О путях консолидации клиринга и расчетов в странах Евросоюза (По материалам второго доклада Группы Джованини)

Ремнев Андрей
Начальник депозитария Внешэкономбанка

    В апреле этого года вышел в свет второй доклад так называемой Группы Джованини1, которая в течение последних четырех лет вплотную занималась проблемами интеграции в сфере клиринга и расчетов на фондовом рынке стран Евросоюза. Первый доклад Группы Джованини был обнародован в 2001 г. и вызвал широкую дискуссию среди профессиональных участников рынка ценных бумаг за рубежом. Проблемы, рассматриваемые в первом и во втором докладах Группы Джованини, в некоторой степени актуальны и для российского рынка ценных бумаг. Причем по мере развития тенденций консолидации учетной инфраструктуры российского рынка ценных бумаг существующие проблемы все очевиднее обостряют противоречия на пути дальнейшего развития рынка.
    Первая часть второго доклада Группы Джованини посвящена конкретным шагам в направлении интеграции клиринга и расчетов в Евросоюзе. Важнейшую цель авторы данного доклада (далее - Доклад) видят не в создании идеальной модели клиринга и расчетов, а в формировании системы, которая бы эффективно работала на всем панъевропейском пространстве. Цель преобразований заключается в том, чтобы усовершенствовать существующую систему клиринга и расчетов, поскольку клиринг и расчеты, по мнению авторов Доклада, являются базовыми функциями финансовой системы в целом. На пути решения комплекса взаимосвязанных проблем указанная цель достижима только при объединении усилий теоретиков-политиков и практиков, так как проблемы очень технологичны, с одной стороны, и требуют целого ряда политических решений, с другой стороны.
    Сегодня некоторые специалисты считают возможным решить проблему интеграции в сфере клиринга и расчетов в рамках Евросоюза путем внесения изменений в существующую систему клиринга и расчетов. Как считают авторы Доклада, это путь ошибочный, и такой подход никогда не отражал точку зрения Группы Джованини. Поэтому Доклад преимущественно посвящен не созданию новой системы клиринга и расчетов, а основным препятствиям, которые стоят на пути естественного, эволюционного пути интеграции в области клиринга и расчетов. В первом докладе Группы Джованини, вышедшем в свет в 2001 г., были определены 15 основных негативных факторов, которые должны быть устранены для достижения цели интеграции в сфере инфраструктуры финансового рынка Евросоюза. Второй Доклад посвящен конкретной стратегии и описанию тактических шагов, которые необходимо предпринять, чтобы решить задачи устранения этих препятствий. При этом авторы Доклада отмечают особую важность правильного определения последовательности таких шагов и временных параметров для их осуществления, с тем чтобы весь процесс решения проблем для интеграции был завершен в течение трех лет.
    В основе предлагаемых Группой Джованини рекомендаций по устранению барьеров для интеграции в сфере клиринга и расчетов лежат следующие заключения:

  • Некоторые из существующих препятствий являются более важными по сравнению с другими, поэтому необходимо определить приоритеты.
  • Практически все помехи взаимосвязаны и взаимообусловлены. В этой связи важно установить последовательность в их устранении, чтобы минимизировать риски, сопровождающие этот процесс.
  • Важно определить специфические действия, которые должны быть предприняты для устранения каждой из преград, и определить конкретно, кто будет ответственен за каждое действие.
  • Необходимо скоординировать предпринимаемые меры и в каждом конкретном случае определить координатора соответствующих действий.
  • Важно задать необходимый темп и создать у участников процесса ощущение срочности каждого действия, придать процессу агрессивный характер, определив четкие временные параметры.
        На основе изложенного Группа Джованини предлагает следующий порядок устранения препятствий на пути к интеграции.
        На первое место ставятся упорядочение времени начала и завершения операционного дня и гармонизация временных параметров для проведения расчетов по ценным бумагам. По мнению авторов Доклада, как минимум, должны быть определены временные рамки, когда все национальные системы клиринга и расчетов одновременно функционируют в течение каждого операционного дня. То есть важно синхронизировать процесс обслуживания ценных бумаг, обращающихся на рынках всех стран Евросоюза. Предполагается, что возглавить этот процесс должны структуры частного сектора и, в частности, Европейская ассоциация центральных депозитариев (The European Central Securities De-pository Association). На устранение данного препятствия отводится два года при условии незамедлительного начала соответствующей работы.
        В качестве второй по значимости выделяется задача преодоления различий в используемых профессиональными участниками рынка информационных технологиях. Речь идет о введении в практику стандартных технологий передачи информации, объединяющих различные национальные системы клиринга и расчетов, а также профессиональных участников рынка. Использование стандартных технических платформ обеспечит рост эффективности клиринга и расчетов, усилит конкуренцию между профучастниками, создавая возможности удаленного доступа к системам, приведет к снижению операционных рисков. Наибольшая трудность в стандартизации интерфейсов заключается в том, что структуры, предлагающие услуги клиринга и расчетов, затратили немалые средства для развития используемых ими технологий и не склонны нести дополнительные расходы. По мнению авторов Доклада, процесс стандартизации применяемых технологий приема и передачи информации должна возглавить существующая общественная организация, объединяющая профучастников, а именно Группа по решению практических вопросов рынка ценных бумаг (Securities Market Prac-tice Group). При интенсивной работе планируемый результат может быть достигнут в течение ближайших двух лет.
        Следующим важным шагом, согласно Докладу Группы Джованини, должно стать обеспечение гарантированного завершения расчетов по ценным бумагам в течение одного операционного дня с использованием технологий обмена информацией между расчетными системами внутри Евросоюза.
        В настоящее время в пределах Евросоюза при проведении трансграничных расчетов не существует практики безотзывной поставки того или иного актива при расчетах по ценным бумагам в течение одного операционного дня так, чтобы эти средства могли повторно использоваться в расчетах в тот же день. Такое положение снижает эффективность расчетов по ценным бумагам и сопряжено с системными рисками. Решение этих проблем должно быть в компетенции частного сектора. Однако в процесс должны быть вовлечены центральные банки стран Евросоюза, поскольку во многих случаях через них осуществляется денежная часть трансграничных расчетов по ценным бумагам, а также национальные органы регулирования финансовых рынков соответствующих стран. На устранение изложенного препятствия отводится два года и три месяца, т.е. три месяца после устранения первых двух из названных выше препятствий.
        Барьерами, требующими устранения, являются, по мнению авторов Доклада, различия в сроках проведения расчетов на рынках акций стран Евросоюза. Вместе с тем в настоящее время уже применяются стандартные сроки для проведения расчетов по акциям на третий день после заключения сделки купли/продажи или Т+3. Исключение составляет только Германия, где расчеты по срочным сделкам с ценными бумагами осуществляются на второй рабочий день после их заключения. Унификация сроков расчетов на уровне Германии привела бы к различиям в этой части между рынками стран Евросоюза и США, где стандартным сроком остается Т+3. Как следует из Доклада Группы Джованини, этот вопрос требует дополнительного изучения и все же он должен быть решен по истечении двух лет и трех месяцев.
        В качестве одного из важных препятствий на пути к интеграции авторы Доклада выделяют существование различий в национальных правилах, регламентирующих корпоративные действия на рынке ценных бумаг. Это касается национальных правил раскрытия информации в связи с проведением корпоративного действия и установленных сроков для его осуществления.
        Второй аспект данной проблемы связан с существующими различиями в определении момента, с которого покупатель ценных бумаг считается их собственником (дата заключения сделки купли/продажи; дата расчетов, зафиксированная в условиях заключенной сделки, или фактическая дата расчетов). Поскольку указанные различия закреплены в законодательстве соответствующих стран, их преодоление потребует скоординированных действий на уровне правительств. Бизнес-сообщество могло бы сыграть важную роль, подготовив предложения для правительств по унификации соответствующих норм и правил в рамках Евросоюза. На решение данной проблемы отводится также два года и три месяца.
        Следующая задача - устранение национальных различий в практике осуществления выпуска ценных бумаг и особенно в части порядка и сроков присвоения новым выпускам международных кодов ISIN (International Securities Identifica-tion Number). Рекомендуемые меры должны быть направлены на то, чтобы участники рынка могли максимально быстро получать информацию о новых выпусках ценных бумаг и присвоенных им единых международных кодах. Группа Джованини считает, что предложения на этот счет должны быть подготовлены Международной ассоциацией по проблемам первичного рынка (International Primary Market Association) и Ассоциацией национальных нумерующих агентств (Association of National Numbering Agencies).
        К следующей группе существующих барьеров Группа Джованини относит те, устранение которых находится в исключительной компетенции национальных правительств стран Евросоюза, а именно вопросы налогообложения, а также юридические нормы, регулирующие вопросы прав собственности на ценные бумаги.
        В настоящее время в странах -членах Евросоюза правами удержания налога у источника выплаты дохода наделяются только юридические лица, созданные и осуществляющие свою деятельность в рамках национальной юрисдикции. Иностранные же посредники из других стран Евросоюза вынуждены пользоваться в этом отношении услугами национальных фискальных агентов, что снижает эффективность проведения операций с ценными бумагами. В этой связи предлагается предоставить право всем финансовым посредникам, легально осуществляющим свою деятельность в любой из стран Евросоюза, оказывать услуги фискального агента и взимать налоги у источника доходов при выплате по любым ценным бумагам, выпущенным в странах Евросоюза.
        Для решения данной проблемы рекомендуется рассмотреть возможность создания международной группы по вопросам налогообложения на рынках ценных бумаг стран Евросоюза с участием представителей государственных и частных структур. По прогнозам авторов Доклада, соответствующие усилия должны увенчаться успехом не позднее чем через два года и три месяца.
        В перечне препятствий для развития интеграции выделяется блок юридических проблем, без решения которых консолидация в сфере клиринга и расчетов, по мнению Группы Джованини, невозможна. Одна из существенных помех - это отсутствие в странах Евросоюза единого подхода в вопросах возникновения и прекращения прав на ценные бумаги. На современном рынке ценные бумаги, как правило, хранятся у профессиональных посредников, для чего они ведут соответствующие счета (в российской терминологии - это "счета депо"). На этих счетах учитываются права на ценные бумаги. Причем в разных странах из-за своего статуса такие счета различаются. По этой причине на практике возникает множество вопросов и, прежде всего, у кого, в какой момент времени и какие права возникают. Ключевой воп-рос - является ли инвестор собственником ценных бумаг, потому что ценные бумаги зачислены на его счет депо, или он является собственником независимо от этого, а запись на счете депо лишь подтверждает право собственности. Решение данной проблемы должно базироваться на четком и однозначном определении статуса счета депо у профессионального посредника.
        Некоторые участники рынка считают, что нет необходимости вносить существенные изменения в национальное законодательство стран Евросоюза для унификации статуса счета депо, так как существующие различия преодолеваются путем договоренностей между участниками рынка относительно того, право какой страны будет применяться в каждом конкретном случае. По мнению Группы Джованини, сторонники данной точки зрения ошибаются. На практике при пользовании услугами нескольких посредников из разных стран сплошь и рядом возникают коллизии из-за существующих различий в правовых системах. К таким различиям относятся, в частности, следующие:
  • Некоторые юрисдикции разрешают фиксировать права на ценные бумаги только на том уровне учетной системы, где физически находятся сертификаты ценных бумаг. Такой подход делает хранение (учет) ценных бумаг у посредников другого уровня бессмысленным.
  • В одних странах сертификация ценных бумаг, т.е. их выпуск в физической форме, является обязательным условием выпуска, а в других странах это запрещается.
  • Инструменты рынка, которые по законодательству одних стран относятся к категории ценных бумаг, не признаются таковыми в других странах.
  • При проведении трансграничных операций с ценными бумагами участники операций сталкиваются с таким количеством вопросов из-за различий в правовых системах, что проведение сложных операций сопровождается неприемлемым уровнем правовых рисков.
        Вопросы прав собственности на ценные бумаги тесно переплетены с вопросами отношений, возникающих при использовании ценных бумаг в качестве залога или обеспечения. Соответствующие отношения по-разному регулируются нормами права различных государств.
        С учетом изложенного эксперты Группы Джованини рекомендуют провести модернизацию законодательства стран Евросоюза в части регулирования правовых отношений на рынке ценных бумаг, чтобы создать одинаковые в правовом отношении условия идентификации прав на ценные бумаги. Сложность данной проблемы заключается еще и в том, что унификация правовых норм повлечет за собой необходимость внесения изменений в практику работы профессиональных участников рынка. И все же в результате унификации юридическая природа права собственности на ценные бумаги станет единой на всем панъевропейском пространстве, что позволит эффективнее решать и другие проблемы интеграции.
        Поиск решения указанной проблемы возможен, по мнению участников Группы Джованини, только на базе широкого обсуждения связанных с этим вопросов с участием юристов, представителей науки, профессиональных участников рынка и с привлечением инвесторов. Группа Джованини предлагает решать проблему унификации норм, регулирующих права собственности на ценные бумаги при их обслуживании в учетной системе стран Евросоюза, в рамках отдельного проекта "Придание определенности статусу счета депо" (EU Securities Account Certainty Project). На реализацию данного проекта отводится три года.
        Последняя группа рассматриваемых в Докладе проблем включает ограничения, связанные с местом проведения клиринга и расчетов, местонахождением ценных бумаг, с доступом к национальным системам клиринга и расчетов для нерезидентов и с правилами допуска к деятельности в качестве дилера и маркет-мейкера на первичном рынке. Во всех четырех случаях речь идет о наличии на каждом национальном рынке правил и законов, которые локализуют местный рынок, обеспечивают преимущества для национальных расчетно-клиринговых систем в обслуживании ценных бумаг национальных эмитентов, заставляют профучастников из других стран пользоваться услугами институтов национальной учетной инфраструктуры. Следствием этих ограничений является повышение стоимости услуг для инвесторов. Кроме того, наличие указанных ограничений не согласуется с принципами национальных рынков финансовых услуг, обеспечивающих равные возможности для профессиональных участников местного рынка. Решение последней группы проблем должно относиться, по мнению авторов Доклада, к компетенции правительств, и эти препятствия должны быть ликвидированы через три года.
        Предложенная Группой Джованини программа действий и ее динамичная реализация обеспечат, по замыслам авторов Доклада, через три ближайших года формирование предпосылок для создания интегрированной и эффективной системы клиринга и расчетов на всем пространстве Евросоюза.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".