Регионам придется платить по своим агрооблигациям

Фроловский Игорь

    Первое погашение облигаций в мае 1997 г. прошло успешно. В полном объеме и в срок погасила свои обязательства по облигациям Томская область.
    Но летом 1998 г. некоторые региональные администрации не осуществили погашение своих облигаций.
    17 августа произошел финансовый кризис, и в этот момент у региональных властей была надежда, что долги по агрооблигациям можно будет вообще не возвращать.
    В сентябре - начале октября регионы питали себя иллюзиями, что новое российское правительство возьмет финансовые обязательства регионов перед кредиторами на себя и само расплатится с кредиторами за счет федерального бюджета.
    Но сейчас уже совершенно ясно, что администрациям придется платить по своим долгам и в основном они должны рассчитывать только на себя.
    И хотя федеральная власть понимает, что должна участвовать в обеспечении процесса погашения агрооблигаций, кредиторы в настоящее время из-за неисполнения обязательств субъектов Федерации вынуждены вести судебные процессы, арестовывать счета и имущество. В результате усиливается напряженность во взаимоотношениях между кредиторами и субъектами Федерации.
    Уже сейчас очевидны последствия непогашения агрооблигаций:

  • постоянные массовые судебные разбирательства по всей России и окончательное разрушение отношений кредиторов и заемщиков - субъектов Федерации;
  • отражение судебной процедуры в СМИ негативно отразится на выборах губернаторов в 1999-2000 гг.;
  • неумение региональной и федеральной властей договориться с финансовыми институтами создаст трудности с привлечением новых финансов в регионы и Россию в целом;
  • усиление социальной напряженности в регионах из-за ареста счетов и имущества администрации.     Налицо иждивенческий подход многих регионов к федеральной власти в вопросе погашения облигаций. Федеральная власть воспринимается не как регулятор экономических макропроцессов, а как <дойная корова>, бесплатно дающая денежные средства для погашения долгов регионов по агробондам.
        У многих регионов есть сельхозпродукция для продажи. Но по-прежнему отсутствует прозрачная обшероссийская инфраструктура по оптовой торговле сельхозпродукцией с надежной системой исполнения поставок продукции и расчетов по ней. С одной стороны, самим регионам общероссийскую торговую систему не создать, но, с другой стороны, у многих регионов и нет такого желания, так как при прозрачном рынке региональные посредники лишатся сверхприбыли. Поэтому здесь важна роль федерального центра.
        В классической ситуации <верхи не могут, низы не хотят> федеральным властям все же необходимо найти в себе силы для организации цивилизованной системы купли/продажи региональной сельхозпродукции.
        Господдержка селу должна заключаться не в прощении долгов, не в закачке новых безвозвратных кредитов, а в организации и укреплении отечественного рынка сельскохозяйственной продукции. Сегодня для этого есть уникальный шанс в связи с существенным сокращением импорта продовольствия в Россию из-за высокого курса доллара. Если в 1999 г. наши производители сельскохозяйственной продукции не займут отечественный рынок продовольствия, тезис о поддержке российских сельхозпроизводителей окажется пустым лозунгом и блефом для получения очередных дешевых кредитов за счет государства.
        Основной причиной непогашения агрооблигаций является неумение региональных властей организовать продажу продукции и собрать налоги. Сейчас в АКБ МФК обращаются губернаторы с просьбами помочь продать медицинские кушетки, электродрели, звонки, защелки и т.п., чтобы погасить агрооблигации. Ясно, что финансовая компания не сможет продать такую мелкооптовую неликвидную продукцию, поэтому не будет заниматься подобными операциями. Общий анализ показал, что в регионах мало продукции, пользующейся устойчивым спросом, кроме того, местные власти не могут организовать продажу производимой продукции.
        Однако дело не только в финансовых возможностях регионов.
        Все выплаты были запланированы региональными бюджетами на 1997-1998 гг. Поэтому неисполнение обязательств в 1997-1999 гг. может объясняться только нецелевым расходованием бюджетных средств в регионах.
        АКБ МФК обратился в Счетную палату РФ и Генпрокуратуру РФ с предложением провести проверки бюджетно-финансовой деятельности ряда администраций (Кемеровская, Новороссийская, Кировская обл., Ставропольский край и др.).
        Процесс погашения целиком зависит от личного участия губернаторов в контроле выплат, в умении договориться с кредиторами и мало связан с дoтaциoнным или донорским статусом регионов. Так, Липецкая область - одна из крупнейших регионов-доноров - с 4 июля 1998 г. ни копейки не заплатила инвесторам, а дотационная Республика Чувашия полностью и в срок погасила агрооблигации. Президент Чувашии Николай Федоров лично контролировал ход погашения, так как будущая инвестиционная привлекательность Чувашии для президента этой республики является задачей № 1. Дотационная Бурятия в период кризиса после 17 августа смогла оперативно расплатиться с кредиторами.
        Следует отметить те администрации, которые в срок и в полном объеме погасили агроооблигации: Томская, Ленинградская, Ростовская обл., Республика Чувашия, Красноярский край (см. таблицу). С небольшой задержкой рассчитались Оренбургская, Владимирская, Омская обл., республики Якутия, Хакасия, Бурятия. Причем у Красноярского края, Владимирской области и Республики Бурятия срок погашения агрооблигаций был после 17 августа.
        Среди администраций, до 1 февраля 1999 г. ни копейки не заплативших по своим просроченным агрооблигациям, следует выделить те, у которых срок погашения был до 17 августа: Ставропольский край, Саратовская, Липецкая, Кировская, Новгородская, Ивановская, Магаданская обл., Республика Удмуртия, Республика Алтай, Алтайский край. У этих регионов срок погашения был до 17 августа, и администрации заранее должны были готовиться к погашению (на это у всех были решения региональных законодательных и исполнительных органов власти). Поэтому дефолт по их облигациям нельзя списать на финансовый кризис в России или неурожай лета 1998 г. Причина тут только одна: нежелание глав регионов расплатиться с кредиторами.
        Hеумение региональной власти решать вопросы с крупными отечественными и зарубежными кредиторами не прибавит очков главам регионов на очередных региональных выборах в 1999-2000 гг. Забота о региональной экономике становится лишь пустым избирательным лозунгом при таком отношении к кредитоpaм в указанных регионах. Сейчас всем ясно, что развивать региональную экономику, создавать рабочие места, платить зарплату избирателям-бюджетникам невозможно без построения цивилизованной системы заимствований. Если в ближайшее время главы этих администраций не найдут механизмы погашения агрооблигаций, то в ближайшие 5-7 лет этим регионам будет трудно привлечь инвестиции для развития экономики.
        В настоящий момент АКБ МФК, как основной кредитор по агрооблигациям, разработал план действий по обеспечению погашения этих бумаг. Основной принцип действий в отношении регионов - злостных неплательщиков будет достаточно прост: <Не знаете как - поможем, не хотите - заставим>.

    Погашены полностью Погашены частично Не погашены
    в срок с небольшой задержкой

    с датой погашения после 17 августа 1998 г.

    с датой погашения до 17.08.98 г.

    Ленинградская обл.

    Ростовская обл.

    Томская обл.

    Чувашская Республика

    Красноярский край

    Калининградская обл.

    Республика Карелия

    Республика Саха (Якутия)

    Республика Хакасия

    Омская обл.

    Оренбургская обл.

    Республика Бурятия

    Владимирская обл.

    Вологодская обл.

    Республика Дагестан

    Республика Коми

    Волгоградская обл.

    Амурская обл.

    Воронежская обл.

    Ульяновская обл.

    Астраханская обл.

    Тюменская обл.

    Читинская обл.

    Тамбовская обл.

    Еврейская АО

    Пензенская обл.

    Брянская обл.

    Ярославская обл.

    Краснодарский край

    Республика Марий Эл

    Хабаровский край

    Челябинская обл.

    Нижегородская обл.

    Тверская обл.

    Новосибирская обл.

    Калужская обл.

    Кемеровская обл.

    Ставропольский край

    Саратовская обл.

    Липецкая обл.

    Кировская обл.

    Удмуртская Республика

    Новгородская обл.

    Алтайский край

    Ивановская обл.

    Магаданская обл.

    Агинский Бурятский АО

    Республика Адыгея

    Республика Алтай

    Республика Калмыкия

    © ЗАО "Группа РЦБ".