Механизмы рыночного и экономического стимулирования, частный сектор играют все большую роль в политике городского развития. Тем не менее для учета экологических проблем, не регулируемых рынком в достаточной мере, но неизбежно влияющих на городскую экономику, необходимо разработать принципы планирования программ экологических мероприятий, не только способствующих улучшению качества городской среды, но и являющихся экономически рентабельными.
    Два основных типа механизмов, применяемых в мировой практике для реализации принципов экологической политики, - это административные и экономические способы регулирования природопользования.
    Характерной особенностью административных механизмов является то, что они не формируют сознательного отношения субъекта к природопользованию, оставляя за ним единственно возможный способ законного поведения: он обязан следовать установленным правилам, иначе ему придется платить штраф за их нарушение.
    Экономические механизмы основаны на принципах платности природопользования и ответственности за загрязнение. Они могут иметь вид ценовых инструментов (например, экологическая наценка на продукцию) или финансовых потоков (экологических платежей, субсидий). Часто экономические механизмы используются в дополнение к инструментам административного регулирования.
    Различные виды экономических инструментов экологической политики объединяют в несколько основных типов: платежи, субсидии, инструменты залогово-возвратной системы, инструменты рынка платежей и прав на выбросы, меры финансового воздействия (штрафы и гарантийные взносы).
    Платежи за загрязнение вводятся с целью частичной или полной компенсации затрат на обслуживание природопользования, увеличения доходной базы и использования этих средств прямо или косвенно на экологические инвестиции, стимулирования рационального природопользования.
    Субсидии могут принимать формы различных инструментов финансовой поддержки, применяемых для поощрения рационального природопользования, либо в качестве целевой помощи природопользователям, не выдерживающим установленные стандарты. Инструмент субсидирования сформировался в системе плановой экономики, когда объемы потребления сырья и выпуска продукции устанавливались централизованно и незапланированные издержки производителя компенсировались государством. Система субсидирования ресурсоемкого производства не поощряет производителя бороться за экологизацию технологий, так как в конечном счете оказывается, что он освобожден от затрат на возмещение экологического ущерба.
    Залогово-возвратная система предусматривает введение наценки на потенциально загрязняющие виды продукции, взимаемой при покупке товара и возмещаемой потребителю после сдачи отходов (например, тары) в специальную систему для надлежащего размещения, исключающего загрязнение среды. В основу залогово-возвратной системы заложены два принципа: компенсация загрязнителем затрат на размещение отходов в случае их невозвращения; поощрение переработки отходов и использование вторсырья. Инструменты этой системы целесообразно применять к продукции, использование которой порождает большой объем отходов, и затраты на их размещение на свалках или уничтожение очень велики. Они также используются в случае, если продукты содержат токсичные вещества и отходы подлежат специальной обработке.
    Система рынка экологических платежей учитывает возможность торговли правами на загрязнение с применением различных рыночных инструментов. Торговля правами на выбросы имеет практически тот же смысл, что и платежи за загрязнение. Она ориентирована на те же лимиты выбросов, когда производитель может либо продать свои права на недоиспользованный лимит выбросов (т.е. получить компенсацию за усилия по предотвращению загрязнения), либо купить права на дополнительные выбросы, заплатив за сверхлимитное загрязнение. Кроме того, могут использоваться инструменты регулирования рынка, такие как ценовые субсидии для поддержания производства и обращения на рынке необходимых продуктов, рыночная цена на которые упала. Например, для поддержания поставки на рынок потенциально ценных отходов для переработки и вторичного использования.
    Финансовая ответственность за ущерб и страхование экологических рисков, определенные юридическими нормами, также могут выступать в виде объекта купли-продажи. Ответственность выплат в случае нанесения ущерба принимают на себя страховые компании - заопределенную плату, отражающую стоимость потенциального ущерба (например, выраженную величиной соответствующего штрафа), а также величину затрат на его возмещение и вероятность того, что ущерб будет нанесен. В этом случае производителям выгодно уменьшать размер оплаты услуг страховой компании путем совершенствования технологий производства, следовательно, уменьшения вероятности и размера потенциального ущерба.
    Экономические инструменты широко используются во многих странах в течение последних 25 лет для осуществления экологической политики.
    Создание экологически эффективных технологий требует, как правило, больших финансовых затрат. Ранее на них выделялись средства из государственного бюджета. Однако новые экономические и правовые отношения изменили прежнюю систему финансирования. На смену преимущественно государственному финансированию приходят новые формы и финансовые инструменты. Для внедрения экологически эффективных технологий необходимо искать новые источники средств и разрабатывать схемы их применения.
    В сфере осуществления муниципальной экологической политики могут быть обозначены:
    Определенным резервом финансовых средств на экологизацию экономики могут быть:
Новые формы работы экологических фондов с природопользователями (опыт Свердловской области) |
    Вексельные формы расчетов предприятий-должников с областным экологическим фондом получили развитие в 1997 г. в качестве мер, адекватных сложившейся финансово-экономической ситуации. Решением правительства Свердловской области для взыскания недоимок по экологическим платежам определен уполномоченный государственный орган, осуществляющий управление областным экологическим фондом (Комитет по экономике правительства Свердловской области), которому разрешено принимать в качестве платежей долговые обязательства (векселя) организаций-должников с их последующей реализацией. Реализация осуществляется через уполномоченные банки правительства Свердловской области. Определена также специализированная организация, которая является соответствующим уполномоченным органом правительства области.     В соответствии с указанным решением действует порядок приема и реализации векселей предприятий-должников в областной экологический фонд. Комитет по экономике области заключает с должниками соглашение о порядке погашения ими задолженности своими векселями.     Каждая организация-должник выписывает простой вексель с оплатой <по предъявлении> и с платежом <без протеста>; его номинал равен общей сумме задолженности в областной экологический фонд с учетом пени. Комитет по экономике указывается в векселе в качестве первого векселедержателя. Вексель передается Комитету по экономике по акту приема-передачи.     Организации-должники выпускают указанные векселя под гарантию их погашения собственной ликвидной продукцией по отпускным ценам изготовителя, согласованным с Комитетом по экономике правительства области.     Комитет по экономике принимает векселя в счет погашения задолженности по платежам и пени на суммарную номинальную стоимость переданных векселей и приостанавливает со дня их приема начисление пени. Дальнейшую работу с данными векселями Комитет по экономике поручает уполномоченному органу правительства Свердловской области по работе с долговыми обязательствами организаций-должников областного экологического фонда.     Комитет по экономике заключает с уполномоченным органом генеральное соглашение, предусматривающее условия, порядок и сроки взаимодействия и размер комиссионного вознаграждения.     Комитет по экономике от лица правительства области заключает трехсторонний договор с уполномоченным органом и организацией-должником областного экологического фонда, в котором определяется максимально установленный дисконт и другие условия реализации векселей, в том числе путем реализации ликвидной продукции организации должника по отпускным ценам изготовителя на всю сумму предъявляемых к оплате векселей. В договоре также предусматриваются объемы, номенклатура и график поставки предоставляемой для реализации продукции.     Уполномоченный орган продает векселя на открытом рынке долговых обязательств (векселей) и/или предоставляемую организациями-должниками продукцию и перечисляет вырученные средства на счет областного экологического фонда в соответствии с трехсторонним договором.     Векселя могут также передаваться в качестве средств платежа организациям, выполняющим мероприятия, финансирование которых предусмотрено за счет средства областного экологического фонда.     В случае, если выручка от реализации векселей или продукции ниже общей задолженности, убыток организации-должника списывается Комитетом по экономике за счет начисленного организации-должнику пени по платежам в экологический фонд.     Комитет по экономике правительства Свердловской области в течение двух дней с момента поступления средств на счет областного экологического фонда погашает соответствующую сумму задолженности организации-должника областного экологического фонда.     Работа с крупнейшими предприятиями-должниками осуществляется в индивидуальном порядке.     В отдельных случаях правительством области принимаются специальные решения.     Расширение практики работы областного экологического фонда с векселями в 1997 г. в Свердловской области обеспечило долю поступления средств в размере 18,3% от общего объема поступлений.     В ряде случаев предприятия-должники выражают готовность погасить задолженность путем выполнения своими силами работ на муниципальных природоохранных объектах путем передачи принадлежащих им векселей других предприятий - своих должников, финансирования экологических и социально значимых проектов. |