Делегированное управление во Франции

Пуарье Жан Патрик

КОММЕРЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ

Дорого ли стоит вода?
    Что подразумевает и что включает в себя понятие цены на воду? Каждая страна и, зачастую, каждый регион отвечает на этот вопрос по-разному. Цена обычно учитывает эксплуатационные расходы, налоги и сборы. Иногда в ней учитываются амортизационные издержки и некоторые инвестиции.
    С каким уровнем цен потребители смогли бы смириться? Не вызовет ли повышение цен социальных и политических волнений? Ответ на этот вопрос специфичен для каждой страны и для каждого местного правительства. Поэтому ответственные лица должны с большой осторожностью вносить предложения по расценкам на воду. Но центральные власти и международные организации оказывают давление в целях либерализации экономики и требуют повышения цен на воду с тем, чтобы покрыть все расходы. Необходимо найти компромиссное решение: цены на воду должны быть доступны для потребителя, но при этом должны покрывать эксплуатационные расходы, а также вложенные инвестиции.
Увеличение объема ликвидных средств
    Одно из преимуществ международных специализированных фирм состоит в том, что они заключают различные типы контрактов, адаптируются к требованиям рынка и к конкуренции и располагают достаточным бюджетом для ведения исследовательской работы (НИОКР) в условиях появления новых технологий.
    Эти факторы, а также способность финансирования дают им возможность эффективно управлять деятельностью служб водоснабжения и канализации.
    После того как установлены цены на воду, доходы могут быть увеличены за счет улучшения систем выставления счетов и проведения политики сближения и общения с потребителями. Неоплата счетов или задержки в их оплате отрицательно сказываются на финансовом результате частных фирм. Эта проблема является ключевой для новых компаний, начинающих новые проекты.
Инвестиции
    Такое эксплуатационное оборудование, как насосы, электромеханические детали, автомобили и компьютеры, периодически требует замены. Это - первая категория инвестиций.
    Ко второй категории относятся основные ремонтные работы, такие как замена секций трубопроводов. Они должны проводиться таким образом, чтобы избежать потери и утечек.
    К третьей категории инвестиций относится деятельность по снабжению питьевой водой населения, еще не имеющего такого снабжения, или строительство новых станций очистки сточных вод, позволяющих избежать сброс необработанной воды в реки и загрязнения окружающей среды, а также модернизация старых станций очистки питьевой воды.
    В зависимости от наличного объема ликвидных средств фирма предпочтет одну, две или три категории инвестирования. В финансировании третьей категории могут участвовать местные государственные органы.
    Сотрудничество между местными административными органами и частными партнерами является ключевым фактором в области водоснабжения и канализации.
    30 сентября 1995 г. административный центр Южной Австралии г. Аделаида делегировал управление водным хозяйством компании <Юнайтед Уота>, в которой компания <Женераль Дез'О> имеет 47,5%-е участие в капитале. Впервые австралийский город поручил управление водным хозяйством специализированному предприятию. С начала 1996 г. и в течение 15 лет компания <Женераль Дез'О> будет обслуживать 1,2 млн австралийских потребителей (430000 подводов питьевой воды и 385000 - сточных вод). Компании поручено производство питьевой воды и водоснабжение, сбор и очистка сточных вод. Ее годовой оборот составляет примерно 40 млн австрал. долл., т.е. 10 млн французских франков.

РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ КОНТРАКТОВ

    Вопросы организации и эксплуатации коммунальных услуг (качество воды, расценки и пр.) относятся к компетенции местных административных органов.
    Контракты, заключаемые между местными административными органами (муниципалитетами) и частными компаниями на управление коммунальными службами, во Франции называют <контрактами на делегированное управление>.
    Эти контракты должны отвечать определенным требованиям юридического характера:

  • равные права потребителей в области доступа к услугам;
  • обязанность обеспечивать бесперебойное обслуживание;
  • эксклюзивный характер (местный);
  • коммерческий характер оказываемых услуг.     В контрактах определяется ответственность каждого партнера, уровень качества воды, объем и распределение инвестиций, а также штрафные санкции.
        Расценки на воду вычисляются по формулам, указанным в контракте.
        Тип контракта зависит прежде всего от желания или нежелания муниципалитета участвовать в эксплуатации и от уровня цен, устанавливаемых с расчетом на покрытие инвестиций.
        Каковы же основные особенности различных типов контрактов, которые могут быть заключены в области коммунальных услуг с частными партнерами.
        Контракты на сервисное обслуживание. Предполагают выполнение таких услуг, как техническое обслуживание, ремонтные работы, снятие показаний водомерных счетчиков, выставление счетов и сбор абонентской платы, улучшение существующих сооружений.
        Эти контракты требуют от частных компаний лишь небольших инвестиций или не требуют их вообще. Государственные административные органы принимают на себя коммерческий риск, но при этом могут обратиться к частным компаниям с предложением участвовать в инвестициях.
        Оплата частных фирм-партнеров выполняется непосредственно местными административными органами в соответствии с работами, которые были ими выполнены по заказу местной администрации. Оплата производится на основании расценок, указанных в контракте.
        Контракты на сервисное обслуживание заключаются на срок 1-2 года и могут продлеваться.
        Во Франции такие контракты называют <Заинтересованное участие в управлении под государственным руководством>.
        Контракты на управление. Предполагают передачу государственными службами частным компаниям ответственности в области эксплуатации и технического обслуживания.
        Коммерческий риск несут административные органы, они же несут финансовую ответственность по коммунальным услугам и обеспечивают финансирование проектов по модернизации существующих и строительству новых сооружений.
        Оплата услуг частных фирм выполняется непосредственно местными административными органами. Система оплаты основана на фиксированных тарифных ставках и заинтересованности, пропорциональной объему участия. Финансовая заинтересованность обычно связана с такими факторами, как увеличение объема поставляемой воды, улучшение показателя сбора абонентной оплаты.
        Контракты такого типа заключаются на срок 3-7 лет. В них могут содержаться условия, позволяющие продлить срок их действия.
        Во Франции подобные контракты называют <контрактами на выполнение услуг>.
        Контракты сдачи в аренду. По этому типу контракта административные органы передают частной компании в аренду принадлежащие им сооружения. Частная компания несет в этом случает ответственность за их эксплуатацию, техническое обслуживание и управление системой. К ее функциям относятся также выставление счетов, сбор платы и финансирование обновления оборудования.
        Оплачиваются услуги частных компаний непосредственно потребителями.
        Прибылью компании является остаток после выплаты налогов и платы за аренду.
        За аренду оборудования частная фирма платит муниципалитету, так как администрация продолжает при таком типе контракта оставаться единственным владельцем активов и нести всю материальную ответственность:
  • за состояние основных фондов;
  • за реализацию новых проектов;
  • за замену основных сетей;
  • за выплату задолженностей.     Контракты на аренду заключаются обычно на срок 5-10 лет и могут быть продлены на срок до 20 лет в случае, если от частной фирмы требуются новые инвестиции.
        Концессия. В рамках контракта концессии частная фирма несет всю полноту ответственности. В ее обязанности входит эксплуатация, техническое обслуживание, повседневное управление и капитальные инвестиции. Несмотря на то что в этом случае основные средства продолжают принадлежать администрации, они поступают в распоряжение частного партнера на весь срок действия контракта.
        Ряд мер поощряет действия частной фирмы по оптимизации функционирования всей системы, в том числе за счет развития новых технологий.
        Оплачиваются услуги частных компаний непосредственно потребителями.
        Контракты концессии обычно заключаются на срок от 20 до 30 лет.
        Контракты на строительство - эксплуатацию - с последующей передачей прав (ВОТ). В случае таких контрактов частная фирма или консорциум финансирует, строит (является владельцем) и эксплуатирует новую систему. Затем по прошествии определенного срока оборудование и установки передаются в государственную собственность (за установленный срок поступления от эксплуатации системы должны покрыть сделанные инвестиции и обеспечить прибыль инвесторов).
        Такой вид контрактов может использоваться как в случае новых проектов (строительство новых сооружений), так и при привнесении дополнительных инвестиций для улучшения или расширения существующих сетей и сооружений.
        Во Франции используются контракты, при которых годовой доход устанавливается в фиксированном размере заранее в зависимости от условий эксплуатации и финансирования.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".