Как привлечь долгосрочные заемные средства в городскую инфраструктуру?

Свистунов Павел

    Привлечение внебюджетных средств для финансирования проектов реконструкции и развития городской инженерной инфраструктуры связано с рядом трудностей. Иностранные инвесторы после 17 августа 1998 г. относятся с большой осторожностью к любым проектам в России, а российские инвесторы - те, которые выжили после кризиса, не имеют опыта работы с муниципальными предприятиями, которые имеют ряд специфических особенностей. В этих условиях особую важность приобретают схемы организации финансирования проекта и гарантии возврата инвестиций инвестору.

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТА

    Схема организации (включая направления) финансовых потоков между участниками проекта является ключевым элементом реализуемого проекта. Проекты, похожие друг на друга по техническим характеристикам, могут быть реализованы совершенно различными способами в части организации схем финансирования. От того, кто является заемщиком (администрация субъекта Федерации или города, муниципальное предприятие) или каким образом организован процесс выплаты долга, кто и на каких условиях предоставляет гарантии, зависят процедуры налогообложения, риски, и в конечном счете уверенность инвестора в успехе данного проекта.
    Каждый из участников проекта действует в рамках только ему присущих ограничений. Форма собственности, устав, функциональное предназначение и многие другие факторы определяют весьма существенные особенности экономического поведения каждого из участников проекта.
    Правильная комбинация участников проекта в рамках определенной схемы в целях минимизации риска и максимизации дохода инвестора, а также минимизации затрат на проект со стороны муниципального образования (организатора проекта) является важнейшей задачей. Она должна быть решена задолго до начала реализации проекта.

ГАРАНТИИ ВОЗВРАТА ИНВЕСТИЦИЙ

    Важным фактором является и предоставление инвестору достаточных гарантий возврата вложенных средств. Большинство кредитов в настоящее время выда-ется под простые поручительства бюджетов муниципальных образований и субъектов РФ или обеспечивается собственностью муниципалитетов. Но поиск ликвидного обеспечения может представлять собой проблему, так как многие муниципалитеты либо уже продали (приватизировали) свои коммерческие активы, либо хотели бы сохранить за собой возможность сделать это. Кроме того, законные меры по переходу собственности на имущество, заложенное в качестве обеспечения, представляются сложным и дорогостоящим процессом.
    Из-за трудностей при переходе прав собственности на заложенное имущество от должника к кредитору некоторые банки отдают предпочтение обеспечению в виде легко реализуемых на рынке финансовых активов, других типов финансовых гарантий или банковских депозитов. Однако муниципальные образования и предприятия редко обладают подобного рода активами.
    Выходом из этой ситуации является использование новых форм обеспечения вложений инвесторов. Для проектов, связанных с предприятиями городской инженерной инфраструктуры, такими механизмами являются залог прав требования коммунальных платежей и секьюритизация платежей.

ЗАЛОГ ПРАВ ТРЕБОВАНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

    На практике залог прав требования выглядит следующим образом. Коммунальное предприятие осуществляет заимствование на проведение ресурсосберегающей реконструкции и закладывает свое право требования к жилищной организации, вытекающее из договора на поставку услуг между предприятием и жилищной организацией. Закладывается часть платежей населения. Сумма платежей, право требования по которым передано в залог, как правило, покрывает всю сумму долга и процентов по нему. Она должна превышать сумму долга на величину, эквивалентную проценту ожидаемых неплатежей, взятому от общего объема заложенных прав требования.
    Возможность залога имущественных прав предусмотрена ст. 336 Гражданского кодекса РФ. Однако из-за отсутствия в нем полного регулирования залога прав основу его правовой регламентации составляет раздел V закона Российской Федерации <О залоге>.
    Залог прав имеет свою специфику, которую следует учитывать при заключении договоров. В соответствии со ст. 54 закона <О залоге>, право с определенным сроком действия может быть предметом залога только до истечения срока его действия. С прекращением срока действия заложенного права прекращается и право залога, независимо от того, как стороны решили данный вопрос в договоре.
    Статья 55 закона <О залоге> определяет, что в договоре залога прав наряду с существенными условиями, предусмотренными п. 1 ст. 339 Гражданского кодекса, должно быть указано лицо, которое является должником по отношению к залогодателю (в нашем случае - жилищная организация). Кроме того, залогодатель обязан уведомить своего должника о состоявшемся залоге прав. Чтобы избежать ситуации, когда должник как бы оставался в стороне, имеет смысл заключать трехсторонний договор, где кроме залогодателя и залогодержателя фигурировала бы и жилищная организация, с указанием, что последняя выступает в качестве должника по отношению к залогодателю.
    Согласно закону <О залоге> залогодатель при залоге прав обязан не совершать действий, влекущих прекращение заложенного права или уменьшение его стоимости. Вместе с тем целесообразно, чтобы, закладывая право, залогодатель принял на себя по договору залога обязанность не совершать действий, влекущих расторжение договора, являющегося основанием заложенного права или уменьшающих его стоимость. В случае если залогодатель не исполняет указанных выше обязанностей, залогодержатель вправе в судебном порядке требовать перевода на себя заложенного права.
    Кроме того, в договоре залога следует установить, что залогодатель не вправе совершать последующий залог заложенных прав, а также то, что он не вправе любым способом распоряжаться ими без согласия залогодержателя.
    Имущественные права являются движимым имуществом. Это означает, что при заключении договоров залога нужно использовать следующее правило, содержащееся в п. 2 ст. 349 Гражданского кодекса: <Требования залогодержателя удовлетворяются за счет заложенного движимого имущества по решению суда, если иное не предусмотрено соглашением залогодателя с залогодержателем>.
    Заключая договор о залоге прав, возникающих из договора поставки продукции, следует указать, что требования залогодержателя будут удовлетворены без решения суда и установить в договоре, как именно это будет сделано.
    В том случае, когда обеспеченное залогом права обязательство не исполнено, залогодержатель вправе требовать не перевода на себя заложенного права, а реализации этого права с целью возмещения своих требований из полученной в результате денежной суммы. Требование в этом случае перевода на себя заложенного права залогодержателем было бы аналогично тому, как если бы залогодержатель потребовал в случае неисполнения должником обеспеченного залогом обязательства перевода на себя права собственности на предмет залога, но конструкция залога предполагает вовсе не переход к залогодержателю за-ложенной вещи, а право получить удовлетворение из стоимости заложенной вещи после ее реализации. Реализация заложенного права должна осуществляться в соответствии с требованиями ст. 350 Гражданского кодекса.
    Необходимо также отметить то обстоятельство, что в результате реализации заложенного права полученные от этого средства будут меньше той суммы, которую можно было реально получить залогодержателю в случае перевода на него прав по договору. Поэтому в договор можно включить условие, что в случае неисполнения основного обязательства по кредитному договору право требования залогодателя по договору поставки продукции переводится на имя залогодержателя. Данное условие не будет иметь правовой основы и его нельзя будет отстоять в суде. Однако при согласии обеих сторон данное условие может быть реализовано.

СЕКЬЮРИТИЗАЦИЯ ПЛАТЕЖЕЙ

    Залог прав требования коммунальных платежей является довольно надежным обеспечением, но в случае если против предприятия будет начата процедура банкротства, а это достаточно реально, так как у коммунальных предприятий гигантские кредиторские задолженности, то у залогодержателя могут возникнуть проблемы.
    Для уменьшения подобного риска можно использовать механизм секьюритизации (выпуска ценных бумаг) будущих доходов коммунальных предприятий. Муниципальные предприятия, работающие в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, главным образом являются естественными монополистами и имеют гарантированный рынок сбыта. Поэтому облигации, эмитированные данными предприятиями, могут считаться одними из самых надежных. В международной практике так и происходит. Для снижения негативного влияния значительной кредиторской задолженности на инвестиционную привлекательность у коммунальных предприятий можно использовать западный опыт решения этой проблемы.
    Создается предприятие специального назначения (ПСН), которое будет выполнять функции агента по сбору коммунальных платежей с населения и передаче их поставщику услуг. При помощи юридических механизмов ограничивается зависимость этого предприятия от учредителя. Кроме функций по сбору коммунальных платежей ПСН будет заниматься только выпуском долговых обязательств или привлечением кредитов. Это делается для того, чтобы отделить кредитное качество активов от кредитоспособности самого предприятия.
    Ввиду защищенности ПСН от финансового состояния коммунального предприятия снимается проблема влияния долгов этого предприятия на надежность долговых обязательств, выпущенных ПСН под обеспечение потока коммунальных платежей. Очевидно, что коммунальное предприятие в силу специфики отрасли может прекратить свою деятельность только в случае аварии и юридическое банкротство не окажет значительного влияния на предоставление самих коммунальных услуг.
    ПСН также может выполнять функции распорядителя финансовых потоков при кредитовании коммунального предприятия. При получении коммунальных платежей в соответствии со специальным договором часть денежных средств будет перечисляться для погашения кредитов или обслуживания ценных бумаг коммунального предприятия.
    Пример использования предприятия специального назначения для получения кредита коммунальным предприятием (см. схему).
    Особенности. Кредит берет ПСН. Закладываются права требования оплаты коммунальных услуг, при этом закладываются права требования платежей не со всех потребителей услуг, а лишь с той их части, поступления за коммунальные услуги с которой покрывают расходы по обслуживанию долга.
    На случай прекращения предоставления услуг со стороны коммунального предприятия и неоплаты за коммунальные услуги в схему введены гарантии субъекта РФ. Фонд погашения долга открывается в кредитующем банке, на счете фонда погашения сохраняется несжимаемый остаток в размере, компенсирующем помесячные колебания платежей.
    Преимущества.Субъект РФ не увеличивает свой прямой долг. Поступление от тарифов является одновременно и источником погашения, и залогом. Кредитор получает надежное обеспечение.
    Недостатки. Существует риск несвоевременного поступления платежей от населения и перебоев в услугах, что может привести к необходимости исполнения субъектом РФ своих обязательств по предоставленным гарантиям.

© ЗАО "Группа РЦБ".