Критерии оценки кредитного риска
Заместитель директора Standard & Poor's
    Кредитоспособность администрации отражает способность и желание администрации выполнять свои долговые обязательства в срок и в полном объеме или, иными словами, вероятность выполнения эмитентом долговых обязательств. После анализа каждого из факторов кредитного риска определяется список основных индикаторов, посредством которых можно измерить или оценить позитивное или негативное влияние каждого из факторов на кредитоспособность региона.
    В дальнейшем процесс присвоения рейтинга подразумевает обсуждение полученных аналитиком результатов на рейтинговом комитете EA-Ratings, который выносит коллегиальное решение о присвоении кредитного рейтинга в соответствии с национальной шкалой кредитного рейтинга.
    Кредитный рейтинг может присваиваться как конкретным долговым обязательствам, так и эмитенту в целом. Вся процедура присвоения кредитного рейтинга одному эмитенту или его долговому обязательству занимает около двух месяцев. Впоследствии рейтинг подтверждается или пересматривается с периодичностью, установленной для каждой категории кредитного риска: чем выше риск, тем чаще происходит пересмотр. Для пересмотра используются те же критерии оценки кредитного риска, что и для присвоения первоначального рейтинга.
    Все факторы кредитного риска по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации подразделяются на:
    Качество межбюджетных отношений в Российской Федерации рассматривается как один из важнейших факторов кредитоспособности региональной администрации. Федеральную помощь в форме федеральных безвозмездных перечислений получают 73 субъекта Российской Федерации.
    Около половины всех безвозмездных перечислений из федерального бюджета приходится на долю трансфертов, предназначенных для выравнивания бюджетной обеспеченности регионов. Большая часть остальных безвозмездных перечислений попадает в региональные бюджеты в виде средств, поступающих по взаимным расчетам, объем которых определяется федеральными органами власти.
    Вплоть до настоящего времени объем федеральных трансфертов, перечисляемых в региональный бюджет, определялся по формуле на основе так называемого расчетного бюджетного дефицита, который, как правило, устанавливается в результате <торга> между федеральными и региональными органами власти.
    Трансферты могут перечисляться как непосредственно из федерального бюджета (из Фонда финансовой поддержки регионов), так и за счет федеральной доли налога на добавленную стоимость (НДС), собранного на территории региона. В первом случае, как правило, фактором риска является задержка перечислений - они могут дойти до бюджета региона лишь под конец года. Во втором - график поступлений выдерживается более надежно, так как деньги остаются в регионе, хотя проблемой становится отсутствие контроля со стороны региона за данными поступлениями. Средства федеральной доли НДС формально могут быть использованы по указанию федеральных органов на другие нужды по безденежным реестрам. Таким образом,сохраняется риск внезапного прерывания платежей по трансфертам через НДС.
    При прочих равных условиях использование схемы расчетов по трансфертам через НДС рассматривается в качестве умеренно позитивного фактора кредитоспособности региона. Зависимость от федеральных безвозмездных перечислений в целом негативно влияет на кредитоспособность. В то же время зависимость от трансфертов считается менее рискованной, чем зависимость от взаимных расчетов.
    Ключевые индикаторы:
    Бюджетное законодательство, равно как и законодательство, регулирующее отчисления федеральных налогов в нижестоящие бюджеты, представляют особую важность для способности администраций субъектов Федерации составлять и исполнять региональные бюджеты.
    Нормативы, которые устанавливаются федеральным бюджетным законодательством для региональных бюджетов, позволяют вышестоящему уровню власти контролировать объем доходов региональных бюджетов, что негативно влияет на кредитоспособность. В свою очередь, региональные власти устанавливают нормативные отчисления от регулирующих доходов для органов местного самоуправления.
Для оценки самостоятельности бюджета муниципального образования ключевым представляется соотношение между закрепленными и регулирующими доходами, с одной стороны, и местными налогами и сборами - с другой. Объем закрепленных и регулирующих доходов определяется через так называемый минимальный бюджет.
В соответствии с минимальнонеобходимыми расходами субъекты Федерации, руководствуясь федеральными законами, определяют расходную часть минимального бюджета для органов местного самоуправления. Это самая главная процедура формирования бюджета. Она построена на сравнении сумм затрат, включаемых в бюджет текущих расходов, с аналогичными показателями за предыдущий год, и может быть как увеличена, так и уменьшена. Изменение этой суммы по сравнению с предыдущим годом может быть связано:
    Закрепленные доходы - это доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет. Среди основных источников доходов бюджетов к закрепленным относится налог на прибыль предприятий и организаций и налог на вмененный налог, норматив отчисления от которых в консолидированные региональные бюджеты установлен федеральными законами <О налоге на прибыль предприятий и организаций> и <О едином налоге на вмененный доход> соответственно. Кроме того, на региональном уровне закрепленным доходом является налог с продаж, норматив отчисления от которого в местные бюджеты устанавливается законом субъекта Федерации <О налоге с продаж>.     Регулирующие доходы - доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год. К регулирующим доходам относятся НДС, подоходный налог с физических лиц и акцизы. Нормативы отчисления от НДС, подоходного налога с физических лиц и акцизов в консолидированные региональный бюджеты устанавливаются ежегодным федеральным законом <О федеральном бюджете>.     Минимальный бюджет - расчетный объем доходов соответствующего консолидированного бюджета нижестоящего территориального уровня, бюджета сельсовета, бюджета поселка, районного бюджета, района в городе, городского бюджета без районного деления, покрывающих гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы, часть которых в случае недостаточности расчетного объема закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулирующих доходов, дотациями и субвенциями по решению вышестоящего представительного органа власти. Это понятие сугубо расчетное и главным в его определении являются минимально необходимые расходы. |
    После того как определена расходная часть минимального бюджета, речь заходит о нормативах отчислений от регулирующих доходов или о передаче на местный уровень закрепленных доходов (целиком или части), для того чтобы удовлетворить нужды минимального бюджета. По желанию властей субъекта Федерации нормативы отчислений от регулирующих доходов могут быть как едиными для всех городов этого субъекта Федерации, так и индивидуальными (законодательство разрешает обе формы). Индивидуальный подход широко распространен, что уводит в неформальную сферу взаимоотношения местной и региональной власти.
    Устанавливаемые законом о бюджете субъекта Федерации нормативы отчислений в местные бюджеты от зачисляемых в консолидированный бюджет области сумм налоговых поступлений значительно варьируют в пределах субъекта Федерации. Более того, бюджет собственно субъекта Федерации зачастую привязан не ко всей его территории, а лишь к отдельным городам-донорам, что создает угрозу внутриобластных конфликтов между органами местного самоуправления.
Федеральный закон <О финансовых основах местного самоуправления> устанавливает минимальные нормативы отчисления от федеральных регулирующих доходов в местные бюджеты. Данные нормативы действуют в среднем по субъекту Федерации и не дают гарантий каждому конкретному муниципальному образованию по нормативам отчисления от регулирующих доходов. В соответствии с этими нормативами можно вычислить минимальные собственные доходы местных бюджетов.
    Очевидно, что чем больше отношение расчетных минимальных собственных доходов местных бюджетов к их фактическим собственным доходам, тем ниже зависимость местных бюджетов от межбюджетных отношений с субъектом Федерации.
    Еще одним фактором, негативно влияющим на кредитоспособность региона, являются расходы, финансируемые из регионального бюджета в соответствии с федеральным законодательством и решениями федерального правительства. Эта проблема порождается по меньшей мере тремя причинами:
    Во многих российских регионах состояние экономической базы в значительной степени зависит от одного или двух ведущих предприятий, нередко образующих собственные холдинги.
    Общая структура анализа кредитоспособности предприятия-эмитента включает два больших раздела: анализ рисков бизнеса и анализ финансовых рисков.
    Риски бизнеса
    Демографическая ситуация исследуется с точки зрения половозрастной структуры населения, уровня образования, профессиональной структуры населения, а также среднего дохода на душу населения и его диверсификацией по этому признаку.
    Доля лиц в нетрудоспособном возрасте (до 16 и после 60 лет) и ее динамика характеризует уровень настоящих и предстоящих расходов бюджета на их содержание.
    Миграции внутри Российской Федерации ограничены неразвитостью рынка жилья, высоким уровнем локальной безработицы, а также высокими транспортными расходами относительно дохода на душу населения. Вместе с тем в ряде случаев миграции могут оказывать значительное позитивное и негативное влияние на бюджет региона и города.
    Особое внимание уделяется динамике уровня дохода на душу населения или семьи, поскольку она свидетельствует о динамике покупательной способности населения. Распределение населения по категориям доходов в значительной степени определяет объем расходов бюджета администрации на поддержание общественного порядка.
    Ключевые индикаторы:
    В анализе налоговой базы основное внимание уделяется исследованию финансового и экономического состояния основных налогоплательщиков бюджета. Список десяти крупнейших налогоплательщиков регионального бюджета определяется согласно объемам налоговых платежей от предприятий в бюджет соответствующего уровня.
    Анализ деятельности конкретных предприятий проводится по методике корпоративного анализа EA-Ratings.
    Качество налоговой базы определяется также с помощью индикаторов объема сборов по основным налогам (НДС, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество предприятий). Исследуется способность налоговой базы генерировать определенный объем доходов бюджета. Устойчивость налоговой базы выводится из показателей диверсификации.
    Для определения негативного или позитивного влияния налоговой базы и структуры занятости на кредитоспособность региона проводятся:
    Перспективы экономического развития отражают как результаты, достигнутые администрацией в области стратегического планирования, так и направления дальнейшего развития субъекта Федерации. Новые проекты в области экономического развития территории рассматриваются с точки зрения расширения налоговой базы бюджета и бюджетной эффективности.
    Для оценки возможностей развития территории оценивается экономико-географическое положение региона. При этом особое внимание уделяется близости территории к основным рынкам сбыта и транспортным коммуникациям. Также оценивается качество инфраструктуры, включая дорожную сеть, коммунальное хозяйство и транспортные возможности. Экономическое положение многих регионов/муниципальных образований определяется их географическим положением. В первую очередь это относится к субъектам Центральной России, а также Дальнего Востока. Поскольку транспортные компании (железные дороги, их отделения и др.) являются одними из основных налогоплательщиков в бюджет региона, наличие развитой транспортной инфраструктуры позитивно влияет на кредитоспособность региона (города).
    Ключевые индикаторы:
    Одним из ключевых аспектов анализа является оценка диверсификации источников дохода. Высокая зависимость общего объема доходов бюджета от одного или двух источников рассматривается как негативный фактор кредитоспособности. Особенность российской налоговой системы заключается в том, что сбор НДС и подоходного налога с физических лиц можно считать более надежными с точки зрения кредитоспособности региона, чем сбор налога на имущество предприятий и налога на прибыль.
    За базовый уровень доходов бюджета принимается объем собственных доходов бюджета, который представляет собой сумму налоговых и неналоговых доходов.
    Разница между уровнем всего доходов и уровнем собственных доходов равна объему так называемых межбюджетных поступлений. Данная категория межбюджетных доходов рассматривается как наименее надежная; чем она больше по объему в сравнении с объемом собственных доходов, тем ниже качество и надежность структуры бюджета.
    В структуре поступлений в бюджет выделяются следующие формы расчетов: денежные поступления (или <живые> деньги), взаимозачеты и ценные бумаги (преимущественно векселя). Для оценки возможности администрации выполнять свои долговые обязательства особенно важен объем денежных поступлений. Их недостаток резко негативно влияет на кредитоспособность администрации, поскольку все выплаты по долговым обязательствам должны выполняться в денежной форме. Техническую способность администрации выплачивать свои долговые обязательства определяет отношение поступлений, выраженных в денежной форме, к расходам в денежной форме.
    Чем больше баланс денежных поступлений в бюджет и постоянных расходов в денежной форме, тем выше потенциальная возможность администрации обслуживать свои долговые обязательства. В случае, если баланс денежных поступлений и всего расходов в денежной форме отрицательный, это означает, что администрация не способна полностью погасить обязательства из собственных средств и, следовательно, будет вынуждена использовать для этого либо средства безвозмездных перечислений, либо реструктуризировать свою задолженность.
    Для кредитоспособности администрации важным является наличие документа, регламентирующего процедуру проведения взаимозачетов. В большинстве российских регионов объем и порядок проведения взаимозачетов определяется ежегодным законом о бюджете. Отсутствие регламентирующего документа негативно влияет на кредитоспособность администрации, поскольку порядок проведения зачетов полностью переходит под контроль ограниченного числа чиновников и решение об их проведении принимается субъективно.
    Доходы распределяются в течение года неравномерно. При этом помесячные колебания текущих расходов должны быть незначительными. Таким образом, при высокой вариации помесячных доходов возникают кассовые или технические разрывы, т.е. образуется временный дефицит бюджета. В случае возникновения кассовых разрывов администрация вынуждена занимать средства на их покрытие на рынках капитала, что неизбежно приводит к увеличению расходов бюджета за счет выплат процентов по подобным кредитам.
    Чтобы оценить степень неравномерности поступлений доходов, вводится коэффициент вариации, который рассчитывается как отношение среднеквадратичного отклонения к среднему арифметическому значению показателя, в данном случае - помесячных доходов бюджета. Чем выше коэффициент вариации, тем менее надежен источник доходов бюджета.
    Высокая степень зависимости бюджета от источников дохода с высокой вариацией негативно влияет на кредитоспособность администрации.
    Ключевые индикаторы:
    Большинство субъектов Российской Федерации не разделяют текущий бюджет и капитальный бюджет. В то же время часто применяется практика выделения капитальных расходов в так называемый бюджет развития, который можно считать прообразом капитального бюджета.
Текущие расходы подразумевают все расходы бюджета за исключением капитального строительства, капитального ремонта и расходов на закупки товаров и услуг длительного пользования, которые составляют капитальные расходы. |
    Однако даже подобное выделение расходной части не подразумевает закрепление за бюджетом развития определенных доходных источников. Более того, расходы бюджета развития, как правило, финансируются за счет налоговых доходов и по остаточному принципу. Подобная ситуация негативно влияет на кредитоспособность администрации, поскольку не позволяет ей создать и выполнять в полном объеме ни текущий, ни капитальный бюджет, принципы формирования которых существенно различаются.
    Из-за резких изменений помесячной динамики доходов бюджета помесячные расходы распределяются также неравномерно. Для расчета равномерности колебаний отдельных статей расходов, как и в случае с доходами, используется коэффициент вариации.
    Ключевые индикаторы:
    Кредиторская задолженность бюджета состоит из невыполненных обязательств администрации по расходным статьям.
    Кредиторская задолженность накапливается в результате передачи функций вышестоящих бюджетов нижестоящим с обязательством компенсировать возникающие таким образом дополнительные расходы. Как правило, эти расходы выполняются нижестоящими бюджетами по факту получения средств из вышестоящих бюджетов. В случае срыва графика перечислений нижестоящие бюджеты могут приостановить выплату расходов. Накопившуюся кредиторскую задолженность не следует считать собственным обязательством бюджета и нужно рассматривать отдельно.
    Дебиторская задолженность бюджету состоит из собственно недоимки, а также штрафов и пени на нее. Как правило, предприятия и организация - недоимщики не склонны рассматривать штрафы и пени в качестве своих непогашенных обязательств перед бюджетом, что снижает вероятность их перечисления в бюджет.
    Важным показателем следует считать соотношение кредиторской и дебиторской задолженности.
Вся кредиторская задолженность может быть разделена на собственную кредиторскую задолженность бюджета и кредиторскую задолженность по обязательствам вышестоящих бюджетов. |
    При этом надо учитывать, что некоторые расходы бюджет будет вынужден проводить в <живых> деньгах, а погашение дебиторской задолженности в <живых> деньгах маловероятно.
    Ключевые индикаторы:
    Значительная часть социальных расходов, которые являются непосредственными обязательствами бюджетов, финансируются через внебюджетные источники.
    Таким образом, в условиях ограниченного финансирования организаций, в первую очередь социальной сферы, они получают возможность увеличить расходы на заработную плату и закупку оборудования, используя внебюджетные средства.
    Наличие таких дополнительных фондов рассматривается как позитивный фактор кредитоспособности, положительный аспект которого, однако, сдерживается отсутствием полной и публичной информации о движении средств по внебюджетным счетам.
    Ключевые индикаторы:
Под внебюджетными источниками понимаются внебюджетные фонды, счета <Сумм по поручению>, а также счета спецсредств. На эти счета могут поступать средства, полученные в результате разрешенной коммерческой деятельности муниципальных организаций. |
    Баланс бюджета считается основным показателем при анализе финансового состояния бюджета.
    В условиях существования транзитных доходов и расходов, неопределенности с неналоговыми доходами, где иногда учитываются кредиты, чтобы сократить фактический дефицит бюджета, основным балансом выступает баланс налоговых доходов и текущих расходов, который в основном и показывает реальные финансовые возможности администрации. Положительный баланс расценивается в качестве позитивного фактора кредитоспособности администрации.
    Ключевые индикаторы:
    Уровень соответствия данных показателей отражает качество управления бюджетом администрации, а также разумность взаимоотношений между исполнительной властью и представительной, ответственной за утверждение бюджета. Кроме того, различие в степени исполнения расходов по отдельным статьям, как правило, соответствует приоритетам администрации и снижается в зависимости от статуса статьи (от защищенной статьи до статьи в бюджете развития).
    Ключевые индикаторы:
    Активы администрации включают в себя недвижимость, государственные предприятия и доли администрации в акционерных обществах. Рациональное использование собственности (в первую очередь активное использование механизма аренды имущества) может значительно увеличить объем доходов регионального бюджета. В то же время государственные органы власти являются наименее эффективными собственниками.
    Таким образом, использование различных механизмов передачи в аренду активов администрации (в том числе применение концессии - аренды с обязательством арендатора осуществлять вложения в основные фонды), равно как и их приватизации, позитивно влияет на кредитоспособность администрации.
    Ключевые индикаторы:
    При анализе долговых обязательств субъекта РФ EA-Ratings обращает особое внимание на структуру полного долга администрации. Проводится анализ структуры полного долга администрации.
    Практика предоставления поручительств по кредитам (гарантий) широко распространена среди субъектов Российской Федерации. Иностранные кредитные организации практически не выдают кредиты государственным и муниципальным предприятиям, а также нижестоящим бюджетам без необходимого обеспечения, которыми в ряде случаев выступают гарантии вышестоящего бюджета.
    Программа выдачи бюджетных поручительств, ее объем и качество процедуры, регламентирующей выдачу поручительств, существенно влияет на кредитоспособность администрации. Так, в случае возникновения необходимости исполнения обязательств по поручительствам может измениться график платежей по обязательствам администрации и резко увеличиться нагрузка на бюджет.
    Поскольку все долговые обязательства должны выплачиваться в денежной форме (по крайней мере, теоретически), все долговые обязательства относятся к переменным обязательным расходам в <живых> деньгах. Чтобы определить потенциальную способность администрации расплатиться по своим обязательствам, объем выплат по долговым обязательствам соотносится с объемом поступлений в бюджет в денежной форме.
    Важным фактором является соотношение краткосрочных и долгосрочных заимствований в структуре долга. Долгосрочные заимствования дают возможность маневра финансовыми средствами и осуществления долгосрочных инвестиционных проектов.
    В условиях неопределенности курса рубля по отношению к иностранным валютам возрастает валютный риск по долговым обязательствам. Таким образом, особую важность приобретает доля долговых обязательств, выраженная в иностранной валюте в структуре полного долга администрации. Чем она выше, тем ниже кредитоспособность администрации.
    Вероятность срыва графика погашения долговых обязательств администрации зависит также от кредитных институтов, которые управляют ее финансовыми потоками. Бюджетные счета администрации должны находиться в надежных кредитных организациях. В противном случае это негативно влияет на кредитоспособность администрации.
    Негативным фактором также является переоформление бывших долгов субъектов Федерации федеральному правительству во внутренние облигации, что:
    Федеральное законодательство в области определения предельного размера долговой нагрузки на бюджет субъекта Федерации чрезвычайно противоречиво. По существу, четко установленных границ объема заимствований и объема выплат по обязательствам нет.
    В федеральном законе <О рынке ценных бумаг> сказано, что <представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления устанавливают предельные объемы эмиссии ценных бумаг, эмитируемых органами власти соответствующего уровня>.
    Для субъектов Федерации, желающих выпустить еврооблигации, действует серьезное ограничение в виде указов президента, дающих разрешение конкретным субъектам Федерации на эмиссию этих облигаций. Это противоречит Конституции РФ и законодательству РФ, так как факта разрешения на эмиссию специальным указом президента по закону не требуется. Данная мера федерального правительства сознательно направлена на сдерживание внешних эмиссий субъектов Федерации.
    На те субъекты Федерации, которым разрешен выпуск еврооблигаций, указом президента наложены следующие ограничения:
    EA-Ratings оценивает квалификацию руководителей администрации, а также глав основных департаментов администрации. Кроме того, анализируется степень доверия избирателей к исполнительной и законодательной власти, ее однородность и характер взаимоотношений между представителями различных ветвей власти.
    EA-Ratings уделяет особое внимание качеству финансового менеджмента администрации, поскольку этот фактор оказывает определяющее влияние на способность администрации выполнять свои обязательства, в том числе и долговые.
    Ключевые индикаторы:
    Отлаженная структура администрации для кредитоспособности администрации имеет не меньшее значение, чем квалификация ее сотрудников. Включение в состав администрации казначейства или отдела, выполняющего функции казначейства, позитивно влияет на кредитоспособность администрации, поскольку позволяет контролировать финансовые потоки внутри администрации.
    Ключевые индикаторы:
    Наличие стратегического планирования рассматривается в качестве позитивного фактора кредитоспособности администрации. Большинство администраций субъектов Российской Федерации не способны проводить долгосрочную политику вследствие отсутствия информации и резервов для проведения такого рода работ, а также низкой квалификации сотрудников, что негативно влияет на кредитоспособность администрации.
    Ключевые индикаторы: