Проблемы привлечения займов в Кемеровской области

Юнгблюдт Сергей

    На протяжении последних лет разрыв между потребностью в инвестициях и финансовыми возможностями в российских регионах сильно увеличился, остро встала проблема поиска источников инвестиций.
    В период 1995-1997 гг. администрацией Кемеровской области из-за отсутствия средств для финансирования бюджетных организаций выпускались векселя.
    В 1997 г. были выпущены первые облигации области, последующие попытки их выпуска натолкнулись на непреодолимые проблемы.
    Кемеровской области необходимы финансовые средства, однако она недостаточно подготовлена к надлежащему использованию полученных средств и качественному обслуживанию долга.

КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

    Небольшая по территории, компактная Кемеровская область играет заметную роль в экономике Западной Сибири: около 1/3 основных производственных фондов региона сосредоточено в Кузбассе.
    Область находится в первой двадцатке субъектов РФ по объему промышленного производства, розничного товарооборота, по бюджетным доходам.

    Доля Кемеровской области в общероссийской экономике в 2001 г., %
    Объем промышленной продукции 2,1
    Электроэнергия 3,1
    Теплоэнергия 3,4
    Добыча угля 47,2
    в том числе для коксования 73,7
    Железная руда 4,2
    Производство готового проката черных металлов 15,8
    Ферросилиций 50,6
    Азотные минеральные удобрения 8,3
    Волокна и нити химические 9,0
    Шелковые ткани 11,6
    Инвестиции в основной капитал 1,4
    На территории области находит-ся крупнейшее угольное месторождение в стране. Общие геологические запасы (до глубины залегания 1800 м) оцениваются 733 млрд тонн, при этом половина данных запасов приходится на особенно ценные коксующиеся угли. В настоящее время используются только 10-11% угленосных площадей Кузбасса.
    Кроме того, на территорию Кемеровской области приходится более 50% всего ферросилиция, производимого в России, который является неотъемлемым компонентом в металлургической промышленности.
    Наличие на территории Кемеровской области предприятий угольной промышленности, крупных металлургических и химических предприятий, производящих продукцию, пользующуюся постоянным спросом и неподверженную резким колебаниям цен, позволяет сделать вывод о более или менее гарантированном поступлении налоговых платежей в областную казну.
    На протяжении последних двух лет бюджет области является бездефицитным (динамика областного бюджета представлена в табл. 1).

Год Доходы Расходы Дефицит (-), профицит (+)
1998

5 153 130

5 153 130

0
1999

6 149 280

6 714 047

-564767
2000

7 421 721

7 028 799

+392 922
2001

11 262 654

10 912 339

+350 315

    В 2000 г. собираемость налогов и сборов составила 104,7% от запланированного объема, а в 2001 г., несмотря на невыполнение плана по данному бюджетному показателю на 15,1%, бюджет области был закрыт с профицитом.
    На сегодняшний момент область не имеет просроченной кредиторской задолженности по ранее привлеченным кредитным ресурсам.
    Однако особую тревогу вызывает финансовый риск: несмотря на улучшение ситуации с собираемостью налоговых платежей, количество промышленных предприятий, работающих с убытками, в 2001 г. увеличилось по сравнению с 2000 г. (табл. 2).

Отрасль 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.

Всего

53,3 51,8 46,7 46,6 48,1

Промышленность

51,4 56,7 48,7 48,0 50,8

Сельское хозяйство

88,0 87,4 60,5 67,0 68,1

Строительство

37,0 40,5 41,7 43,0 49,8

Транспорт

54,0 50,5 54,3 51,3 61,2

    В то же время, несмотря на высокий инвестиционный потенциал области, для нее характерны общероссийские проблемы субъектов Федерации, такие как незавершенность структурной реформы бюджетов различного уровня, их <непрозрачность> и отсутствие регулярных аудиторских проверок, раскрывающих информацию для инвесторов.

КРЕДИТНАЯ ИСТОРИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    В 1997 г. администрацией Кемеровской области были выпущены бездокументарные купонные облигации на общую сумму 110,3 млн руб. (деноминированных). Но этот выпуск облигаций нельзя назвать полноценным, так как данный финансовый инструмент фактически являлся средством перекредитования: полученные средства от размещения долговых обязательств шли в счет погашения долга перед Министерством финансов РФ по бюджетным ссудам по товарному кредиту 1996 г.
    Доходная часть бюджета области в 1997 г. составляла 5 071 млн руб. (деноминированных). Но, принимая во внимание, что фактическое превышение расходной части бюджета над доходной составляло 1 774 млн руб. (деноминированных) и с уче-том того, что фактическая сумма от налоговых сборов оказалась на 230 млн руб. (деноминированных) меньше запланированной, выпуск облигаций был единственным выходом для переоформления долга перед Минфином РФ.
    Было выпущено три серии облигаций с разными сроками обращения:

  • Серия I-КЕ - 1 год на сумму 36,4 млн руб. (деноминированных);
  • Серия II-КЕ - 2 года на сумму 36,4 млн руб. (деноминированных);
  • Серия III-КЕ - 3 года на сумму 37,5 млн руб. (деноминированных);
        Доход по облигациям, согласно проспекту эмиссии, должен был выплачиваться эмитентом в виде номинальной стоимости и фиксированного купонного дохода в 10% каждые 12 месяцев.
        Облигации всех трех серий размещались путем закрытой подписки в пользу Министерства финансов РФ.
        Специфика данного займа позволяет назвать его <безвозвратным> для эмитента (так как средства шли на погашение задолженности перед Минфином РФ), поэтому основным источником своевременного и полного погашения выпущенных облигаций являлись средства областного бюджета. Основную долю средств доходной части бюджета области по плану составляли средства налоговых поступлений, хотя фактическая собираемость которых на момент эмиссии оставляла желать лучшего. В связи с этим в областном законе о выпуске купонных облигаций заранее предусматривалась возможность погашения долга пред Министерством финансов РФ следующими способами:
  • продукцией сельхозпроизводителей Кемеровской области;
  • товарами и услугами предприятий Кемеровской области;
  • имуществом, находящимся в распоряжении администрации Кемеровской области и предприятий области;
  • безакцептным взысканием невыплаченных средств заемщика из сумм федеральных трансфертов.
        В результате проведения эмиссии облигаций была решена основная проблема - рассрочка и погашение долга перед Минфином РФ, да и к тому же дефолт государства по своим обязательствам позволил администрации области, не снижая номинала суммы долга, сократить его реальную стоимость.
        Следующей попыткой выпуска долговых финансовых инструментов администрации области явился проект эмиссии купонных облигаций на общую сумму 1 млрд руб. (деноминированных), в том числе порядка 700 млн - в валюте РФ и остальное - в долларах США (50 млн долл.), сроком на 24 месяца. При этом рублевые облигации были
        с переменным купоном, а валютные - с постоянным купонным доходом 9% годовых.
        Право приобретения облигаций имели юридические и физические лица, являющиеся как резидентами, так и нерезидентами.
        Но разразившийся в октябре 1997 г. фондовый кризис, который повлиял на временный отток инвестиционных ресурсов из России, не позволил администрации Кемеровской области осуществить эмиссию ценных бумаг в связи с неуверенностью размещения данной эмиссии на выгодных для региона условиях.
        Финансовый кризис августа 1998 г. усилил сомнения областных властей в успешной реализации эмиссионных займов и еще на год отодвинул попытку заимствования.
        В 1999 г. в рамках выполнения закона Кемеровской области 1999 г. <О привлечении инвестиций в экономику Кемеровской области> был заключен договор займа на общую сумму 1 млрд долл. с международной фирмой <Корона> для финансирования инвестиционных проектов развития области. Заем предоставлялся сроком на 5 лет с процентной ставкой за пользование финансовыми ресурсами из расчета уровня 6-месячного долларового LIBOR плюс 2% годовых.
        Администрация области являлась поручителем получателей финансовых средств и гарантом возврата. Для этого был принят областной закон от 4 октября 1999 г.
        <О выпуске купонных облигаций с постоянным купонным доходом администрацией Кемеровской области в 1999 году на сумму 1 млрд долл. сроком обращения 60 месяцев>. Облигации предполагалось выпустить в документарной форме, номинальной стоимостью 10 млн долл.
        Это явилось очередной попыткой провести эмиссию облигаций. Но на основании протеста прокурора Кемеровской области договор займа был расторгнут и выпуск облигаций не состоялся. Данный проект заимствования изначально являлся неосуществимым, так как сумма заимствования, даже без учета купонных выплат, составляла практически 4 годовых бюджета области. Такую сумму бюджет области единовременно погасить не смог бы. Данный заем мог привести к дефолту Кемеровской области с непредсказуемыми и необратимыми последствиями.
        Большим отличием двух последних, так и не состоявшихся, эмиссий облигаций от первой являлось более четкое обеспечение механизма гарантий погашения облигаций, соблюдения прав инвесторов и снижение риска последних, что выражалось в следующих пунктах проспектов эмиссии:
  • Безусловное соблюдение инвестиционного характера займа и использование привлеченных средств исключительно на возвратное финансирование инвестиционных проектов.
        Для реализации данного положения администрацией области в рамках федерального закона <Об инвестиционной деятельности в РФ> был принят областной закон <О привлечении инвестиций в экономику Кемеровской области> и создана
        комиссия по регистрации, рассмотрению и оценке инвестиционных проектов, предлагаемых для реализации на территории области. Была четко определена процедура оценки и принятия проектов к исполнению. К настоящему времени зарегистрировано более 140 инвестиционных проектов, но по возвратности средств, доходности, срокам реализации не один из них не отвечает критериям, которые могли бы привлечь инвесторов.
  • Образование специального залогового фонда обеспечения облигационных займов Кемеровской области из состава имущества, находящегося в собственности области.
  • Постоянное информирование в средствах массовой информации о ходе реализации облигационных займов.
        Стоит обратить внимание на то, что для инвестора, разместившего свои средства в облигациях, интереснее было бы знать о ходе реализации инвестиционных проектов, но у администрации области есть свое видение интересов инвесторов.
        Несмотря на тщательную подготовку двух последних эмиссий, они так и остались на бумаге. Это результат как объективных причин (общегосударственных кризисов), так отсутствия эффективных вариантов использования полученных средств.

    ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДОЛГОВОГО РЫНКА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

        Основной причиной, являющейся тормозом в развитии долгового рынка области, остается отсутствие инвестиционных проектов, удовлетворяющих условиям предоставления инвестиций. Необходимо также отметить отсутствие инфраструктуры первичного размещения и обращения долговых инструментов.
        В настоящее время у многих финансовых институтов (страховых компаний, банков), находящихся на территории Кемеровской области, возникают проблемы с эффективным вложением денежных средств. По нашим данным, многие из них готовы разместить свои средства в облигациях области. Кроме того, создание региональных профессиональных участников рынка ценных бумаг (ПИФ, трастовая компания и пр.) вызвало бы конкуренцию банкам в привлечении свободных финансовых средств на территории области.
        Еще одна проблема, требующая решения, - конкретизация государственных гарантий по размещенным средствам в соответствии с нормами законодательства. Согласно п. 2 ст. 99 Бюджетного кодекса РФ государственный долг субъекта Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом, составляющим казну субъекта РФ. Реальным воплощением данной нормы законодательства должен явится сформированный фонд, состоящий из ликвидных активов, находящихся в собственности Кемеровской области, и активов реализуемого инвестиционного проекта на правах залога. При возврате средств от реализации проекта активы последнего выбывают из состава гарантийного фонда.
        Таким образом, принимая во внимание достаточно высокую инвестиционную привлекательность Кемеровской области, администрация области может привлечь дополнительные финансовые средства для осуществления инвестиционных проектов модернизации производства на действующих предприятиях угольной, химической и металлургической промышленности, а также для развития новых перспективных предприятий.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".