Критерии оценки кредитного риска

Эйгель Феликс
Заместитель директора Standard & Poor's

    Кредитоспособность администрации отражает способность и желание администрации выполнять свои долговые обязательства в срок и в полном объеме или, иными словами, вероятность выполнения эмитентом долговых обязательств. После анализа каждого из факторов кредитного риска определяется список основных индикаторов, посредством которых можно измерить или оценить позитивное или негативное влияние каждого из факторов на кредитоспособность региона.
    В дальнейшем процесс присвоения рейтинга подразумевает обсуждение полученных аналитиком результатов на рейтинговом комитете EA-Ratings, который выносит коллегиальное решение о присвоении кредитного рейтинга в соответствии с национальной шкалой кредитного рейтинга.
    Кредитный рейтинг может присваиваться как конкретным долговым обязательствам, так и эмитенту в целом. Вся процедура присвоения кредитного рейтинга одному эмитенту или его долговому обязательству занимает около двух месяцев. Впоследствии рейтинг подтверждается или пересматривается с периодичностью, установленной для каждой категории кредитного риска: чем выше риск, тем чаще происходит пересмотр. Для пересмотра используются те же критерии оценки кредитного риска, что и для присвоения первоначального рейтинга.
    Все факторы кредитного риска по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации подразделяются на:

  • суверенные;
  • экономические;
  • финансовые;
  • долговые;
  • административные.     Ниже приводятся основные критерии оценки кредитного риска по каждой группе.
        Данный риск представляет собой вероятность того, что действия федеральной власти могут прямо и/или косвенно повлиять на способность эмитента выплатить в срок основную сумму и проценты по своим долговым обязательствам. Суверенный риск можно поделить на прямой или косвенный.
        Прямой суверенный риск - вмешательство федеральных властей, которое непосредственно снижает способность эмитента одновремен-но покрыть свои долговые обязательства. Прямому суверенному риску подвержено в большей степени своевременное обслуживание долга в иностранной валюте, поскольку федеральные власти контролируют обменный курс валюты и могут объявить мораторий на выплату долговых обязательств иностранным кредиторам. Таким образом, прямой суверенный риск влияет в основном на кредитный рейтинг долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте, хотя некоторые нормы прямого действия могут повлиять на способность эмитента выплачивать свои обязательства, в частности ограничения заимствований и т.д.
    Косвенный суверенный риск (или страновой риск) - действия правительства, которые могут негативно повлиять на экономическую ситуацию в стране и таким обра-зом снизить способность эмитента своевременно покрыть свои долговые обязательства. Страновые риски отражают воздействие экономической и финансовой политики, проводимой правительством, на обменный курс валюты, ставку процента, состояние рынка труда, налогообложение, состояние общественной инфраструктуры и т.п., что может изменить стоимость обслуживания долговых обязательств эмитента, доступность и стоимость ресурсов, а также спрос на товары и услуги, предлагаемые эмитентом.

    ЗАВИСИМОСТЬ БЮДЖЕТА ОТ БЕЗВОЗМЕЗДНЫХ ПЕРЕЧИСЛЕНИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

        Качество межбюджетных отношений в Российской Федерации рассматривается как один из важнейших факторов кредитоспособности региональной администрации. Федеральную помощь в форме федеральных безвозмездных перечислений получают 73 субъекта Российской Федерации.
        Около половины всех безвозмездных перечислений из федерального бюджета приходится на долю трансфертов, предназначенных для выравнивания бюджетной обеспеченности регионов. Большая часть остальных безвозмездных перечислений попадает в региональные бюджеты в виде средств, поступающих по взаимным расчетам, объем которых определяется федеральными органами власти.
        Вплоть до настоящего времени объем федеральных трансфертов, перечисляемых в региональный бюджет, определялся по формуле на основе так называемого расчетного бюджетного дефицита, который, как правило, устанавливается в результате <торга> между федеральными и региональными органами власти.
        Трансферты могут перечисляться как непосредственно из федерального бюджета (из Фонда финансовой поддержки регионов), так и за счет федеральной доли налога на добавленную стоимость (НДС), собранного на территории региона. В первом случае, как правило, фактором риска является задержка перечислений - они могут дойти до бюджета региона лишь под конец года. Во втором - график поступлений выдерживается более надежно, так как деньги остаются в регионе, хотя проблемой становится отсутствие контроля со стороны региона за данными поступлениями. Средства федеральной доли НДС формально могут быть использованы по указанию федеральных органов на другие нужды по безденежным реестрам. Таким образом,сохраняется риск внезапного прерывания платежей по трансфертам через НДС.
        При прочих равных условиях использование схемы расчетов по трансфертам через НДС рассматривается в качестве умеренно позитивного фактора кредитоспособности региона. Зависимость от федеральных безвозмездных перечислений в целом негативно влияет на кредитоспособность. В то же время зависимость от трансфертов считается менее рискованной, чем зависимость от взаимных расчетов.
        Ключевые индикаторы:

  • доля трансфертов во всего доходах бюджета региона (неконсолидированного);
  • доля трансфертов через НДС в общем объеме трансфертов, получаемых в бюджет региона;
  • доля средств, перечисляемых по взаимным расчетам во всего доходах бюджета;
  • доля средств, перечисляемых по взаимным расчетам в общем объеме федеральных безвозмездных перечислений.

    МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

        Бюджетное законодательство, равно как и законодательство, регулирующее отчисления федеральных налогов в нижестоящие бюджеты, представляют особую важность для способности администраций субъектов Федерации составлять и исполнять региональные бюджеты.
        Нормативы, которые устанавливаются федеральным бюджетным законодательством для региональных бюджетов, позволяют вышестоящему уровню власти контролировать объем доходов региональных бюджетов, что негативно влияет на кредитоспособность. В свою очередь, региональные власти устанавливают нормативные отчисления от регулирующих доходов для органов местного самоуправления.
    Для оценки самостоятельности бюджета муниципального образования ключевым представляется соотношение между закрепленными и регулирующими доходами, с одной стороны, и местными налогами и сборами - с другой. Объем закрепленных и регулирующих доходов определяется через так называемый минимальный бюджет.
    В соответствии с минимальнонеобходимыми расходами субъекты Федерации, руководствуясь федеральными законами, определяют расходную часть минимального бюджета для органов местного самоуправления. Это самая главная процедура формирования бюджета. Она построена на сравнении сумм затрат, включаемых в бюджет текущих расходов, с аналогичными показателями за предыдущий год, и может быть как увеличена, так и уменьшена. Изменение этой суммы по сравнению с предыдущим годом может быть связано:

  • с изменением состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию;
  • с решениями федеральных или региональных властей об изменении социальных и финансовых норм и нормативов;
  • с изменением индекса цен и тарифов по расчетам вышестоящих исполнительных органов власти.     Таким образом, бюджеты органов местного самоуправления становятся зависимыми от решений и расчетов вышестоящих органов власти. Для большинства органов местного самоуправления минимальный бюджет есть их максимально возможный бюджет; <минимальный> этот бюджет - только с точки зрения его обеспечения в соответствии с ми-нимальными социальными стандартами.

        Закрепленные доходы - это доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет. Среди основных источников доходов бюджетов к закрепленным относится налог на прибыль предприятий и организаций и налог на вмененный налог, норматив отчисления от которых в консолидированные региональные бюджеты установлен федеральными законами <О налоге на прибыль предприятий и организаций> и <О едином налоге на вмененный доход> соответственно. Кроме того, на региональном уровне закрепленным доходом является налог с продаж, норматив отчисления от которого в местные бюджеты устанавливается законом субъекта Федерации <О налоге с продаж>.
        Регулирующие доходы - доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год. К регулирующим доходам относятся НДС, подоходный налог с физических лиц и акцизы. Нормативы отчисления от НДС, подоходного налога с физических лиц и акцизов в консолидированные региональный бюджеты устанавливаются ежегодным федеральным законом <О федеральном бюджете>.
        Минимальный бюджет - расчетный объем доходов соответствующего консолидированного бюджета нижестоящего территориального уровня, бюджета сельсовета, бюджета поселка, районного бюджета, района в городе, городского бюджета без районного деления, покрывающих гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы, часть которых в случае недостаточности расчетного объема закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулирующих доходов, дотациями и субвенциями по решению вышестоящего представительного органа власти. Это понятие сугубо расчетное и главным в его определении являются минимально необходимые расходы.

        После того как определена расходная часть минимального бюджета, речь заходит о нормативах отчислений от регулирующих доходов или о передаче на местный уровень закрепленных доходов (целиком или части), для того чтобы удовлетворить нужды минимального бюджета. По желанию властей субъекта Федерации нормативы отчислений от регулирующих доходов могут быть как едиными для всех городов этого субъекта Федерации, так и индивидуальными (законодательство разрешает обе формы). Индивидуальный подход широко распространен, что уводит в неформальную сферу взаимоотношения местной и региональной власти.
        Устанавливаемые законом о бюджете субъекта Федерации нормативы отчислений в местные бюджеты от зачисляемых в консолидированный бюджет области сумм налоговых поступлений значительно варьируют в пределах субъекта Федерации. Более того, бюджет собственно субъекта Федерации зачастую привязан не ко всей его территории, а лишь к отдельным городам-донорам, что создает угрозу внутриобластных конфликтов между органами местного самоуправления.
    Федеральный закон <О финансовых основах местного самоуправления> устанавливает минимальные нормативы отчисления от федеральных регулирующих доходов в местные бюджеты. Данные нормативы действуют в среднем по субъекту Федерации и не дают гарантий каждому конкретному муниципальному образованию по нормативам отчисления от регулирующих доходов. В соответствии с этими нормативами можно вычислить минимальные собственные доходы местных бюджетов.
        Очевидно, что чем больше отношение расчетных минимальных собственных доходов местных бюджетов к их фактическим собственным доходам, тем ниже зависимость местных бюджетов от межбюджетных отношений с субъектом Федерации.
        Еще одним фактором, негативно влияющим на кредитоспособность региона, являются расходы, финансируемые из регионального бюджета в соответствии с федеральным законодательством и решениями федерального правительства. Эта проблема порождается по меньшей мере тремя причинами:

  • вытеснением общеправовых принципов построения системы местного самоуправления оперативным вмешательством федерального правительства;
  • ростом числа федеральных законов с предписывающими нормами вместо ограничивающих;
  • вынужденным финансированием федеральных ведомств на местах.     В настоящее время отчетливо проявляется тенденция хозяйственно-экономического вмешательства федерального правительства в дела местного самоуправления. Значительная доля <оперативной экономической активности> объективно приходится на федеральный уровень исполнительной власти. Изменчивость нормативов, инструкций и распоряжений держит в постоянном напряжении региональный и в особенности местный уровень власти. Постоянные изменения становятся мощнейшим инструментом давления на расходную часть местных бюджетов. Появляется все больше федеральных законов, не ограничивающих поле деятельности региональной и местной власти, а предписывающих, что делать.
        Как показывают обследования отдельных регионов и городов, все они в той или иной мере финансируют из своего бюджета федеральные ведомства или программы: военкоматы, суды, прокуратуру, налоговую инспекцию, налоговую полицию, федеральные социальные льготы и т.д. Причины таких расходов региональных и местных бюджетов по меньшей мере две:
  • задолженность федерального бюджета по выплате зарплаты федеральным служащим на местах, в результате чего расходы из местного бюджета представляют собой по сути <спасательные работы>;
  • нехватка средств, перечисленных по статье <взаиморасчеты> из вышестоящих бюджетов на финансирование федеральных социальных обязательств. В результате данные обязательства <повисают> на региональных и местных бюджетах.     Федеральные требования, которые частично или совсем не подкрепляются соответствующим финансированием, могут быть разделены по типам вынужденных расходов. Например, к вынужденным расходам могут быть отнесены следующие категории (список может быть дополнен):
  • Выпадающие доходы:Наиболее ярко выражены выпадающие доходы по компенсациям за бесплатный проезд льготников на городском транспорте, которые предусмотрены федеральными законами, но, как правило, не попадают в местный бюджет.
  • Расходы по реализации госфункций в счет будущей компенсации из вышестоящих бюджетов.     В этом случае расходы могут быть связаны с постановлением Городской думы о дотировании расходов федерального бюджета, которые будут рассматриваться как задолженность федерального бюджета.
  • Расходы, связанные с недостаточным выделением (распределением) финансовых средств на исполнение федеральных и областных законов и постановлений.     Такого рода расходы могут возникать, когда финансовое исполнение федеральных и областных законов перекладывается на местный бюджет и не подкрепляется достаточным финансированием по ряду причин.
  • Расходы, которые влечет за собой исполнение федеральных (в том числе ведомственных) положений и инструкций, не подкрепленных финансированием.     К таким расходам можно отнести дополнительные расходы, которые вызывают новые строительные нормы и правила (например, дополнительные расходы, связанные с тройным остеклением, увеличением толщины внешних стен и т.д.).
        Ключевые индикаторы:
  • отношение расчетных минимальных собственных доходов к фактическим собственным доходам муниципальных образований;
  • доля наведенных вынужденных расходов бюджета по отношению ко всем расходам бюджета.     Состояние экономической базы является одним из важнейших факторов для определения кредитоспособности эмитента, поскольку определяет стабильность поступления доходов в бюджет и предпосылки для их увеличения. В свою очередь, объем всего доходов бюджета определяет способность администрации обслуживать свои расходные обязательства, в том числе и долговые.

    ЗАВИСИМОСТЬ АДМИНИСТРАЦИИ РЕГИОНА ОТ КРУПНЕЙШИХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

        Во многих российских регионах состояние экономической базы в значительной степени зависит от одного или двух ведущих предприятий, нередко образующих собственные холдинги.
        Общая структура анализа кредитоспособности предприятия-эмитента включает два больших раздела: анализ рисков бизнеса и анализ финансовых рисков.
        Риски бизнеса

  • Отраслевые риски:
        - рынок;
        - производство;
        - регулирование отрасли;
        - ключевые факторы успеха в отрасли.
  • Операционные риски предприятия:
        - позиция на рынке;
        - производство;
        - отрасли;
        - затраты.
  • Организационные факторы риска:
        - собственность и контроль над предприятием;
        - внутренняя структура группы;
        - диверсификация;
        - поддержка властей;
        - размер предприятия;
        - организационная структура;
        - персонал.
        Финансовые риски
  • Финансовая и инвестиционная политика.
  • Структура и динамика активов и источников капитала.
  • Оборотный капитал.
  • Прибыль и рентабельность.
  • Структура финансовых потоков.
  • Текущая ликвидность.
  • Коэффициенты покрытия долга и процентов.     Кроме анализа самих предприятий исследуются производственные связи между этими предприятиями и другими производственными единицами, функционирующими на данной территории. Как правило, крупные предприятия - <флагманы> экономики - образуют конгломераты или холдинги, каждое из подразделений которых представляет собой особый случай налогоплательщика. Чтобы правильно оценить зависимость между колебаниями доходов бюджета региона (города) и финансово-экономическим состоянием крупнейших налогоплательщиков, в расчет берется весь производственный комплекс, а не только головное предприятие.
        Значительная часть предприятий- налогоплательщиков относится к числу гигантских предприятий советской эпохи с раздутым штатом.
        В такой ситуации администрация региона (города) оказывается в заложниках у менеджмента этих предприятий, что выражается в том числе и в особых соглашениях о порядке выплаты налогов, налоговых каникулах и других льготах, выгодных для данных предприятий и наносящих прямой ущерб бюджету.
        Поэтому особое внимание уделяется качеству взаимоотношений между администрацией региона и представителями крупнейших налогоплательщиков. Сама зависимость доходов бюджета от такого субъективного фактора негативно влияет на кредитоспособность администрации и практически не зависит от администрации.

    ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

        Демографическая ситуация исследуется с точки зрения половозрастной структуры населения, уровня образования, профессиональной структуры населения, а также среднего дохода на душу населения и его диверсификацией по этому признаку.
        Доля лиц в нетрудоспособном возрасте (до 16 и после 60 лет) и ее динамика характеризует уровень настоящих и предстоящих расходов бюджета на их содержание.
        Миграции внутри Российской Федерации ограничены неразвитостью рынка жилья, высоким уровнем локальной безработицы, а также высокими транспортными расходами относительно дохода на душу населения. Вместе с тем в ряде случаев миграции могут оказывать значительное позитивное и негативное влияние на бюджет региона и города.
        Особое внимание уделяется динамике уровня дохода на душу населения или семьи, поскольку она свидетельствует о динамике покупательной способности населения. Распределение населения по категориям доходов в значительной степени определяет объем расходов бюджета администрации на поддержание общественного порядка.
        Ключевые индикаторы:

  • динамика численности населения, плотности населения, темпов прироста (убыли) населения, а также половозрастная структура;
  • динамика доли населения в нетрудоспособном возрасте;
  • отношение миграционного прироста к приросту безработицы;
  • отношение количества иммигрантов к количеству очередников на получение жилья;
  • естественный прирост и механический прирост;
  • количество беженцев и их доля в структуре иммигрантов.

    НАЛОГОВАЯ БАЗА И СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ

        В анализе налоговой базы основное внимание уделяется исследованию финансового и экономического состояния основных налогоплательщиков бюджета. Список десяти крупнейших налогоплательщиков регионального бюджета определяется согласно объемам налоговых платежей от предприятий в бюджет соответствующего уровня.
        Анализ деятельности конкретных предприятий проводится по методике корпоративного анализа EA-Ratings.
        Качество налоговой базы определяется также с помощью индикаторов объема сборов по основным налогам (НДС, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество предприятий). Исследуется способность налоговой базы генерировать определенный объем доходов бюджета. Устойчивость налоговой базы выводится из показателей диверсификации.
        Для определения негативного или позитивного влияния налоговой базы и структуры занятости на кредитоспособность региона проводятся:

  • анализ экономической ситуации в регионе,
  • анализ степени диверсификации налоговой базы,
  • анализ экономического и финансового состояния крупнейших налогоплательщиков.

    ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

        Перспективы экономического развития отражают как результаты, достигнутые администрацией в области стратегического планирования, так и направления дальнейшего развития субъекта Федерации. Новые проекты в области экономического развития территории рассматриваются с точки зрения расширения налоговой базы бюджета и бюджетной эффективности.
        Для оценки возможностей развития территории оценивается экономико-географическое положение региона. При этом особое внимание уделяется близости территории к основным рынкам сбыта и транспортным коммуникациям. Также оценивается качество инфраструктуры, включая дорожную сеть, коммунальное хозяйство и транспортные возможности. Экономическое положение многих регионов/муниципальных образований определяется их географическим положением. В первую очередь это относится к субъектам Центральной России, а также Дальнего Востока. Поскольку транспортные компании (железные дороги, их отделения и др.) являются одними из основных налогоплательщиков в бюджет региона, наличие развитой транспортной инфраструктуры позитивно влияет на кредитоспособность региона (города).
        Ключевые индикаторы:

  • наличие плана стратегического развития, основанного на анализе затрат и выгод;
  • прогнозируемые расходы на капитальные вложения и источники их финансирования;
  • объем прогнозируемого чистого дохода от реализации проектов.     Анализ финансовой устойчивости региона включает в себя оценку структуры и объема доходов и расходов, бюджета, а также анализ их исполнения. Анализ исполнения бюджета подразумевает как анализ объективных, так и субъективных причин, в частности, качество финансового менеджмента администрации, политический <вес> администрации, а также качество взаимоотношений между исполнительной и представительной ветвями власти.

    СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ДОХОДОВ

        Одним из ключевых аспектов анализа является оценка диверсификации источников дохода. Высокая зависимость общего объема доходов бюджета от одного или двух источников рассматривается как негативный фактор кредитоспособности. Особенность российской налоговой системы заключается в том, что сбор НДС и подоходного налога с физических лиц можно считать более надежными с точки зрения кредитоспособности региона, чем сбор налога на имущество предприятий и налога на прибыль.
        За базовый уровень доходов бюджета принимается объем собственных доходов бюджета, который представляет собой сумму налоговых и неналоговых доходов.
        Разница между уровнем всего доходов и уровнем собственных доходов равна объему так называемых межбюджетных поступлений. Данная категория межбюджетных доходов рассматривается как наименее надежная; чем она больше по объему в сравнении с объемом собственных доходов, тем ниже качество и надежность структуры бюджета.
        В структуре поступлений в бюджет выделяются следующие формы расчетов: денежные поступления (или <живые> деньги), взаимозачеты и ценные бумаги (преимущественно векселя). Для оценки возможности администрации выполнять свои долговые обязательства особенно важен объем денежных поступлений. Их недостаток резко негативно влияет на кредитоспособность администрации, поскольку все выплаты по долговым обязательствам должны выполняться в денежной форме. Техническую способность администрации выплачивать свои долговые обязательства определяет отношение поступлений, выраженных в денежной форме, к расходам в денежной форме.
        Чем больше баланс денежных поступлений в бюджет и постоянных расходов в денежной форме, тем выше потенциальная возможность администрации обслуживать свои долговые обязательства. В случае, если баланс денежных поступлений и всего расходов в денежной форме отрицательный, это означает, что администрация не способна полностью погасить обязательства из собственных средств и, следовательно, будет вынуждена использовать для этого либо средства безвозмездных перечислений, либо реструктуризировать свою задолженность.
        Для кредитоспособности администрации важным является наличие документа, регламентирующего процедуру проведения взаимозачетов. В большинстве российских регионов объем и порядок проведения взаимозачетов определяется ежегодным законом о бюджете. Отсутствие регламентирующего документа негативно влияет на кредитоспособность администрации, поскольку порядок проведения зачетов полностью переходит под контроль ограниченного числа чиновников и решение об их проведении принимается субъективно.
        Доходы распределяются в течение года неравномерно. При этом помесячные колебания текущих расходов должны быть незначительными. Таким образом, при высокой вариации помесячных доходов возникают кассовые или технические разрывы, т.е. образуется временный дефицит бюджета. В случае возникновения кассовых разрывов администрация вынуждена занимать средства на их покрытие на рынках капитала, что неизбежно приводит к увеличению расходов бюджета за счет выплат процентов по подобным кредитам.
        Чтобы оценить степень неравномерности поступлений доходов, вводится коэффициент вариации, который рассчитывается как отношение среднеквадратичного отклонения к среднему арифметическому значению показателя, в данном случае - помесячных доходов бюджета. Чем выше коэффициент вариации, тем менее надежен источник доходов бюджета.
        Высокая степень зависимости бюджета от источников дохода с высокой вариацией негативно влияет на кредитоспособность администрации.
        Ключевые индикаторы:

  • доля денежных поступлений в структуре собственных доходов бюджета;
  • доля ценных бумаг в структуре собственных доходов бюджета;
  • доля взаимозачетов в структуре собственных доходов бюджета;
  • отношение денежных поступлений к всего обязательным расходам в денежной форме;
  • отношение денежных поступлений к постоянным обязательным расходам в денежной форме;
  • отношение денежных поступлений к временным обязательным расходам в денежной форме;
  • доля денежных поступлений в основных налоговых доходах;
  • доля собственных доходов в структуре всего доходов бюджета;
  • доля налоговых доходов в структуре всего доходов бюджета;
  • доля федеральных регулирующих доходов в структуре всего доходов;
  • доля налоговых доходов в структуре собственных доходов;
  • доля неналоговых доходов в структуре собственных доходов;
  • коэффициент вариации для основных источников дохода;
  • коэффициент корреляции между основными источниками дохода и всего доходами бюджета.

    СТРУКТУРА И ДИНАМИКА РАСХОДОВ

        Большинство субъектов Российской Федерации не разделяют текущий бюджет и капитальный бюджет. В то же время часто применяется практика выделения капитальных расходов в так называемый бюджет развития, который можно считать прообразом капитального бюджета.

    Текущие расходы подразумевают все расходы бюджета за исключением капитального строительства, капитального ремонта и расходов на закупки товаров и услуг длительного пользования, которые составляют капитальные расходы.

        Однако даже подобное выделение расходной части не подразумевает закрепление за бюджетом развития определенных доходных источников. Более того, расходы бюджета развития, как правило, финансируются за счет налоговых доходов и по остаточному принципу. Подобная ситуация негативно влияет на кредитоспособность администрации, поскольку не позволяет ей создать и выполнять в полном объеме ни текущий, ни капитальный бюджет, принципы формирования которых существенно различаются.
        Из-за резких изменений помесячной динамики доходов бюджета помесячные расходы распределяются также неравномерно. Для расчета равномерности колебаний отдельных статей расходов, как и в случае с доходами, используется коэффициент вариации.
        Ключевые индикаторы:

  • доля текущих расходов во всего расходах;
  • доля капитальных расходов во всего расходах;
  • текущие расходы на основные статьи расходов в расчете на душу населения;
  • доля текущих расходов основных расходных статей в структуре текущих расходов;
  • доля капитальных расходов на ЖКХ и транспорт и связь в структуре капитальных расходов;
  • доля расходов на заработную плату в структуре текущих расходов;
  • доля расходов на субсидии предприятиям и организациям в структуре текущих расходов;
  • коэффициент вариации для основных статей расходов;
  • коэффициент корреляции между основными статьями расходов и всего расходами бюджета.

    КРЕДИТОРСКАЯ И ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ АДМИНИСТРАЦИИ

        Кредиторская задолженность бюджета состоит из невыполненных обязательств администрации по расходным статьям.
        Кредиторская задолженность накапливается в результате передачи функций вышестоящих бюджетов нижестоящим с обязательством компенсировать возникающие таким образом дополнительные расходы. Как правило, эти расходы выполняются нижестоящими бюджетами по факту получения средств из вышестоящих бюджетов. В случае срыва графика перечислений нижестоящие бюджеты могут приостановить выплату расходов. Накопившуюся кредиторскую задолженность не следует считать собственным обязательством бюджета и нужно рассматривать отдельно.
        Дебиторская задолженность бюджету состоит из собственно недоимки, а также штрафов и пени на нее. Как правило, предприятия и организация - недоимщики не склонны рассматривать штрафы и пени в качестве своих непогашенных обязательств перед бюджетом, что снижает вероятность их перечисления в бюджет.
        Важным показателем следует считать соотношение кредиторской и дебиторской задолженности.

    Вся кредиторская задолженность может быть разделена на собственную кредиторскую задолженность бюджета и кредиторскую задолженность по обязательствам вышестоящих бюджетов.

        При этом надо учитывать, что некоторые расходы бюджет будет вынужден проводить в <живых> деньгах, а погашение дебиторской задолженности в <живых> деньгах маловероятно.
        Ключевые индикаторы:

  • отношение общей кредиторской задолженности к всего расходам;
  • отношение собственной кредиторской задолженности к всего расходам;
  • отношение собственной кредиторской задолженности, которая должна быть выплачена в <живых> деньгах к поступлениям в денежной форме;
  • доля собственно недоимки в дебиторской задолженности;
  • отношение собственной кредиторской задолженности к недоимке.

    ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА

        Значительная часть социальных расходов, которые являются непосредственными обязательствами бюджетов, финансируются через внебюджетные источники.
        Таким образом, в условиях ограниченного финансирования организаций, в первую очередь социальной сферы, они получают возможность увеличить расходы на заработную плату и закупку оборудования, используя внебюджетные средства.
        Наличие таких дополнительных фондов рассматривается как позитивный фактор кредитоспособности, положительный аспект которого, однако, сдерживается отсутствием полной и публичной информации о движении средств по внебюджетным счетам.
        Ключевые индикаторы:

  • отношение всех внебюджетных расходов ко всего расходам;
  • отношение внебюджетных расходов по основным статьям расходов бюджета к бюджетным расходам по этим статьям.

    Под внебюджетными источниками понимаются внебюджетные фонды, счета <Сумм по поручению>, а также счета спецсредств. На эти счета могут поступать средства, полученные в результате разрешенной коммерческой деятельности муниципальных организаций.

    БАЛАНС БЮДЖЕТА

        Баланс бюджета считается основным показателем при анализе финансового состояния бюджета.
        В условиях существования транзитных доходов и расходов, неопределенности с неналоговыми доходами, где иногда учитываются кредиты, чтобы сократить фактический дефицит бюджета, основным балансом выступает баланс налоговых доходов и текущих расходов, который в основном и показывает реальные финансовые возможности администрации. Положительный баланс расценивается в качестве позитивного фактора кредитоспособности администрации.
        Ключевые индикаторы:

  • отношение баланса всего доходов и всего расходов к всего доходам;
  • отношение баланса собственных доходов и собственных расходов к собственным доходам;
  • отношение баланса налоговых доходов и текущих расходов к налоговым доходам.

    СООТВЕТСТВИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ПЛАНОВЫМ РАСЧЕТАМ АДМИНИСТРАЦИИ

        Уровень соответствия данных показателей отражает качество управления бюджетом администрации, а также разумность взаимоотношений между исполнительной властью и представительной, ответственной за утверждение бюджета. Кроме того, различие в степени исполнения расходов по отдельным статьям, как правило, соответствует приоритетам администрации и снижается в зависимости от статуса статьи (от защищенной статьи до статьи в бюджете развития).
        Ключевые индикаторы:

  • отношение фактического объема статей доходов и расходов к утвержденным объемам по этим статьям;
  • отношение утвержденных объемов статей доходов и расходов к пересмотренным объемам этих статей.

    АКТИВЫ АДМИНИСТРАЦИИ

        Активы администрации включают в себя недвижимость, государственные предприятия и доли администрации в акционерных обществах. Рациональное использование собственности (в первую очередь активное использование механизма аренды имущества) может значительно увеличить объем доходов регионального бюджета. В то же время государственные органы власти являются наименее эффективными собственниками.
        Таким образом, использование различных механизмов передачи в аренду активов администрации (в том числе применение концессии - аренды с обязательством арендатора осуществлять вложения в основные фонды), равно как и их приватизации, позитивно влияет на кредитоспособность администрации.
        Ключевые индикаторы:

  • расчетная стоимость активов к объему годового бюджета;
  • доля неналоговых платежей в структуре доходов бюджета;
  • доля поступлений от использования имущества в структуре неналоговых доходов бюджета;
  • доля занятых на предприятиях, часть уставного капитала которых принадлежит администрации региона. На кредитоспособность администрации определяющее влияние оказывают параметры, связанные с долговой нагрузкой на бюджет. Поскольку кредитоспособность администрации определяет способность и желание администрации выполнять свои долговые обязательства, анализ долговых обязательств администрации занимает одно из главных мест в оценке кредитоспособности администрации.

    СТРУКТУРА ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

        При анализе долговых обязательств субъекта РФ EA-Ratings обращает особое внимание на структуру полного долга администрации. Проводится анализ структуры полного долга администрации.
        Практика предоставления поручительств по кредитам (гарантий) широко распространена среди субъектов Российской Федерации. Иностранные кредитные организации практически не выдают кредиты государственным и муниципальным предприятиям, а также нижестоящим бюджетам без необходимого обеспечения, которыми в ряде случаев выступают гарантии вышестоящего бюджета.
        Программа выдачи бюджетных поручительств, ее объем и качество процедуры, регламентирующей выдачу поручительств, существенно влияет на кредитоспособность администрации. Так, в случае возникновения необходимости исполнения обязательств по поручительствам может измениться график платежей по обязательствам администрации и резко увеличиться нагрузка на бюджет.
        Поскольку все долговые обязательства должны выплачиваться в денежной форме (по крайней мере, теоретически), все долговые обязательства относятся к переменным обязательным расходам в <живых> деньгах. Чтобы определить потенциальную способность администрации расплатиться по своим обязательствам, объем выплат по долговым обязательствам соотносится с объемом поступлений в бюджет в денежной форме.
        Важным фактором является соотношение краткосрочных и долгосрочных заимствований в структуре долга. Долгосрочные заимствования дают возможность маневра финансовыми средствами и осуществления долгосрочных инвестиционных проектов.
        В условиях неопределенности курса рубля по отношению к иностранным валютам возрастает валютный риск по долговым обязательствам. Таким образом, особую важность приобретает доля долговых обязательств, выраженная в иностранной валюте в структуре полного долга администрации. Чем она выше, тем ниже кредитоспособность администрации.
        Вероятность срыва графика погашения долговых обязательств администрации зависит также от кредитных институтов, которые управляют ее финансовыми потоками. Бюджетные счета администрации должны находиться в надежных кредитных организациях. В противном случае это негативно влияет на кредитоспособность администрации.
        Негативным фактором также является переоформление бывших долгов субъектов Федерации федеральному правительству во внутренние облигации, что:

  • в силу высокого объема задолженности сразу лишает большинство субъектов Федерации возможности выхода на рынок еврооблигаций из-за несоответствия предельным объемам заимствования, установленным указами президента;
  • <захламляет> рынок субфедеральных облигаций рискованными инструментами;
  • может необратимо повлиять на кредитную историю субъекта Федерации.     Ключевые индикаторы:
  • соотношение краткосрочной и долгосрочной задолженности;
  • доля долговых обязательств в иностранной валюте в структуре долговых обязательств;
  • отношение выплат по краткосрочным заимствованиям к собственным доходам;
  • отношение выплат по долгосрочным обязательствам к собственным доходам;
  • доля непогашенных кредитов, выданных администрации;
  • доля выплат по гарантиям к общему объему гарантий;
  • прямой долг на душу населения;
  • прямой долг по отношению к среднедушевому доходу;
  • полный долг на душу населения;
  • доля основных составляющих прямого долга в его структуре.

    ДОЛГОВАЯ НАГРУЗКА НА БЮДЖЕТ

        Федеральное законодательство в области определения предельного размера долговой нагрузки на бюджет субъекта Федерации чрезвычайно противоречиво. По существу, четко установленных границ объема заимствований и объема выплат по обязательствам нет.
        В федеральном законе <О рынке ценных бумаг> сказано, что <представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления устанавливают предельные объемы эмиссии ценных бумаг, эмитируемых органами власти соответствующего уровня>.
        Для субъектов Федерации, желающих выпустить еврооблигации, действует серьезное ограничение в виде указов президента, дающих разрешение конкретным субъектам Федерации на эмиссию этих облигаций. Это противоречит Конституции РФ и законодательству РФ, так как факта разрешения на эмиссию специальным указом президента по закону не требуется. Данная мера федерального правительства сознательно направлена на сдерживание внешних эмиссий субъектов Федерации.
        На те субъекты Федерации, которым разрешен выпуск еврооблигаций, указом президента наложены следующие ограничения:

  • общий объем всех видов заимствования субъекта Федерации в пределах бюджетного года не должен превышать 30% объема собственных доходов бюджета этого субъекта;
  • расходы на погашение и обслуживание всех видов долговых обязательств каждого из этих субъектов Федерации не должны превышать 15% собственных доходов бюджета этого субъекта;
  • получение субъектом Федерации кредитного рейтинга в соответствии с международными стандартами не менее чем от двух ведущих международных рейтинговых агентств.     Несмотря на возможную содержательную обоснованность данных требований, подобные ограничения противоречат российскому законодательству и помимо заботы о надежных региональных финансах снижают конкурентоспособность регионов в привлечении долгосрочных заемных средств.
        Бюджетный кодекс РФ устанавливает новые ограничения на объем долговых обязательств субъектов РФ, что может углубить существующие противоречия.
        Размер долговой нагрузки на бюджет является во многом определяющим фактором кредитоспособности администрации, поскольку определяет объем средств, которые должны быть направлены администрацией для выполнения своих долговых обязательств вовремя и в полном объеме.
        Ключевые индикаторы:
  • выплаты по краткосрочным обязательствам в структуре долговой нагрузки;
  • выплаты по долгосрочным обязательствам в структуре долговой нагрузки;
  • выплаты по гарантиям в структуре долговой нагрузки;
  • выплаты основной суммы по обязательствам в структуре долговой нагрузки;
  • выплаты процентов по обязательствам в структуре долговой нагрузки;
  • отношение долговой нагрузки к собственным доходам бюджета;
  • отношение выплат по долгу к поступлениям в денежной форме.     Администрация субъекта Российской Федерации определяет финансовую и экономическую политику соответствующего административно-территориального образования. Качество долговой политики как составной части финансовой политики администрации находится в прямой зависимости от квалификации ее сотрудников.
        Несмотря на крайнюю субъективность этого фактора, он оказывает определяющее воздействие на принятие конкретных решений, в первую очередь касающихся обслуживания долговых обязательств. Поскольку кредитоспособность администрации определяется способностью и желанием администрации обслуживать свои долговые обязательства, оценка второго компонента не менее, а чаще всего более важна для оценки кредитоспособности региона.

    КВАЛИФИКАЦИЯ СОТРУДНИКОВ АДМИНИСТРАЦИИ И КАЧЕСТВО ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

        EA-Ratings оценивает квалификацию руководителей администрации, а также глав основных департаментов администрации. Кроме того, анализируется степень доверия избирателей к исполнительной и законодательной власти, ее однородность и характер взаимоотношений между представителями различных ветвей власти.
        EA-Ratings уделяет особое внимание качеству финансового менеджмента администрации, поскольку этот фактор оказывает определяющее влияние на способность администрации выполнять свои обязательства, в том числе и долговые.
        Ключевые индикаторы:

  • процент работников с высшим образованием;
  • стаж работы в руководящих органах;
  • доля населения, проголосовавшего за главу администрации в первом туре;
  • доля населения, проголосовавшего за главу администрации во втором туре (если таковой был);
  • характер взаимоотношений между представительным и исполнительным органом власти;
  • наличие специальных распоряжений, <уставов> департаментов;
  • степень последовательности в выполнении финансовых обязательств;
  • степень последовательности в ведении документооборота;
  • существование нормативных актов, регулирующих долговую политику, проведение взаимозачетов и пр.;
  • существование полного набора бухгалтерской документации;
  • наличие ошибок и противоречий в финансовой отчетности;
  • степень доступности публичных документов.

    СТРУКТУРА АДМИНИСТРАЦИИ

        Отлаженная структура администрации для кредитоспособности администрации имеет не меньшее значение, чем квалификация ее сотрудников. Включение в состав администрации казначейства или отдела, выполняющего функции казначейства, позитивно влияет на кредитоспособность администрации, поскольку позволяет контролировать финансовые потоки внутри администрации.
        Ключевые индикаторы:

  • существование у департаментов администрации статуса юридического лица;
  • наличие в администрации казначейства или органа, выполняющего функции казначейства;
  • наличие специальных комитетов или рабочих групп;
  • наличие в структуре администрации департамента долговой нагрузки или отдела, выполняющих его функции.

    СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

        Наличие стратегического планирования рассматривается в качестве позитивного фактора кредитоспособности администрации. Большинство администраций субъектов Российской Федерации не способны проводить долгосрочную политику вследствие отсутствия информации и резервов для проведения такого рода работ, а также низкой квалификации сотрудников, что негативно влияет на кредитоспособность администрации.
        Ключевые индикаторы:

  • наличие генерального плана развития территории;
  • наличие четко определенных границ региона;
  • наличие земельного кадастра, существование системы зонирования территории;
  • сочетание стратегического плана с бюджетным планированием;
  • сочетание местных прогнозов динамики основных экономических показателей с прогнозами федеральных министерств и Центрального банка;
  • качество работы администрации в области стратегического прогнозирования;
  • существование специального департамента администрации, ответственного за стратегическое планирование;
  • существование субсидий для поддержки местных производителей товаров первой необходимости и продукции высокой общественной значимости;
  • прогнозируемый объем поступлений в результате реализации программ экономического развития;
  • наличие нормативных актов, ограничивающих свободное перемещение товаров и услуг;
  • наличие нормативных актов, ограничивающих активность банков;
  • активность администрации в области приватизации;
  • оценка способности администрации эффективно управлять государственным имуществом;
  • количество приватизированных предприятий, количество аукционов по продаже акций.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".