Суверенный рейтинг Российской Федерации

Хессел Хелена

ПОЧЕМУ SD?

    Присвоение кредитного рейтинга SD связано с принятым Российской Федерацией решением о дефолте по некоторым своим обязательствам, которым рейтинг ранее не присваивался. Рейтинги российских валютных еврооблигаций и облигаций Минфина (CCC-/Negative) отражают мнение Standard & Poor's о большой вероятности дефолта по этим облигациям в ближайшее время.
    Несмотря на то что правительство произвело все платежи по еврооблигациям в 1998 г., вероятность того, что они (так же, как и облигации Минфина, которым был присвоен рейтинг) будут полностью обслужены в 1999 г., крайне низка. В первой половине 1999 г. Россия должна выплатить купонный доход по еврооблигациям - в конце января (320,6 млн долл.), в конце марта (182,1 млн долл.), в конце апреля (41,7 млн долл.), в конце мая (46,25 млн долл.), а также три выплаты в течение июня (на общую сумму 342,85 млн долл.). Кроме того, в мае наступает срок выплат по

Рейтинговая категория CCC включает государства, переживающие периоды столь сильных потрясений, что риск дефолта по долговым обязательствам, имеющим присвоенный рейтинг, крайне высок. Для всех государств, отнесенных к рейтинговой категории ССС, характерны недостаточная проработка принципов построения бюджетно-финансовой системы, серьезные проблемы с внешней ликвидностью и ненадежность банковской системы.

    3-му траншу облигаций Минфина - 1,3 млрд долл. США и купонного дохода по всем непогашенным облигациям Минфина (333,3 млн долл.).     По прогнозам агентства Standard & Poor's, властям понадобится использовать все имеющиеся у них резервы для погашения своих долговых обязательств перед привилегированными кредиторами, которые не согласятся реструктурировать задолженность. Поскольку сегодня многие развивающиеся страны выпускают значительное количество облигаций, вполне возможно, что решения о реструктуризации, принятые Парижским и Лондонским клубами, скажутся непосредственно на держателях облигаций. И если Парижский и Лондонский клубы согласятся на ре-структуризацию долга СССР, это может вызвать неплатежи по валютным долговым обязательствам России, которым присвоены рейтинги.     Если российское правительство не получит новые внешние займы или если официальные органы не примут иные меры для поддержания своей валютной позиции, в ближайшем будущем можно ожидать дальнейшего снижения рейтинга.

РОССИЯ И ОСТАЛЬНОЙ МИР

    Из 79 государств, которым присвоены рейтинги агентства Standard & Poor's, только две страны имеют кредитные рейтинги долговых обязательств в категории CCC: Россия (CCC-) и Индонезия (CCC+). Единственной страной, чей рейтинг ниже России, является Пакистан (CC). И Россия, и Пакистан не исполнили свои обязательства по отдельным классам задолженности, поэтому присвоенные им кредитные рейтинги эмитентов были изменены на категорию SD.
    Рейтинг категории CCC свидетельствует о том, что текущее положение должника неустойчиво и его способность исполнять свои обязательства по обслуживанию долга зависит от того, насколько благоприятными будут внешние условия. Показатели внешней ликвидности всех трех стран крайне низки. Государственные запасы России (включая золотой) составляли всего 27,4% от общего государственного и частного краткосрочного внешнего долга по состоянию на конец 1998 г.; для сравнения - это соотношение составляло 37,4% для Индонезии и 27,1% для Пакистана. Помимо серьезных проблем с внешней ликвидностью, все три страны обладают рядом других сходных характеристик, которые делают их экономику чрезвычайно чувствительной к дефолту.
    Для всех стран, имеющих рейтинг ССС и ниже, характерны наблюдающаяся в течение определенного времени опасная слабость бюджетных структур и устойчивое сопротивление финансовым реформам. Бюджетные системы этих стран крайне слабы и характеризуются постоянным де-
    фицитом поступлений и неэффективностью структур, отвечающих за расходование средств. Во всех трех странах отсутствует эффективная налоговая законодательно-нормативная база, отмечается низкая платежная дисциплина, у них слабые правоохранительные системы, отсутствует политический консенсус в отношении реформ бюджетно-финансовой сферы. В 1998 г. средства, затраченные федеральным правительством на уплату процентов по обязательствам (ключевой параметр для измерения надежности государственного долга), в России составили 42% от доходов бюджета, в Пакистане - 39%, в Индонезии - 29%.
    Банковские системы всех трех государств либо уже рухнули, либо крайне слабы. В России августовский кризис погубил большинство банков и вскрыл старые проблемы, существовавшие в системе. Как и банки Индонезии и Пакистана, российские банки не выполняли подлинно посреднических функций в экономике. Вместо этого они играли всего лишь роль посредников в политизированной системе кредитования. Такие характеристики, как слабое регулирование и надзор, неадекватная законодательная база в области обращения взыскания на обеспечение долга и банкротства, а также всеобщее небрежное отношение к качеству активов являются общими для банковских систем всех трех стран.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В РОССИИ

    Экономический кризис, к которому привела, в частности, тупиковая ситуация в политике, стал еще одним фактором дестабилизации политической обстановки в России, углубив политические и экономические противоречия, обострившиеся в августе прошлого года. Новое правительство составляют в основном технократы советского периода, которые подчеркивают необходимость более активного государственного вмешательства в экономику, а не проведения реформы всего государственного аппарата. На фоне ужасающих экономических условий имело место обострение социальной нестабильности и политической борьбы. В данный момент главной проблемой, стоящей перед политическим истеблишментом, является вопрос, как передать власть преемнику Бориса Ельцина, не вызвав при этом дальнейшей дестабилизации экономики.
    Крах федеральной финансовой системы России, процветающее кумовство, расшатанная банковская система и отсутствие продуманных реформ на макроэкономическом уровне в конце концов лишили политической стабильности правительство Виктора Черномырдина, находившееся у власти с 1992 г.
    Недолго проработавшее правительство Сергея Кириенко добилось определенного успеха в некоторых областях, например, в реализации некоторых положений налоговой реформы, ужесточении сбора налогов, защите прав акционеров и сокращении расходов бюджета, получении поддержки МВФ. Однако проблемы в банковской системе, постоянные опасения девальвации рубля и падение цен на акции продолжали подтачивать доверие инвесторов, еще больше усугубляя финансовый кризис.
    Проведенная Россией насильственная реструктуризация государственного рублевого долга и мораторий на выполнение долговых обязательств стали прямым нарушением всех существующих правил игры, и Россия стала единственной страной, где значительные объемы многостороннего кредитования и специальная программа МВФ, направленные на предотвращение краха системы, не смогли предотвратить его. Всего через пять недель после завершения мучительных переговоров относительно программы МВФ валюта страны подверглась девальвации, а Россия оказалась не в состоянии платить по своим обязательствам - при том, что целью программы МВФ было именно не допустить этих двух обстоятельств.
    Международное сообщество пережило тяжелейший шок, особенно если учесть, что многие международные инвесторы, несмотря на симптомы приближающегося кризиса, продолжали верить в то, что Россия с политической и, быть может, с военной точки зрения <слишком велика, чтобы упасть>, и раскупили российские еврооблигации на сумму 12 млрд долл., выпущенные в июне и июле. Поскольку впоследствии выяснилось, что Россия не настолько сильна, чтобы не упасть, ей перекрыли доступ на международные рынки капитала. В результате выплаты по существующему внешнему долгу легли еще более тяжким бременем на экономику.
    Внутри страны ситуация не легче. Девальвация подорвала доверие к политической верхушке, а предыдущие экономические реформы практически полностью оказались дискредитированы экономическим кризисом. Но представляется, что, даже несмотря на усиливающиеся экономические трудности и рост напряжения в обществе, большинство населения не заинтересовано в возврате к старым социалистическим экономическим и политическим методам.
    В то же время под давлением прокоммунистической Государственной думы, уже помешавшей осуществлению многих мер, необходимых для реформирования старой системы, большинство мест в действующем правительстве получили технократы советской эры - Евгений Примаков, Юрий Маслюков и Виктор Геращенко.
    До сих пор Примакову, неофициально принявшему у президента Ельцина полномочия по руководству текущими делами, вполне удавалось сдерживать рост политического напряжения. Это важное достижение в существующей политической обстановке, частью которой является, например, процедура президентского импичмента, возбужденная Федеральным собранием и Думой. Отсутствие институциональных механизмов передачи власти крайне затрудняет попытки отстранить президента от должности в период, когда стране необходим энергичный лидер.
    В настоящее время обсуждаются несколько вариантов официального ограничения президентских полномочий. В их числе - возрождение должности вице-президента и ратификация поправок к Конституции, расширяющих права парламента в ущерб президентским полномочиям. По российским законам, если президент оставляет свой пост до окончания своего срока, премьер-министр исполняет функции президента в течение не более трех месяцев, пока не будут проведены новые выборы.
    Наиболее важным аспектом этих дискуссий является стремление передать власть сильному лидеру, который будет в состоянии в кратчайшие сроки осуществить ряд радикальных мер. Существующий политический вакуум, мешающий эффективно бороться с уклонением от уплаты налогов, неплатежами, коррупцией и преступностью, может привести к тому, что в ходе президентских и парламентских выборов возьмут верх популистские идеи. Парламентские выборы назначены на декабрь 1999 г., а президентские выборы должны состояться в июне 2000 г.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Макроэкономические показатели в 1998 г. значительно ухудшились (табл. 1). Реальный объем ВВП снизился на 5,5%, объемы импорта и экспорта упали на 25 и 17% соответственно. Падение стоимости рубля составило более 70%, а средний уровень инфляции превысил 84%. При существующем уровне экономической нестабильности и политической неопределенности экономические перспективы на 1999 г. крайне неблагоприятны. В антикризисную экономическую программу так и не вошли важнейшие структурные реформы (в сферах корпоративного управления, управления государственными активами, права). Эти реформы необходимы для реального оживления экономики и возврата иностранных инвесторов.

Показатель

1993 1994 1995 1996 1997 1998 (оценка)

Реальный ВВП

-8,8 -12,6 -4,1 -6,0 0,8 -5,5

Реальный объем фиксированных капвложений

-12,0 -27,0 -10,0 -18,0 -8,0 -20,0

Реальный объем экспорта

-2,1 4,9 9,5 5 0 -10

Уровень безработицы, %*

5,5 7 8,3 9,3 10,8 11,5

Потребительские цены

881 322 151,2 47,6 11 84,4

Реальная ставка обменного курса**

308,3 15,1 65,9 -1,9 7 -36

Ставки государственных ценных бумаг, %***

0 172,3 161,8 85,8 26 60

Денежная масса (M2)

148,8 216,6 112,6 29,6 29,5 40

Справочные данные:

Номинальный ВВП, трлн руб.

172 611 1585 2200 2602 2840

Номинальный ВВП, млрд долл.

173 279 348 430 450 299

    Объемы российской экономики вновь резко сократились, при том что скромный прирост ВВП наблюдался всего один год - в течение 1997 г., а до того его объемы падали в течение более чем шести лет. Продержавшись на одном уровне в I квартале 1998 г., во II квартале ВВП снизился на 1,8%. В III квартале реальный объем ВВП упал на 7,6%, в августе его снижение по сравнению с тем же периодом предыдущего года составило 8,2%, в сентябре - 9%, в октяб-ре - 10%. В целом за год снижение объема ВВП составило примерно 5,5%. В бюджете на 1999 г. заложено реальное сокращение ВВП на 3%. Такой прогноз, однако, представляется оптимистичным. По мнению Standard & Poor's падение реальных объемов ВВП в 1999 г. будет еще сильнее, чем в 1998 г., и достигнет порядка 8%.
    Первым принял на себя удар сектор финансовых услуг, в котором начался значительный отток инвестиций и массовые сокращения. Нефинансовый сектор изначально пострадал из-за разрушения платежной системы, а впоследствии положение усугубила нарастающая неопределенность в отношении обменного курса и резкого скачка цен на импортные товары. Промышленное производство, падение объемов которого началось еще задолго до кризиса, после августовских событий сокращалось еще более быстрыми темпами. Показатели объемов промышленного производства снизились по сравнению с аналогичными параметрами прошлого года на 11,5% в августе, на 14,5% в сентябре и на 11,1% в октябре 1998 г.
    Особенно тяжело пришлось отраслям, зависящим от импортных поставок. В сентябре 1998 г. объемы производства автомобилей упали на 35,5% по сравнению с аналогичными показателями предыдущего года. В неэнергетических отраслях наблюдался тяжелый спад. Так, объемы производства в черной металлургии и химической промышленности упали соответственно на 16 и 13% за тот же период. В целом только в четырех из 15 отраслей промышленности отмечался рост производства в течение первых девяти месяцев 1998 г. Даже добыча нефти, важнейшая отрасль российской промышленности, сократилась за год ориентировочно на 1%, поскольку стремительная инфляция и нехватка средств снизили производственную мощность. Ожидается, что в 1999 г. падение объемов добычи нефти в России продолжится и достигнет 4%.
    Самый бедный за последние 40 лет урожай (примерно половина от объемов 1997 г.) еще больше усугубил и без того бедственное положение в российской финансовой и экономической сфере. Кроме того, на сельскохозяйственное производство все большее влияние оказывала де-стабилизация деятельности компаний, торгующих сельхозпродукцией, вызванная параличом платежной системы и растущей инфляцией. Общие объемы сельскохозяйственного производства в 1998 г. упали ориентировочно на 10%. Опасность нехватки продовольствия до сих пор существует, особенно в отдаленных регионах, несмотря на то, что Россия незамедлительно получила продовольственную помощь от США и ЕС.
    Девальвация и связанный с ней рост цен на потребительские товары привели к значительному сокращению доходов и ухудшению других социальных показателей. Вместе с падением реальной заработной платы более чем на 35% за период с конца июля по конец октября размеры чистого дохода снизились в октябре 1998 г. на 26% по сравнению с показателями за аналогичный период прошлого года. Совокупный внутренний спрос снизился в прошлом году на 7-8%, а по прогнозам на этот год ожидается его снижение более чем на 10%.
    Несмотря на то что по российскому законодательству заработная плата и пенсии подлежат ежемесячной индексации, если ежемесячный прирост инфляции составляет более 6% (в сентябре индекс потребительских цен вырос на 38,4%), правительство до сих пор не делало этого в попытке сдержать инфляцию. Личные сбережения оказались обесцененными, а некоторые вклады, хранящиеся в банках, положение которых оставляет желать лучшего, до сих пор нельзя получить. По самым последним оценкам, примерно 29% населения России сегодня живет ниже уровня бедности, в то время как до кризиса этот показатель составлял 22%.
    В российской экономике началась неконтролируемая цепная реакция спада. Для ее стабилизации потребуются огромные усилия. Попытки нового правительства стимулировать рост посредством предоставления субсидий и поддержки дряхлого и устаревшего промышленного сектора нельзя назвать верным решением. Массовая приватизация, проведенная в промышленном секторе России, не привела к реструктуризации и рационализации большинства предприятий, потому что при приватизации акции были раскуплены в основном членами их же руководства, в результате чего не удалось создать механизмы ответственного корпоративного управления. Поддержка таких слабых, отживших свой век предприятий, вместо того чтобы стимулировать рост производства, просто продлит их жалкое существование за счет ресурсов государства.
    Перспективы роста слабы и останутся такими до тех пор, пока обескураживающая закрытость и правовая неразбериха продолжают отягощать реальную экономику рисками и неэффективностью работы. Несмотря на то что законодательство об имущественном праве, законы о банкротстве, законодательная база контрактной деятельности и земельной реформы номинально существуют, не созданы механизмы их применения. Слабая правовая инфраструктура приводит к юридическим конфликтам и путанице.
    В ноябре 1998 г. с большой задержкой все-таки появилась антикризисная программа. Как и ожидалось, программа закрепила сдвиг в сторону более активного вмешательства государства в экономику. План не решает фундаментальных проблем в финансово-бюджетной сфере, в нем не предусмотрен раздельный подход к решению проблем реструктуризации внешнего и внутреннего долга, отсутствуют четкие рекомендации по реанимации банковской системы.
    В ноябрьской антикризисной программе освещены лишь некоторые из важнейших областей, требующих реформирования, и совершенно отсутствуют указания относительно первоочередных срочных мер. Самое главное, она не предусматривает проведения микроэкономических реформ, необходимых для создания системы эффективного корпоративного управления с соответствующим образом обеспеченной правовой базой. Она также не предусматривает создания рациональной системы управления государственными активами (по оценкам, государство по-прежнему является собственником около 50% всех активов страны) и защиты прав акционеров, не владеющих контрольными пакетами, - вот лишь несколько примерных направлений работы.
    Для достижения стабильного роста в среднесрочной перспективе необходимо ввести жесткую монетарную дисциплину, провести серьезную реформу существующих институтов и совершенствовать практику корпоративной деятельности.

ГИБКОСТЬ БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВОЙ СФЕРЫ

    Многочисленные прорехи в бюджете, явившиеся результатом растущих затрат на обслуживание внутреннего долга, привели к дефолту по рублевым долгам (табл. 2) и девальвации рубля в августе 1998 г. Жесткая бюджетно-финансовая политика является главным исходным условием для возобновления международной финансовой помощи в этом году. Центральное место в проекте бюджета на 1999 г. занимают попытки сократить расходы и повысить собираемость налогов. Однако большинство макроэкономических предпосылок, на которых основан заложенный дефицит федерального бюджета на уровне 2,5% ВВП, слишком оптимистичны, поэтому цель представляется бессмысленной.

Месяц, год

Валют-ный запас

Общая задол-женность

В том числе нерези-дентам

дек.95

14,4 13,92 0

мар.96

16,3 19,51 1,2

июн.96

12,8 26,29 2,1

сен.96

11,4 32,88 1,9

дек.96

11,3 39,44 6,3

мар.97

14,4 44,22 10,1

июн.97

20,4 50,95 15,3

сен.97

18,7 58,23 16,8

дек.97

13 56,28 16,1

мар.98

11,9 59,69 19

апр.98

11 61,56 19,7

май.98

9,6 51,94 16,1

Июнь 1998 (оценка)

11,2 48,39 15

Июль 1998 (оценка)

10,8 41 12,7

Август 1998 (оценка)

8,2 35,55 11

    Серьезные недостатки структуры государственного финансирования, включая слабую налоговую дисциплину, отсутствие действенной нормативной базы налогообложения и огромную долю бартера в экономике, остаются самыми главными макроэкономическими проблемами России. Сокращение дефицита федерального бюджета приблизительно до 5,3% ВВП в 1998 г. по сравнению с 7% в 1997 г. было в основном достигнуто за счет резкого сокращения расходов и аккумуляции задолженностей по выплатам зарплат и пенсий. Последнее привело к еще большему расшатыванию дисциплины наличных платежей в экономике в целом, вследствие чего снова выросли объемы неплатежей при взаимных расчетах между предприятиями и при расчетах с бюджетом по налогам. По состоянию на сентябрь 1998 г. задолженность предприятий четырех крупнейших отраслей экономики перед бюджетом и внебюджетными фондами превысила 40% от общего размера их просроченной кредиторской задолженности.
    Засилье неплатежей привело к фактической подмене реальной экономики экономикой бартерной. По официальным оценкам, расчеты наличными в девяти крупнейших отраслях экономики составляли всего около 34% от общего объема платежей в середине 1998 г., причем после августовских событий этот показатель, несомненно, продолжал ухудшаться.
    Недостатки в области сбора налогов всегда были самым слабым местом бюджетно-финансовой системы России. В последние несколько лет попытки провести налоговую реформу и повысить собираемость налогов не давали видимых результатов, несмотря на первостепенность этих задач. Налоговые поступления федерального правительства постоянно находятся на уровне всего 8% ВВП.
    Повысить собираемость налогов мешает запутанность и неэффективность всей налоговой системы в целом, а также преобладание упоминавшегося выше сбора налоговых платежей в неденежной форме. Отсутствие современного налогового кодекса и компетентных налоговых служб, многочисленные налоговые льготы, узкая база налогообложения, чрезмерно высокие ставки налогов и закрытость структуры налогообложения способствуют повсеместному уклонению от налогов и накоплению налоговой задолженности. В России отсутствует культура уплаты налогов; сам процесс сбора налогов нуждается в деполитизации. Корыстные интересы могущественных кругов и широко распространенное покровительство политиков стоят на пути налоговых реформ и тормозят процесс совершенствования бюджетно-финансовой сферы в России.
    Что касается расходов бюджета, главными препятствиями на пути к реализации здоровой бюджетно-финансовой программы являются политические разногласия, плохая организация процесса расходования бюджетных средств и контроля за таким расходованием, а также неадекватная система фискального федерализма. Те же интересы, заложником которых является налоговая система, сдерживают и реформы расходной части бюджетной системы и тормозят процесс совершенствования бюджетно-финансовой сферы в России.
    Федеральные бюджеты, принимаемые из года в год со значительным дефицитом (табл. 3), покрывавшимся в первую очередь за счет заимствований, значительно увеличили зависимость России от краткосрочных займов, получение которых, в свою очередь, базируется на доверии кредиторов. В период своего пика в апреле 1998 г. объемы краткосрочного долга (ГКО и ОФЗ) составляли более 3/4 от общего объема долга. Около 30% этой задолженности, примерно 20 млрд долл., - долг нерезидентам, при том что официальный валютный резерв Центрального банка из золотого запаса составлял всего 12 млрд долл.

Показатель

1993 1994 1995 1996 1997 1998 (оценка)

Общий платежный баланс правительства

-15,1 -9,7 -6,1 -8,9 -8,6 -6,4

Федеральный бюджет

-15,6 -10,6 -5,4 -7,9 -7 -5,3

Платежный баланс местных органов власти

-0,2 1 -0,5 -1 -1,4 -1

Внебюджетные фонды

0,8 -0,1 -0,2 -0,1 -0,1 -0,1

Общие расходы бюджета

51,4 46,9 40,6 44 40 34

В том числе процентные платежи по долговым обязательствам

1,8 1,8 3,4 6,1 5,2 5,5

Общий валовой долг бюджета

97 88,6 49,9 52 51,9 126,1

в иностранной валюте

85,9 72,8 36,8 35,1 33,8 110,6

в местной валюте

11 15,8 13,1 16,9 18 15,5

Резерв Центробанка

5,7 2,6 5 4 4 4

Общий чистый долг бюджета

84,5 80,5 42,4 46,6 46,5 115,8

Общее сальдо бюджета/поступления

-41,7 -26,2 -17,8 -25,5 -27,7 -23,4

Общее сальдо процентных плате- жей/ поступления

5 4,9 10 17,3 16,8 20
Справочная информация:

Номинальный ВВП, трлн руб.

172 611 1 585 2 200 2 602 2 840

Номинальный ВВП, млрд долл.

173 279 348 430 450 299

    По мере нарастания неопределенности в политической обстановке у правительства оставалось все меньше возможностей по переносу наступавшего срока погашения задолженности. Фактически расходы на погашение ГКО и ОФЗ, подлежавшие оплате в мае - июле 1998 г., превысили поступления в федеральный бюджет за тот же период. По мере разрастания кризиса нерезиденты начали выходить из игры, и к концу июля стоимость принадлежавших им ГКО и ОФЗ сократилась приблизительно до 13 млрд долл., несмотря на объявление о начале программы финансирования, организованной МВФ, в размере 22,6 млрд долл. Эта потеря доверия инвесторов вместе со стремительно возраставшими затратами на обслуживание внутреннего краткосрочного долга и вынудила правительство пойти на дефолт по рублевым долгам.
    После длительных и трудных переговоров с держателями долговых обязательств на сумму 281 млрд руб., по которым был объявлен дефолт, стороны пришли в декабре к соглашению о реструктуризации задолженности. По условиям соглашения 10% реструктурированного портфеля будет выплачено наличными, 70% подлежат обмену на облигации со сроком погашения четыре и пять лет, а остальные 20% будут погашены трехгодичными бескупонными облигациями, которые могут быть зачтены в счет уплаты налоговой задолженности или обменены на акции российских банков. Таким образом, по соглашению кредиторы-нерезиденты получают менее четырех центов на доллар: конвертируемость наличных выплат по новым облигациям значительно ограничивается.
    Жесткая бюджетно-финансовая политика является главнейшим исходным условием для возобновления в этом году финансовой помощи МВФ. Таким образом, усилия по сокращению расходов и повышению собираемости налогов остаются ключевыми приоритетами в проекте бюджета на 1999 г. (табл. 4). Существующий в настоящее время проект бюджета на 1999 г. предусматривает дефицит федерального бюджета в размере 2,5% ВВП (101,2 млрд руб.), что составит меньше заложенного в прошлогодний бюджет дефицита в размере 5,3%. Бюджет предусматривает также снижение ставки НДС с 20 до 14% и ставки налога на прибыль с 35 до 30%. Предусматривается, что снижение в общей сумме поступаемых налогов на добавленную стоимость будет компенсировано повышением региональных налогов и акцизов (налог на землю возрастет в 4 раза, а количество акцизов возрастет на 25%).

Показатель

1993 1994 1995 1996 1997 1998 (оценка)

Общий платежный баланс правительства

-15,1 -9,7 -6,1 -8,9 -8,6 -6,4

Федеральный бюджет

-15,6 -10,6 -5,4 -7,9 -7 -5,3

Платежный баланс местных органов власти

-0,2 1 -0,5 -1 -1,4 -1

Внебюджетные фонды

0,8 -0,1 -0,2 -0,1 -0,1 -0,1

Общие расходы бюджета

51,4 46,9 40,6 44 40 34

В том числе процентные платежи по долговым обязательствам

1,8 1,8 3,4 6,1 5,2 5,5

Общий валовой долг бюджета

97 88,6 49,9 52 51,9 126,1

в иностранной валюте

85,9 72,8 36,8 35,1 33,8 110,6

в местной валюте

11 15,8 13,1 16,9 18 15,5

Резерв Центробанка

5,7 2,6 5 4 4 4

Общий чистый долг бюджета

84,5 80,5 42,4 46,6 46,5 115,8

Общее сальдо бюджета/поступления

-41,7 -26,2 -17,8 -25,5 -27,7 -23,4

Общее сальдо процентных плате- жей/ поступления

5 4,9 10 17,3 16,8 20
Справочная информация:

Номинальный ВВП, трлн руб.

172 611 1 585 2 200 2 602 2 840

Номинальный ВВП, млрд долл.

173 279 348 430 450 299

    Вступление в силу запланированного снижения ставки НДС и налога на прибыль приходится на неудачное время. Без серьезных организационных реформ в налоговой системе, таких как ужесточение процедуры сбора налогов и снижение объемов неденежных расчетов и налоговых неплатежей, а также без обеспечения уплаты налогов предприятиями, особенно предприятиями добывающих отраслей, предполагаемое снижение поступлений по НДС и налогу на прибыль не будет компенсировано за счет новых налогов и новых налогоплательщиков. Что касается расходной части, запланированное сокращение расходов при всей своей жесткости не реально в связи с нереальностью макроэкономических предпосылок, на которых основан бюджет.
    Положенные в основу бюджета предпосылки относительно снижения реального ВВП на 3%, среднего уровня инфляции около 30% и ставки обменного курса на уровне 21 руб. за доллар безосновательны. В текущем проекте бюджета, основанном на этих предпосылках, заложены завышенные налоговые поступления, нереальное сокращение расходов и недостижимый бюджетный дефицит федерального бюджета в размере 2,5% ВВП. В конце концов правительство снова будет вынуждено накапливать бюджетную задолженность, чтобы покрыть бюджетный дефицит. Предположив гораздо более серьезное снижение в этом году реального ВВП (на уровне примерно 8%), более высокую инфляцию на уровне как минимум 100%, более низкую стоимость рубля и прибавив затраты на реструктурирование банковской системы (3-4% ВВП), не включенные в текущий проект бюджета, специалисты Standard & Poor's пришли к выводу, что дефицит федерального бюджета в 1999 г. составит около 8% ВВП.
    В качестве одного из позитивных моментов Standard & Poor's считает, что правительству удастся повысить поступления от приватизации, а это позволит несколько снизить потребность в финансировании. В середине декабря 1998 г. государство продало 2,5% акций Газпрома немецкой газовой компании Ruhrgas за 660 млн долл. Правительство намеревается также получить еще 1,5 млрд долл. от продажи в будущем стратегического пакета акций телекоммуникационной компании <Связьинвест>. Также предполагается выставить на аукцион еще 2,5% акций Газпрома, уменьшив таким образом долю государства до 35%.

ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

    Первоначальная угроза гиперинфляции уменьшилась, поскольку денежная политика оказалась жестче, чем предполагалось. Угроза стабильности денежной системы по-прежнему высока с учетом инфляционных влияний ослабленного рубля, трудностей в бюджетно-финансовой сфере и неопределенности в отношении разработки новой денежной политики.
    Во время кризиса в середине 1998 г. инфляция держалась в среднем на уровне 7%, она сдерживалась валютным коридором и жесткой денежной политикой. Между тем все труднее становилось увязывать непоследовательные попытки правительства объединять жесткую монетарную позицию и политику валютного коридора, с одной стороны, и разваливающуюся бюджетно-финансовую систему - с другой. Доходность ГКО взлетела за 130% в начале августа, а Центральный банк России поднял ставку рефинансирования до 150%.
    После августовской девальвации темпы инфляции возросли до 38,4% в сентябре, затем они увеличились на 4,5% в октябре, на 30% в ноябре и предположительно на 11% в декабре. В ноябре - декабре ЦБ РФ ослабил свою денежную политику, чтобы покрыть большую часть дефицита бюджета IV квартала 1998 г. (64 млрд руб.), погасить часть задолженности по заработной плате и пенсиям, облегчить испытываемые банками проблемы с ликвидностью (путем предоставления прямых кредитов и снижения норм обязательного депонирования с 11% в предшествовавший кризису период до нынешних 5%), а также для прямого финансирования некоторых важнейших фирм и отраслей. Однако уровень эмиссии за прошедший с августа период оказался ниже, чем ожидавшийся. В результате средний уровень инфляции, составивший в 1998 г. 84,4%, оказался несколько меньше, чем предполагали большинство наблюдателей.
    Заложенный в бюджет этого года 30%-й уровень инфляции весьма нереален. Он отражает не менее отчаянные попытки правительства удержать курс рубля на уровне 21 руб. за доллар и дефицит федерального бюджета в размере 2,5% от ВВП. По мнению Standard & Poor's, темпы инфляции в этом году вряд ли будут ниже, чем в 1998 г. На самом деле дальнейшее ослабление рубля, гораздо более тяжелые проблемы в бюджетно-финансовой сфере, чем предполагает правительство, и низкая кредитоспособность ЦБ РФ вполне могут привести к тому, что средний уровень инфляции превысит в этом году 100%.

ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

    Кризис серьезно отразился на состоянии текущих счетов платежного баланса прошлого года. Полностью выплатить внешний долг этого года невозможно. Правительство надеется реструктурировать долг и получить финансовую помощь, которую можно использовать для выплаты долга (в основном долга СССР перед Парижским клубом), равного приблизительно 8 млрд долл. Существует значительный риск того, что реструктуризация двустороннего долга может повлечь за собой перекрестное невыполнение обязательств по валютному долгу, которому присвоен рейтинг.
    Текущий платежный баланс России (табл. 5) в 1998 г. сильно пострадал от кризиса. Девальвация рубля резко снизила покупательную способность россиян и парализовала платежную систему. В результате за последние четыре месяца года объемы импорта резко упали, только в сентябре снижение составило 44%. Поскольку 70% товарного экспорта составляют нефть и газ, на ситуацию с экспортом все большее влияние оказывали и стремительно падавшие цены на нефть.

Показатель

1993 1994 1995 1996 1997 1998 (оценка)

Торговый баланс

16 22,4 21,3 21,4 16,5 16

Текущий платежный баланс

11,4 11,7 8,2 11,2 3,1 -1,7

Текущий платежный баланс/ВВП,%

4,6 3,3 2,3 2,8 0,7 -0,5

Чистые внешние обязательства

141,6 136,5 110,3 118,5 144,6 184,2

Валовой внешний долг

173,6 162,2 136,6 142 164,6 198,7

Валовые внешние активы (за исключением вложений в акции)

32 26,5 28,7 27,2 27,2 24,7

Чистый внешний долг

141,6 135,7 107,9 114,8 137,4 174

Валовой общий государственный внешний долг

168,2 157,1 128,9 128,9 138,5 170,3

Валовые общие государственные внешние активы

14 9 18,5 15,1 16,6 13,6

Чистый общий государственный внешний долг

154,2 148 110 114 122 157
Чистый внешний долг

частного сектора по нефинан-

0 0 1 3,2 9 14
совым учреждениям

финансовых учреждений

-12,6 -12,3 -3,6 -2,3 6,5 3,3
Чистые внешние выплаты

по инвестициям

4,2 2,2 4 5 8 12

процентные

4,2 2,1 3,1 4,2 6 9,1

Плановые выплаты основного долга

2,2 2,8 3,3 4,4 4,4 7,5
Обслуживание внешнего долга

за исключением краткосрочного

9,9 9,2 10,6 12,6 14,4 21,4

включая краткосрочный

15,3 14,5 26,2 44,9 48,9 70,1
Справочная информация:
Номинальный ВВП

трлн руб.

172 611 1585 2200 2602 2840

млрд долл.

173 279 348 430 450 299

Объем экспорта, млрд долл.

71 80 98 108 107 90

    В последние четыре месяца года экспорт также значительно пострадал из-за уменьшившегося спроса соседних стран. Объемы российского экспорта в страны СНГ в сентябре упали на 20% и теперь составляют всего 14% от общего объема экспорта, в то время как по состоянию на конец 1997 г. этот показатель равнялся 19,7%. Если говорить о динамике за год в целом, объемы экспорта в 1998 г. упали на 17%. Вследствие резкого сокращения импорта, наблюдавшегося в первой половине года, дефицит текущего платежно-го баланса в 5,8 млрд долл. сменился небольшим излишком (217 млн долл.) в III квартале, а в IV квартале профицит достиг уже 4 млрд долл.
    В целом за год дефицит текущего платежного баланса составил, по некоторым оценкам, 1,5 млрд долл. Трудно предсказать, как сложится ситуация с платежным балансом в этом году. На экспорт по-прежнему будут оказывать влияние низкие цены на нефть и падение объемов нефтедобычи, которые, как ожидается, сократятся еще на 4-5%. Оживление импорта будет в значительной мере зависеть от того, насколько успешны будут предпринимаемые правительством меры по реанимации банковской системы, поскольку от этого в большой степени зависит финансирование импортных поставок.
    Как отмечалось выше, нарастание проблем с внешней ликвидностью России в течение 1998 г. хорошо видно на примере стремительного снижения обеспеченности государственного краткосрочного долга (ГКО и ОФЗ во владении нерезидентов) валютным запасом. Соотношение снизилось наполовину со своего наивысшего значения 133% на конец июля 1997 г. до всего 56% к концу апреля 1998 г. Эта тенденция стала отражением совместного эффекта снижения валютных запасов государства с наивысшего значения в 20,4 млрд долл. по состоянию на конец июня 1997 г. до 11 млрд долл. к концу апреля 1998 г. и повышения суммы краткосрочных долговых обязательств перед нерезидентами с 15,3 млрд долл. на конец июня 1997 г. до 19,7 млрд долл. к концу апреля 1998 г. Как только это несоответствие стало очевидным для иностранных инвесторов, они начали уходить с рынка ГКО, в результате России пришлось ускорить процесс внешнего заимствования. Только в 1998 г. были проведены шесть новых эмиссий еврооблигаций на общую сумму более 11,4 млрд долл., причем четыре из них (на сумму 10,2 млрд долл.) были проведены в июне и июле, всего за несколько недель до августовских событий. Стоимость этого долга также повышалась, купонный доход по облигациям одной эмиссии составил 12,75%.
    Быстрый рост вновь выпущенных и более дорогих долговых обязательств привел к значительному увеличению расходов на обслуживание внешнего долга (табл. 6). Сумма таких расходов, составляющая в этом году 17,5 млрд долл., превышает аналогичную сумму 1998 г. на 75%. Ожидается, что значительнее всего увеличатся расходы по обслуживанию долга международным организациям (в частности, МВФ) - с 2,07 млрд долл. в 1998 г. до 5,25 млрд долл. в 1999 г. и государственного долга кредиторам бывшего СССР (по большей части продленного Парижским клубом) - с 2,91 до 5,08 млрд долл. Обслуживание задолженности по еврооблигациям также несколько возрастет - до 1,64 млрд долл. против 660 млн долл. в 1998 г. - по мере наступления сроков погашения шести недавних эмиссий еврооблигаций в этом году. Расходы на обслуживание задолженности по облигациям Минфина (внутренний долларовый заем), которым также был присвоен рейтинг Standard & Poor's и которые были включены в расчет совокупного внешнего долга России, также увеличатся в 1999 г., поскольку срок погашений облигаций Минфина 3-го транша наступает в мае 1999 г.

Год

Долг бывшего СССР

Долг Российской Федерации

1994 108,6 16,6
1995 103 22,7
1996 100,8 38,3
1997 91,4 56
1998 (оценка) 86,3 65,8

    Правительству не удастся в этом году полностью выполнить свои обязательства по обслуживанию внешнего долга. Бюджет 1999 г. предусматривает выплату только 9,5 млрд долл. из общей суммы задолженности 17,5 млрд долл. Правительство надеется реструктурировать часть своего внешнего долга, включая выплаты по долгу СССР примерно на 7 млрд долл. В прошлом году Россия уже не выполнила свои обязательства по уплате части долга СССР. В августе и сентябре не состоялись выплаты процентов в размере 751,5 млн немецких марок (449,8 млн долл.) в счет задолженности Германии в рамках соглашения с Парижским клубом. В декабре России не удалось реструктурировать выплату Лондонскому клубу в размере 362 млн долл. Однако позже Лондонский клуб решил не объявлять Россию не выполнившей своих обязательств в отношении 23 млрд долл. долга СССР.
    Хотя в 1998 г. правительство произвело все выплаты по еврооблигациям, вероятность того, что они (как и облигации Минфина, которым присвоен рейтинг) будут полностью обслужены в 1999 г., крайне низка. В первой половине 1999 г. России предстоит произвести выплаты купонного дохода по еврооблигациям в конце января (320,6 млн долл.), в конце марта (182,1 млн долл.), в конце апреля (41,7 млн долл.), в конце мая (46,25 млн долл.) и в июне (342,85 млн долл.). Кроме того, в мае наступает срок погашения облигаций Минфина 3-го транша на сумму 1,3 млрд долл., а также выплаты купонного дохода по всем непогашенным облигациям Минфина (333,3 млн долл.).
    По мнению Standard & Poor's, властям понадобится использовать все имеющиеся у них резервы, чтобы погасить свои долговые обязательства перед привилегированными кредиторами, которые не реструктурируют задолженности.

© ЗАО "Группа РЦБ".