Новый перспективный сегмент российского фондового рынка

Новиков Алексей
Директор по финансам холдинга
Коланьков Александр
Президент Издательского дома "РЦБ"
    Одна из проблем, поставленных финансовым кризисом в августе 1998 г., - дискредитация привычных инструментов инвестирования. После объявления дефолтов по ГКО и ряду региональных ценных бумаг долговые обязательства органов государственной власти федерального и регионального уровня перестали привлекать инвесторов. Возник дефицит объектов кредитования.
    Отсутствие возможности заработать на чем либо, кроме текущих операций с валютой, поставило как банковскую систему страны, так и оставшихся в стране инвесторов перед необходимостью поиска новых инструментов и объектов для инвестирования. То, на что раньше не обращали внимания, теперь становится привлекательным.
    Среди такого рода объектов в последнее время оказались предприятия городского и жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) - локальные естественные монополии с устойчивым монопольным рынком услуг и потоками коммунальных платежей.
    Общепринятый взгляд на этот сектор как на умирающий, обветшалый и неперспективный - большое заблуждение. Многие предприятия городской инфраструктуры, такие как водоканалы и теплосети, платные дороги и мосты, являются крупнейшими производителями услуг, а иногда и крупнейшими работодателями в тех городах, где они находятся.
    Устарелые фонды можно рассматривать как преимущество предприятий городской инфраструктуры: замена их на более эффективные может привести к колоссальному снижению себестоимости производства услуг и тем самым сгенерировать весьма значительную экономию. Подобные предприятия, особенно в сфере теплоснабжения и водоканализационного хозяйства, в западных странах представляют собой <лакомый кусок> для инвестиций, ориентированных на высокие технологии.
    Во многих странах, как развитых, так и развивающихся, сектор жилья и городской инфраструктуры - один из самых престижных и быстрорастущих. На фондовом рынке стран Латинской Америки спрос на акции приватизированных коммунальных предприятий за последние 10 лет рос в геометрической прогрессии.
    В США и других развитых странах проектные облигации, эмитированные коммунальными компаниями, как правило, имеют очень высокий кредитный рейтинг и составляют заметную долю на рынке долговых обязательств, не говоря уже об огромном рынке ценных бумаг, обеспеченных ипотечными кредитами.
    Всего этого, к сожалению, пока нет в России. Но именно с этого начинается экономический рост. Последние опросы инвесторов свидетельствуют, что среди факторов, влияющих на принятие решений о размещении производств в том или ином регионе (городе), на первое место выходят соображения не производственного, а инфраструктурного характера.
    Как можно рассчитывать на экономический рост, если в стране нет свободного рынка жилья, а имеющаяся в наличии жилищно-коммунальная, транспортная и прочая инфраструктура не в состоянии нормально функционировать при существующих нагрузках. Как можно решить проблемы безработицы или переселения людей из районов Крайнего Севера, если в стране нельзя свободно переехать в другой город в поисках работы ввиду отсутствия нормальных механизмов финансирования строительства или покупки нового жилья?
    Окаменевшая в инфраструктурных объектах отсталая, непрозрачная и контрэффективная советская модель общественной экономики, по сути, еще больше сковывает экономический рост в стране, нежели колебания курса доллара и высокая инфляция. Во всяком случае, их негативные роли вполне сопоставимы по значимости.
    Что же делать? Как преодолеть <окаменелый советизм> инфраструктурного хозяйства, и в особенности жилищно-коммунального? Как увязать этот процесс со стимулированием экономического роста в стране и развитием рынка ценных бумаг? Ответам на эти вопросы и посвящен данный номер.
    Несерьезны надежды на то, что предприятия городской инфраструктуры сами преодолеют свои внутренние пороки. Лишь влияние инвестора на один из наиболее привлекательных и, видимо, вследствие этого самых непрозрачных секторов российской экономики способно привести к позитивным сдвигам. На страницах журнала представлены возможности для участия инвестора в сделках на данном рынке. Это своеобразный code of best practices - <рецептурная книга> инвестора, и некоторый методологический налет является неизбежной платой за новизну обсуждаемых проблем.
    Предлагаемый номер журнала выполняет две функции. С одной стороны, это своеобразное пособие для представителей городских администраций и муниципальных предприятий, рассказывающее о том, как повысить эффективность работы городской инфраструктуры и привлечь инвестиции для ее развития. С другой стороны, это ответ на вопрос <Что дальше?>, который после кризиса часто задают себе профессиональные участники российского фондового рынка.
© ЗАО "Группа РЦБ".