Неденежное исполнение бюджета

Хурсевич Сергей

Сибиряков Сергей

ПОЧЕМУ ВАЖНА ЛИКВИДНОСТЬ БЮДЖЕТА?

    Неденежное исполнение бюджета - это его исполнение в товарной, денежно-суррогатной, а также зачетной форме по доходам и (или) расходам. Если в счет налогов и других обязательных платежей в бюджет поступают доходы в неденежной форме, то исполнение на их основе денежных расходов влечет определенные издержки. Например, обращение товара в деньги неизбежно связано с затратами по реализации продукции, потерями вследствие изменения рыночной конъюнктуры и пр. Денежные суррогаты реализуются на рынке с дисконтом, а учитываются по номиналу. Классическая зачетная операция вообще не предполагает денежного исполнения по расходам.
    В этой связи помимо структуры доходов и расходов, а также их объ-ема огромное значение приобрела форма, в которой они поступают в бюджет. Данное обстоятельство требует учитывать ликвидность бюджетов - степень, в которой доходы бюджета могут быть обращены в его денежные расходы. На практике доходы, поступившие в бюджет в неденежной форме, как правило, не реализуются на рынке, а используются для неденежного покрытия бюджетных обязательств. Однако с позиций оценки ликвидности такого рода доходов факт отсутствия практической конвертации товаров и суррогатов в деньги не столь значим. Ликвидность характеризует, сколько потребовалось бы потратить бюджетных средств, чтобы на основе полученных доходов осуществить денежные расходы.
    Неденежные поступления в консолидированные бюджеты субъектов РФ занимают увеличивающийся с каждым годом объем, что требует в ходе бюджетного планирования учитывать ликвидность поступающих средств.
    Оценка ликвидности бюджета имеет важнейшее значение при определении политики заимствований. Это обусловлено тем, что практически все привлекаемые для погашения дефицита ресурсы имеют денежную форму. Следовательно, оценивая возможности бюджета по возврату кредитов и погашению займов, необходимо принимать к учету не номинальные доходы соответствующего бюджета, а реальные, т.е. скорректированные на их ликвидность.
    Нами был проведен экспериментальный расчет надежности обязательств консолидированных бюджетов субъектов РФ по базе 1997 г. (предыдущий год) на 1998 г. (последующий год) по приведенной методике (табл. 1).

Группа

Степень покрытия обязательств

Соотношение дефицит - инвестиции

Число регионов в группе*

1 (абсолютно надежные обязательства)

Безусловные денежные обязатель-ства полностью покрываются собственными денежными доходами

Существует профицит бюджета

2

2 (надежные обязательства)

То же

Дефицит бюджета меньше бюджетных инвестиций

23

3 (относительно надежные обязательства)

Безусловные денежные обязатель-ства полностью покрываются собственными денежными доходами

Дефицит бюджета больше бюджетных инвестиций

8

4 (условно надежные обязательства)

Безусловные денежные обязатель-ства не покрываются собственными денежными доходами, но полностью покрываются суммарными бюджет-ными доходами

Дефицит бюджета меньше бюджетных инвестиций

7

5 (ненадежные обязательства)

То же

Дефицит бюджета больше бюджетных инвестиций

20

6 (абсолютно ненадежные обязательства)

Безусловные денежные обязатель-ства не покрываются суммарными бюджетными доходами

Дефицит бюджета больше бюджетных инвестиций

28

    В среднем по стране доля неденежных доходов региональных бюджетов составляет 50%, а местных - 43%. Таким образом, неденежное исполнение бюджетов в субъектах РФ осуществляется примерно в одинаковых пропорциях. Вместе с тем по регионам доля неденежного исполнения существенно колеблется. Примечательно, что практически не бывает случаев, чтобы и областной и местные бюджеты одновременно оказывались в группах с максимальной или минимальной долей неденежного исполнения (за исключением Республики Ингушетия - табл. 2, 3).

Максимальное исполнение Минимальное исполнение

Ханты-Мансийский АО

76,5

Республика Ингушетия

2,7

Республика Хакасия

78,4

Республика Алтай

2,8

Ямало-Ненецкий АО

88

Калининградская обл.

6,6

Ульяновская обл.

98,3

Корякский АО

7,3

Псковская обл.

98,5

Республика Северная Осетия

10,3

Максимальное исполнение Минимальное исполнение

Курская обл.

64,2

Республика Ингушетия

4,6

Курганская обл.

64,8

г. Санкт-Петербург

7,1

Чукотский АО

68,3

Ульяновская обл.

8,7

Чувашская Республика

73

Астраханская обл.

17,5

Республика Хакасия

84,4

Усть-Ордынский Бурятский АО

17,9

    На рисунке приведена структура распределения доходов консолидированных бюджетов субъектов в 1997 г.

МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ НЕДЕНЕЖНОГО ИСПОЛНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

    Методика определения возможностей бюджета по погашению своих денежных обязательств
    Методика ориентирована на достаточно распространенную практику так называемого консервативного подхода к осуществлению расчета, когда гарантируется, что положение объекта анализа <не лучше>, чем указано в расчете.
    Порядок расчета:

  • Определяется объем безусловных денежных обязательств бюджета в последующем году как сумма расходов по финансированию дефицита бюджета, оплате труда госслужащих, погашению просроченной задолженности по пособиям на детей, погашению задолженности по зарплате и начислениям на нее.
  • Объем безусловных денежных обязательств бюджета в последующем году сопоставляется с прогнозируемым объемом их собственных и суммарных денежных доходов.
  • Сопоставляются инвестиционные расходы соответствующего бюджета и объем его дефицита в предыдущем году. Если инвестиции больше дефицита, бюджет имеет надежный источник погашения дефицита, если нет - существует опасность превращения заимствований в финансовую пирамиду.     Результаты расчета приведены в табл.4.

    Cубъект РФ Группа надеж-ности гарантий под доходы бюджетов субъектов РФ № в данной группе Cубъект РФ Группа надеж-ности гарантий под доходы бюджетов субъектов РФ № в данной группе

    г. Москва

    1 1

    Саратовская обл.

    5 5

    Воронежская обл.

    1 2

    Республика Марий Эл

    5 6

    Республика Башкортостан

    2 1

    Сахалинская обл.

    5 7

    Самарская обл.

    2 2

    Тамбовская обл.

    5 8

    Ханты-Мансийский АО

    2 3

    Тверская обл.

    5 9

    Республика Татарстан

    2 4

    Амурская обл.

    5 10

    Белгородская обл.

    2 5

    Республика Дагестан

    5 11

    Томская обл.

    2 6

    Брянская обл.

    5 12

    Краснодарский край

    2 7

    Астраханская обл.

    5 13

    Ямало-Ненецкий АО

    2 8

    Хабаровский край

    5 14

    Таймырский АО

    2 9

    Республика Калмыкия

    5 15

    Пермская обл.

    2 10

    Карачаево-Черкесская Республика

    5 16

    г. Санкт-Петербург

    2 11

    Еврейская АО

    5 17

    Владимирская обл.

    2 12

    Магаданская обл.

    5 18

    Тюменская обл.

    2 13

    Эвенкийский АО

    5 19

    Челябинская обл.

    2 14

    Ингушская Республика

    5 20

    Свердловская обл.

    2 15

    Оренбургская обл.

    6 1

    Нижегородская обл.

    2 16

    Республика Северная Осетия

    6 2

    Рязанская обл.

    2 17

    Красноярский край

    6 3

    Новгородская обл.

    2 18

    Чувашская Республика

    6 4

    Орловская обл.

    2 19

    Иркутская обл.

    6 5

    Московская обл.

    2 20

    Удмуртская Республика

    6 6

    Волгоградская обл.

    2 21

    Курганская обл.

    6 7

    Калужская обл.

    2 22

    Волгоградская обл.

    6 8

    Ненецкий АО

    2 23

    Республика Хакасия

    6 9

    Костромская обл.

    3 1

    Алтайский край

    6 10

    Ярославская обл.

    3 2

    Республика Карелия

    6 11

    Липецкая обл.

    3 3

    Ульяновская обл.

    6 12

    Ленинградская обл.

    3 4

    Омская обл.

    6 13

    Ростовская обл.

    3 5

    Новосибирская обл.

    6 14

    Тульская обл.

    3 6

    Республика Коми

    6 15

    Калининградская обл.

    3 7

    Архангельская обл.

    6 16

    Смоленская обл.

    3 8

    Чукотский АО

    6 17

    Приморский край

    4 1

    Республика Алтай

    6 18

    Курская обл.

    4 2

    Республика Саха (Якутия)

    6 19

    Ивановская обл.

    4 3

    Усть-Ордынский Бурятский АО

    6 20

    Мурманская обл.

    4 4

    Читинская обл.

    6 21

    Ставропольский край

    4 5

    Республика Бурятия

    6 22

    Пензенская обл.

    4 6

    Камчатская обл.

    6 23

    Кировская обл.

    4 7

    Кемеровская обл.

    6 24

    Псковская обл.

    5 1

    Республика Тыва

    6 25

    Республика Мордовия

    5 2

    Коми-Пермяцкий АО

    6 26

    Республика Адыгея

    5 3

    Корякский АО

    6 27

    Кабардино-Балкарская Республика

    5 4

    Агинский Бурятский АО

    6 28

  • © ЗАО "Группа РЦБ".