетам все того же университета, общий объем инвестиций в экономику региона в результате объединения составит около 200 млрд марок при суммарном объеме ВВП около 211,7 млрд марок (1995 г.).
    При объединении земли могут эффективно дополнить друг друга, а не конкурировать, поскольку структуры экономики Берлина и Бранденбурга разнятся между собой. Несмотря на общие тенденции к увеличению сферы услуг за счет снижения доли промышленности, различия по-прежнему довольно велики. Так, доля занятых в промышленности составляет в Бранденбурге 33,8% от общего числа занятых, в Восточном Берлине - лишь 25,5, а в Западном - 26,1% (1994 г.). Обратная ситуация сложилась в отношении доли занятых в сфере услуг: в Бранденбурге - лишь 18,2%, в Восточном Берлине - 26,1%, а в Западном - 27,4%. Таким образом, преобладающим сектором народного хозяйства стала сфера услуг, в то время как Бранденбург остался в основном промышленным.
    Кроме этого, экономика Берлина испытывает спад, особенно в промышленности и торговле. Только некоторые отрасли (металлообработка и электроника) демонстрируют рост производства. В то же время в 1994 г. Бранденбург добился роста экономики на 6,6% (второе место среди <новых> земель). Основные проблемы, которые возникают в экономике земли, связаны прежде всего с необходимостью структурной перестройки ряда производств, в частности черной металлургии.
    Объединение, по мнению его сторонников, дает региону возможность завоевать новое место в мировом разделении труда, особенно в области транспортного машиностроения, а также информационных и коммуникационных технологий.
    На наш взгляд, решению большинства вышеуказанных проблем объединение регионов способствовать не может, что и подтвердилось результатами референдума по вопросу об объединении Берлина и Бранденбурга.
    Основные противоречия между регионами возникают не в политической, а в экономической сфере. Следовательно, решены они могут быть также исключительно с помощью экономических механизмов. Основные аргументы против механического объединения регионов:
    На примере круга проблем, которые были затронуты во время дискуссии по вопросу объединения земель ФРГ Берлина и Бранденбурга, становится очевидным, что все они не решаются путем механического объединения территорий. Скорее, наоборот, слияние потребует таких колоссальных усилий, в том числе и финансовых, которые по своему объему превысят все выгоды от объединения территорий. В таком случае, возможность объединения резко негативно повлияет на кредитоспособность регионов, значительно сократит возможности по обслуживанию своих обязательств и займу новых. Но главное - это вопросы конституционного устройства государства, которые ставят препоны легкомысленным попыткам объединения.