Финансовый рынок Украины: анализ инструментов с фиксированной доходностью

Вальчишен Александр
Начальник отдела, Укрсоцбанк
Прозоров Юрий
Президент Украинского общества финансовых аналитиков

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РОСТА

    Украинская экономика, которая на протяжении 9 лет, последовавших за институциональной катастрофой 1991 г., испытывала серьезное падение производства (на 59,2% по сравнению с 1990 г.), начиная с 2000 г. начала показывать в среднем 6%-ный прирост ВВП (рис. 1). Благодаря гигантским урожаям последних лет Украина вошла в <пятерку> ведущих мировых производителей и экспортеров зерна. (Такой урожай был получен как за счет благоприятных погодных условий, так и в результате проведения кардинальных реформ в сельском хозяйстве.)
    В отличие от предыдущего этапа послекризисного ускорения 2000-2001 гг., когда в промышленности прослеживались явные лидеры (прежде всего экспортоориентированные отрасли и переработка продуктов питания), в прошлом году более ровными темпами происходило развитие всех отраслей хозяйства. В некоторых из них (в металлургической, химической, пищевой промышленности) прослеживается наибольшая степень приватизации предприятий, концентрации производственных активов, а также высокий уровень конкуренции. Именно эти предприятия-лидеры наиболее гибко решают вопросы с переориентацией на новые рынки сбыта в ответ на протекционистские шаги правительств стран-импортеров, пытающихся защитить с помощью антидемпинговых мер свои рынки от конкурентоспособной (в большей степени по своей цене, чем по качеству) продукции производителей Украины. Именно из перечисленных выше отраслей вышли основные эмитенты корпоративных облигаций реального сектора на финансовом рынке страны.
    В начале 2002 г. многие экономисты предрекали Украине трудности с удержанием стабильности обменного курса национальной денежной единицы - гривны в преддверии необходимости накопления валютных резервов для обслуживания внешнего долга и на фоне вводимых основными странами-торговыми партнерами Украины тарифных и нетарифных ограничительных барьеров. По пессимистическим прогнозам ожидалось, что положительное сальдо торгового баланса будет постепенно уменьшаться, провоцируя уменьшение предложения валюты, что вместе со спросом импортеров и правительства приведет к росту курса доллара США по отношению к гривне.
    Тем не менее монетарная реальность ушедшего года оказалась даже лучше, чем предполагали официальные прогнозы, представленные в основных направлениях денежно-кредитной политики на 2002 г., утвержденные Советом НБУ.
    Национальному банку Украины удавалось успешно управлять спросом и предложением валюты на довольно зарегулированном валютном рынке страны (при сохранении обязательной продажи 50% валютной выручки) таким образом, что номинальный курс гривны девальвировал за 2002 г. по отношению к доллару США на 0,64%, к евро - на 18,49%, при этом ревальвировав по отношению к рублю на 4,57% (рис. 2). Реальный курс гривны девальвировал по отношению к доллару США на 1,25%, к евро - на 21,6%, к рублю - на 10,42% за счет более низкой инфляции на Украине.
    Предварительные расчеты индекса реального эффективного обменного курса (РЭОК) гривны по методике ЭАЦ Совета НБУ, учитывающей изменение стоимости национальной денежной единицы по отношению к валютам основных торговых партнеров Украины с учетом объема расчетов в валютах третьих стран, показывают годовую девальвацию гривны в 2002 г. на 7%. Такая валютно-курсовая политика создала благоприятные условия для увеличения международных резервов Национального банка Украины, которые выросли за год на 42,2% и по состоянию на 1 января 2003 г. превысили 4,4 млрд долл. Ценовая динамика также отличалась стабильностью. Так, вместо ожидаемого в начале 2002 г. показателя годового индекса потребительских цен в 9,8%, скорректированного в сентябре до 3,5%, его фактическое значение составило -0,6% (декабрь к декабрю).
    По всем компонентам, определяющим стабильность национальной валюты, 2002 г. может считаться наиболее позитивным за всю историю независимой Украины. Практически <нулевой> уровень инфляции, медленная управляемая номинальная и реальная девальвация гривны, существенное снижение процентных ставок по кредитам коммерческих банков (с 29,6 до 19,5% годовых) и взвешенная монетарная политика НБУ создали благоприятные условия для развития экономики.
    Национальный банк Украины, руководимый многоопытным В. Стельмахом вплоть до конца 2002 г., на протяжении последних лет проводил независимую кредитно-денежную политику, направленную на стабильность денежной единицы, уменьшение процентных ставок по кредитам субъектам хозяйствования и насыщение экономики деньгами при одновременном недопущении высокой инфляции. Наиболее важными решениями НБУ, направленными на стимулирование снижения процентных ставок, стали существенные изменения в политике обязательного резервирования (снижение норматива обязательного резервирования, его дифференцирование по видам валют и срокам привлечения, а также включение в расчет данного показателя 50% наличных денежных средств в кассах банков).
    Банковская система Украины, хоть и имеет еще достаточно низкие показатели соотношения активов, кредитного портфеля и депозитов населения к ВВП (в 4-6 раз меньше по сравнению с развитыми странами), но в прошедшем году развивалась более динамично, нежели экономика в целом. Отношение объема кредитного портфеля к ВВП в 2002 г. в Украине увеличилось с 15,9 до 22%. Позитивными являются тенденции к опережающему росту объемов долгосрочных банковских кредитов (на 88,1% при росте кредитного портфеля в целом по банковской системе на 46,6%). Противоречивость ситуации, когда, с одной стороны, реальный сектор чувствует недостаточность кредитных ресурсов для развития, а с другой - коммерческие банки не могут предоставить кредиты под приемлемые для реального сектора проценты даже при избыточной ликвидности, говорит об остающихся еще достаточно высоких рисках кредитования и необходимости дальнейшего законодательного совершенствования механизма защиты прав кредиторов. Банковский год прошел под давлением падающих процентных ставок как по кредитам, так и по депозитам, что в конечном счете, естественно, вылилось в снижение доходности по ценным бумагам с фиксированным доходом.
    Котировки еврооблигаций на международных рынках капитала, которые двигались таким образом, что их доходность на рубеже 2002-2003 гг. составляла около 9%, были своего рода индикатором позитивных тенденций в экономике Украины. При относительной стабильности обменного курса правительство и дальше будет стремиться уравнять доходность своих ценных бумаг на внутреннем рынке с доходностью еврооблигаций.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЛИГАЦИИ

    Государство является наиболее активным заемщиком на украинском рынке ценных бумаг с фиксированной доходностью, в 2002 г. Министерством финансов Украины были проданы облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ) номинальной стоимостью 2,95 млрд грн на сумму 2,85 млрд грн (534,71 млн долл.) по средневзвешенной доходности 10,8% годовых (по сравнению с 15,5% - в 2001 г.).
    При этом нелишне было бы напомнить, что аналогичные доходности по украинским ОВГЗ составляли в 1998 г. 54,7% годовых, в 1999 г. - 25,6% и 19,6% - в 2000 г. Кроме того, объем погашения Минфином основной суммы и процентов по ОВГЗ в прошлом году составил 3,24 млрд грн (609,76 млн долл.).
    По состоянию на 1 января 2003 г. из общего объема обращающихся на рынке ОВГЗ 10,77 млрд грн (2,02 млрд долл.) 79,1%, или 8,5 млрд грн, составляли процентные ОВГЗ, находившиеся в портфеле Национального банка.
    Согласно параметрам Госбюджета на 2003 г. заимствования на внутреннем рынке планируются на уровне 1,78 млрд грн (324,82 млн долл.), на внешнем - 6,7 млрд грн (1,22 млрд долл.). Объем продаж гособлигаций с начала года составил 185,4 млн грн, при объеме выплат в январе 137,2 млн грн.
    Основной тенденцией 2003 г., на наш взгляд, будет перекрестное проникновение новых игроков на рынки внешних и внутренних государственных заимствований Украины.
    Смягчение правил доступа нерезидентов на рынок внутренних госбумаг введено совместным Постановлением Кабинета министров и Национального банка Украины №1770 от 16 ноября 2002 г., которым отменяется постановление № 1022 от 31 августа 1996 г. <Об осуществлении нерезидентами операций с облигациями внутренних государственных займов>. В частности, отмена требования обязательного осуществления нерезидентами операций с облигациями внутренних государственных займов через уполномоченные банки, по нашему мнению, будет способствовать упрощению нерезидентских операций с гособлигациями и создаст более привлекательные условия работы для нерезидентов на рынке ОВГЗ. Приход иностранного капитала на внутренний рынок позволил бы увеличить сроки заимствований. При этом Украина заинтересована в инвесторах-нерезидентах, которые бы были готовы вкладывать на внутреннем рынке в госбумаги на срок не менее трех лет.
    Доступ резидентов на рынок достаточно привлекательных суверенных еврооблигаций Украины несколько лет сдерживался прежним руководством Национального банка, считавшим преждевременным выкуп участниками внутреннего финансового рынка таких облигаций у внешних инвесторов. Ушедший в декабре 2002 г. с поста председателя НБУ В. Стельмах аргументировал такую позицию Нацбанка тем, что уход денег из страны на покупку еврооблигаций вызовет подорожание кредитных ресурсов на внутреннем рынке. Коммерческие банки ранее критиковали Национальный банк за затягивание лицензирования вывоза капитала для покупки суверенных еврооблигаций и нежелание устранять препятствия на пути торговли ими внутри страны. Министерство финансов Украины в прошлом году заявляло о поддержке предложений коммерческих банков организовать обращение украинских еврооблигаций на внутреннем рынке для повышения их ликвидности, что позволит улучшить валютную резервную позицию страны.
    Так, еще в мае 2001 г. Минфин Украины, <ИНГ-банк Украина>, Украинская межбанковская валютная биржа (УМВБ) при участии юридической компании Baker & McKenzie провели презентацию проекта торговли украинскими еврооблигациями на УМВБ, однако он так и не был реализован.
    В конце января 2003 г. новое руководство НБУ облегчило резидентам покупку еврооблигаций, утвердив Положение о порядке выдачи резидентам индивидуальных лицензий на перечисление иностранной валюты за пределы страны с целью приобретения облигаций внешних государственных займов Украины. Как говорится в постановлении Нацбанка от 29 января 2003 г., оно принято с целью реструктуризации внешнего долга и развития рынка государственных заимствований. Согласно постановлению дальнейшая продажа купленных обязательств Украины возможна лишь за национальную валюту - гривну. При этом покупка инвалюты на межбанковском валютном рынке для приобретения украинских облигаций внешнего займа запрещена.
    В данный момент на внешнем рынке обращаются украинские еврооблигации 2000 г. выпуска в евро на номинальную сумму 1167,7 млн евро и 1585,6 млн долл. При этом уже погашено 16% основной суммы долга по этим облигациям. Купонная доходность еврооблигаций в евро составляет 10% годовых, в долларах - 11% годовых. Доход по купонам выплачивается ежеквартально, амортизация основной суммы долга проводится раз в полгода в размере 9,333%.
    Курс украинских еврооблигаций после назначения нового правительства В. Януковича в конце ноября 2002 г. вырос на 6-7%, пробил уровень 100 по бумагам в евро и 102 - по номинированным в долларах, и по состоянию на 18 февраля 2003 г. составлял для облигаций в евро - 104,5%, долларовых - 107,25%. Динамика доходностей соответствующих выпусков украинских еврооблигаций за период с октября 2000 г. представлена на рис. 3.

КАЗНАЧЕЙСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

    Кабинет министров Украины (КМУ) постановлением № 15 от 10 января 2002 г. <О выпуске казначейских обязательств> определил, что начиная с 2002 г. правительство выпустит 8 равных серий КО (A - H) на общую сумму 400 млн грн (75,05 млн долл.). КО всех серий впускаются с номиналом 50 грн (9,38 долл.), их срок обращения составляет 24 месяца, данная ценная бумага имеет 8 купонов, каждый из которых равен 2 грн (0,37 долл.). КМУ возложил на Министерство финансов обязанности по определению даты выпуска и цены продажи КО каждой серии. При этом продажа КО последующей серии проводится только после 100%-ного размещения предыдущей серии.
    Анализ деятельности Министерства финансов Украины по реализации проекта выпуска казначейских обязательств, проведенный авторами1, свидетельствует о том, что на протяжении 2001 и в начале 2002 гг. велась тщательная подготовительная работа, направленная на размещение данных ценных бумаг среди широкого круга инвесторов - физических лиц. Продажу КО поручили государственному сберегательному банку <Ощадбанк>, который специализируется по работе с населением и имеет наиболее широкую филиальную сеть. Министерство финансов привлекло качестве консультанта по выпуску и размещению КО одно из ведущих рекламных агентств в Украине - в рамках этого сотрудничества готовились такие ресурсы, как всеукраинский бесплатный телефон горячей линии, рекламные буклеты и страницы на интернете, которые так и не были задействованы, возможно, из-за отказа их финансирования.
    Только спустя 5 месяцев после выхода в свет постановления КМУ по КО Министерство финансов без лишнего афиширования 15 мая 2002 г. приступило к продаже КО серии A по цене 100,74% от номинала, что соответствует доходности к погашению 16,94%, или на 124 б. п. больше, чем средневзвешенная доходность ОВГЗ в 2001 г. (15,7%). Первый транш КО с номинальным объемом 50 млн грн (9,38 млн долл.) был продан в течение первых двух месяцев с даты начала их обращения. При этом они реализовывались исключительно через центральный офис Ощадбанка (г. Киев) и согласно сообщениям информационных агентств базой инвесторов выступил узкий круг физических лиц.
    Вскоре после завершения продажи КО серии А, а именно 5 июля 2002 г., Министерство финансов приступило к продаже серии В по цене 103,04% от номинала, что соответствует доходности к погашению 15,34%. Размещение 2-го транша КО проходило более широко - кроме центрального офиса Ощадбанка были задействованы областные дирекции банка, но более вяло. Из-за снижения доходности вслед за всеобщей тенденцией к снижению процентных ставок на финансовом рынке Ощадбанк завершил размещение КО серии B только в ноябре 2002 г.
    Таким образом, в 2002 г. было продано казначейских обязательств на 100 млн грн (18,76 млн дол.) по номиналу. Пока Министерство финансов не приступило к размещению КО следующей серии С. По нашему мнению, выход КО серии С на рынок возможен в марте-апреле 2003 г.
    Что касается вторичного рынка КО, то на организованных фондовых площадках торгов не было зафиксировано.
    Мы прогнозируем, что в 2003 г. Министерство продаст еще три серии КО на общую сумму 150 млн грн (28,14 млн долл.). Судя по имеющейся тенденции к удешевлению госзаимствований при документарной форме выпуска КО, более вероятно не уменьшение суммы купона (рис. 4), а увеличение премии. При этом цена размещения, по крайней мере серии С, будет составлять 107,88% от номинала, что будет соответствовать доходности к погашению к 12%. Мы также считаем, что физические лица, которые приобрели КО в 2002 г. приняли хорошее инвестиционное решение. КО серий А и В имеют наилучшее соотношение риск/доходность не только по сравнению с ОВГЗ аналогичного срока обращения, доходность которых ниже, но и по сравнению со всеми корпоративными облигациями.
    Во-первых, доход физических лиц по КО не подлежит налогообложению, как и по банковским депозитам (в отличие от облагаемых налогами процентных доходов по корпоративным облигациям), а это немаловажно при существующей до сих пор на Украине прогрессивной шкале налогообложения (10-40%), где с суммы дохода, превышающей 1701 грн (319 долл.) в месяц взимается 40%-ный налог.
    Во-вторых, у КО купонные платежи имеют стабильную величину, в то время как по большинству корпоративных облигаций <рыночных> выпусков со сроком обращения более 1-го года размер купонов может колебаться из-за предусмотренной эмитентом оговорки, позволяющей ему снижать доходность своих облигаций, когда процентные ставки на рынке падают.

КОРПОРАТИВНЫЕ ОБЛИГАЦИИ

    На Украине на законодательном уровне существует ограничение номинального объема эмиссии облигаций - не более 25% уставного фонда эмитента только для акционерных обществ (т.е. оно не распространяется на общества с ограниченной ответственностью). В то же время государственная пошлина, взимаемая за регистрацию выпуска, составляет 0,1% (в России - 0,8%), а требования по раскрытию информации, по нашему мнению, остаются довольно простыми. Несмотря на это, эмиссионная облигационная активность предприятий в настоящий момент является довольно умеренной - с узким перечнем так называемых <рыночных> выпусков. В 2001 г. общий объем зарегистрированных эмиссий составил 641,47 млн грн (119,45 млн долл.), в том числе <рыночных> выпусков - 128,95 млн грн (23,87 млн долл.). В 2002 г. показатель общего объема зарегистрированных выпусков испытал почти 7-кратное увеличение - до 4310,31 млн грн (808,69 млн долл.) за счет <мертворожденного> выпуска 10-летних облигаций от ДП <Газ Украины> в размере 3500 млн грн, которые из-за внерыночных параметров выпуска, крайне нездорового финансового состояния эмитента и отсутствия достаточного обеспечения или гарантий погашения так и остались <пылиться> на счете эмитента в депозитарии. Таким образом, с уверенностью можно утверждать, что количество вновь выпущенных корпоративных облигаций в Украине в 2002 г. составила 810,31 млн грн (152,03 млн долл.), из которых доля <рыночных> выпусков не превысила 38% (306,79 млн грн, или 57,56 млн долл.). Хотя данные показатели еще достаточно скромны, за ними кроется довольно живой интерес некоторых успешных отечественных компаний к доступу на данный сегмент рынка капитала, где долговое финансирование происходит с помощью ценных бумаг, публично торгуемых на организованном фондовом рынке.
    Первичный рынок корпоративных облигаций фрагментирован <публичными> выпусками, доля которых в 2002 го. составила 38%, а в 2001 г. - 20%, и остальными так называемыми внутренними выпусками. Последние осуществляются эмитентами для оптимизации движения финансовых потоков в пределах группы дружественных компаний, и срок их обращения колеблется в пределах 3-10 лет, а раскрываемая информация об эмитентах не выходит за рамки официальных данных, подаваемых в ГКЦБФР для регистрации выпуска. Некоторые облигации таких эмитентов имеют рыночные параметры доходности и входят в листинг ПФТС, наиболее популярной фондовой торговой системы Украины, но вероятность того, что они находятся в руках сторонних инвесторов, на наш взгляд, минимальна.
    Среди наиболее успешных <публичных> эмитентов облигаций следует выделить:

  • ЗАО <Киевстар GSM> (г. Киев) (объем эмиссии - 86,95 млн грн, или 16,1 млн долл.), лидирующего оператора мобильной связи на Украине с количеством абонентов 1,86 млн чел.;
  • государственный международный аэропорт <Борисполь> (20 млн грн, или 3,75 млн долл.) - воздушные ворота столицы Украины;
  • кондитерский концерн <АВК>(г. Донецк) (9 млн грн, или 1,69 млн долл.), занимающий 14% отечественного рынка кондитерских изделий;
  • пивоваренный завод <Сармат> (г. Донецк) (30 млн грн, или 5,62 млн долл.) с установленной мощностью 13,5 млн дал пива в год и 9,2% долей пивного рынка Украины;
  • металлургическую компанию <Метален> (50 млн грн., или 9,38 млн долл.), чья доля в общеукраинском производстве стали и металлической заготовки составляет 5,8 и 5,5% соответственно.
        Выпуски облигаций данных эмитентов организовывались и размещались с помощью профессиональных участников фондового рынка, имеющих достаточно прочные позиции на финансовом рынке страны. Раскрытие информации об эмитентах не ограничивалось официальными данными, а сопровождалось предоставлением потенциальным инвесторам исчерпывающих инвестиционных меморандумов.
        Параметры <публичных> выпусков облигаций:
  • Необеспеченные именные процентные облигации выпускаются в бездокументарной форме, хотя в последнее время на рынке появились два обеспеченных выпуска: от ООО <Оранта-Украина> и ДП <Галактис>, дочернего предприятия молочного гиганта - ОАО <Галактон>.
  • Срок обращения ценных бумаг не превышает 6 месяцев или 1 года, в выпусках со сроком обращения более 1 года широко применяются оферты досрочного погашения, дающие возможность держателю досрочно погасить облигации, как правило, через каждые 6 месяцев с даты начала обращения ценных бумаг.
  • Процентный доход по некоторым выпускам корпоративных облигаций имеет привязку к курсу доллара США (например, 1-й и 2-й выпуски Киевстар, 1-й и 2-й2 - аэропорта <Борисполь>).
  • Постепенно стандартизируется номинал корпоративной облигации - большинство последних выпусков имеют номинал 1 тыс. грн, также периодичность выплаты процентов приближается к ежеквартальной при стремлении регулярных эмитентов уменьшить частоту выплаты процентов до двух выплат в год.
        Анализ эмитентов <публичных> выпусков облигаций и профессиональных участников фондового рынка, которые были или являются организаторами и андеррайтрерами данных сделок, показывает, что коммерческие банки, входящие в группу 10 крупнейших банков Украины (<Аваль> - 1-е место по размеру активов по состоянию на 1 января 2003 г., Укрсоцбанк - 6-е, Укрсиббанк - 7-е, Райффайзенбанк-Украина - 9-е), являются наиболее активными андеррайтерами (см. рис. 4). Коммерческие банки стремятся увеличить долю на рынке корпоративных облигаций, понимая, что, позиционируя себя таким образом, они не только работают на собственный имидж и перспективу, но и смогут привлечь денежные потоки тех успешных украинских компаний, которые в данный момент не являются их клиентами.
        В 2003 г., на наш взгляд, следует ожидать усиления активности ведущих андеррайтеров - от каждого из них 2-3 <рыночных> выпуска облигаций с объемами от 5 до 10 млн долл. Размещенные объемы все еще не настолько велики, что дает пока возможность новым игрокам - инвестиционным банкам при организации и размещении эмиссии с объемом более 10 млн долл. внести весомые коррективы в структуру ведущих андеррайтеров.
        Перечень <рыночных> выпусков корпоративных облигаций не является узким с точки зрения дифференциации эмитентов по отраслям экономики и областей Украины (см. рис. 5). Наиболее активны на рынке эмитенты из финансового сектора, а первая эмиссия оператора мобильной связи <Киевстар> до сих пор представляет собой наибольший выпуск корпоративных облигаций в Украине.
        Мы ожидаем, что в 2003 г. доля вновь выпущенных <рыночных> эмиссий корпоративных облигаций в общем объеме увеличится до 50%, а их совокупный номинальный объем превысит 100 млн долл.
        Вторичному рынку корпоративных облигаций Украины свойственны все черты, которые характеризируют аналогичные рынки и во многих других странах, - на первых этапах развития данный рынок характеризуется низкой ликвидностью, которая проявляется в стратегии покупателей облигаций <покупай и держи до погашения>. В целом данные слова подтверждаются теми выпусками облигаций, которые были представлены рынку в 2002 г. Облигации <основных> эмитентов 2002 г., таких как ГАК <Титан>, ГМА <Борисполь>, ЗАО <АВК>, ООО <Метален> и ЗАО <Сармат>, при первичном размещении находили покупателей, но львиная доля этих ценных бумаг на вторичный рынок так и не попадала.
        Одной из основных тенденций вторичного рынка в целом было давление понижающихся процентных ставок на кредитном рынке, наблюдавшееся на протяжении всего 2002 г. Если вначале 2002 г. некоторые из перечисленных выше эмитентов предлагали свои облигации с выплатой процентов на уровне 24%, то уже в конце года другие из этого же ряда без особого труда размещали облигации под 15%. Поэтому для держателей облигаций с высокой доходностью не было никаких стимулов для продажи (выхода на вторичный рынок).
        На фоне доминирования неликвидных выпусков других эмитентов облигации одного из двух национальных операторов мобильной связи - ЗАО <Киевстар GSM> первой эмиссии стали настоящей <звездой> этого пока еще небольшого рынка. Облигации Киевстара серии С имели наибольшую ликвидность - суммарный объем торгов на вторичном рынке более чем в 7 раз превысил капитализацию данной серии (см. таблицу). Мы думаем, что для профессиональных участников данного рынка не стало неожиданностью то, что, по нашим расчетам, 2-е и 3-е места в рейтинге ликвидности занимают облигации такого эмитента, как ОАО <Дарницкий ЖБК> с учетом хорошо продуманной работы менеджера по размещению облигаций данного выпуска - инвестиционной компании 3.

    Место Код ПФТС Наименование эмитента (серия) Объем торгов* (ОТ), млн долл. Рыночная капитализация**, (РК), млн долл. Количество торговых сессий*** Коэфициент ОТ/РК ****
    1-е OKSTC Киевстар GSM (C)

    52,4

    6,9

    60

    7,59

    2-е ODZBC Дарницкий завод ЖБК (C)

    0,61

    0,17

    19

    3,63

    3-е ODZBB Дарницкий завод ЖБК (B)

    0,12

    0,04

    9

    2,96

    4-е OKSTA Киевстар GSM (A)

    6,21

    3,21

    22

    1,94

    5-е OKSTD Киевстар GSM (D)

    9,86

    5,26

    7

    1,88

    6-е OTTNA Титан (А)

    2,97

    2,07

    19

    1,43

    7-е OMTLA Метален

    13,14

    9,5

    20

    1,38

    8-е OKSTB Киевстар GSM (B)

    2,11

    2,09

    8

    1,01

    9-е OSAMA Сармат

    4,72

    5,76

    7

    0,82

    10-е OKBPA Борисполь

    0,17

    3,91

    6

    0,04

        Мы считаем, что перечисленные тенденции, имевшие место на вторичном рынке в 2002 г., сохранятся и в 2003 г. Имеются в виду низкая ликвидность вторичного рынка большинства облигаций из так называемых <публичных> выпусков и вероятное сохранение Киевстаром своей позиции как эмитента наиболее ликвидных облигаций, у которого первая эмиссия прекращает обращение 1 апреля, а 4 апреля 2003 г. с помощью наиболее активных андеррайтеров украинского рынка, Укрсиббанка и Альфа-банка, начнется размещение второй эмиссии4.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Таким образом, перспективы финансовых инструментов с фиксированной доходностью на украинском рынке выглядят многообещающе (см. рис. 6). Уверенная и предсказуемая денежно-кредитная политика Национального банка, направленная на снижение процентных ставок и расширение кредитования экономики, хорошие макроэкономические показатели страны и объявленный курс на дальнейшую либерализацию валютного рынка и всестороннее развитие рынка ценных бумаг, создают предпосылки для удлинения сроков выпускаемых государственных облигаций, выхода на рынок внешних и внутренних госбумаг новых инвесторов, в том числе и полноценного включения в работу такого потенциально мощного ресурса, как средства населения.
        Негативным моментом развития рынка может стать то, что Украина в ближайшие годы в связи с пиком внешних платежей вынуждена будет размещать еврооблигации на внешнем рынке, несмотря на достаточно высокую стоимость таких заимствований. Так, в 2003 г. Украина, согласно утвержденным параметрам госбюджета, намерена выпустить облигации внешнего займа на сумму около 710 млн долл.
        Снижение доходности корпоративных облигаций позволит предприятиям реального сектора чаще обращаться к такому способу привлечения заемных средств. Хотя, как и было отмечено ранее экспертами ведущих банков-участников рынка в выступлениях на <круглом столе> в Совете НБУ5, вести речь о корпоративных облигациях как о реальной альтернативе банковскому кредитованию на Украине в течение ближайших лет преждевременно.
        Необходимость проведения полноценной пенсионной реформы на Украине осознается в данный момент как обществом, так и властными структурами. Создание института реально работающих институциональных инвесторов - пенсионных фондов, пенсионных схем страховых компаний и банков, привлекающих <сверхдлинные> по нынешним меркам деньги, потребует от рынка адекватных инструментов для их размещения. Исходя из консервативности портфелей пенсионных активов, законодательно закрепленной в законе Украины <О негосударственном пенсионном обеспечении>, принятом в первом чтении Верховным Советом Украины в начале января 2003 г., приоритетными направлениями таких вложений в ближайшие годы скорее всего станут именно различные финансовые инструменты с фиксированной доходностью.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".