Возможности финансирования инфраструктуры ЖКХ в условиях кризиса
Начальник отдела департамента стратегии социально-экономических реформ Министерства экономического развития и торговли РФ
    Одна из главных проблем отечественного жилищно-коммунального хозяйства - дефицит инвестиций. Из бюджетов всех уровней финансируются лишь текущие расходы ЖКХ, но не его воспроизводство1. В результате износ инфраструктуры ЖКХ выходит за допустимые пределы и приближается к критическому уровню 60%, при котором резко растет аварийность оборудования и инженерных сетей2.
    Так, например, в столице Удмуртии - г. Ижевске с 1990 г. по 1996 г. аварийность выросла: в жилищном хозяйстве - с 4,8 до 9%; в теплоснабжении - с 6 до 13%; в водоснабжении - с 6 до 12%; в электроснабжении - с 7 до 11,5%. Износ основных фондов коммунальных предприятий за последние 10 лет возрос в 1,7 раза, отдельно по жилищному хозяйству - на 47%.
    Недофинансирование инвестиций угрожает ощутимым ростом текущих эксплуатационных издержек, перекладывающихся на местные и, в первую очередь, муниципальные бюджеты, превышая по итогам 1998 г. 3,4% ВВП (табл. 1).
Год | млрд руб. | % к сум-марным расходам* | % к ВВП |
1995 | 60 657,70 | 25,2 | 3,82 |
1996 | 88 619,30 | 25,9 | 4,03 |
1997 | 105 991,00 | 23,7 | 4,1 |
1998 | 94 419,4** | 23,2 | 3,44 |
Показатель |
1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. |
Доля платежей населения в покрытии затрат на все виды жилищно-коммунальных услуг |
35 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
Максимально допустимая доля расходов на жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи |
16 | 18 | 19 | 20 | 22 | 23 | 25 |
    Помимо проведения организационных мероприятий, не требующих вложения крупных денежных ресурсов (хотя и существенно затрагивающих интересы местных руководителей, а потому политически небезконфликтных)3, необходимо обеспечить финансирование неотложных капиталоемких проектов: реконструкции объектов инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, теплотрасс, водоканалов, внедрения энергосберегающих технологий.
    В Концепции отсутствует описание механизмов привлечения частных инвестиций. В 1999-2000 гг. предполагается лишь <разработка методологии технико-экономических обоснований и инвестиционных проектов для привлечения организациями коммунального хозяйства средне- и долгосрочных кредитных ресурсов на развитие объектов инфраструктуры>. И только в 2001-2003 гг. - <широкое внедрение механизма привлечения кредитных средств для развития городской жилищно-коммунальной инфраструктуры с использованием различных источников финансирования>.
    Более предметно вопросы привлечения инвестиций для развития объектов муниципальной инфраструктуры рассматриваются в рамках подпрограммы <Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве>, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 80 от 24.01.98 г., как составной части федеральной целевой программы <Энергосбережение в России> (1998-2005 гг.).
    Принимая во внимание краткосрочность кредитов, которые могут предоставить отечественные коммерческие банки, значительную часть программ энергосбережения предполагалось финансировать за счет кредитов международных финансовых организаций: Всемирного банка, МФК, ЕБРР; выпуска региональных облигационных займов, а в перспективе - инвестиций паевых инвестиционных фондов.
    Расходы на реализацию подпрограммы <Энергосбережение в ЖКХ> должны составить 17 млрд руб. в ценах января 1998 г., т.е. более 3 млрд долл. Суммарный потенциал использования энергосберегающих технологий в сфере ЖКХ составляет 65-75 млн тонн условного топлива (у.т.) в год:
    Однако, если до 17 августа 1998 г. перспективы привлечения частных необеспеченных займов региональными и местными органами власти, коммерческими банками (евробонды, синдицированные кредиты, номинированные в рублях муниципальные облигации) еще просматривались, то после федерального и региональных дефолтов, девальвации, радикального снижения странового кредитного рейтинга проведение подобных заимствований невозможно.
    Основными потенциальными кредиторами остались международные финансовые организации. Так, в России реализуются крупные проекты Всемирного банка <Повышение эффективности использования энергии> и <Передача ведомственного жилищного фонда>. Потенциально возможно получение новых кредитов в области развития инфраструктурных проектов у ЕБРР.
    В 1997 г. ЕБРР удвоил по сравнению с предыдущим годом финансирование объектов муниципальной инфраструктуры (водоснабжения, канализации, очистки сточных вод, центрального отопления, сбора и очистки мусора), осуществленное в странах бывшего СССР, Центральной и Восточной Европы. Банк принял участие в поддержке инфраструктурных проектов с общим объемом финансирования в 1,1 млрд экю, предоставив кредиты на сумму в 405 млн экю.
    Одновременно ЕБРР резко увеличил долю кредитов, предоставленных в сектор муниципальной инфраструктуры без требования государственных гарантий. Если в 1996 г. ее величина составляла лишь 4%, то в 1997 г. она превысила 40%, а в 1998 г. должна была возрасти до 70%. Одним из крупнейших проектов стало предоставление в 1997 г. кредита в объеме 64,2 млн экю на строительство водоочистных сооружений в Санкт-Петербурге, выданного под гарантию правительства города. Общий объем проекта составил 152,9 млн экю.
    Вместе с тем ресурсы международных финансовых организаций, на которые может претендовать Россия, ограниченны и, по-видимому, не обеспечат финансирование реконструкции инфраструктуры ЖКХ на всей территории страны.
    В этих условиях перспектив-ным представляется использование средств международных финансовых организаций для развития системы проектного финансирования инфраструктурных объектов, позволяющей минимизировать кредитные риски и в результате обеспечить возможность привлечения заемных средств частных инвесторов.
    Основные направления снижения кредитных рисков:
    Формирование рынка субфедеральных и агентских облигаций, обеспеченных доходами от инфраструктурных проектов, прошедших экспертизу международных финансовых организаций, позволило бы существенно расширить перечень надежных инструментов инвестировая для отечественных инвесторов, весьма ограниченный после августовского кризиса. Дополнительному повышению привлекательности обеспеченных облигаций способствовало бы включение таких ценных бумаг в ломбардный список Центрального банка.
    Особенно перспективным представляется размещение на внутреннем рынке эмиссий ценных бумаг, полностью гарантированных международными финансовыми организациями. Появление доступных для резидентов финансовых инструментов с рейтингом ААА способно стать эффективным рычагом мобилизации долларовых сбережений населения. Положительно этот факт сказался бы и на состоянии платежного баланса - сумма процентных платежей за вычетом страховой премии оставалась бы в пределах страны.
    Проблема привлечения инвестиций может быть решена только путем создания механизмов, обеспечивающих снижение кредитных рисков. Развитие институтов финансового рынка позволяет добиться значительного снижения кредитного риска в масштабах страны.