На протяжении последних лет разрыв между потребностью в инвестициях и финансовыми возможностями в российских регионах сильно увеличился, остро встала проблема поиска источников инвестиций. В период 1995-1997 гг. администрацией Кемеровской области из-за отсутствия средств для финансирования бюджетных организаций выпускались векселя. В 1997 г. были выпущены первые облигации области, последующие попытки их выпуска натолкнулись на непреодолимые проблемы. Кемеровской области необходимы финансовые средства, однако она недостаточно подготовлена к надлежащему использованию полученных средств и качественному обслуживанию долга. |
Небольшая по территории, компактная Кемеровская область играет заметную роль в экономике Западной Сибири: около 1/3 основных производственных фондов региона сосредоточено в Кузбассе.
Область находится в первой двадцатке субъектов РФ по объему промышленного производства, розничного товарооборота, по бюджетным доходам.
Доля Кемеровской области в общероссийской экономике в 2001 г., %
Объем промышленной продукции 2,1
Электроэнергия 3,1
Теплоэнергия 3,4
Добыча угля 47,2
в том числе для коксования 73,7
Железная руда 4,2
Производство готового проката черных металлов 15,8
Ферросилиций 50,6
Азотные минеральные удобрения 8,3
Волокна и нити химические 9,0
Шелковые ткани 11,6
Инвестиции в основной капитал 1,4
На территории области находит-ся крупнейшее угольное месторождение в стране. Общие геологические запасы (до глубины залегания 1800 м) оцениваются 733 млрд тонн, при этом половина данных запасов приходится на особенно ценные коксующиеся угли. В настоящее время используются только 10-11% угленосных площадей Кузбасса.
Кроме того, на территорию Кемеровской области приходится более 50% всего ферросилиция, производимого в России, который является неотъемлемым компонентом в металлургической промышленности.
Наличие на территории Кемеровской области предприятий угольной промышленности, крупных металлургических и химических предприятий, производящих продукцию, пользующуюся постоянным спросом и неподверженную резким колебаниям цен, позволяет сделать вывод о более или менее гарантированном поступлении налоговых платежей в областную казну.
На протяжении последних двух лет бюджет области является бездефицитным (динамика областного бюджета представлена в табл. 1).
Год | Доходы | Расходы | Дефицит (-), профицит (+) |
1998 |
5 153 130 |
5 153 130 |
0 |
1999 |
6 149 280 |
6 714 047 |
-564767 |
2000 |
7 421 721 |
7 028 799 |
+392 922 |
2001 |
11 262 654 |
10 912 339 |
+350 315 |
В 2000 г. собираемость налогов и сборов составила 104,7% от запланированного объема, а в 2001 г., несмотря на невыполнение плана по данному бюджетному показателю на 15,1%, бюджет области был закрыт с профицитом.
На сегодняшний момент область не имеет просроченной кредиторской задолженности по ранее привлеченным кредитным ресурсам.
Однако особую тревогу вызывает финансовый риск: несмотря на улучшение ситуации с собираемостью налоговых платежей, количество промышленных предприятий, работающих с убытками, в 2001 г. увеличилось по сравнению с 2000 г. (табл. 2).
Отрасль | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. |
Всего |
53,3 | 51,8 | 46,7 | 46,6 | 48,1 |
Промышленность |
51,4 | 56,7 | 48,7 | 48,0 | 50,8 |
Сельское хозяйство |
88,0 | 87,4 | 60,5 | 67,0 | 68,1 |
Строительство |
37,0 | 40,5 | 41,7 | 43,0 | 49,8 |
Транспорт |
54,0 | 50,5 | 54,3 | 51,3 | 61,2 |
В то же время, несмотря на высокий инвестиционный потенциал области, для нее характерны общероссийские проблемы субъектов Федерации, такие как незавершенность структурной реформы бюджетов различного уровня, их <непрозрачность> и отсутствие регулярных аудиторских проверок, раскрывающих информацию для инвесторов.
В 1997 г. администрацией Кемеровской области были выпущены бездокументарные купонные облигации на общую сумму 110,3 млн руб. (деноминированных). Но этот выпуск облигаций нельзя назвать полноценным, так как данный финансовый инструмент фактически являлся средством перекредитования: полученные средства от размещения долговых обязательств шли в счет погашения долга перед Министерством финансов РФ по бюджетным ссудам по товарному кредиту 1996 г.
Доходная часть бюджета области в 1997 г. составляла 5 071 млн руб. (деноминированных). Но, принимая во внимание, что фактическое превышение расходной части бюджета над доходной составляло 1 774 млн руб. (деноминированных) и с уче-том того, что фактическая сумма от налоговых сборов оказалась на 230 млн руб. (деноминированных) меньше запланированной, выпуск облигаций был единственным выходом для переоформления долга перед Минфином РФ.
Было выпущено три серии облигаций с разными сроками обращения:
Основной причиной, являющейся тормозом в развитии долгового рынка области, остается отсутствие инвестиционных проектов, удовлетворяющих условиям предоставления инвестиций. Необходимо также отметить отсутствие инфраструктуры первичного размещения и обращения долговых инструментов.
В настоящее время у многих финансовых институтов (страховых компаний, банков), находящихся на территории Кемеровской области, возникают проблемы с эффективным вложением денежных средств. По нашим данным, многие из них готовы разместить свои средства в облигациях области. Кроме того, создание региональных профессиональных участников рынка ценных бумаг (ПИФ, трастовая компания и пр.) вызвало бы конкуренцию банкам в привлечении свободных финансовых средств на территории области.
Еще одна проблема, требующая решения, - конкретизация государственных гарантий по размещенным средствам в соответствии с нормами законодательства. Согласно п. 2 ст. 99 Бюджетного кодекса РФ государственный долг субъекта Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом, составляющим казну субъекта РФ. Реальным воплощением данной нормы законодательства должен явится сформированный фонд, состоящий из ликвидных активов, находящихся в собственности Кемеровской области, и активов реализуемого инвестиционного проекта на правах залога. При возврате средств от реализации проекта активы последнего выбывают из состава гарантийного фонда.
Таким образом, принимая во внимание достаточно высокую инвестиционную привлекательность Кемеровской области, администрация области может привлечь дополнительные финансовые средства для осуществления инвестиционных проектов модернизации производства на действующих предприятиях угольной, химической и металлургической промышленности, а также для развития новых перспективных предприятий.