Нужны ли сегодня российским регионам кредитные рейтинги?

РЦБ
Издательский Дом

140 ЛЕТ НАЗАД В АМЕРИКЕ ВСЕ БЫЛО ЕЩЕ ХУЖЕ, ЧЕМ СЕГОДНЯ В РОССИИ

    Год 1860-й был бурным: Авраам Линкольн победил на президентских выборах, Южная Каролина проголосовала за выход из Союза, было принято компромиссное соглашение по Миссури. Это был год, в который семена гражданской войны дали первые всходы.
    Был установлен рекорд трансатлантического плавания - 9 дней 12 часов 30 минут: Brown Brothers начали предоставлять коммерческие и дорожные кредиты: Президент Джеймс Бьюкенен наложил вето на законопроект о гомстеде1: Церкви предавали анафеме курильщиков: Сэм Хьюстон прошел инаугурацию и стал губернатором Техаса: Команда Соединенных Штатов победила Великобританию на крикетном поле: Уголь шел по 5 долл. за тонну: Королева Виктория издала указ, призывающий к благочестию и добродетели: Для завершения строительства Центрального парка требовались 2,5 млн долл: В Нью-Йорке отказались от уборки улиц из-за нехватки средств: Хорошая вентиляция превозносилась как ключ к долголетию: Была создана почтовая служба <Пони Экспресс>: Индейцы напали на форт Филмур (территория Аризона).
    В 1860 г. Генри Варнум Пур опубликовал свою <Историю железных дорог и каналов в Соединенных Штатах>.

С <ИСТОРИИ> ГЕНРИ ПУРА ВСЕ И НАЧАЛОСЬ

    Это была книга объемом в 200 страниц, первая из трех заявленных, в которой содержались производственные и финансовые данные по более чем 120 железнодорожным компаниям и каналам.
    <История> кажется небольшой по сравнению с теми продуктами, которые Standard & Poor's предоставляет сегодня. Как, например, семитомный <Справочник по корпорациям> (Corporation Records) объемом в 11000 страниц содержит в себе информацию примерно по 10000 компаний, а огромная база данных Compustat предоставляет миллионы единиц информации о более чем 6000 компаний. Однако для инвесторов тех дней <История> стала настоящим открытием.
    Такое сравнение, конечно, нельзя считать справедливым по многим причинам, включая скорость, с которой мы сегодня можем получить доступ к точной и своевременной информации. Сбор сведений о компаниях открытого типа у руководителей, которые сопротивлялись любому разглашению сведений о любой деловой операции, был нелегкой задачей в середине XIX в. Тем не менее так и появилась на свет <История>.

С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ЭТА КНИГА

    Собственно, сначала сбор данных для <Истории> был побочной задачей. Он начался с поиска материала, который должен был войти в книгу, заказанную в 1851 г. Казначейством США. Генри Пур, которого как редактора журнала <Американские железные дороги> (American Railroad Journal) попросили написать главу, посвященную транспорту, обнаружил следующее: производственные и финансовые данные в публичной отчетности были неполными; отчетность, представляемая железными дорогами, была неадекватной; системы показателей различались от штата к штату, от компании к компании; одна и та же компания в разные годы могла представлять различную информацию.
    Придя в ужас от качества информации, которая предоставлялась инвесторам (в то время железные дороги были крупнейшими пользователями средств частных вкладчиков), Пур в 1854 г. развернул кампанию по публикации сведений о деятельнос-ти корпораций. Он разослал анкеты президентам всех железных дорог, действовавших в стране, объясняя им, что готовит <работу по железным дорогам и каналам Соединенных Штатов>. Пур запрашивал очень подробную информацию, включая затраты на строительство, физические характеристики, такие как угол уклона и вес рельса, стоимость оборудования и подвижного состава. Кроме того, он хотел получить информацию о структуре капитала, прибылях и дивидендах за каждый год работы.

УТВЕРЖДЕНИЕ <ПРАВА НА ЗНАНИЕ>

    Благодаря авторитету Пура как редактора популярного отраслевого издания многие президенты железных дорог довольно быстро вернули заполненные анкеты. Другие, однако, проигнорировали его запросы. Но Пур на этом не успокоился, он был твердо намерен бороться за свободу информации и <Право на знание> для инвесторов. После того как в своем журнале он посетовал на отсутствие данных по нескольким железным дорогам, вскоре стали поступать данные от тех президентов, которые сначала отказались их предоставить.
    Генри Пур начал публиковать полученную им информацию в журнале с осени 1854 г., и серия таких публикаций продолжалась до весны 1856 г. За это время он описал более 120 железных дорог.

ВМЕШАТЕЛЬСТВО ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

    Всерьез за составление своего первоначально трехтомного труда он взялся только в 1859 г. Первый том <Истории железных дорог и каналов Соединенных Штатов>, в который вошли данные по штатам к северу от Вирджинии и к востоку от Огайо, был опубликован осенью 1860 г. Второй и третий тома не были опубликованы никогда, несмотря на то, что Пур закончил ра-боту над ними еще до того как разразилась гражданская война 1861-1865 гг. Хотя весь трехтомник так и не был завершен, <История> считается предшественником всех инвестиционных изданий в США.
    После войны, в 1867 г., сын Генри Пура - Генри Уильям, предложил издать <Пособие по железным дорогам Соединенных Штатов>. Пур-старший отнесся к этой идее с энтузиазмом, он воспринял это как возможность пересмотреть и дополнить свою <Историю>. В том году они создали H. V. and H. W. Poor Com-pany, которая впоследствии была преобразована в Poor's Railroad Ma-nual Company.
    В начале 1868 г. Пур приступил к составлению первого <Пособия> и занимался этим в течение двух десятилетий. Это издание выходило ежегодно и сначала содержало необходимую деловым людям информацию по американским железным дорогам, а в последующие годы - по промышленным и другим корпорациям.

ПЕРВОЕ ИЗДАНИЕ ПРОДАНО

    Первое издание <Пособия> при объеме в 442 страницы стоило 5 долл. и немедленно стало пользоваться успехом. Вышедший в конце мая 1868 г. тираж в 2500 экземпляров к концу лета был почти полностью распродан.
    С годами маленькая фирма расширяла свою издательскую деятельность. В 1886 г., когда Генри Пур вышел из компании, его сын создал <Справочник Пура по американским должностным лицам> (Poor's Direc-tory of American Officials), предшественник <Реестра Пура> (Poor's Re-gister). Двумя годами позже вышел <Справочник Пура по инвестиционным ценным бумагам> (Poor's Hand-book of Investment Securities). Эта книга, в которой масштаб финансового анализа был расширен - от железных дорог до различных промышленных отраслей, стала первым аналитическим исследованием ценных бумаг промышленных корпораций, опубликованным в США.
    К началу века финансовые публикации уже представляли собой преуспевающую индустрию, и на сцене начали появляться новые действующие лица. Джон Моуди, в прошлом газетчик, создал John Moody & Company, которая издавала <Пособие Моуди по промышленным и прочим ценным бумагам> (Moody's Manual of Industrials and Miscellaneous Securities). Роджер Бабсон начал распространять информацию об облигациях и акциях, а Лютер Ли Блейк создал службу корпоративных новостей.

КАРЬЕРЫ ПЕРЕСЕКАЮТСЯ

    По мере развития индустрии деловые операции Пура, Моуди, Бабсона и Блейка пересеклись. Например, Джон Моуди, уйдя из своей первой компании в 1907 г., в 1913 г. создал Moody's Investor Service, которая сегодня является основным конкурентом Stan-dard & Poor's. Когда Моуди ушел из своей первой компании, редактором <Пособия Моуди> стал Рой У. Портер, который в 1914 г. выкупил контрольный пакет издательства, выпускавшего <Пособие>.
    После первой мировой войны Портер вступил в переговоры относительно приобретения Poor's Rail-road Manual Company. К этому времени отец и сын Пуры уже умерли (Генри-старший в 1905 г., а Генри-младший в 1915 г.). Слияние двух компаний было завершено в 1919 г., новая фирма была названа Poor's Publishing Company.
    Примерно в это же время Портер выкупил первую компанию Моуди, а Лютер Ли Блейк делал свои первые успехи на финансовом поприще.

СОЗДАНИЕ STANDARD STATISTICS

    Блейк был телеграфистом, переехавшим в Нью-Йорк из штата Теннесcи в 1897 г. Первым делом он устроился на работу в инвестиционный банк Laidlaw & Co. начальником телеграфной службы.
    Одной из его обязанностей было отвечать на запросы с Уолл-Стрит относительно операций, проводимых компаниями, и, как и Генри Пур, он обнаружил, что его источники информации неадекватны, и создал свою собственную компанию. При поддержке своего работодателя, Джеймса Ли Лэйдло, Блейк основал в 1906 г. Standard Statistics Bureau.
    Дебют компании Блейка был более чем скромным. Вся деятельность осуществлялась в нерабочее время в номере гостиницы <Калумет>. Там Блейк собрал на отдельных карточках информацию по 100 крупнейшим корпорациям. Карточки доставлял в банки и брокерские конторы коридорный гостиницы, который впоследствии возглавил отдел доставки фирмы Standard Statistics. После того как Блейк привлек полсотни первых подписчиков, каждый из которых платил 5 долл. в месяц, он ушел от Лэйдло, чтобы посвятить все свое время новой компании. Через два года у него было уже 300 подписчиков.

БЛЕЙК ПОСТАВЛЯЕТ ИНФОРМАЦИЮ МОУДИ

    В 1907 г. Блейк заключил договор с Джоном Моуди и начал оказывать ему услуги, которые по своему содержанию сильно напоминают то, чем сегодня занимается Daily News. Блейк подготовил карточки для всех компаний, приведенных в <Пособии> Моуди. На них он поставлял за 5 долл. всем подписчикам ежедневные обновленные сводки материала <Пособия>. В карточках содержалась информация о выплатах дивидендов, ценах на акции, выборах служащих и руководителей, прибылях и т.д.
    Пока Блейк расширял свою деятельность, Роджер Бабсон также предоставлял своим клиентам информацию об облигациях и акциях, т.е. оказывал аналогичные услуги. В 1913 г. Блейк приобрел компанию Бабсона - Babson's Stock and Bond Card System, а на следующий год он учредил Standard Statistics Company.
    Для новых финансовых компаний, созданных Блейком и Портером, 1914 г. был не очень-то благоприятным. Рой Портер позднее вспоминал, что <условия были просто сумасшедшими>. В августе закрылись фондовые биржи. Денежный рынок переместился на Нью-Стрит, где ценные бумаги покупались и продавались за немедленный наличный расчет. Бывшие брокеры занимали у лифтеров деньги на проезд, а оптимисты-стенографисты скупали акции U.S. Steel по несколько долларов за штуку.

РОСТ ФИРМЫ В 20-Е ГОДЫ

    Несмотря на трудные времена, Standard Statistics и фирма, основанная Пуром, пережили подъем в 20-е годы, когда обе компании начали расти вместе с экономикой страны. Блейк, воспользовавшись периодом повышения рыночной конъюнктуры в 20-е годы, превратил Standard Statistics в крупную консалтинговую фирму. Состоявшая прежде из Блейка да коридорного гостиницы фирма превратилась в предприятие со штатом более 500 человек. Это была крупнейшая из фирм, предоставлявших финансовые услуги, помимо публикации данных для брокеров и дилеров, первой начавшая консультировать отдельных инвесторов и управлять портфелями инвестиций.
    Poor's Publishing Company также расширяла свою деятельность по мере того как в течение десятилетия развивался рынок. Именно в этот период компания опубликовала <Реестр директоров и руководителей>.
    Когда <пышные> 20-е годы уже подходили к концу, обе компании почувствовали опасность, угрожавшую инвесторам. В марте 1929 г., задолго до октябрьского кризиса, Poor's советовала всем своим клиентам избавляться от всех принадлежащих им ценных бумаг. В течение нескольких недель Standard советовала своим подписчикам избавляться не только от акций сомнительного свойства, но и от <таких "голубых фишек", в отношении которых, при их сегодняшних фантастических ценах, разумные долгосрочные возможности уже исчерпаны>.

ТЯЖЕЛАЯ ФИНАНСОВАЯ СИТУАЦИЯ

    Нечего и говорить, что великая депрессия стала временем тяжелых испытаний для фирм, оказывавших инвестиционные услуги. Poor's обанкротилась. Пол Т. Бабсон, двоюродный брат Роджера, рефинансировал компанию и приобрел контрольный пакет ее акций. Несмотря на денежные вливания и интенсивную прямую почтовую рекламу, Бабсону так и не удалось вывести компанию на положительный баланс.
    Чтобы спасти Poor's, в 1941 г. он пошел на слияние со Standard Statistics, в результате чего была создана Standard & Poor's Corporation (S&P). Пол Бабсон стал первым председателем правления новой компании, а Клейтон Пенхейл, бывший президент Standard Statistics, стал первым президентом S&P.
    Финансовые дела Standard Sta-tistics шли не намного лучше, но банкротства она избежала. По словам одного человека, работавшего в компании в то время, <ни одна компания не могла заработать ни одного доллара, так что они решили слиться и посмотреть, может быть, у них получится заработать доллар на двоих>.
    И опять новая компания начала свою работу, когда страна находилась на грани войны. Последующие годы были трудными для Standard & Poor's. Фирма не только испытывала недостаток спроса на свои услуги в области консалтинга и предоставления фактической информации, ей мешали также ограничения, связанные с рационированием бумаги.
    В самые отчаянные дни приходилось даже рассчитывать отношение доступного количества бумаги к доходу от публикации, для того чтобы определить, стоит ли публиковать ту или иную информацию. Чтобы добиться выделения бумажных квот, Чарльз Шмутц, вице-президент, а впоследствии президент S&P, практически жил в разъездах между Нью-Йорком и Вашингтоном.

НАЧАЛО ЭРЫ РАЗВИТИЯ

    К концу 40-х годов инвестиционный климат изменился, и после второй мировой войны Standard & Poor's вместе с экономикой начала расти. В 50-е и 60-е годы компания наращивала объемы публикуемой информации, расширяла спектр услуг по составлению рейтингов облигаций и начала разрабатывать новые технологии.
    Именно в этот период роста компания еще раз поменяла владель-цев - в 1966 г. она стала дочерней компанией и полной собственностью MсGraw-Hill, Inc. Новое руководство предоставило в распоряжение Standard & Poor's разнообразные ресурсы, и компания начала исследовать нетрадиционные области распространения коммерческой и финансовой информации.
    К началу 80-х ассортимент продуктов, которые предлагала компания, состояние ее технологии и уровень сотрудников были на таком высоком уровне, о котором Лютер Блейк и Генри Пур и мечтать не могли.
    Сегодня, действуя через такие подразделения, как Compustat, Elec-tronic Stock Reports, Blue List Ticker, Stock Guide Data Base и StockPak, Standard & Poor's может за считанные минуты предоставить больше данных, чем ее основатели могли обеспечить за несколько недель или даже месяцев тяжелой работы.

© ЗАО "Группа РЦБ".