Получение кредита Международного банка реконструкции и развития: опыт Череповца

Тасенко Татьяна

В ЧЕМ СУТЬ ПРОЕКТА?

    Концепция Проекта передачи ведомственного жилищного фонда (далее - Проект) основана на простой и ясной логике: жилищная политика должна быть реформирована таким образом, чтобы передача жилищного фонда в муниципальную собственность была осуществлена в краткосрочной перспективе. Проект способствует переходу прав собственности и обязанностей по финансированию и управлению жилищным фондом в частный сектор.
    Проект состоит из трех разделов:

  • передача ведомственного жилищного фонда и проведение необходимых жилищных реформ;
  • переоборудование зданий, включающее внедрение коммерческого учета (стадия I). капиталовложения в повышение энергетической эффективности (стадия II) и частичный капитальный ремонт;
  • капиталовложения в переданные ведомствами коммунальные сети за пределами зданий.     Проект задуман как демонстрационный. Его цель - показать, что реформирование жилищной политики в сочетании с капиталовложениями с относительно небольшим сроком окупаемости (в среднем 5 лет) могут обеспечить ускорение и надежность процесса передачи жилищного фонда предприятиями.
        Условием доступа участвующих в Проекте городов к последующим капиталовложениям в рамках Проекта является продвижение городов в жилищных реформах, которое оценивается соответствующими показателями, ежегодно устанавливаемыми для каждого города.

    ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ?

        Для решения задач Проекта необходимо:

  • проведение приватизации жилищного фонда, в том числе создание товариществ собственников жилья. Это делается для того, чтобы передача ведомственного жилья не вела к масштабному увеличению муниципального жилищного фонда;
  • повышение уровня покрытия затрат на содержание жилищного фонда и оплату коммунальных услуг за счет жильцов;
  • введение целевых жилищных субсидий для защиты экономически уязвимых групп населения в условиях роста доли возмещаемых населением расходов на жилищно-коммунальные услуги;
  • организация конкурсного обслуживания жилья для рационализации и расширения участия частного сектора в предоставлении услуг в сфере жилищного хозяйства;
  • повышение энергетической эффективности в жилых домах для снижения расходов на содержание жилищного фонда.     В рамках Проекта производится финансирование капиталовложений, нацеленных на снижение расходов на эксплуатацию жилищного фонда при одновременном повышении комфортности проживания. По мере того как в городе будет внедряться обслуживание жилищного фонда на конкурсной основе, а также проводиться другие мероприятия, предусмотренные проектом, жилые дома станут привлекательными объектами капиталовложений. При этом преимущество отдается товариществам собственников жилья и жилищному фонду, переданному предприятиям. Однако муниципальные многоквартирные дома также считаются приемлемым объектом капиталовложений при условии, что они переведены на конкурсное обслуживание.
        Министерство финансов РФ предоставило участвующим в проекте городам субзаймы из средств Всемирного банка. Предполагается, что участники проекта будут погашать займы за счет:
  • снижения дотаций, выплачиваемых городами предприятиям жилищно-коммунального хозяйства;
  • погашения населением амортизационных затрат на содержание жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (уровень платежей в переоборудованных зданиях не будет превышать аналогичные платежи в непереоборудованных зданиях).

    ПОЧЕМУ ЧЕРЕПОВЕЦ СТАЛ УЧАСТНИКОМ ПРОЕКТА?

        В 1996 г. Проект был очень актуален для Череповца. В связи с приватизацией крупных промышленных предприятий с 1992 по 1996 г. муниципальный жилищный фонд увеличился в 10 раз и составил около 5,025 млн кв. м общей площади жилья (110 тыс. квартир, примерно 1200 зданий). Расходы городского бюджета на дотации жилищно-коммунальным предприятиям составляли в те годы 27-33% общего объема бюджетных поступлений. С каждым годом росли расходы на эксплуатацию жилья и предоставление коммунальных услуг, образовались переходящие из года в год долги. Город стал подвергаться ограничениям в подаче газа, качество жилищно-коммунальных услуг оставалось на прежнем уровне. По сравнению с городами Вологодской области и близлежащими регионами оплата жилья в Череповце повышалась более высокими темпами.
        Требовались коренные реформы в ЖКХ, но самостоятельно Череповец не мог их проводить, так как российское и региональное законодательство не позволяли это делать. И тогда город предпринял серьезные усилия, чтобы попасть в Проект. Сегодня очевидно, что это необходимый и наиболее реальный Проект в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Все механизмы, которые используются в Проекте, очень нужны для управления городом. Одинаково важно уметь управлять контрактами, создавать механизм субсидий, внедрять конкуренцию, регулировать тарифы на жилищные услуги и энергоресурсы, анализировать финансовые потоки, учить персонал и создавать команды, умеющие ставить задачи и решать их; вовлекать в эти процессы население, учиться привлекать и грамотно вкладывать инвестиции.

    УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАЙМА

        Полные затраты на реализацию Проекта оцениваются для Череповца в 61,22 млн долл. Средства субзайма покроют 52% общих затрат. Оставшаяся часть затрат должна быть профинансирована городом. В эту сумму входят расходы по подготовке зданий к модернизации, ремонт внутридомовых инженерных коммуникаций и подводящих сетей, обслуживание приборов учета, субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг горожан с низкими доходами, управление проектом.
        За использование средств субзайма Череповец выплачивает проценты по типовой ставке моновалютных займов. Процентная ставка плавающая, пересматривается 2 раза в год и определяется на основании 6-месячной ставки либор с добавлением маржи Минфина РФ в размере 1,5% годовых. Субзайм имеет 6-летний льготный период, т.е. возврат средств должен начаться с 2003 г. До этого город должен вложить все средства субзайма и получить экономический эффект от внедрения ресурсосберегающих технологий.

    КАК НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗАЕМ?

        Города - участники Проекта использовали разные принципы вложения заемных средств. Череповец предпочел принцип наиболее широкого охвата жилых зданий небольшим, но эффективным пакетом энергосберегающих технологий. Мы сосредоточили усилия на укреплении подвалов и подъездов, модернизации системы горячего водоснабжения и балансировки систем отопления зданий, введении коммерческого учета тепла и воды в отдельных домах. Такой подход позволит охватить треть всего муниципального жилищного фонда и получить около 25,5% в год экономии теплоэнергии. Сэкономленные средства будут использованы для возврата кредита и для вложения в следующие объекты жилищного фонда.

    ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННОГО ОПЫТА

        Используя Проект, город создал несколько инвестиционных мини-проектов. Один из них, стоимостью 6 млн долл. (в том числе 4 млн долл. - заемные средства), предполагал провести модернизацию горячего водоснабжения в 200 зданиях города. Срок реализации проекта - 5 лет, с поставкой оборудования в течение 2 лет. Заемные средства готов был представить один из шведских банков под гарантии Сбербанка РФ. Проект не состоялся из-за невозможности оформить муниципальное имущество в виде залога: процедура оказалась сложной и дорогой.
        Второй мини-проект был связан с переводом открытой системы горячего водоснабжения на закрытую в микрорайоне новостроек (примерно 120 зданий, 35 тыс. жителей). Стоимость проекта - примерно 8 млн долл., реализация за счет средств Всемирного банка в рамках проекта <Эффективное использование энергии>.
        В течение полутора лет город рассматривал экономическую целесообразность реализации этого мини-проекта, так как кредитные ресурсы этого займа были дороже, чем ресурсы Проекта передачи ведомственного жилищного фонда. Кризис, разразившийся 17 августа 1998 г., решил все сомнения, город трезво оценил возможности городского бюджета при стабильно растущем курсе доллара и отказался от реализации этого мини-проекта.
        Городских специалистов удивляет, что правительство РФ не проявляет интереса к Проекту передачи ведомственного жилищного фонда. Уже накоплен положительный опыт городов - участников Проекта, многие механизмы отработаны и могут быть распространены в России. Следует принимать во внимание опыт реализации Проекта при выработке новой законодательной базы для городского хозяйства. Это позволит избежать многих казусов, например таких:

  • привлекли инвестиции для города в виде субзаймов через правительство РФ и тут же заплатили правительству НДС на все виды работ и услуг;
  • при установлении нового оборудования и модернизации инженерных сетей жилых домов для сокращения затрат все надзирающие организации стараются, выдать именно свой сертификат и обязательно за деньги разрешить его использовать;
  • пытаемся привлечь население в процессы реформирования ЖКХ, сделать его заинтересованным участником и инициатором, а целью реформы объявляем повышение оплаты и перекладываем все проблемы ЖКХ на плечи населения;
  • объявляем о федеральных стандартах затрат на производство жилищно-коммунальных услуг, а в федеральном бюджете об этом ни слова, механизм трансфертов в регионы все тот же (чем больше тратят и имеют долгов, тем больше трансферт);
  • пропагандируем разделение функции управления и обслуживания жилищного фонда, а возникающие при этом проблемы с образованием дополнительного НДС и не думаем решать;
  • говорим об энергосбережении, а мотивов для энергосбережения не создаем!

  • © ЗАО "Группа РЦБ".