Преимущества и особенности обслуживания франчайзинговых компаний коммерческими банками

Назаренко Ефим

БАНК КАК ИНСТИТУТ ОБСЛУЖИВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ФРАНЧАЙЗИНГА

    На данном этапе развития экономики России одним из основных системообразующих факторов, повышению роли которого, по мнению ряда экономистов, необходимо уделять особое внимание, является увеличение доли малого бизнеса в создании ВВП страны. Анализи-руя опыт построения оптимальной (в том числе безрисковой (развивающейся дефрагментарно), социально ориентированной) структуры экономики развитых стран (преимущественно Западной Европы), доля малого бизнеса в создании ВВП которых доходит до 80%, можно сделать вывод о том, что франчайзинг - это основной механизм развития предпринимательства. При этом основная роль как в области продвижения франчайзинга на потенциальный рынок, так и в отношении предоставления максимально полного набора продуктов и услуг субъектам коммерческой концессии принадлежит коммерческим банкам.
    Во многих кредитных организациях Западной Европы, США, Азии, Австралии и Новой Зеландии с середины 70-х годов до настоящего времени были открыты и продолжают открываться отделы и департаменты обслуживания субъектов франчайзинга.
    В настоящее время, по признанию специалистов в области коммерческой концессии, лидирующие позиции в сфере банковского обслуживания франчайзинговых компаний принадлежат следующим кредитным организациям: Bank of Ireland, Bank of New Zealand, Lloyds Bank, Canada Trust Bank, National Westminster Bank, Ulster Bank, Royal Bank of Scotland, Royal Bank of Canada, Midland Bank, HSBC Bank, Bank of Nova Scotia, Bank of Montreal, Canadian Imperial Bank of Commerce, Credit Lyonnais, ABN Amro Bank.

ФУНКЦИИ ОТДЕЛА ОБСЛУЖИВАНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА

    Деятельность франчайзингового отдела банка отличает значительный уровень консалтинга информационного характера, который заключается в предоставлении потенциальным и действующим франчайзи детальной информации о рынке коммерческой концессии, включая:

  • условия и формы коммерческой концессии;
  • потребности соответствующих отраслей рынка во франчайзинговых компаниях;
  • расширение крупных компаний посредством франчайзинга;
  • информацию о текущем финансовом положении компаний-франчайзеров;
  • данные о страховых, лизинговых, финансовых, консалтинговых компаниях, специализирующихся на предоставлении услуг субъектам франчайзинга.
        Франчайзинговое подразделение кредитной организации осуществляет также консалтинг и структурирование деятельности франчайзи в области разработки и предоставления бизнес-плана компании как для банка, так и для компании-франчайзера. Некоторые банки, например HSBC Bank, предоставляют бесплатно корпоративное программное обеспечение для разработки бизнес-плана, облегчающее процесс работы над данным документом и взаимодействие с кредитной организацией.
        Отдел обслуживания субъектов франчайзинга оказывает посреднические услуги в области установления контактов между франчайзером и потенциальными франчайзи. Нередко франчайзинговые департаменты западных банков осуществляют программы <подбора> франчайзи для какого-либо франчайзера либо определяют франчайзера, наиболее подходящего для специализации франчайзи.
        Анализируя следующий крупный функциональный блок отдела франчайзинга - юридический, следует отметить, что его основными функциями являются: консалтинг юридического характера в области законодательства (в том числе иностранного), в сфере коммерческой концессии, параметров франчайзингового договора и иных документально оформляемых правоотношений.
        Функцией франчайзингового отдела кредитной организации, играющей основную роль, является обеспечение финансовыми ресурсами компаний-франчайзи и франчайзеров. Фундаментальными составляющими рассматриваемого направления деятельности подразделения являются: разработка программ, определение инструментов и источников долгового и акционерного финансирования, участие в составлении и оптимизации внутрибанковских программ контроля и хеджирования операционных рисков.
        Политика различных кредитных организаций в области предоставления финансовых ресурсов франшизам похожа. Ее основными аспектами являются:
  • установление более низких процентных ставок по сравнению с данным параметром, применяемым при кредитовании самостоятельных предприятий1;
  • возможность привязки процентных ставок по кредитам к базовым отраслевым показателям. Например, при кредитовании франчайзи нефтяных компаний процентная ставка по кредитам соотносится с индексом изменения цен на сырую нефть или конечные нефтепродукты. При колебаниях данного индекса процентная ставка корректируется2;
  • более распространенное использование механизма отсрочки выплат как процентов за пользование кредитными ресурсами, так и основного тела кредита3;
  • предоставление субъектам франчайзинга бесплатного обслуживания в банке в течение первого года. Данный механизм предоставляет возможность франчайзи и франчайзерам пользоваться всем спектром банковских услуг без необходимости оплаты комиссий и вознаграждений. Некоторые банки при условии значительного постоянного годового оборота средств по расчетному счету увеличивают данный период. Так, HSBC Bank, в случае если годовой оборот денежных средств по расчетному счету франшизы составляет не менее 1 млн ф. ст., продлевает рассматриваемый льготный период до двух лет4;
  • взимание более низкого размера платы за организацию кредитования, составляющей в среднем 1% от суммы кредита без учета процентов (при кредитовании независимых компаний данный показатель составляет до 3% от размера кредита).

    ОСНОВНЫЕ СХЕМЫ УЧАСТИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В ФИНАНСИРОВАНИИ ФРАНЧАЙЗИНГОВЫХ КОМПАНИЙ

        Основные схемы участия коммерческих банков в финансировании франчайзинговых компаний сводятся к нижеследующим:

  • Кредитование франчайзи коммерческими банками с использованием государственных гарантий. В соответствии с данным механизмом государство выступает поручителем по кредитам, предоставленным франчайзинговым предприятиям, и в случае невозвращения полученных финансовых ресурсов последними за счет средств бюджета или внебюджетных фондов возмещает банку его убытки5.
        Следует отметить, что за предоставление гарантий государственным органом взимается комиссия в размере 2,5-5% от суммы кредита. Деятельность ряда стран, в том числе Великобритании показала, что общий размер комиссий значительно превышает расходы по возмещению убытков коммерческих банков и составляет весьма существенный доход государства.
  • Кредитование компаний-франчайзоров под залог брэндов, принадлежащих им. При использовании данной схемы стоимость брэнда должна оцениваться компания-ми, специализирующимися в данной сфере, например <Интербрэнд>.
        В этом случае брэнд должен быть достаточно известным и иметь стоимость, соизмеримую с размером запрашиваемого кредита. При невозвращении кредита брэнд может быть реализован путем проведения аукциона либо перейти в собственность банка. В последнем случае кредитная организация приобретает право сбора роялти с действующих франчайзи данной сети. Преимуществом данного механизма является то, что при реализации брэнда или регулярном взимании роялти с операторов франшизы коммерческий банк имеет возможность получить значительно большую сумму, чем размер кредита и проценты по нему.
  • Кредитование франчайзеров с использованием механизма факторинга. В этом случае процентные платежи за пользование кредитом франчайзер не выплачивает непосредственно банку, а предоставляет последнему право требования роялти с одного или нескольких франчайзи. При этом объем роялти должен быть соизмерим с размером процентных платежей за пользование кредитными ресурсами6.
  • Кредитование франчайзи коммерческим банком под поручительство франчайзера или <ассоциаций франчайзи>, т.е. структур, объединяющих франчайзи одной или нескольких франшиз и стремящихся защитить интересы франчайзи, предоставить информационные и консалтинговые услуги, взаимное кредитование за счет средств совместно созданного фонда, поручительство по кредитным договорам и договорам займа.
  • Использование механизма венчурного инвестирования, осуществляемого банком для обеспечения франчайзинговых компаний финансовыми ресурсами. Данные инвестиции осуществляются с целью получить доход от роста капитализации7 компании - реципиента финансовых ресурсов. Необходимо отметить, что рост капитализации франшиз происходит гораздо быстрее по сравнению с независимыми фирмами. Это утверждение подкрепляется данными журнала <Эксперт>, в соответствии с которыми мировыми лидерами 2001 г. по росту капитализации стали компании, активно использующие франчайзинг в своей деятельности, такие как Coca-Cola, PepsiCo, McDonalds, Burger King, сбытовые подразделения нефтяных компаний и ряд авиакомпаний.
        Отметим, что, несмотря на простоту и привлекательность описанного выше механизма венчурного инвестирования и большую вероятность роста капитализации франчайзинговых компаний, данная схема применяется только в отношении компаний-франчайзеров. Это происходит потому, что возможность компании-франчайзи быть публичной и соответственно эмитировать акции жестко ограничивается франчайзером по ряду причин.
  • Кредитование субъектов франчайзинга под залог их частной собственности с использованием гарантий третьих лиц8.
  • Предоставление кредитов франшизам с использованием схем страхования кредитных рисков крупными страховыми компаниями.
        Следующей функцией франчайзингового отдела, имеющей природу PR-акции, является проведение выставок, презентаций и конференций по вопросам франчайзинга, популяризация основополагающих принципов коммерческой концессии среди предпринимателей. Помимо этого, франчайзинговый отдел занимается проведением тренинговых и образовательных программ в области коммерческой концессии, консультированием по вопросам кадрового менеджмента.
        Еще одной консалтинговой составляющей функций франчайзингового отдела является постановка, контроль и оптимизация системы регулярного менеджмента во франчайзинговых компаниях.
        Важной составляющей деятельности франчайзингового подразделения банка, которой в последнее время уделяется повышенное внимание, является предоставление программного обеспечения, его установка и обучение франчайзи работе с ним.
        Другой функцией отдела франчайзинга, имеющей отношение к PR-акциям и связям со средствами массовой информации, является подготовка и продвижение предложений по внесению изменений и дополнений в законодательство в сфере франчайзинга.

    ПРЕИМУЩЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ФРАНЧАЙЗИНГА ДЛЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

        По мнению специалистов банковской сферы, высокие кредитные риски являются основной проблемой кредитного обслуживания субъектов малого бизнеса10. Данная проблема обусловлена прежде всего значительной долей разоряющихся и ликвидируемых предприятий в сфере предпринимательства11.
        Рассматривая вышеуказанную проблему, следует отметить, что одним из наиболее значимых преимуществ обслуживания субъектов франчайзинга для кредитных организаций является именно низкий уровень риска операций кредитования, связанный с незначительным уровнем банкротств среди рассматриваемой категории компаний (наиболее низкий уровень среди всех категорий субъектов малого бизнеса). Только 14% франчайзинговых компаний, работающих по механизму коммерческой концессии, в течение первых 2-3 лет деятельности закрываются по различным причинам. Помимо низкого уровня банкротств, минимизации кредитных рисков коммерческих банков способствует значительная степень планирования бизнеса франчайзинговыми компаниями, в том числе политики заимствования.
        Что касается операций кредитования франчайзеров, то уровень кредитного риска в данном случае ниже, чем общий уровень риска кредитования франчайзинговых компаний12, что обусловлено использованием франчайзерами отработанных технологий и бизнес-процессов деятельности на рынке, длительной историей развития рассматриваемых организаций, а также наличием значительного опыта ведения бизнеса и способов хеджирования различного рода рыночных рисков.
        Минимизации кредитных рисков банков при кредитовании франчайзинговых компаний помогает также возможность использования низкорисковых оригинальных схем кредитования, а также способность банка прогнозировать результаты проводимых операций, исходя из опыта предыдущего обслуживания франчайзи той или иной франчайзинговой сети.
        Следует отметить еще одну важную проблему банковского кредитования субъектов малого и среднего бизнеса. Так, по мнению вице-президента Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса, коммерческие банки не заинтересованы в кредитовании малых предприятий из-за отсутствия отработанных технологий осуществления данной операции, необходимости рассмотрения большого количества инвестиционных проектов при высокой стоимости их проработки13. Кроме того, проблема кредитования малого бизнеса с точки зрения банка заключается в сложности организации кредитования как <поточной> услуги14. При рассмотрении данных проблем в контексте кредитования франчайзинговых компаний заметим, что разработка технологий <поточного> кредитования субъектов франчайзинга значительно легче по сравнению с подобной технологией кредитования самостоятельных предприятий. Основной причиной этого стала <стандартность> ведения бизнеса франчайзи.
        Еще одним преимуществом банковского обслуживания франчайзинговых компаний является то, что рассматриваемые предприятия обеспечивают более полную прозрачность своей деятельности для кредитной организации, чем самостоятельные компании. Необходимость обеспечения прозрачности (транспарентности) франчайзинговых компаний продиктована текущей рыночной ситуацией, в соответствии с которой юридическое лицо, планирующее осуществлять тиражирование своего бизнеса на основе коммерческой концессии, должно обеспечить прозрачность всех бизнес-процессов, появляющихся в ходе его деятельности.
        Это особенно важно в нашей стране в связи со значительным количеством непрозрачных по ряду критериев компаний, общепринятыми большинством предприятий <нецивилизованными> стандартами ведения бизнеса и связанной с этими факторами незначительной инвестиционной активностью иностранных инвесторов.
        Отметим также, что рядом компаний, действующих на основе франчайзинга, разработаны кодексы корпоративного управления, детально конкретизирующие бизнес-процессы, происходящие на предприятии и способствующие более полной и достоверной оценке и объективному прогнозированию развития дальнейших событий со стороны кредитной организации15.
        Следует отметить так же, что практически все франчайзинговые предприятия имеют один расчетный счет и следовательно, обслуживаются в одном банке, обеспечивая таким образом, той или иной кредитной организации возможность получать стабильный доход и прогнозировать движение финансовых потоков по расчетному счету компании.
        Существует мнение, основанное на высказываниях ряда российских банкиров, в соответствии с которым в настоящее время наблюдается отсутствие устойчивого спроса на кредитные ресурсы со стороны предприятий малого бизнеса16.
        Анализируя эту точку зрения, заметим, что франчайзинговые компании как субъекты малого бизнеса проявляют постоянный ин-терес к кредитным банковским
        ресурсам. Предприятия рассматриваемого рода, развиваясь в соответствии с разработанным бизнес-планом, наряду с реинвестированием значительной части собственной прибыли в развитие компании прибегают к заимствованиям на внутреннем финансовом рынке. Более того, спрос данных юридических лиц на кредитные ресурсы устойчив и прогнозируем. В ближайшее время со стороны субъектов коммерческой концессии ожидается увеличение спроса на долгосрочные кредиты. Это утверждение подтверждается мнением руководства таких франчайзинговых компаний, как <РосИнтер>, <1С>, <Эконика> и ряда других17. Подобный уровень спроса отражает общемировую тенденцию компаний, работающих по механизму франчайзинга, планирующих и способных осуществлять привлечение и своевременный возврат кредитных ресурсов, исходя из прогнозируемого потребительского спроса на их продукты и услуги.
        Коммерческие банки ряда стран с экономикой переходного периода, определившие обслуживание субъектов коммерческой концессии как стратегическое направление своей деятельности, в настоящее время имеют возможность кратного увеличения клиентской базы за счет новой, перспективной, стабильной и быстро растущей категории клиентов. К сожалению, в настоящее время в РФ банки, имеющие в своей организационной структуре отдел обслуживания субъектов франчайзинга, отсутствуют, что обусловлено, как было сказано выше, отсутствием значительного числа субъектов коммерческой концессии и сохранением выжидательной позиции ряда иностранных франчайзеров по выходу на российский рынок коммерческой концессии. Между тем деятельность ряда коммерческих банков Западной Европы доказывает, что работа с франчайзи и франчайзерами способна стать основой деятельности той или иной кредитной организации и обеспечить высокий уровень рентабельности ряда операций.
        Следующим преимуществом обслуживания субъектов франчайзинга для коммерческих банков является возможность получения кредитной организацией значительного дохода от оказания франчайзи и франчайзерам дополнительных услуг, в том числе консалтинговых, осуществления программ <подбора франчайзи> для иностранных франчайзеров или предложения потенциальным франчайзи действующего бизнеса.
        Обслуживание субъектов франчайзинга повышает также степень устойчивости коммерческого банка к системным макроэкономическим кризисам, поскольку франчайзинговые компании осуществляют деятельность в дифференцированных сегментах рынка и, как показала практика, не прекращают свою деятельность даже в условиях экономических катаклизмов, обеспечивая банку тем самым регулярный стабильный доход.
        Данное утверждение подтверждается приведенными выше показателями деятельности субъектов франчайзинга во время российского экономического кризиса 1998 г., когда с рынка ушло от 30 до 50% всех независимых хозяйствующих субъектов и только около 5% франчайзинговых компаний. Причем большинство из ушедших франчайзинговых компаний возобновили свою деятельность после улучшения макроэкономической ситуации в стране и повышения уровня потребительского спроса.
        Последним преимуществом банковского обслуживания субъектов франчайзинга, которому следует уделить внимание, является возможность улучшения деловой репутации (goodwill) банка за счет работы с социально и экологически ответственными компаниями, которыми и являются франчайзинговые организации. Это юридические лица, предоставляющие работу субъектам, полная занятость которых невозможна, людям с ограниченными физическими возможностями; осуществляющие благотворительные программы помощи нуждающимся социальным группам; ведущие деятельность, основываясь на мировых экологических стандартах.

    ОСОБЕННОСТИ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГОВЫХ КОМПАНИЙ

        Обслуживание коммерческими банками субъектов франчайзинга имеет ряд особенностей по сравнению с обслуживанием самостоятельных компаний.
        Основной особенностью такого рода является необходимость предоставления субъектам франчайзинга комплексного обслуживания, включающего широкий спектр банковских продуктов. Помимо получения классических банковских услуг, таких как расчетно-кассовое обслуживание, инкассация выручки юридических лиц, первичное размещение ценных бумаг, обслуживание корпоративных дебетовых и кредитных карт, ведение депозитных счетов сотрудников предприятий, оптимизация финансового менеджмента клиента и генерирование финансовых схем, субъекты коммерческой концессии предъявляют спрос на вышеописанные оригинальные виды услуг, предоставляемых отделом обслуживания субъектов франчайзинга коммерческого банка.
        Комплексный подход к обслуживанию франчайзинговых компаний невозможно качественно осуществить нескольким (обособленным) банковским подразделениям (таким как кредитный отдел, юридический отдел, отдел маркетинга и отдел информационных технологий) в силу приведенных ниже причин:

  • неудобство для субъектов франчайзинга в получении различных видов услуг и продуктов в дифференцированных банковских подразделениях из-за значительных временных затрат на получение услуг кредитной организации, сложности формирования целостного мнения по интересующим вопросам после консультаций с различными банковскими специалистами, имеющими нередко оппозиционные точки зрения по разным аспектам коммерческой концессии;
  • в случае обслуживания субъектов франчайзинга дифференцированными банковскими подразделениями стоимость услуг для компаний, действующих в области коммерческой концессии, становится выше в связи с высокой себестоимостью услуг для самого банка;
  • возможность более качественной разработки эксклюзивных схем и продуктов, предоставляемых субъектам коммерческой концессии, а также осуществления крупномасштабных маркетинговых кампаний в области франчайзинга специалистами, досконально знающими рынок льготного предпринимательства и имеющими опыт работы в качестве менеджеров франчайзинговых компаний или национальных франчайзинговых ассоциаций;
  • сложность разработки кредитной организацией комплексной модели обслуживания субъектов франчайзинга из-за неорганизованности и внутренней конкуренции в совместной работе различных перечисленных выше отделов банка, вероятность возникновения которых достаточно велика.
        Необходимо также отметить, что западные компании - франчайзеры и франчайзи, развитие которых в РФ ожидается с изменением национального франчайзингового законодательства, привыкли к получению всего спектра услуг в специализированных внутрибанковских подразделениях, обслуживающих исключительно субъектов франчайзинга, и предоставление такого рода спектра услуг какими-либо российскими кредитными организациями явится значительным стратегическим шагом последних к взаимовыгодному и долгосрочному сотрудничеству с компаниями - участниками рынка франчайзинга.
        Следующей особенностью обслуживания франчайзи и франчайзеров является возможное применение оригинальных кредитных схем (см. выше).

    <СУПЕРМАРКЕТЫ> УСЛУГ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ ФРАНЧАЙЗИНГА

        По мнению ряда отечественных и западных специалистов в области коммерческой концессии, в коммерческих банках Восточной Европы в ближайшее время появится необходимость организации отделов обслуживания субъектов льготного предпринимательства. В РФ ожидается, что с изменением и либерализацией национального франчайзингового законодательства, которые должны произойти в ближайшее время, последует выход ряда франчайзинговых сетей на отечественный рынок и у иностранных франчайзеров появится потребность в получении широкого спектра специфических продуктов и услуг. Следует отметить, что спрос на такого рода услуги ожидается весьма значительным и долгосрочным.
        К сожалению, организаций, способных в полной мере удовлетворить спрос субъектов франчайзинга на перечисленные выше услуги и выполнить роль <супермаркета> подобных продуктов, в России на сегодняшний день нет. Действующие российские франчайзеры и франчайзи получают данные услуги в различных кредитных организациях, Российской Ассоциации франчайзинга18, консалтинговых компаниях, маркетинговых центрах и у других юридических лиц, что приводит к значительным временным и материальным затратам.
        Еще раз повторим, что коммерческий банк, имеющий достаточные собственные финансовые ресурсы и рассматривающий франчайзинг как перспективное стратегическое направление своей деятельности, вполне мог бы стать такого рода <супермаркетом>. n

        Адрес автора: nyy@atrus.ru

  • © ЗАО "Группа РЦБ".