Критерии оценки кредитного риска вложений в инфраструктуру

Ананькина Елена

    Любые инвестиции (не составляют исключения и вложения в городскую инфраструктуру) требуют предварительного тщательного анализа доходности и риска. Один из рисков - кредитный, риск несвоевременного или неполного возврата кредита и процентов. Предприятия городской инфраструктуры (водоканалы, теплосети и т.д.) имеют особенности по сравнению с другими заемщиками:

  • тарифы на услуги подлежат регулированию, в отличие от цен на товары и услуги предприятий многих других отраслей;
  • большинство предприятий коммунального хозяйства - муниципальные;
  • объекты городской инфраструктуры, как правило, находятся в муниципальной собственности, в хозяйственном ведении и оперативном управлении у соответствующих муниципальных предприятий;
  • технологический процесс предоставления коммунальных услуг непрерывен.     На основе отечественного и международного опыта разработаны подходы, позволяющие учитывать эти и другие особенности при оценке кредитного риска вложений в предприятия коммунальной сферы. В таблице представлена общая схема факторов кредитного риска предприятий городской инфраструктуры.

    ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ БИЗНЕСА

    Система регулирования

    Факторы бизнеса

    Регулирование

    Организационно-правовая форма предприятия;

    система договорных отношений с потребителями;

    система тарифного регулирования

    Рынок услуг

    Финансовые возможности населения, предприятий, бюджета;

    требования к качеству обслуживания

    Менеджмент

    Уровень менеджмента на предприятии

    Операции

    Состояние основных средств;

    эффективность производственной деятельности;

    рынок ресурсов (прежде всего энергетических);

    потребность в капитальных расходах;

    использование приборов учета

    Финансовые факторы

    Затраты и прибыль

    Структура и динамика затрат;

    прогнозируемые изменения затрат;

    прибыль и рентабельность

    Структура капитала

    Структура баланса;

    финансовый рычаг;

    оборотный капитал и показатели ликвидности

    Денежные потоки

    и покрытие долга

    Соотношение денежных и неденежных доходов и расходов;

    денежный поток от операций;

    покрытие основной суммы и процентов из денежных потоков

        Большинство коммунальных предприятий имеет организационно-правовую форму муниципальных унитарных предприятий, и их кредитоспособность зависит от кредитоспособности городской администрации.
        При анализе кредитного риска важное значение имеют следующие аспекты регулирования деятельности коммунального предприятия.
  • Тарифы для каждой категории потребителей (население; организации, финансируемые из бюджета; прочие потребители) и нормативы потребления услуг для населения и организаций, финансируемых из бюджета (как правило, эти категории потребителей не пользуются приборами учета и оплачивают не фактический, а нормативный объем потребления) устанавливает муниципалитет.
  • Часть стоимости коммунальных услуг (например, теплоснабжения) дотируется из бюджета. Отсюда - прямая финансовая зависимость коммунальных предприятий от наличия средств в городском бюджете.
  • Объекты городской инфраструктуры обычно находятся в муниципальной собственности и передаются предприятиям в оперативное управление и хозяйственное ведение. Их поддержание в удовлетворительном техническом состоянии (т.е. инвестиции в их реконструкцию и модернизацию) находится в компетенции предприятий, хотя отдельные инвестиционные проекты могут финансироваться за счет средств городского бюджета.
  • Руководитель муниципального предприятия назначается и освобождается от должности муниципалитетом.
  • Муниципалитет определяет схему финансовых и юридических взаимоотношений между потребителями услуг и предприятием. Это влияет как на финансовое состояние предприятия, так и на возможность аккумулирования средств для постепенного погашения кредитов и процентов.     Столь сложная и <многоканальная> система регулирования требует наличия и строгого соблюдения четких, прозрачных, документально зафиксированных процедур, так как отсутствие документов усиливает непрозрачность системы финансовых потоков, а следовательно, риск финансовых потерь как для самого муниципального предприятия, так и инвестора. В частности, необходимо проверить наличие, содержание и исполнение следующих документов:
  • учредительные документы предприятия;
  • документы, регламентирующие права в отношении основных средств;
  • документы, регламентирующие процедуру установления тарифов и нормативов потребления;
  • договора между предприятием и потребителями коммунальных услуг.     Взаиморасчеты за услуги населению. При анализе кредитного риска важное значение имеет характер юридических и финансовых взаимоотношений коммунального предприятия с населением, поскольку население потребляет 60-70% общего объема реализации услуг водоснабжения и водоотведения и обеспечивает около 80% поступлений в денежной форме (предприятия и бюджетные организации зачастую используют бартер, ценные бумаги и другие неденежные формы расчетов). Здесь возможны варианты. Сбор платежей населения может осуществляться:
  • компанией, управляющей муниципальным жилым фондом (так называемой <службой заказчика>), иногда - через специально созданный расчетно-кассовый центр, который <расщепляет> платежи населения и перечисляет каждому коммунальному предприятию причитающуюся ему сумму. Этот вариант представляется наилучшим для аккумулирования средств с целью погашения кредитов и процентов. Его недостаток - перечисление собранных средств населения предприятию осуществляется с опозданием, вместо денежных средств предприятие может получить зачет. Это негативно сказывается на финансовом состоянии предприятия;
  • жилищной организацией, выполняющей одновременно функции обслуживания и управления жильем. Этот вариант несколько хуже с точки зрения накопления средств для погашения кредита и процентов, поскольку здесь труднее контролировать денежные потоки, чем при использовании специализированного расчетно-кассового центра, денежные потоки которого более прозрачны;
  • коммунальным предприятием, напрямую собирающем платежи населения. Этот вариант, возможно, наилучший для финансового состояния предприятия, но он может затруднить процесс концентрации средств для погашения кредита и процентов.     Тарифы. Помимо схемы финансовых потоков важнейшее значение имеет порядок установления и структура тарифа. В соответствии с Постановлением Правительства № 707 от 18.06.97 г. каждое муниципальное образование самостоятельно формирует свою систему регулирования тарифов на коммунальные услуги.
        Во многих городах система регулирования тарифов не формализована, что усиливает влияние субъективных и неэкономических факторов при утверждении тарифа, а следовательно, усиливает непрозрачность финансовых потоков и связанный с этим риск. Но одной лишь проверки наличия документов, регламентирующих процедуру и методику регулирования тарифов, недостаточно. Важно проанализировать, как эти документы <работают> на практике. Кроме того, для оценки степени <дружественности> системы регулирования важно ответить на следующие вопросы:
  • Как часто пересматриваются тарифы? С одной стороны, частый пересмотр тарифов не позволит предприятию накопить средства для погашения кредита и процентов (возникшая в результате инвестиций экономия будет изъята у предприятия путем снижения тарифа). С другой - в условиях экономической нестабильности у предприятия должна быть возможность быстро пересмотреть тариф в соответствии с резкими изменениями цен на ресурсы.
  • Есть ли у коммунального предприятия возможность возместить финансовые потери, возникшие вследствие неадекватных решений регулирующего органа или временного лага регулирования? Предусмотрена ли ответственность регулирующего органа за ущерб, вызванный неадекватным решением?
  • Какое время требуется для утверждения тарифа согласно документам, регламентирующим процедуру регулирования (зачастую на практике предприятие несет значительные финансовые потери из-за затянувшегося пересмотра тарифа)?     Для оценки кредитоспособности предприятия важно знать, покрывает ли тариф финансовые потребности предприятия. В большинстве случаев средний (так называемый <экономически обоснованный>) тариф рассчитывается на основе калькуляции себестоимости, что не гарантирует включения в тариф всех финансовых потребностей.
        Вместо средних фактических величин или прогнозов в качестве базы для утверждения тарифа часто используются нормативные затраты. Нормативы, большинство которых унаследованы от советской плановой экономики, не отражают сегодняшних экономических реалий. Отклонения (как положительные, так и отрицательные) среднеотраслевых затрат от нормативов иногда поразительно велики.
        Поскольку нормативы устанавливались централизованно, они не отражают особенностей конкретного предприятия (например, уровня автоматизации, состояния производственной базы и др.).
        В своей производственной и финансовой отчетности многие коммунальные предприятия отражают не фактические, а нормативные затраты. Например, предприятия водоснабжения определяют подъем воды расчетным путем исходя из расхода электроэнергии. В результате величина объема производства становится абсолютно непрозрачной. Поэтому для каждой составляющей тарифа необходимо определить, какая величина используется при ее установлении: нормативная или фактическая. Использование нормативных величин вместо средних фактических следует рассматривать как отрицательный для кредитоспособности предприятия фактор.
        Особое внимание следует уделить затратам на ремонт. Эта статья может включать как фактические затраты на ремонт, так и отчисления в ремонтный фонд, рассчитанные на основе нормативного процента от балансовой стоимости оборудования. Хотя затраты на ремонт включаются в себестоимость, часть этих затрат (затраты на капитальный ремонт) фактически представляют собой капиталовложения.
        Процент отчислений в ремонтный фонд устанавливается произвольно, без какого бы то ни было инженерного обоснования и практически никогда не отражает прогнозируемых затрат на проведение необходимых ремонтных работ. Это увеличивает как риск предприятия, которое понесет потери, если фактически необходимые затраты на ремонт превысят отчисления в ремонтный фонд, так и потребителей, которые пострадают из-за ухудшения качества обслуживания вследствие использования неотремонтированного изношенного оборудования.
        Использование средств ремонтного фонда сложно проверить. В некоторых случаях неиспользованная до конца года часть ремонтного фонда может рассматриваться налоговой инспекцией как занижение налогооблагаемой прибыли, что ведет к применению штрафных санкций и, следовательно, увеличивает риск финансовых потерь для предприятия. Включение в тариф отчислений в ремонтный фонд без соответствующего инженерного и экономического обоснования следует считать отрицательным для кредитоспособности предприятия фактором.
        Затраты на сбор платежей часто не включаются в тариф, в то время как коммунальные предприятия многих городов оплачивают эти расходы, т.е. несут финансовые потери.
        Платежи за обслуживание внутридомовых сетей включаются в состав затрат коммунальных предприятий, в то время как работы по обслуживанию сетей фактически осуществляются жилищными организациями. Поэтому отсутствие договоров, четко регламентирующих распределение прав и обязанностей и финансовые потоки между коммунальными и жилищными предприятиями, ведет к непрозрачности и риску финансовых потерь для всех сторон, а потому должно рассматриваться как отрицательный фактор.
        Одна из проблем коммунальных предприятий - неплатежи потребителей. Несмотря на то что проблема неплатежей (особенно промышленных и бюджетных организаций - потребителей) стоит весьма остро, соответствующий резерв, как правило, не включается в тариф, так как согласно российскому законодательству списать непогашенную дебиторскую задолженность, уменьшив тем самым налогооблагаемую прибыль, достаточно трудно. Этот фактор оказывает отрицательное воздействие на кредитоспособность коммунальных предприятий.
        Потери воды, теплоэнергии. Во многих городах величина фактических потерь вообще не измеряется, и в отчетности отражаются лишь нормативные показатели, что искажает реальную картину (норматив потерь тепла составляет 7%, фактические же потери - 30-40%). При формировании тарифов вместо фактических величин часто используются нормативные, что приводит к непрозрачности тарифа и, как следствие, увеличивает риск инвестора.
        В соответствии с российским законодательством проценты по кредитам, выданным на инвестиционные цели, не включаются в себестоимость, а проценты по кредитам на пополнение оборотных средств включаются в себестоимость в пределах ставки ЦБ РФ + 3%. Обычно при утверждении тарифа издержки на уплату процентов, как правило, не учитываются, что увеличивает риск потенциального инвестора.
        Прибыль, включаемая в тариф, в большинстве случаев рассчитывается при помощи нормативного процента рентабельности затрат, без учета фактических потребностей предприятия в финансировании инвестиций, погашении кредитов и процентов и др. Рентабельность затрат обычно устанавливается регулирующим органом произвольно, но, как правило, не превышает 25%. Недостатки очевидны: крайний субъективизм, невнимание к реальным финансовым потребностям предприятия и вытекающие отсюда риски.
        В некоторых случаях прибыль, включаемая в тариф, определяется как сумма расходов, которые предприятие планирует финансировать из прибыли. Это позволяет коммунальному предприятию включить выплаты по погашению основной суммы кредита и процентов непосредственно в тариф.
        Хотя такой подход предпочтителен для коммунального предприятия, проблема субъективизма регулирующего органа все же существует, так как зачастую отсутствует методика расчета потребностей в финансировании оборотного капитала, инвестиций и платежей погашения кредитов и процентов.
        Тарифы на коммунальные услуги в России, как правило, не зависят от качества обслуживания. В некоторых городах предусмотрены штрафы за низкое качество обслуживания, но случаи, когда коммунальные предприятия несут в этой связи существенные потери, встречаются редко. Поэтому при анализе кредитоспособности необходимо изучить не столько соответствующие договоры, сколько реальную практику взыскания штрафов.
        Существенное отличие коммунальной сферы от других отраслей заключается в том, что тарифы дифференцируются по категориям потребителей: самые низкие - для населения, самые высокие - для предприятий и организаций (иногда они отличаются в десятки раз). При этом четкая формализованная процедура дифференциации тарифов по категориям потребителей во многих городах отсутствует, что, несомненно, является фактором риска: слишком велика роль субъективных факторов.
        Большая разница в тарифах для различных категорий потребителей - серьезный фактор риска. Если разница в тарифах покрывается за счет бюджетных дотаций (чаще всего в теплоснабжении), предприятие попадает от них в зависимость, что резко снижает предсказуемость финансовых потоков предприятия, увеличивает долю неденежных расчетов.
        Если же разница покрывается за счет перекрестного субсидирования, предприятия и организации зачастую не в состоянии своевременно и полностью оплачивать потребляемый объем услуг. В итоге сокращаются доходы коммунального предприятия, растет дебиторская задолженность и доля неденежных расчетов.
        В большинстве случаев тарифы на тепло- и водоснабжение устанавливаются на единицу услуг (или на нормативный объем потребления услуг) и не содержат фиксированного платежа. Некоторые коммунальные предприятия (например, водоканал г. Череповца, <Оренбурггортепло>) внедрили двухставочный тариф, включающий плату за мощность, взимаемую вне зависимости от объ-ема потребляемых услуг, и плату собственно за объем потребляемых услуг. Такой подход можно считать позитивным для кредитоспособности коммунальных предприятий, поскольку двухставочный тариф уменьшает сезонные колебания денежных потоков.
    Рынок услуг
        Особенность рынка коммунальных услуг в том, что это естественная локальная монополия. Как правило, в одном городе экономически оправдано существование лишь одного предприятия водо- или теплоснабжения. Поэтому конкуренция здесь не имеет решающего зна-чения (за исключением строительства промышленными предприятиями собственных водозаборов, которые зачастую предназначены лишь для удовлетворения нужд собственного производства, а не для реализации воды другим потребителем).
        Поскольку предприятия водо- и теплоснабжения работают на локальном рынке города или региона, то анализ их рынка - это прежде всего изучение экономической ситуации в городе. Платежеспособный спрос на услуги водо- и теплоснабжения определяется прежде всего доходами населения, финансовым положением ведущих промышленных предприятий, а также состоянием городского бюджета. Особенность коммунальных услуг в том, что от платежеспособности потребителей зависит не столько физический объем реализации услуг, сколько уровень сбора платежей. Собираемость платежей населения, как правило, намного выше, чем у предприятий и организаций. Поэтому полезен анализ структуры и динамики объемов реализации по категориям потребителей.
        Как уже говорилось, у большинства коммунальных предприятий водо- и теплоснабжения реализация услуг населению составляет 60-70% их общего объема. Высокую долю реализации услуг населению можно считать положительным фактором для кредитоспособности предприятия по следующим причинам:
  • доля неплатежей - самая низкая среди всех категорий потребителей;
  • услуги оплачиваются <живыми деньгами>;
  • оплачивается нормативный, а не фактический объем потребления, что сводит к минимуму колебания доходов коммунального предприятия.     Однако высокая доля реализации услуг населению обусловливает определенные риски:
  • увеличение доли реализации услуг населению приводит к сокращению доходов коммунального предприятия, если разница между тарифами для различных категорий потребителей велика;
  • значительная часть населения (в некоторых регионах - до 50%) пользуется льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг, что означает зависимость коммунального предприятия от платежей из бюджета, которые зачастую осуществляются несвоевременно и в неденежной форме;
  • высокая (более 20%) доля населения, получающего жилищные субсидии, может стать еще одной причиной чрезмерной зависимости от платежей из бюджета. Поэтому при анализе финансовых возможностей потребителей следует учитывать динамику дохода на душу населения и доли платежей за жилищно-коммунальные услуги в доходах населения.     Сравнение фактического уровня платежей за жилищно-коммунальные услуги с федеральными стандартами, установленными законодательством, позволит оценить возможность повышения тарифов, так как бюджетные субсидии и трансферты предоставляются только в пределах федеральных стандартов.
        У большинства коммунальных предприятий доля реализации услуг промышленным предприятиям за последние годы снизилась до 10 -15%, что связано в первую очередь с макроэкономическими факторами. В то же время этот сегмент рынка также может повлиять на кредитоспособность коммунальных предприятий:
  • высокая степень зависимости от нескольких крупных потребителей увеличивает риск;
  • большая разница между тарифами для различных категорий потребителей означает, что сокращение доли промышленных потребителей в объеме реализации может привести к убыткам коммунального предприятия;
  • наличие промышленных предприятий, предъявляющих особые требования к качеству обслуживания (например, по технологическим причинам) увеличивает риск начисления штрафов за низкое качество обслуживания (следует учитывать прецеденты начисления подобных штрафов);
  • доля затрат на коммунальные услуги в себестоимости промышленных предприятий - потребителей характеризует их чувствительность к возможным изменениям тарифа;
  • возможность прекращения поставки услуг промышленным потребителям за неуплату существенно уменьшает риск для коммунального предприятия;
  • плохое финансовое состояние промышленных потребителей усиливает риск неплатежей и риск увеличения доли неденежных расчетов;
  • средний срок оборачиваемости дебиторской задолженности, доля просроченной дебиторской задолженности, доля неденежных платежей характеризуют приемлемость тарифа для промышленных потребителей и их способность и желание принять возможное увеличение тарифа.     Операционные риски (на примере водоснабжения)
        По сравнению с другими отраслями водоснабжение и водоотведение можно считать отраслью с относительно низким технологическим риском. Наиболее распространенные в этой отрасли операционные риски:
  • Износ основных средств (размер и динамика). Высокий моральный и физический износ основных средств - одна из острых проблем для большинства водоканалов, поскольку в последние годы многие из них практически не имели возможностей инвестирования. В результате увеличиваются эксплуатационные издержки, растут потери воды, ухудшается качество обслуживания, возрастают потребности в инвестировании.
  • Большие потери воды. Величина потерь может быть завуалирована, если в отчетности предприятия вместо фактических указываются нормативные потери. Это следует проверить в ходе анализа.
  • Доля потерь воды коррелирует с количеством потребителей на квадратный километр. Поэтому плотность потребителей (число потребителей на квадратный километр) может быть использована как косвенный индикатор.
  • Коэффициент загрузки мощностей в сопоставлении со средними и пиковыми нагрузками. Слишком низкий коэффициент увеличивает себестоимость единицы услуг, чересчур высокая загрузка может свидетельствовать о потребности в расширении производственной базы.
  • Расход электроэнергии. Поскольку затраты на электроэнергию составляют до 30% себестоимости, следует проверить, предусматривает ли существующая в городе система регулирования возможность пересмотра тарифов на воду вследствие изменения тарифов на электроэнергию.
  • Приобретение воды со стороны.     В некоторых случаях этот фактор становится источником риска из-за отсутствия регулирования тарифов на приобретаемую воду, из-за низкого качества обслуживания или из-за неадекватных условий договора с поставщиком.
  • Производственные аварии (прорывы труб и др.) и фактические затраты на их устранение являются индикаторами операционного риска.
  • Приборы учета. Значительная доля объема реализации воды (практически вся реализация населению и бюджетным организациям), а в некоторых случаях и объем производства воды не измеряются, а оцениваются расчетным или нормативным путем, что ведет к полной информационной непрозрачности операционной деятельности предприятия.     Многие нормативы установлены без использования результатов замеров и зачастую не отражают среднего уровня потребления. Очевидный недостаток системы, при которой оплачивается нормативный, а не фактический объем потребления, - отсутствие взаимосвязи между объемом оказанных услуг и величиной выручки.
        Еще один недостаток - непрозрачность установления нормативов потребления, поскольку во многих городах отсутствуют документы, регламентирующие эту процедуру. В некоторых случаях вместо повышения тарифов, которое может повлечь за собой проблемы социального характера, муниципалитеты увеличивают нормативы потребления, так что общая сумма выручки водоканала становится адекватной его финансовым потребностям, но взаимосвязь между объемом производства, затратами и прибылью становится весьма запутанной. Поэтому количество используемых приборов учета и долю объемов реализации, измеряемую при их помощи, в ходе анализа кредитоспособности можно рассматривать как индикатор достоверности представленной информации и информационной прозрачности предприятия.
    Менеджмент
        Важную роль для кредитоспособности предприятия играет качественная оценка отношений с муниципалитетом.
        Диверсификация - существенный аспект оценки менеджмента. Многие коммунальные предприятия получают значительную часть стабильной прибыли за счет дополнительных услуг (разработка технических условий для новых потребителей), в том числе таких, которые не связаны с основной деятельностью (например, у водоканала г. Владимира есть собственное свиноводческое хозяйство, приносящее стабильную прибыль). Диверсификация может рассматриваться и как положительный, и как отрицательный для кредитоспособности коммунального предприятия фактор: все зависит, во-первых, от прибыльности различных видов деятельности и, во-вторых, от способности руководства предприятия управлять различными видами деятельности.
        Поскольку предприятия городской инфраструктуры характеризуются высокой капиталоемкостью, большое значение для их кредитоспособности приобретают вопросы инвестиционного и финансового менеджмента. Анализ этих вопросов в значительной мере носит качественный характер.

    ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВЫХ ФАКТОРОВ

    Затраты и прибыль     Рентабельное предприятие имеет больший потенциал для финансирования инвестиций и обслуживания долга. Поэтому в ходе анализа необходимо оценить величину затрат и прибыли и их чувствительность к возможным изменениям.
        Однако низкая рентабельность не всегда свидетельствует о плохом финансовом состоянии коммунального предприятия. В отличие от ряда зарубежных стран, в России одни и те же документы используются как для установления тарифов, так и для начисления налогов и для финансовой отчетности. Поэтому в отчетности могут быть намеренно завышены затраты с целью увеличения тарифов и минимизации налогов. Это с одной стороны. С другой стороны, некоторые статьи затрат (процент по кредитам на инвестиционные цели, некоторые виды вознаграждения персонала) не включаются в себестоимость, а некоторые затраты могут отражаться в финансовой отчетности не по фактическим, а по нормативным значениям, что может привести к занижению реальных затрат предприятия.
        Среднюю себестоимость коммунальных услуг необходимо сравнивать не только со средним тарифом, но и с тарифом для каждой категории потребителей. Это позволит оценить влияние изменений в структуре реализации на прибыль предприятия.
    Активы и структура капитала     В условиях высокой инфляции и ежегодной переоценки активов балансовая стоимость активов и пассивов предприятий существенно искажена. Но все же исследование баланса остается важным этапом анализа кредитоспособности предприятия.
        Во-первых, необходимо выявить отклонения от среднеотраслевых показателей (они могут свидетельствовать об использовании нестандартных схем или о наличии у предприятия особых проблем). В частности, такие статьи, как <доходы будущих периодов> и <расходы будущих периодов>, <резервы предстоящих расходов и платежей> заслуживают дополнительного изучения. Например, резервы предстоящих расходов и платежей иногда представляют собой неиспользованную часть ремонтного фонда, которая позволяет предприятию защитить себя от неблагоприятных неожиданностей.
        Во-вторых, особое внимание следует уделить анализу оборотного капитала. Рекомендуется проанализировать динамику и структуру дебиторской задолженности, для каждой категории потребителей определить величину, средний срок погашения задолженности, долю просроченной задолженности.
        Соотношение заемных и собственных средств - один из классических показателей оценки кредитоспособности. Однако в последние годы большинство коммунальных предприятий практически не имели доступа на рынок капитала и располагали в основном собственными источниками финансирования и кредиторской задолженностью. Поэтому относительно большой удельный вес кредиторской задолженности в структуре баланса еще не служит признаком неустойчивого финансового состояния предприятия или недоверия банков. Важно, чтобы не было просроченной кредиторской задолженности и чтобы кредиторская задолженность использовалась исключительно на финансирование краткосрочных активов (оборотных средств). Таким образом, наряду с традиционными финансовыми показателями важнейшее значение имеет обеспеченность внеоборотных активов долгосрочными источниками.
        Одновременно наличие небольших кредитов и займов в структуре баланса может рассматриваться как положительный для кредитоспособности фактор, так как свидетельствует о том, что у предприятия есть возможность финансового маневра за счет привлечения дополнительных средств на рынке.
        При анализе заемных средств следует проанализировать график погашения обязательств, уровень и тип процентной ставки и т.д. Слишком короткий срок погашения задолженности или привязка платежей по кредиту к курсу доллара может стать серьезным источником риска для предприятия, получающего доходы исключительно в рублях.
        Несмотря на то что значимость традиционных финансовых показателей в современной инфляционной экономической среде невелика, роль показателей краткосрочной ликвидности (коэффициентов общего покрытия, текущей и абсолютной ликвидности) сохраняется. Однако эти показатели требуют корректировки с учетом качества дебиторской задолженности и ликвидности запасов.
    Анализ покрытия долга и денежных потоков
        В российской системе учета и отчетности не существует полноценного эквивалента отчета о движении денежных средств. Поэтому получение информации о фактических финансовых потоках может быть сопряжено со значительными трудностями. Если информация о денежных потоках не предоставлена предприятием, денежный поток от операций можно определить косвенным путем на основе информации, которая имеется на любом российском предприятии (в терминах стандартного баланса и отчета о прибылях и убытках):
        денежный поток от операций = прибыль +/- чрезвычайные статьи +
        + проценты, включаемые в себестоимость + прочие налоги и расходы, финансируемые из прибыли + амортизация + прирост доходов будущих периодов - прирост расходов будущих периодов - налог на прибыль -
        - прирост производственных запасов - прирост НДС по приобретенным ТМЦ - прирост дебиторской задолженности - прирост прочих оборотных активов + прирост кредиторской задолженности.
        Однако остается нерешенной проблема, связанная с высокой (до 60-70%) долей неденежных расчетов (бартера, векселей и др.).
        Если информация о соотношении денежных и неденежных расчетов имеется, можно предложить следующие показатели анализа:

  • соотношение денежных и неденежных доходов по категориям потребителей;
  • суммарные доходы и расходы: величина, динамика, сезонные и другие колебания;
  • денежные доходы: абсолютная величина, динамика, сезонные и прочие колебания, разбивка по категориям потребителей;
  • расходы, по которым невозможны зачеты (зарплата и др.): абсолютная величина, динамика, доля в общей сумме расходов в сравнении с долей денежных доходов (характеризует минимальный размер денежных средств, необходимых предприятию; высокая доля таких расходов уменьшает финансовую гибкость предприятия в краткосрочном периоде);
  • неденежные расходы (возможность оплаты ключевых ресурсов в неденежной форме, скидки или надбавки к цене продукции и др.);
  • денежный поток от операций: величина, стабильность, достаточность для финансирования инвестиционных и финансовых расходов и др.     Коэффициенты покрытия долга позволяют оценить, в какой степени средства, генерируемые операционной деятельностью предприятия, позволяют покрыть фиксированные платежи по долгу и процентам. В силу специфики российских предприятий применяемые в зарубежной практике способы расчета коэффициентов покрытия требуют корректировки, что обусловлено следующими основными причинами:
  • в отличие от зарубежных, российские предприятия уплачивают часть процентов по кредитам не из себестоимости, а из прибыли;
  • корреляция между прибылью и денежными потоками у большинства коммунальных предприятий практически отсутствует, причем не последнюю роль здесь играет высокая доля бартера;
  • часть издержек российские предприятия могут производить только из прибыли.     Как следствие, можно предложить следующие варианты коэффициентов покрытия долга:
  • (прибыль отчетного периода +/- чрезвычайные операции - налог на прибыль +     + проценты, включаемые в себестоимость +
        + прочие налоги и расходы, не включаемые в себестоимость) / проценты;
  • (прибыль отчетного периода +/- чрезвычайные операции - налог на прибыль +     + проценты, включаемые в себестоимость +
        + прочие налоги и расходы, не включаемые в себестоимость + амортизация + прирост доходов будущих периодов - прирост расходов будущих периодов) / проценты;
  • денежный поток от операций (суммарный) / проценты;
  • денежный поток от операций (без учета денежных суррогатов) / проценты;
  • денежный поток от операций / (долг + проценты);
  • денежный поток от операций (без учета денежных суррогатов) / (долг + проценты);
  • (денежный поток от операций - обязательные инвестиции) / (долг + проценты);
  • (денежный поток от операций - инвестиции) / (долг + проценты).

  • © ЗАО "Группа РЦБ".