Переход к казначейской системе исполнения бюджета
Иванов Александр
Кузнецов Виктор
Парамонов Игорь
Сергеева Маргарита
Шевченко Анатолий
    За годы различных перестроек произошло не просто перераспределение функций между планирующими, исполняющими и контролирующими органами власти, но отдельные функции управления бюджетным процессом оказались утеряны, часть функций стала дублироваться, а некоторые органы администрации стали выполнять не свойственные им функции.
    Примерно так же обстоит дело с законодательным обеспечением бюджетного процесса. Есть приказы и инструкции, по которым уже невозможно работать, но они еще не отменены, есть законы, которые опубликованы, но еще не приняты, и т.д. Более того, ни в регламентирующих документах, ни у носителей терминологии - бюджетников нет однозначного толкования ключевых терминов, использующихся при описании бюджетного процесса.
    В период существования СССР порядок кассового исполнения бюджета определялся Госбанком СССР по согласованию с Министерством финансов СССР. Бюджетные средства рассматривались как кредитный ресурс государства, и финансирование бюджетополучателей осуществлялось через открытие бюджетных кредитов.
    Функции между участниками бюджетного процесса распределялись следующим образом. Финансовые органы распоряжались бюджетными средствами. Кассовое исполнение возлагалось на Госбанк, куда поступали и где хранились все доходы и откуда производились все расходы бюджета. Госбанк же осуществлял учет и отчетность перед контролирующими органами.
    При такой системе кассового исполнения бюджета, получившей название <банковской>, государство контролировало всю финансовую систему, правильное использование и целевое направление бюджетных ассигнований.
    С распадом СССР в России сложилась смешанная система кассового исполнения бюджета. Функции кассира бюджетных средств были закреплены за Центральным банком РФ. Однако государственная система бюджетных расчетов оказалось не такой гибкой и мобильной, как того требовали задачи начального этапа экономических реформ. Коммерческие же банки тогда сконцентрировали лучшие кадры, более эффективные технологии и сумели сохранить сложившуюся еще в предреформенный период систему бюджетных счетов.
    В результате система банковских бюджетных счетов города оказалась в основном построена на использовании расчетно-кассовых центров бывших отделений Госбанка и Стройбанка СССР, ныне реорганизованных в коммерческие банки. Бюджетные средства (государственный фонд денежных средств города) стали храниться не в государственном, а в коммерческих банках.
    Суть смешанной системы кассового исполнения бюджета заключается в том, что распоряжается бюджетными средствами, осуществляет учет и формирует отчетность государственный финансовый орган, а прием, хранение и выдачу бюджетных средств организуют коммерческие банки, которые де-факто становятся <уполномоченными> банками бюджета.
    В настоящее время речь идет о формировании в России еще одной системы кассового исполнения бюджета - казначейской.
    Казначейство - это старое наименование финансовых органов, исполняющих бюджет. Оно использовалось в прежней России и в СССР до 1928 г., а в международной практике используется и сейчас. Казначейство само занималось организацией приема, хранения и выдачи бюджетных средств через систему приходно-расходных касс. Затем состоялась кассовая реформа, которая упразднила казначейства, а с ней и казначейскую систему исполнения бюджета.
    В чем же суть казначейской системы? Состав функций казначейства весьма неоднозначен. В одних случаях он может включать в себя выполнение процедур, связанных со сбором поступлений, управлением потоком платежей в общественном секторе и хранением образующихся наличных активов. В других - казначейства несут ответственность за выработку и проведение государственной экономической и финансовой политики. В третьих - вообще отсутствует такой орган государственной власти, и функции исполнения бюджета возложены на Министерство финансов.
    Сегодня в Российской Федерации понятие <Казначейская система исполнения бюджета> приобретает свое значение. Среди всех параметров системы исполнения бюджета на первое место выходит оборачиваемость средств. Суть казначейской системы исполнения бюджета в том, что казначейство при-нимает на себя обязательства бюджетных учреждений и осуществляет платеж по ним из бюджета напрямую, на счета поставщиков товаров и услуг и производителей работ. Очень упрощенно этап исполнения бюджетного процесса может быть представлен в виде функциональной диаграммы (рис. 1)2.
    Иерархия участников расходной части бюджетного процесса традиционно может быть представлена в виде подведомственной сети. Бюджетный кодекс в явном виде регламентирует в ней три уровня (рис. 2): главные распорядители - подведомственные распорядители - бюджетные учреждения.
    В реальности же совокупность отношений между органами власти и бюджетными учреждениями может оказываться гораздо сложнее и порождать дополнительные уровни распределения бюджетных средств: губернатор - орган, исполняющий функции казначейства, - главные распорядители - подведомственные распорядители - бюджетные учреждения (рис. 3).
    В процессе исполнения бюджета между территориальными органами власти и бюджетными учреждениями возникают отношения, регулирующие ту или иную сторону их хозяйственной деятельности. Эти многочисленные отношения, или связи, можно классифицировать по корреспонденту, с которым эти отношения устанавливаются:
    Насколько существующая банковская система отвечает задачам формирования доходов бюджета?
Формат платежного поручения
    Процесс перечисления доходов в бюджет (в частности, уплата налогов) начинается с заполнения налогоплательщиком платежного поручения. Поручение заполняется по утвержденной Центральным банком стандартной форме и должно содержать реквизиты плательщика (его наименование, ИНН, банковские реквизиты), реквизиты получателя (наименование бюджетной финансовой службы, ее ИНН, банковские реквизиты), сумму и назначение платежа и прочую информацию (номер поручения, дату и т.д.).
    Такая форма не вызывает осложнений для обычных клиентов банков, осуществляющих между собой расчеты по договорам, в которых прописываются реквизиты обеих договаривающихся сторон. Но дело в том, что государство и отдельные его субъекты не вписываются в разряд <обычных> банковских клиентов. Налогоплательщики платят налоги в бюджет не по договорам, а по закону, который предписывает виды налогов, их ставки и сроки уплаты, но не банковские реквизиты, по которым они должны зачисляться.
    Тем не менее налогоплательщик, перечисляющий средства в бюджет, должен знать и указывать, какому именно финансовому органу, с каким ИНН, на какой счет и в каком банке эти средства должны быть перечислены.
    Необходимость указывать лишнюю информацию является дополнительным источником ошибок. По нашим данным, в общем объеме операций, совершаемых бухгалтерией районного территориального финансового управления по учету платежей в бюджет, примерно 3% приходятся на долю возвратов неверно или с избытком произведенных платежей. При этом примерно 90% возвратов связаны именно с неверным заполнением банковских реквизитов в платежном поручении.
Порайонный учет платежей в бюджет
    В каждом административном районе в одном из банков открывается отдельный банковский счет, на который должны перечислять платежи в бюджет плательщики, стоящие на налоговом учете в этом районе. Такой банковский счет является промежуточным. Ежедневно данные о поступивших платежах на этот счет собираются районными финансовыми службами и передаются в районные налоговые службы, а средства перечисляются на основной накопительный счет бюджета. Сразу хотелось бы обратить внимание на следующее обстоятельство. Назначение банковских счетов состоит в том, чтобы хранить денежные средства и производить денежные расчеты. Промежуточные же счета открываются только с целью классификации данных о поступлениях в бюджет по районам; они не используются ни для хранения бюджетных средств, ни для проведения расчетов по бюджетным обязательствам - этим целям служат исключительно основные счета бюджета.
    К чему приводит использование промежуточных счетов?
    Прежде всего увеличивается время прохождения платежа. Причем это увеличение имеет две составляющие: прохождение платежа через дополнительный счет и необходимость получить вначале по этому счету банковскую выписку, а затем (после ее обработки) передать в банк платежное поручение на перечисление средств с этого промежуточного счета на основной накопительный счет бюджета.
    Прохождение платежа через промежуточный счет можно ускорить, если ввести в банковскую практику специальные <транзитные> счета, перечисление с которых на основные счета должны осуществляться банком автоматически - без поручений со стороны финансовой службы. (Заметим, что при этом финансовая служба никаких операций с таким счетом выполнять не должна; например, с <транзитных> счетов не могут выполняться возвраты неверно или с избытком зачисленных налогов).
    Однако избавиться от использования самих промежуточных счетов при существующей технологии банковских расчетов уже гораздо проблематичнее. Допустим, что налогоплательщик производит платеж напрямую на основной счет бюджета. Как получатель платежа может определить район налогового учета плательщика? В получаемой им банковской выписке такая информация отсутствует, и ее можно извлечь только из платежного поручения (ИНН плательщика). Но если банковская выписка поступает в бюджетный финансовый орган по электронным каналам связи (по системе <банк - клиент>), то платежные поручения приходят туда, как правило, курьерской доставкой. Значит, чтобы осуществить классификацию поступивших платежей по районам, нужно вручную обрабатывать все (а их количество исчисляется тысячами) платежные поручения, предварительно дождавшись их доставки.
О маршрутах платежей
    Еще одно из последствий введения промежуточных счетов бюджета - появление разного рода <кривых> маршрутов, по которым платежи поступают на основной бюджетный счет. Приведем типичные примеры.
    Счета бюджета обычно обслуживаются в стабильных, крупных банках с развитой филиальной сетью4. Казалось бы, все платежи из крупного <уполномоченного> банка5 должны поступать по системе внутрибанковских расчетов на счет бюджета, открытый в этом же банке. Однако необходимость пропускать платежи через промежуточные счета не всегда позволяет осуществить такую оптимизацию маршрута. Приведем типовой пример. Если налогоплательщик имеет расчетный счет в филиале одного <уполномоченного> банка - банка А, а состоит на налоговом учете в районе, перечисление налогов по которому должно осуществляться в филиал другого <уполномоченного> банка - банка Б, то маршрут соответствующего платежа будет выглядеть следующим образом (рис. 4, а):
    Ниже мы предлагаем несколько конструктивных решений, которые могли бы снизить часть рисков и сделать бюджетный процесс более управляемым.
О планировании
    Сегодня процесс планирования бюджета упрощен до невероятного состояния. Из-за нехватки средств практически в расчет принимаются только два фактора: данные предыдущих периодов и макроэкономические показатели. За красивыми словами о бездефицитном бюджете скрывается простой принцип - запланированные расходы не должны превышать запланированные доходы. Учитывая, что прогнозируемый реальный объем доходов и дальше будет снижаться, говорить можно о планировании равномерного, пропорционального умирания отраслей, но никак не о победе финансового планирования над дефицитом бюджета.
    При планировании годового бюджета учитываются цифры, приведенные в документе, который называется <План развития: до 2001 года>. Возможно, в 2001 г. появится <План развития: до 2005 года>. На наш взгляд, в постоянно меняющемся мире среднесрочное планирование не должно носить столь дискретный характер.
    Наверное, система среднесрочного планирования должна быть построена по принципу <скользящей шкалы>. В основе планирования лежит тот же пятилетний финансовый план развития. План текущего года является обязательным для исполнения, планы четырех последующих - ориентировочные. По результатам отчетного года уточняется план на следующий год, пересматриваются планы на очередные три года, формируется план на последний год периода.
    При составлении кассового плана расходов бюджета на месяц используется, во-первых, роспись бюджета и, во-вторых, инструмент прогнозирования доходов. При этом в качестве аргументов прогнозирования используются все те же данные предыдущих периодов и макропоказатели. На отрезках в 1 месяц и даже 5 дней такой прогноз довольно точен (около 10%), а при определении ежедневных расходов точность прогноза резко падает. Для компенсации несоответствия ежедневных поступлений и плана расходов приходится задействовать инструмент краткосрочного заимствования и размещения.
    На наш взгляд, вопрос об уточнении прогнозирования можно решить и улучшением методики прогнозирования за счет ситуационного анализа погрешности прогноза, и изменением расписания финансирования. Если производить финансирование бюджетных обязательств раз в 5 дней, то сглаживается влияние случайных факторов на величину поступлений, а у бюджета появляется резерв времени и средств для проведения встречных платежей с крупными налогоплательщиками, При этом бюджет не платит за краткосрочное заимствование коммерческим организациям.
Консолидированные платежи
    Одна из серьезных проблем бюджета любого уровня - большой документооборот. Традиционные пути решения этой проблемы - замена бумажных носителей информации электронными. Но это, скорее, не решение проблемы, а перевод ее в другую плоскость. Мы предлагаем вместе с компьютеризацией документооборота использовать для снижения его объема еще и консолидацию платежей. Например, так, как это показано на рис. 5 и 6.
    Выигрыш от такого решения несомненный. Это и возможность бюджета планировать, и использовать средства между платежами как собственный кредитный ресурс, и большая ясность в отношениях с поставщиками, и, наконец, экономия от менее интенсивного использования каналов связи и других средств передачи, и обработки информации.
Маршрутизатор
    Избежать некоторых рисков и повысить управляемость финансовыми потоками можно с помощью технического решения, которое мы назвали <Маршрутизатор>.
    Суть этого решения сводится к следующему. Необходимо изменить порядок заполнения платежных документов, используемых для уплаты налогов в бюджет города, так, чтобы место назначения платежа определялось исходя из вида платежа. Тогда можно будет обойтись без указания в платежном поручении банковских реквизитов получателя платежа. Это, в свою очередь, позволит сократить вероятность ошибок заполнения поручений, снимет проблему уведомления налогоплательщиков о том, куда нужно перечислять налоги, создаст возможность при необходимости оперативно перенаправлять финансовые потоки из одного банка в другой. Что для этого требуется сделать?
    Во-первых, нужно изменить порядок заполнения платежных поручений по уплате доходов в бюджет, а именно: