Тарифы на коммунальные услуги должны учитывать интересы инвесторов

Ананькина Елена

Щеголев Андрей

    Система регулирования коммунальных тарифов влияет и на доходность, и на риск коммунальных предприятий, и на их надежность как потенциальных заемщиков. Она важна не только сама по себе. Система регулирования может либо усилить действие остальных факторов риска, либо, наоборот, защитить от них инвестора.
    Система тарифного регулирования включает:

  • методику формирования тарифов;
  • процедуру утверждения тарифов;
  • положение о регулирующем органе, устанавливающее его полномочия, права, обязанности и др.;
  • процедуру мониторинга тарифов, т.е. оперативного отслеживания финансово-хозяйственной деятельности коммунальных предприятий, финансовых возможностей потребителей и бюджета, качества услуг и др.     Система тарифного регулирования должна удовлетворять интересы всех сторон: самого предприятия, потребителей услуг (населения, организаций), бюджета, а также потенциального инвестора. Тарифы, как правило, устанавливаются на основе калькуляции нормативных затрат предприятия, т.е. учитывают интересы предприятия. Интересы же потребителей и бюджета (повышение качества услуг, обеспечение приемлемости услуг по цене исходя из финансовых возможностей потребителей и бюджета) не учитываются вовсе.
        Потребители (особенно организации) зачастую не способны полностью оплатить весь объем услуг по тарифам, утвержденным без учета их интересов. Возникают неплатежи, бартер, зачеты. Страдают потребители, получая некачественные услуги, страдает бюджет, взваливая на себя непосильную нагрузку расходов на ЖКХ, страдает коммунальное предприятие, не возмещая затрат. В такой ситуации велик риск для инвестора потерять вложенные в предприятие средства, так как у последнего не будет <живых денег> для своевременного и полного погашения кредита и процентов. Вывод: для обеспечения инвестиционной привлекательности необходимо уже на стадии формирования тарифов учитывать не только затраты коммунального предприятия на предоставление услуг, но и интересы и возможности других сторон: потребителей услуг, бюджета и инвесторов. Только такой подход обеспечит взаимовыгодное сотрудничество всех сторон.
        В методику формирования тарифа необходимо включить конкретные показатели, например максимально допустимую долю расходов бюджета на ЖКХ, максимально допустимую долю платежей за ЖКХ в среднем доходе населения, максимально допустимую долю семей, получающих жилищные субсидии, и др. Эти показатели должны анализироваться наряду с финансовыми потребностями предприятия.
        Очевидно, что доходность и рискованность вложений инвестора непосредственно зависят от величины тарифа. Если сегодня коммунальное предприятие не может покрыть свои текущие затраты за счет тарифа, эффект от инвестиций пойдет на погашение его убытков, а инвестор не сможет вернуть вложенные средства. Соответственно, инвестиционная привлекательность такого предприятия невелика.

    УСТАНОВЛЕНИЕ ТАРИФОВ

        В настоящее время тарифы устанавливаются путем увеличения нормативной себе-стоимости на нормативный процент рентабельности затрат:

        Т = Сн + Снр,
        где Т - тариф; Сн - нормативная себестоимость; р - рентабельность затрат.

        Нормативы, используемые при расчете себестоимости, в большинстве случаев далеки от реальности. Как правило, используется устаревшая нормативная база, не соответствующая особенностям конкретного предприятия (например, не учитывается износ основных фондов). В результате фактическая себестоимость существенно отличается от нормативной. Это может привести к финансовым потерям предприятия и, в конечном счете, к невозможности своевременного и полного погашения кредитов и процентов. Поэтому в целях повышения инвестиционной привлекательности при установлении тарифа рекомендуется пользоваться средними фактическими показателями, которые более точно отражают реальные финансовые потребности предприятия.
        Нормативный процент рентабельности обычно устанавливается произвольно, без учета реальных потребностей предприятия: инвестиций в основные средства, пополнения оборотных средств, погашения кредитов и процентов за счет прибыли и др. Инвестор заинтересован в том, чтобы тариф непосредственно включал инвестиционную составляющую и позволял предприятию своевременно и полностью погасить полученные кредиты и уплатить проценты по ним. Для этого необходимо, чтобы прибыльная составляющая тарифа рассчитывалась не произвольно, а на основе реальных финансовых потребностей предприятия:

        Т = С + П;
        П = (Н + Иоф + Иоб + Куплач + Ппотр) - - (А + Кполуч),
        где Т - тариф; С - себестоимость (на основе средних фактических показателей); П - прибыль; Н - налоги; Иоф - инвестиции в основные фонды; Иоб - пополнение оборотных средств; Куплач - платежи в счет погашения кредитов, займов и процентов по ним; А - амортизация; Кполуч - полученные кредиты и займы; Ппотр - прибыль, направляемая в фонд потребления (часть экономии, которую предприятие получило в результате реализации инвестиционных проектов, мероприятий и др. в целях стимулирования дальнейшего повышения эффективности, по решению регулирующего органа должна оставаться в распоряжении предприятия).

        Включение инвестиционной составляющей в тариф дает инвесторам определенную уверенность в том, что у предприятия будут средства на погашение полученных кредитов и займов.

    РОЛЬ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ИНВЕСТИЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ

        На подготовительной стадии инвестор анализирует варианты инвестиционных проектов, определяет доходность и риск по каждому из них. Инвестору необходимо знать величину тарифа на протяжении всего срока реализации проекта, при каких условиях и каким образом тариф может быть пересмотрен (например, в случае изменения цен на материалы, электроэнергию и др.). А это зависит от существующей системы регулирования тарифов.
        При отсутствии пакета документов, четко регламентирующих структуру и порядок пересмотра тарифа (что наблюдается во многих городах), невозможно предсказать величину тарифа, а значит, и гарантировать инвестору возвратность вложенных средств. Поэтому необходимы четкие и ясные документы, регламентирующие процедуру утверждения тарифа, методику формирования тарифа, условия его пересмотра. Кроме того, эти документы должны быть открытыми для всех заинтересованных сторон, чтобы потенциальный инвестор заранее мог с ними ознакомиться.
        Широко распространена практика перекрестного субсидирования, когда для каждой категории потребителей устанавливается свой тариф на коммунальные услуги (как правило, более высокий - для предприятий и более низкий - для населения). Не говоря о том, что предприятия-потребители выполняют несвойственные им функции социальной поддержки населения, такая практика негативно оценивается инвесторами по следующим причинам:

  • Непрозрачность: инвестор не может предсказать, какими будут тарифы для каждой категории потребителей. Это увеличивает его риск. Так как в настоящее время полностью отказаться от практики перекрестного субсидирования невозможно, то в методике формирования тарифа необходимо зафиксировать четкий порядок установления тарифа для каждой группы потребителей. Это сделает процедуру тарифного регулирования более прозрачной, понятной для потенциального инвестора.
  • Коммунальные услуги населению реализуются по тарифу, установленному ниже себестоимости, а следовательно, в случае увеличения доли населения в объемах реализации коммунальное предприятие станет убыточным и не сможет погасить полученные кредиты и проценты. Поэтому чем меньше разница между тарифами для различных категорий потребителей, тем выше инвестиционная привлекательность предприятия.     В некоторых случаях (особенно, если тарифы занижены) при существующем уровне тарифов приемлемых для инвестора вариантов инвестиционных проектов может не быть. Возникает необходимость в увеличении тарифов для привлечения инвестиций. Система регулирования должна позволить провести такое увеличение, естественно, с учетом интересов и финансовых возможностей потребителей услуг и городского бюджета.
        Риск потери вложенного инвестором капитала зависит от структуры тарифа и порядка его пересмотра. В результате осуществления инвестиционного проекта на предприятии происходит снижение себестоимости, т.е. образуется экономический эффект. При традиционной системе формирования и утверждения тарифа снижение себестоимости автоматически приводит к снижению тарифа. Но тогда предприятие лишается возможности погасить кредит и проценты, а значит, инвестор не будет вкладывать средства в такое предприятие, опасаясь их потерять. Поэтому важно создать такую систему тарифного регулирования, при которой предприятие имело бы возможность использовать экономический эффект от инвестиций на погашение кредитов и процентов. Только в этом случае можно обеспечить достаточную надежность коммунального предприятия как заемщика.
        Возможен и другой вариант - заключение соглашения между предприятием, инвестором и регулирующим органом о том, что на протяжении всего срока осуществления инвестиционного проекта тариф не будет уменьшен или что он будет постепенно повышаться по заранее согласованному графику. Это также обеспечит инвестору определенные гарантии возврата вложенных средств.
        Доход от инвестиций зависит не только от утвержденного тарифа, но и от внешних факторов, например, от способности потребителей и бюджета оплачивать услуги по данному тарифу, от цен на используемые ресурсы (материалы, электроэнергию и др.), от непредвиденных форс-мажорных обстоятельств. Система регулирования должна учитывать все эти факторы. В частности, соответствующими документами могут и должны быть предусмотрены возможности пересмотра тарифов в случае подобных изменений.
        В отличие от других предприятий, цены на продукцию и услуги которых формируются на свободном рынке, муниципальные предприятия (водоканал, теплосети и др.) не могут самостоятельно устанавливать цены и тарифы, а значит, не могут и своевременно реагировать на изменения. Для этого необходимо вмешательство регулирующего органа. Процесс рассмотрения и утверждения тарифов может затянуться, а в это время предприятие и инвестор несут ощутимые финансовые потери. Поэтому для инвестора важно, чтобы регулирующий орган мог оперативно отреагировать на происходящие изменения и предотвратить финансовый ущерб всех заинтересованных сторон. Для этого необходимо:
  • установить предельный срок рассмотрения заявки на пересмотр тарифа;
  • оперативно отслеживать основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий, финансовых возможностей потребителей и бюджета, качества услуг.     Неправильное или несвоевременное решение регулирующего органа может привести к финансовым потерям как инвестора, так и самого предприятия, бюджета и потребителей услуг. Поэтому необходимо предусмотреть ответственность регулирующего органа за принимаемые решения.
        Важное условие получения запланированного дохода от инвестиций - заинтересованность коммунального предприятия в успешной реализации проекта: если стимулов нет, экономический эффект от инвестиций получен не будет из-за некачественной работы персонала предприятия.
        Стимулы также зависят от системы тарифного регулирования. Так, по решению регулирующего органа часть экономического эффекта от инвестиций может оставаться в распоряжении предприятия и использоваться, в частности, для материального поощрения.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".