Концепция Проекта передачи ведомственного жилищного фонда (далее - Проект) основана на простой и ясной логике: жилищная политика должна быть реформирована таким образом, чтобы передача жилищного фонда в муниципальную собственность была осуществлена в краткосрочной перспективе. Проект способствует переходу прав собственности и обязанностей по финансированию и управлению жилищным фондом в частный сектор.
    Проект состоит из трех разделов:
    Для решения задач Проекта необходимо:
    В 1996 г. Проект был очень актуален для Череповца. В связи с приватизацией крупных промышленных предприятий с 1992 по 1996 г. муниципальный жилищный фонд увеличился в 10 раз и составил около 5,025 млн кв. м общей площади жилья (110 тыс. квартир, примерно 1200 зданий). Расходы городского бюджета на дотации жилищно-коммунальным предприятиям составляли в те годы 27-33% общего объема бюджетных поступлений. С каждым годом росли расходы на эксплуатацию жилья и предоставление коммунальных услуг, образовались переходящие из года в год долги. Город стал подвергаться ограничениям в подаче газа, качество жилищно-коммунальных услуг оставалось на прежнем уровне. По сравнению с городами Вологодской области и близлежащими регионами оплата жилья в Череповце повышалась более высокими темпами.
    Требовались коренные реформы в ЖКХ, но самостоятельно Череповец не мог их проводить, так как российское и региональное законодательство не позволяли это делать. И тогда город предпринял серьезные усилия, чтобы попасть в Проект. Сегодня очевидно, что это необходимый и наиболее реальный Проект в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Все механизмы, которые используются в Проекте, очень нужны для управления городом. Одинаково важно уметь управлять контрактами, создавать механизм субсидий, внедрять конкуренцию, регулировать тарифы на жилищные услуги и энергоресурсы, анализировать финансовые потоки, учить персонал и создавать команды, умеющие ставить задачи и решать их; вовлекать в эти процессы население, учиться привлекать и грамотно вкладывать инвестиции.
    Полные затраты на реализацию Проекта оцениваются для Череповца в 61,22 млн долл. Средства субзайма покроют 52% общих затрат. Оставшаяся часть затрат должна быть профинансирована городом. В эту сумму входят расходы по подготовке зданий к модернизации, ремонт внутридомовых инженерных коммуникаций и подводящих сетей, обслуживание приборов учета, субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг горожан с низкими доходами, управление проектом.
    За использование средств субзайма Череповец выплачивает проценты по типовой ставке моновалютных займов. Процентная ставка плавающая, пересматривается 2 раза в год и определяется на основании 6-месячной ставки либор с добавлением маржи Минфина РФ в размере 1,5% годовых. Субзайм имеет 6-летний льготный период, т.е. возврат средств должен начаться с 2003 г. До этого город должен вложить все средства субзайма и получить экономический эффект от внедрения ресурсосберегающих технологий.
    Города - участники Проекта использовали разные принципы вложения заемных средств. Череповец предпочел принцип наиболее широкого охвата жилых зданий небольшим, но эффективным пакетом энергосберегающих технологий. Мы сосредоточили усилия на укреплении подвалов и подъездов, модернизации системы горячего водоснабжения и балансировки систем отопления зданий, введении коммерческого учета тепла и воды в отдельных домах. Такой подход позволит охватить треть всего муниципального жилищного фонда и получить около 25,5% в год экономии теплоэнергии. Сэкономленные средства будут использованы для возврата кредита и для вложения в следующие объекты жилищного фонда.
    Используя Проект, город создал несколько инвестиционных мини-проектов. Один из них, стоимостью 6 млн долл. (в том числе 4 млн долл. - заемные средства), предполагал провести модернизацию горячего водоснабжения в 200 зданиях города. Срок реализации проекта - 5 лет, с поставкой оборудования в течение 2 лет. Заемные средства готов был представить один из шведских банков под гарантии Сбербанка РФ. Проект не состоялся из-за невозможности оформить муниципальное имущество в виде залога: процедура оказалась сложной и дорогой.
    Второй мини-проект был связан с переводом открытой системы горячего водоснабжения на закрытую в микрорайоне новостроек (примерно 120 зданий, 35 тыс. жителей). Стоимость проекта - примерно 8 млн долл., реализация за счет средств Всемирного банка в рамках проекта <Эффективное использование энергии>.
    В течение полутора лет город рассматривал экономическую целесообразность реализации этого мини-проекта, так как кредитные ресурсы этого займа были дороже, чем ресурсы Проекта передачи ведомственного жилищного фонда. Кризис, разразившийся 17 августа 1998 г., решил все сомнения, город трезво оценил возможности городского бюджета при стабильно растущем курсе доллара и отказался от реализации этого мини-проекта.
    Городских специалистов удивляет, что правительство РФ не проявляет интереса к Проекту передачи ведомственного жилищного фонда. Уже накоплен положительный опыт городов - участников Проекта, многие механизмы отработаны и могут быть распространены в России. Следует принимать во внимание опыт реализации Проекта при выработке новой законодательной базы для городского хозяйства. Это позволит избежать многих казусов, например таких: