Частные инвестиции за рубежом: правовой аспект

Галиуллина Гульшат

ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

    Вопрос привлечения иностранных инвестиций в Россию всегда остается актуальным. В 2002 г. приток прямых инвестиций в Россию составил 2421 млн долл., портфельных - 1893 млн долл.
    Одним из наиболее привлекательных инструментов привлечения иностранных инвестиций являются депозитарные расписки. Депозитарная расписка представляет собой обращаемую на вторичном рынке ценную бумагу, выпущенную в форме сертификата иностранным депозитарным банком на акции российских эмитентов. (В мировой практике депозитарные расписки выпускаются и на облигации, и даже на векселя). Банк-депозитарий оказывает владельцам депозитарных расписок услуги административно-технического характера, помогая реализовать в России права по акциям, лежащим в основе депозитарных расписок. Одновременно депозитарий принимает на себя ряд обязательств, связанных с исполнением поручений эмитентов.
    Депозитарные расписки являются выгодным объектом для международного инвестора в силу ряда преимуществ:

  • бумаги котируются в иностранной валюте, дивиденды также выплачиваются в иностранной валюте;
  • эмитенты представляют отчетность по международным стандартам;
  • депозитарные расписки обходят ограничения на инвестиции за рубежом;
  • информация об эмитенте общедоступна;
  • возможность выхода на международные рынки капиталов;
  • более ликвидны по сравнению с акциями.
        Различаются депозитарные расписки на американские (АДР), европейские (ЕДР) и глобальные (ГДР), разница между которыми состоит в географии их распространения: АДР имеют свободное хождение на фондовом рыке США, ЕДР - на фондовом рыке Европы, а ГДР - как на фондовом рынке США, так и на фондовом рынке Европы.
        Основные регулятивные нормы порядка размещения и обращения ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации устанавливает законодательство о финансовых рынках и валютное законодательство.

    ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ

        Согласно ст. 40 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг России. Комиссия разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов, связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг, осуществляет контроль за соблюдением законодательных и нормативных актов о ценных бумагах, устанавливает и определяет порядок допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных российскими эмитентами.
        В соответствии с последними изменениями, внесенными Федеральным законом № 185-ФЗ от 28.12.2002, закон "О рынке ценных бумаг" (ст. 16) закрепляет за российскими эмитентами право размещать ценные бумаги за пределами Российской Федерации только по разрешению ФКЦБ.
        Указанные разрешения выдаются при соблюдении следующих условий:

  • если осуществлена государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг российского эмитента;
  • если ценные бумаги российского эмитента включены в котировальный список хотя бы одного организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  • если количество ценных бумаг российского эмитента, размещение или обращение которых предполагается за пределами Российской Федерации, в том числе посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении таких ценных бумаг, не превышает норматив, установленный нормативно-правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
  • если договор, на основании которого осуществляется размещение в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении акций российских эмитентов, предусматривает, что право голоса по указанным акциям осуществляется не иначе как в соответствии с указаниями владельцев упомянутых ценных бумаг иностранных эмитентов;
  • если соблюдены иные требования, установленные федеральными законами.
        Разрешение на размещение и обращение ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации выдается на основании заявления, к которому прилагаются документы, подтверждающие соблюдение эмитентом перечисленных выше требований. ФКЦБ принимает и сообщает о своем решении в течение 30 дней с даты получения всех необходимых документов.
        Федеральная комиссия вправе провести проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для получения разрешения. В этом случае течение срока может быть приостановлено на время проведения проверки, но не более чем на 30 дней.
        До недавнего времени в зависимости от способа размещения и обращения ценных бумаг российских эмитентов за границей их допуск на иностранные рынки регулировался рядом нормативных актов, а именно:
  • Постановлением ФКЦБ России № 7/пс от 22.03.2002 "О порядке допуска к обращению за пределами РФ эмиссионных ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в РФ, обращение которых не предполагается осуществлять через иностранных организаторов торговли на рынке ценных бумаг". Оно предусматривало нормы, в соответствии с которыми эмиссионные ценные бумаги российских эмитентов допускаются к обращению за пределами Российской Федерации без ограничений, за исключением следующих случаев:
  • размещение и обращение через иностранных организаторов торговли на рынке ценных бумаг или иные организации, осуществляющие деятельность, непосредственно способствующую заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами;
  • размещение и обращение в форме ценных бумаг иностранных эмитентов, выпускаемых в соответствии с иностранным правом и удостоверяющих права на эмиссионные ценные бумаги российских эмитентов.
  • Постановлением ФКЦБ № 29 от 23.11.2001 "О порядке допуска эмиссионных ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в РФ, обращение которых предполагается через иностранных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, к первичному размещению за пределами РФ и к обращению через иностранных организаторов торговли на рынке ценных бумаг", которое регулировало порядок выдачи разрешений ФКЦБ на допуск к первичному размещению эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации в случае, если их обращение предполагается осуществлять через иностранных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
        При этом общая номинальная стоимость всех обыкновенных или привилегированных акций, обращающихся за пределами Российской Федерации, в том числе в форме ценных бумаг иностранных эмитентов, выпускаемых в соответствии с иностранным правом, и удостоверяющих права на эмиссионные ценные бумаги российских эмитентов, или в форме облигаций, не должна превышать 20% общей номинальной стоимости всех акций соответствующей категории или облигаций.
  • Постановлением ФКЦБ № 3 от 13.03.2001 "О порядке выдачи разрешения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг на допуск к обращению эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами РФ в форме ценных бумаг иностранных эмитентов, выпускаемых в соответствии с иностранным правом, и удостоверяющих права на эмиссионные ценные бумаги российских эмитентов". Данное постановление регулировало допуск к обращению эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации в форме депозитарных расписок.
        При этом общая номинальная стоимость акций, обращающихся за пределами РФ, в том числе в форме депозитарных расписок, не должна превышать 75% общей номинальной стоимости всех акций соответствующей категории.
        Постановление ФКЦБ № 03-17/пс от 01.04.2003 "О размещении и обращении эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации" отменяет перечисленные выше нормы и устанавливает единый разрешительный порядок к допуску российских ценных бумаг на иностранные рынки.
        Данное постановление регулирует порядок выдачи разрешения:
  • на допуск к размещению и обращению за пределами РФ эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов;
  • на допуск к размещению эмиссионных ценных бумаг за пределами РФ посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов (иностранные ценные бумаги);
  • на допуск к обращению за пределами РФ эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов посредством размещения иностранных ценных бумаг, которое организуется на основании договоров с российскими эмитентами.
        Для получения разрешения размещения и обращения ценных бумаг российских эмитентов представляются следующие документы:
        1. Заявление на получение разрешения Федеральной комиссии, подписанное российским эмитентом, а в случаях, когда заявление представляется для получения разрешения на допуск эмиссионных ценных бумаг российского эмитента к обращению или размещению за пределами РФ посредством размещения иностранных ценных бумаг, подписанное также всеми сторонами, заключившими договор, на основании которого организуется обращение или осуществляется размещение эмиссионных ценных бумаг российского эмитента за пределами РФ, за исключением владельцев иностранных ценных бумаг.
        2. Документ, подтверждающий включение ценных бумаг российского эмитента в котировальный список организатора торговли на рынке ценных бумаг, имеющего лицензию Федеральной комиссии.
        3. Заверенная российским эмитентом копия договора, на основании которого организуется обращение или осуществляется размещение за пределами РФ эмиссионных ценных бумаг российского эмитента посредством размещения иностранных ценных бумаг, составленного на русском языке либо переведенного на русский язык.
        В заявлении на получение разрешения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг должны быть указаны:
  • полное фирменное наименование заявителей, их место нахождения и адрес для получения почтовых отправлений;
  • вид (виды), категория (категории), тип (типы) и общее количество эмиссионных ценных бумаг, в отношении которых подано заявление на выдачу разрешения;
  • государственный регистрационный номер выпуска эмиссионных ценных бумаг и дата государственной регистрации;
  • наименование иностранного организатора торговли, через которого будут размещаться или обращаться ценные бумаги российского эмитента (в случае если предполагается такое размещение или обращение);
  • количество обращающихся за пределами РФ акций российского эмитента той же категории, в отношении которой подано заявление на получение разрешения;
  • общее количество всех обращающихся в Российской Федерации на дату подачи заявления акций российского эмитента той же категории, в отношении которой подано заявление на получение разрешения,
        При этом количество акций российского эмитента одной категории, размещение или обращение которых предполагается за пределами Российской Федерации, в том числе посредством размещения иностранных ценных бумаг, удостоверяющих права в отношении акций российского эмитента, не может превышать 40 % от общего количества всех акций эмитента той же категории.
        В соответствии с ст. 29 закона "О рынке ценных бумаг" о совершенных сделках по приобретению иностранными владельцами ценных бумаг, выпущенных российскими эмитентами, надлежит уведомлять Федеральную комиссию в день совершения сделки.
        Согласно Письму ФКЦБ № ИК-04/5159 от 02.08.2001 "О направлении уведомлений о совершенных сделках по приобретению иностранными владельцами ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в РФ" в уведомлении должна содержаться следующая информация:
        1. Дата приобретения ценных бумаг.
        2. Характеристика ценных бумаг:
  • полное наименование эмитента;
  • для каждого вида, категории (типа) или серии приобретенных ценных бумаг указывается:
  • вид, категория (тип) или серия ценных бумаг;
  • форма выпуска (документарная или бездокументарная);
  • государственный регистрационный номер выпуска;
  • количество приобретенных ценных бумаг данного вида, категории (типа) или серии;
  • номинальная стоимость ценной бумаги.
        3. Данные о приобретателе:
  • имя (полное наименование) иностранного владельца ценных бумаг;
  • место нахождения иностранного владельца ценных бумаг;
  • почтовый адрес иностранного владельца ценных бумаг.
        4. Подпись и печать лица, предоставившего уведомление.

    ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

        Инвестиционная деятельность в иностранной валюте регулируется Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле", который определяет следующие виды операций, подпадающих под валютный контроль:

  • прямые инвестиции;
  • портфельные инвестиции.
  • Органом валютного контроля является Центральный банк РФ, который в пределах своей компетенции осуществляют контроль за проводимыми резидентами и нерезидентами валютными операциями в Российской Федерации; за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими валютного законодательства.
        Согласно закону "О валютном регулировании и валютном контроле" валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются в соответствии с разрешениями, которые выдаются Департаментом валютного контроля Банка России или его территориальными учреждениями
        В то же время надо отметить, что переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по инвестициям и прочим операциям, связанным с движением капитала, являются текущими валютными операциями и осуществляются без ограничений
        Указание Банка России № 660-У от 08.10.1999 "О порядке проведения валютных операций, связанных с привлечением и возвратом иностранных инвестиций" разрешает проведение следующих операций без специальных разрешений:
        1. Зачисление юридическим лицом - резидентом на свой валютный счет в уполномоченном банке иностранной валюты, поступающей от нерезидента в оплату доли или вклада в уставном или складочном капитале этого резидента.
        2. Зачисление юридическим лицом - резидентом на свой валютный счет в уполномоченном банке иностранной валюты, поступающей от нерезидента по договору простого товарищества либо по договору о совместной деятельности.
        Вопрос доработки российского законодательства в части регулирования иностранных инвестиций все еще остается открытым, поскольку не все детали взаимоотношений инвесторов, эмитентов и российских регулятивных органов ясны. Не до конца отрегулированными остаются вопросы, касающиеся соотношения прав владельцев акций и депозитарных расписок, защиты законных интересов владельцев депозитарных расписок, а также процедуры голосования. В настоящее время российскими экспертами на основе анализа уже имеющегося опыта привлечения иностранных инвестиций разрабатываются предложения по совершенствованию как действующего российского законодательства относительно депозитарных расписок, так и соглашений с иностранными партнерами.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".