Городская инженерная инфраструктура - что это такое?

Свистунов Павел

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОРОДСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

    Городская инфраструктура - это все, что обеспечивает нормальное существование людей в городе. В состав инфраструктуры входят все предприятия сферы обслуживания, включая торговлю, гостиницы, предприятия жизнеобеспечения и т.д. В городскую инженерную инфраструктуру входят: водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, транспорт и дороги, электроснабжение, газ и т.д. Это значительная часть экономики страны. Только предприятия отрасли жилищно-коммунального хозяйства в 1998 г. оказали услуг на 362,2 млрд руб., причем 60,1% составили услуги населению, за которые было оплачено <живыми> деньгами 90,1 млрд руб. (см. таблицу).     Городская инфраструктура до сих пор не пользовалась большим вниманием со стороны российских инвесторов по целому ряду причин, как макроэкономических, так и непосредственно связанных с особенностями отрасли.     В числе первых наиболее важным необходимо признать наличие инструментов, позволявших прежде получить более быстрые и легкие деньги, - государственные долговые обязательства, валюту, кредитование ресурсодобывающих и перерабатывающих предприятий, а также предприятий торговли.     После августовского кризиса эти возможности значительно уменьшились. Возникла необходимость в поиске новых направлений вложений, и городская инженерная инфраструктура стоит на первом месте, так как в большинстве своем муниципальные предприятия, работающие в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, являются естественными монополистами и имеют гарантированный рынок сбыта. Потребители не могут отказаться от предоставляемых этими предприятиями коммунальных услуг. Кроме того, именно в этой отрасли сохраняется потенциал для снижения затрат на производство услуг.     По расчетам специалистов НПО <Стройполимер>, при сохранении нынешних темпов ремонта в XXI в. инженерные сети ЖКХ будут изношены до 70% и более, потери воды возрастут до 60%, а стоимость жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению, возрастет в 2-2,5 раза. Но при сокращении этих потерь за счет модернизации и применения новых технологий предприятия городской инженерной инфраструктуры получат возможность расплатиться с кредиторами, причем это будут значительные финансовые средства. Так, только стоимость ежегодных потерь холодной воды в трубопроводах по России оценивается суммой свыше 80 млрд руб. в год, а если к этому прибавить свыше 140 млрд руб. дополнительных затрат электроэнергии на перекачку воды, то величина потерь становится сопоставимой с размером федерального бюджета.     Однако наряду с этими преимуществами сохраняются и негативные особенности предприятий этой отрасли. Для успешной работы с предприятиями городской инженерной инфраструктуры их необходимо учитывать, тем более что подавляющее число российских инвесторов не имеют опыта работы в этой сфере.

Вид работ (услуг)

Число Объем выполненных работ (услуг), млрд руб.
предприятий всего муниципальных

Теплоснабжение и горячее водоснабжение

2777 1002 120,4

Содержание домовладений

31 907 7184 105,8

Электроснабжение

1112 330 42,2

Водоснабжение

2374 954 24,7

Канализование

1899 209 21,8

Газоснабжение

265 156 15,8

Внешнее благоустройство

300 266 10,4

Механизированная уборка

210 155 5,9

Бани

5505 1602 3,6

Ритуальные услуги

2848 1900 3,2

Прачечные

1325 922 1,7

Гостиницы

2164 1450 1

ТАРИФЫ И ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

    Цены на услуги, предоставляемые предприятиями коммунального хозяйства, устанавливаются специальными подразделениями федерального правительства, администраций субъектов РФ или муниципальных образований в зависимости от принадлежности предприятия определенной отрасли. Установление тарифов на водоснабжение и водоотведение является прерогативой муниципальных тарифных комиссий.     С теплоснабжением ситуация сложнее. Если тепло поставляется муниципальным предприятием теплоснабжения, то тарифы устанавливаются городом; если тепло закупается на предприятиях или электростанциях, - регулирование осуществляют региональные энергетические комиссии, они же регулируют цены на электричество.     Нередко размер тарифов устанавливается не на основании реальной стоимости услуги, а в угоду политическим требованиям. Простой пример - в результате затянувшихся выборов мэра Нижнего Новгорода городскому водоканалу 3 года не меняли тариф, и если 1996 г. МП <Водоканал> закончил с прибылью, то уже в 1997 г. прибыли не было, а в 1998 г. появились значительные убытки.     Кроме опасности, связанной с зависимостью тарифов от политических решений, существует и другая опасность - на данный момент предприятия городской инженерной инфраструктуры экономически не заинтересованы в проведении ресурсосберегающих мероприятий, поскольку, как только предприятие за счет заемных средств проведет реконструкцию и снизит себестоимость, оно подпадает под уменьшение тарифов со стороны муниципальной или региональной тарифной комиссии либо полученная экономия будет отнесена к прибыли предприятия и практически полностью уйдет в уплату налогов.     Кроме того, большинство предприятий коммунального сектора имеют задолженности перед партнерами, и в этом случае поступившие в результате реализации проекта деньги могут быть списаны в уплату этих долгов, а финансовых средств для погашения инвестиций не будет.

НЕЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

    Значительная часть городской инженерной инфраструктуры не имеет опыта привлечения инвестиций и подготовки инвестиционных проектов, и в целом уровень управления этими предприятиями невысок, что в первую очередь связано с отсутствием эффективного влияния собственника.     Коммунальные предприятия главным образом имеют организационно-правовую форму муниципальных унитарных предприятий, т.е. находятся в муниципальной собственности. Объекты городской инфраструктуры, как правило, тоже находятся в муниципальной собственности и передаются муниципальным (или немуниципальным) предприятиям в хозяйственное ведение. Однако, несмотря на формальные признаки, зачастую на практике у городской администрации нет реальных рычагов воздействия на муниципальные предприятия. Для решения этой проблемы прежде всего необходимо совершенствование местной правовой и договорной базы, а также создание финансовых стимулов для предприятия и его руководителя.     Повсеместное отсутствие договорной базы (в частности, договоров на управление муниципальным имуществом) не позволяет четко разграничить права, обязанности и ответственность каждой из сторон в отношении поддержания объектов городской инфраструктуры в удовлетворительном состоянии. В результате собственник не имеет возможности осуществлять действенный контроль над состоянием принадлежащих ему объектов городской инфраструктуры.     Важнейшим реально действующим рычагом воздействия на муниципальное предприятие со стороны городской администрации является назначение и освобождение руководителя предприятия от должности. Помимо этого, собственник предприятия (городская администрация) может устанавливать размер его вознаграждения в зависимости от финансово-экономических показателей деятельности предприятия.     Несмотря на то что большинство коммунальных предприятий формально находится в муниципальной собственности, уставы этих предприятий во многих случаях не предусматривают участия собственника в распределении прибыли, т.е. прибыль распределяется самим предприятием.

ВЫВОДЫ

    Вышеперечисленные факторы, по сути, являются отрицательными, но уже сейчас существуют механизмы, позволяющие свести негативное влияние этих факторов до минимума, чтобы они не стали препятствием для инвестиций в реконструкцию и развитие предприятий городской инженерной инфраструктуры.     В международной практике долговые обязательства, выпущенные для финансирования инфраструктурных проектов или непосредственно фирмами, работающими в области городской инженерной инфраструктуры, - одни из самых надежных и доходных. В нашей стране пока это не так, но привлекательность проектов в области российской инженерной инфраструктуры западные инвесторы уже оценили.     Большинство проектов Международного и Европейского банков реконструкции и развития в той или иной степени связаны с городской инфраструктурой. На российский рынок уже пришли мировые лидеры в области работы с инфраструктурой - транснациональные компании <Дженераль Дез'О>, <Лионез Дез'О>, <Сер Интернациональ>, <Шлюмберже> и т.д. Эти компании осуществляют проекты по всему миру и начали реализацию пилотных проектов в России.     Еще несколько лет, и в этой сфере деятельности возникнет жесткая конкуренция, и те российские фирмы, которые уже сейчас получат опыт реализации проектов с предприятиями городской инженерной инфраструктуры, будут обладать значительными преимуществами.

© ЗАО "Группа РЦБ".