Перспективы экономики США

Вязовский Алексей

    В каждом сомнительном деле единственное средство не ошибиться - это предполагать самый худший конец.
    Людовик XIV
    Западные (да и многие отечественные) фондовые аналитики продолжают уверять рядового инвестора, что восстановление экономики США, а как следствие, и биржевой рост не за горами (сейчас говорят о так называемой ). Я вовсе не собираюсь устраивать разоблачения индустрии - <вкладывайте деньги в Америку>, хотя напомню, что еще полгода назад в ходу у аналитиков была (об этом уже много писалось и говорилось). Важнее другое - понять, что лежит в основе нынешнего биржевого кризиса и что будет дальше с экономикой США?

ПРИЧИНЫ РОСТА

    Принято считать, что нынешнее падение американского фондового рынка вызвано <сдутием мыльного пузыря NASDAQ> в лице всевозможных доткомов, а также участившимися скандалами с бухгалтерской отчетностью и, как следст- вие, недоверием инвесторов к активам (из-за невозможности их адекватной оценки), обращающимся на фондовых биржах. С этим никто и не спорит, но мало кто задается вопросом, а почему произошло <сдутие мыльного пузыря NASDAQ>? Обычно указывают на завышенные оценки перспектив высокотехнологических компаний, неоправданные надежды, одним словом, все списывается на безудержный оптимизм инвесторов и высшего менеджмента компаний, которому сей- час пришел конец. Как мне ка-жется, корни кризиса лежат глубже.
    Несколько последних десятилетий Америка была <флагманом> по привлечению инвестиций в собственную экономику. Ежегодный приток капитала оценивается в 300 млрд долл. Почему же инвесторы всего мира предпочитали США? Ответ банален: именно в США инвестиции (как прямые, так и портфельные) давали огромные доходы.
    В основе этих доходов лежало лидерство американских компаний в ряде инновационных отраслей (70-е, 80-е годы - компьютеры, полупроводники; 90-е годы - телекоммуникации и софтверные отрасли). Появление новых отраслей привело к инвестиционному буму, а это в свою очередь еще больше увеличило возможности компаний <новой экономики> к производственным и инновационным инвестициям.
    Экономисты называют подобный рост <экстенсивным>. Он характеризуется высокой рентабельностью бизнеса, низкой конкуренцией и высокой отдачей на вложенный капитал. Но экстенсивный рост не может быть бесконечным, и когда первоначальный потенциал отрасли исчерпывается, то он сменяется <интенсив-ным> ростом - тут и высокая конкуренция, и борьба за каж- дый доллар, и трудоемкий и затратный инновационный про- цесс.
    В результате экстенсивного роста в последние десятилетия США стали крупнейшим импортером не только капитала, но также товаров и услуг. Более 60% мирового потребления приходится на внутренний спрос в США. Проблем не было, пока он финансировался притоком капитала со всего мира. Происходил своеобразной реэкспорт капитала - производители из разных стран продавали за доллары свои товары и услуги в США, а заработанные доллары опять же возвращались обратно либо путем портфельных или прямых инвестиций, либо размещением долларов на счетах в американских бан-ках1. Таким образом, дефицит торгового баланса, который на дан- ный момент составляет порядка 37,6 млрд долл., не был пробле-мой - он компенсировался зарубежными инвестициями.

ПРИЧИНЫ ПАДЕНИЯ

    К началу нового тысячелетия экстенсивный этап закончился, новые продукты стали не слишком отличаться по качеству, цене и другим инновационным признакам от предыдущих аналогов2, как резуль- тат - упали продажи, и высший менеджмент на практике убедился, что постоянное увеличение объемов производства в конце концов приводит к перепроизводству и к цикличному кризису. В принципе результатом подобного кризиса становится переход на новые методы хозяйствования, сокращение издержек, уменьшение инвестиций и т.д.
    Но за время инвестиционного бума американцы (а также многие инвесторы в американскую экономику по всему миру) привыкли к <золотому дождю> из долларов. Ни у кого нет желания <затягивать пояс>. На помощь приходит правительство США, которое во время экстенсивного роста весьма устраивали профицитный бюджет, как следствие, возможность не считаться с расходами ради достижения любых целей (вроде свержения неугодных режимов по всему миру и т.д.). Поэтому и полгода не прошло как ФРС быстро снижает процентную ставку, т.е. стимулирует рынок дешевыми кредитами, в результате этого растет ипотечное кредитование, увеличивается строительство новых домов, компании берут дешевые кредиты на развитие производства. В стороне не остаются правительство США и сенат - снижаются налоги, резко увеличивается оборонный заказ. И вот уже американские статистики бодро рапортуют о ежеквартальном росте ВВП, ускорении темпов промышленного производства.
    Но тут, как назло, в Нью-Йорке происходят террористические акты 11 сентября, а затем вскрываются массовые махинации с отчетностью компаний.
    Давайте на секунду представим, что терактов не было и никто не ставит под сомнение честность корпоративного управления и правильность отчетности компаний. Ситуация от этого меняется не сильно. В экономике существуют объективные процессы - экстенсивный рост закончился, высокотехнологические отрасли большей частью исчерпаны, продажи, несмотря на все усилия маркетологов, падают, а прогнозы компаний на следующие несколько кварталов выглядят вообще мрачно3. Инвестиции в производство и инновационные направления также снижаются4. Но самое главное - стагнирует внутреннее потребление в США (главный <локомотив мировой экономики>, на долю которого приходится 2/3 ВВП США), а также все больше и больше усиливается отток капита- ла5. А, как известно, именно отток капитала окончательно сигнализирует об исчезновении того самого <снежного кома>, который обеспечивал Америке бурный рост за последние несколько лет. Кроме того, оттоку капитала способствуют низкие процентные ставки, которые призваны стимулировать производство.
    Если нет притока капитала, то нет возможности финансировать им разрыв в торговом балансе (на это требуется до 1 млрд долл. в сутки)6, а следовательно, и дальше будет снижаться внутреннее потребление, что приведет к дальнейшему падению объемов продаж компаниями, что в свою очередь вызовет сокращение издержек компаний, всплеск безработицы, еще большее уменьшение потребления и т.д. по замкнутому кругу. Таким образом, даже без бухгалтерских скандалов утечка капитала за рубеж (вернее, падение реэкспорта) и стагнация внутреннего потребления убивают американскую экономику.
    Есть еще несколько факторов, которые свидетельствуют о приближающемся кризисе: это бум в сфере строительства и недвижимости; рост цен на золото/серебро (инвесторы переводят стремительно дешевеющие активы в вечные ценности - ценные металлы и землю (дома, квартиры)), а также продолжающийся рост огромного внутреннего долга США. (Я не буду подробно останавливаться на этом; желающие легко найдут всю информацию в сети Интернет.)

ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОГНОЗЫ

    Итак, какие выводы и прогнозы можно сделать из всего вышеизложенного?

  • Во-первых, кризис в США и, как следствие, во всем мире (думаю, не надо объяснять читателям степень глобализации современной экономики) усилится и примет затяжной характер. Я не исключаю временные всплески активности и роста, например, в связи с началом войны в Ираке (либо еще где-нибудь). В том случае если американцам и их союзникам удастся провести блицкриг и не увязнуть в долгосрочных военных действиях, то это временно простимулирует экономику (есть четкая корреляция между успешными военными действиями и ростом внутреннего потребления и производства (оборонный заказ)). Тем не менее другие возможности выхода из рецессии правительство США уже исчерпало, а любая война ложится тяжелым бременем на бюджет, приводит к росту цен на нефть (и другие энергоносители), что в свою очередь увеличивает издержки потребителей и компаний.
  • Во-вторых, как я писал выше, ни одно правительство не может отменить объективные закономерности - в мире начался интенсивный этап, и продажи (доходы) компаний как <старой>, так и <новой> экономики будут падать7. Следовательно, продолжатся банкротства8, скандалы с отчетностью и аудитом (это ведь единственный способ для компаний повысить капитализацию в условиях кризиса и падения, тем более что доходы высшего менеджмента прямо привязаны посредством опционов и бонусов к показателям управленческой отчетности, а банальную человеческую жадность нельзя отменить законодательно). По моему мнению, те, кто надеются, что рано или поздно нынешнее руководство США решит эту проблему (например, посредством утверждения собранием акционеров опционных программ высшего менеджмента), глубоко заблуждаются. Финансовая сфера стала настолько сложной и запутанной, а главное, привлекательной с точки зрения возможных огромных единоразовых доходов (в том числе и на бумаге), что будет возникать все больше и больше различных схем <надувания> доходов, оборотов и др. показателей отчетности компаний.
  • В-третьих, разрастающийся кризис сильнее всего ударит по развивающимся странам, в том числе и по России. Очевидно, что цены на нефть в условиях падения производства и потребления в развитых странах не смогут остаться на приемлемом для нас уровне. Обострение конкуренции в развитых странах вытеснит не периферию предприятия развивающихся стран, ориентированные на хай-тек и любое мало-мальски несырьевое производство.
        Если брать отдаленную перспективу, то мировую экономику после сильного кризиса ожидают длительный этап стагнации и переход на новые методы хозяйствования. Это в первую очередь смена собственников неэффективных предприятий <новой волны>, смена управленцев на людей с мышлением, адекватным интенсивному периоду, и т.п. Все это будет продолжаться до тех пор, пока не появится принципиально новая отрасль с высокой отдачей (что подразумевает ее огромную востребованность обществом, экономикой), куда хлынут оставшиеся капиталы.
        И опять начнет раскручиваться маховик экстенсивного роста: деньги делают большие деньги, а те в свою очередь через инвестиции превращаются в огромные капиталы, т.е. все то, чему мы были свидетелями в Америке последних десятилетий.
        К сожалению, сейчас невозможно предсказать, что именно послужит <локомотивом> роста, какое направление в научной мысли. Ясно лишь, что оно должно иметь сугубо прикладной характер: приносить обществу еще больший комфорт, а экономике и производству - еще большую эффективность. По моему мнению, наиболее перспективными выглядят биотехнологии (геном человека) и нанотехнологии.

    ФАКТЫ И КОММЕНТАРИИ
        РАО <ЕЭС России> выбрало себе консультанта и советчика
        РАО <ЕЭС России> выбрало себе главного инвестиционного консультанта - консорциум Альфа-банка и Merrill Lynch. Приглашения принять участие в тендере были разосланы в 14 российских и зарубежных инвестиционнных банков. Как заявили в РАО, первые три места заняли соответственно заявки Альфа-банк/ Merrill Lynch, НИКойл/HSBC Holding, <Русские инвесторы>/Deutche Bank. Теперь Альфа-банк со своим партнером будут консультировать менеджмент РАО <ЕЭС России> по вопросам изменения структуры капитала компаний, создаваемых в ходе реформы, и оценивать активы, подлежащие передаче в эти новые компании. А еще им придется формировать у акционеров РАО <ЕЭС России> более благосклонное отношение к реформе энергохолдинга.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".