Кредитный профиль Оренбурга

Копейкин Борис
Заместитель директора Standard & Poor's

    В Оренбурге одни и те же факторы нередко оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на кредитоспособность администрации города.
    Одним из основных факторов кредитоспособности любого города является уровень финансового менеджмента администрации. Оренбург характеризуется мощной налоговой базой, основой которой являются предприятия нефтяной и газовой отрасли. В этой ситуации важнейшим фактором кредитоспособности становится способность администрации грамотно распорядиться финансовыми средствами и готовность исполнять свои обязательства. По этому параметру администрацию Оренбурга можно признать одной из самых прогрессивных и профессиональных среди городов - участников проекта МБРР <Передача ведомственного жилищного фонда>.
    Специалисты администрации проводят мероприятия, направленные на увеличение налоговой базы и уровня жизни населения. Была подготовлена программа по содействию развитию малого бизнеса. Кроме того, намечен ряд мер, направленных на усиление контроля за предприятиями торговли с целью увеличения собираемости налогов. Также с целью увеличения налоговой базы города в 1996 г. были присоединены некоторые населенные пункты, ранее входившие в состав Оренбургского района. За счет увеличения налоговой базы бюджет города получил в 1997 г. дополнительно сумму, эквивалентную 7,3% от объема всех доходов городского бюджета 1997 г.
    Подобная активность администрации города одновременно приводит и к отрицательным последствиям. В целом правильные действия администрации по увеличению налоговой базы или снижению бюджетных расходов приводят к значительному уменьшению устойчивости бюджета города, что является важнейшим негативным фактором кредитоспособности Оренбурга.
    Можно привести несколько примеров, в том числе проводимую в настоящее время программу модернизации автобусного парка Оренбурга. Руководством администрации города было принято решение о закупке автобусов для городского транспортного хозяйства. На тот момент отсутствовала возможность привлечения долгосрочных заемных средств, и все средства были привлечены на краткосрочной основе. Действия по техническому обеспечению были выполнены на очень высоком уровне (кредиты были взяты на чрезвычайно выгодных условиях), но это увеличило почти в 2 раза нагрузку на бюджет 1998 г., и долговая нагрузка к собственным доходам бюджета города составила 28,3% (долговая нагрузка к поступлениям в денежной форме составила 59,7%).
    Подобная ситуация сложилась и с введением новых земель в состав городской территории. Данные действия значительно увеличили налоговые поступления в бюджет города, но легкость процедуры подобного присоединения позволяет допустить возможность изменения городской черты в сторону уменьшения. А это ставит под сомнение устойчивость границ города и, как следствие, вносит неопределенность в прогнозы размеров налоговой базы. В настоящий момент город оказывается чрезвычайно разбросанным по территории Оренбургской области, а вопрос о границах города ставится в зависимость от политических взаимоотношений между администрациями г. Оренбурга, Оренбургского района, прилегающего к границам города, Оренбургской области и основных налогоплательщиков.

Позитивные факторы кредитоспособности администрации г. Оренбурга:
  • активность городской администрации, направленная на увеличение налоговой базы города;
  • высокий уровень квалификации специалистов городской администрации г. Оренбурга;
  • высокая степень открытости финансовой информации;
  • готовность к решению бюджетных проблем путем заимствований на рынке капитала, а не воздействием на вышестоящие уровни власти;
  • высокая доля налоговых доходов в собственных доходах городского бюджета (95% в 1997 г.);
  • наличие резервов увеличения долговой нагрузки на бюджет за счет получения долгосрочных кредитов с льготным периодом (начало выплат - после 1998 г.);
  • рост объема поступлений по подоходному налогу с физических лиц и налогу на имущество предприятий;
  • несмотря на увеличение доли защищенных статей в расходной части городского бюджета до 40% в 1997 г., она не слишком велика и оставляет городской администрации пространство для маневра денежными средствами;
  • низкая вариация основных статей доходов и расходов городского бюджета на протяжении последних четырех лет;
  • тесное взаимодействие администрации Оренбурга с местными банками, что дает возможность маневра в случае финансовых затруднений;
  • ориентация на вложение заемных средств в городскую инфраструктуру (транспорт, водоканал и т.п.).
  • ДРУГИЕ ПОЗИТИВНЫЕ ФАКТОРЫ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ

        Вторым по важности позитивным фактором кредитоспособности администрации является устойчивость налоговой базы города. Именно от этого зависит размер получаемых бюджетом города доходов и в конечном счете способность города расплатиться по своим обязательствам.
        Город обладает мощной налоговой базой, основу которой составляют налоги предприятий нефтегазового комплекса.
        Крупнейшими налогоплательщиками являются Оренбурггазпром, структурное подразделение РАО <Газпром>; Оренбургнефть, подразделение торгового дома <ОНАКО>; Локомотиворемонтный завод. Платежи этих трех крупнейших налогоплательщиков составляют 17,4% от собственных доходов бюджета.
        Кроме того, по словам представителя администрации, многие предприятия города живут за счет выполнения заказов для этих организаций. Совокупная доля налоговых платежей, зависящих от финансового положения крупнейших налогоплательщиков, достигает 40%. То, что основные налогоплательщики работают в отрасли, характеризующейся значительной устойчивостью, является существенным положительным фактором.
        Третьим по важности позитивным фактором кредитоспособности является высокая доля <живых> денег в доходах города. Этот фактор становится особенно важным при анализе возможности погашения кредита иностранным кредиторам, так как для закупки валюты необходимы <живые> деньги. Доля поступлений в денежной форме в бюджет Оренбурга, как и в остальных городах, в последние годы падала. Однако она составляет 47,5% от собственных доходов бюджета, что в сочетании с относительно небольшой долей постоянных расходов, осуществляемых в денежной форме (оценочно 30,8%), оставляет администрации возможность маневрирования денежными средствами.

    ДРУГИЕ НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ

        Слабая диверсификация налоговой базы является вторым по значимости негативным фактором кредитоспособности города, которая делает бюджет города зависимым от финансового состояния ограниченного числа предприятий одной отрасли. Подобная структура налоговой базы создает потенциальную угрозу потери части налоговых доходов города в результате снижения цен на нефть и газ.
        Кроме того, основной налогоплательщик города - Оренбурггазпром (доля налоговых платежей в доходах городского бюджета - 13,4%) - является структурным подразделением мощной и политически влиятельной структуры РАО <Газпром>, что значительно уменьшает возможности администрации города по влиянию на данное предприятие. Пользуясь своим привилегированным положением, Оренбурггазпром выплачивает налоги крайне нерегулярно, и отношения между его руководством и городской администрацией строятся на основе переговоров заинтересованных сторон, а не на нормативных актах.
        Проблемы во взаимоотношениях с администрацией Оренбургской области выделяются в третий по важности негативный фактор кредитоспособности города. Поступления в городской бюджет из вышестоящих бюджетов составляют только 5% от собственных доходов города - это позитивный фактор, так как трансферты часто задерживаются, что может привести к срыву выполнения своих обязательств городом. Однако высокая доля налоговых доходов в структуре собственных доходов делает зависимость города от устанавливаемых областью нормативов отчислений регулирующих налогов еще выше.
        Опасность уменьшения нормативов в последнее время стала более реальной из-за ухудшения финансового состояния бюджета Оренбургской области. Бюджетные счета по решению суда арестованы, и все поступления направляются на погашение долгов администрации. Кроме того, у администрации города сложные отношения с администрацией области, и межбюджетные отношения на законодательном уровне не урегулированы.
        Негативным фактором кредитоспособности администрации города можно признать рост дефицита бюджета с ухудшением баланса собственных доходов и собственных расходов. Тенденция к ухудшению этих показателей может привести к увеличению долговой нагрузки на бюджет города за счет привлечения кредитов на поддержание внутренней ликвидности. Кроме того, в 1997 г. были привлечены чрезмерные суммы краткосрочных заимствований, которые должны быть погашены в 1998 г. (267,4 млн руб. в текущих ценах). Доля платежей, производимых в валюте, составляет только 16,3% от объема подлежащей погашению в 1998 г. суммы, что позволяет надеяться на выполнение администрацией города своих обязательств, несмотря на финансовый кризис.
        Негативным фактором кредитоспособности города является и подверженность выплат по долгам валютному риску, что еще раз подтвердил российский финансовый кризис. В структуре прямого долга администрации города доля валютных заимствований на 1 февраля 1998 г. составляла 81%, что подвергает город значительному риску, связанному с изменением курса рубля к иностранным валютам.

    * * *

        Общий вывод по оценке кредитоспособности города может быть сформулирован в следующей форме: в случае, если городской бюджет сможет справиться с долговой нагрузкой за 1998 г., Оренбург будет в состоянии исполнять собственные обязательства полностью и в срок. Однако следует принимать в расчет возможное уменьшение налоговой базы в результате трудностей основного налогоплательщика или изменения нормативов отчисления регулируемых доходов в городской бюджет.
        В статье использованы данные по состоянию на август 1998 г.

    © ЗАО "Группа РЦБ".