Выпуск облигаций местными органами власти

Виленчик Владимир

ФИНАНСОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ

    В связи с активно проводимой в последние годы в Российской Федерации реформой муниципальных органов власти существенно возрастает их значение в развитии социальной сферы местных территориальных образований.
    В ходе реформы местных органов власти к середине 2001 г. из 12215 муниципальных образований РФ имеют муниципальную собственность 11160 (или более 91%), около 72% муниципалитетов располагают учреждениями образования, около 65% - учреждениями здравоохранения, учреждениями культуры и спорта - более 65%1.
    Планируемая реформа жилищно-коммунального хозяйства возложит на местную власть дополнительные и достаточно сложные задачи, успешное решение которых во многом будет зависеть в том числе от финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении муниципалитетов. В настоящее время средняя по стране обеспеченность местных бюджетов собственными источниками средств не превышает 10%2.
    Основными направлениями увеличения финансовой самостоятельности муниципалитетов должны стать:

  • перераспределение ресурсов между субъектами РФ и муниципальными образованиями в пользу последних;
  • увеличение полноты собираемости налогов с хозяйственных субъектов территории;
  • эффективная коммерческая деятельность предприятий и организаций, в том числе по предоставлению населению дополнительных платных услуг и т.д.
        Вместе с тем (об этом свидетельствует многолетний зарубежный опыт) источником финансовых средств для муниципальных образований могут стать заемные средства. По нашему мнению, и это является принципиальным моментом, заемные средства должны направляться только на развитие социальных объектов, а не на их текущее содержание или на закрытие кассовых разрывов местных бюджетов.
        Использование для целей заимствования кредитов банков возможно, но не всегда реально, в том числе в силу требований, которые выставляют банковские учреждения. К числу таких требований относятся: наличие совместных проектов, переход подотчетных администрации предприятий на обслуживание в банк, реклама банка и т.д. Кроме того, Бюджетный кодекс РФ определил, что списание средств со счетов администрации возможно только в судебном порядке, что неисполнение администрацией обязательств по уплате процентов и основного долга по кредиту может усложнить процедуру взыскания долга. В большинстве крупных банков процедуру взаимоотношений регулируют различные Инструкции по установлению кредитного риска и его оценки на региональные и муниципальные администрации.

    МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ

        По нашему мнению, важным средством решения территориальных социальных проблем привлечения средств в необходимые инвестиционные проекты могут стать муниципальные ценные бумаги, в том числе облигации муниципальных займов, являющиеся ценными бумагами, выпускаемыми муниципальными органами власти. До настоящего времени <муниципальными> считались облигации, которые выпускали субъекты РФ (области, края, национальные образования), что, по нашему мнению, является принципиально неверным. Это в немалой степени было обусловлено полным отсутствием действительно муниципальных ценных бумаг. Ситуация стала меняться только в последние два-три года.
        Существующая юридическая база позволяет местным органам власти использовать ценные бумаги как важную составную часть инвестиционной политики муниципалитетов для управления и развития социальной сферы подведомственной территории. Статья 36, гл. 5 закона № 154-ФЗ от 28 августа 1995 г. <Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации> содержит положение о том, что <в доходы местных бюджетов зачисляются... поступления от местных займов>, а ст. 42 этого же закона органам местного самоуправления дает право выпускать муниципальные займы.
        Еще раньше федеральным законом № 1550-1 от 6 июля 1991 г. <О местном самоуправлении в Российской Федерации> было установлено, кто может принимать решение о выпуске и размещении займов. Бюджетный кодекс РФ (в редакции от 5 августа 2000 г.) установил в числе прочего, что обслуживание и погашение муниципального долга финансируется исключительно из местных бюджетов, а также определил ряд других принципиальных вопросов муниципальных ценных бумаг; федеральный закон № 136-ФЗ от 29 июля 1998 г. <Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг> регулирует основные моменты выпуска, регистрации и обращения муниципальных ценных бумаг.
        Зарубежный опыт выпуска муниципальных займов, дореволюционный опыт России, а также практика выпуска облигаций субъектами РФ за последние годы, опыт реструктуризации различных долгов российских регионов позволяют сделать вывод о возможности выпуска муниципальными органами власти облигаций для финансирования своей социальной инфраструктуры.
        У муниципальных образований даже при небольшой численности населения, но территориально обособленных, больше шансов успешно осуществить выпуск облигаций, чем у муниципалитетов, расположенных в крупном или среднем по численности городе. Это связано с тем, что в первом случае предприятия или учреждения социальной инфраструктуры носят более обособленный характер, чем в условиях города, где объект, находящийся на одной территории, обслуживает население, проживающее в других муниципальных образованиях.
        С учетом специфики работы предприятий и учреждений социальной инфраструктуры, небольшой численности населения, необходимости долгосрочных вложений, публичности, прозрачности и контроля займов можно придти к выводу, что основным приобретателем муниципальных ценных бумаг должно стать население, чьи денежные средства могут послужить основой для финансирования и инвестирования в муниципальное хозяйство, прежде всего в объекты жилищно-коммунальной сферы, образования, культуры, здравоохранения, спорта.

    ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СРЕДСТВ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

        Для того чтобы муниципальные ценные бумаги стали существенным каналом привлечения денежных средств для финансирования социальных объектов, нами сформулированы организационно-методические принципы, которые заключаются в следующем.
        1. Разработка порядка взаимодействия всех заинтересованных сторон в процессе решения проблем с исполнением муниципальными органами своих обязательств. Речь идет о том, что привлечение инвестиций возможно только при наличии институциональных механизмов защиты прав кредиторов и инвесторов, финансирующих органы местного самоуправления, в том числе и через облигационные займы. По аналогии с зарубежными странами должен быть принят закон о банкротстве местных (муниципальных) органов, позволяющий взыскивать долги, создавать ответственность, не препятствуя продолжению местными (муниципальными) органами выполнению своих основных функций.
        2. Формирование на региональном уровне и доведение до местных (муниципальных) органов программы конкретных инвестиционных проектов, реально способствующих благоустройству территории, работе жилищно-коммунальных служб, развитию системы дошкольного образования и проведению детского досуга и многому другому. Это потребует не только доработки уже имеющейся программы, но и внесения изменений в существующую законодательную базу.
        Еще раз повторим нашу точку зрения: заимствования местными органами власти должны осуществляться преимущественно для финансирования инвестиционных программ, проектов и конкретных объектов, а не быть бюджетозамещающими или связанными с кассовыми разрывами при исполнении бюджета. Это находится в некотором противоречии с бюджетным законодательством, провозгласившим возможность заимствования только на покрытие бюджетного дефицита. До тех пор пока не будет изменено законодательство, выпуск муниципальных облигаций могут проводить муниципальные предприятия социальной сферы, в том числе и под гарантии муниципалитетов и соответсвующие статьи бюджета, а также с указанием постоянных источников покрытия осуществленных займов. Таким образом, заимствования могут производить муниципальные органы, работающие предприятия социальной сферы или предприятия, созданные специально для реализации проекта.
        3. Повышение уровня муниципального менеджмента. Задача приведения в соответствие компетенции местного самоуправления и имеющихся, а тем более планируемых на будущее финансовых ресурсов является одной из важнейших.
        Выпуск и обращение муниципальных облигаций даже с учетом привлечения специализированных фирм, работающих на рынке ценных бумаг, требуют адекватного понимания муниципальными служащими фундаментальных основ теории и практики муниципальных финансов. В частности, для того чтобы правильно определить на стадии инвестиционного проектирования, как будет происходить размещение ценных бумаг: посредством биржевого размещения или андеррайтинга.
        Не менее важным является вопрос, должен ли эмитент сам заниматься подготовительной работой по выпуску и размещению облигаций или целесообразнее обратиться к компании-менеджеру, т.е. руководство муниципалитета должно иметь соответствующие квалификацию и подготовку. (На наш взгляд, целесообразно в существующие системы повышения квалификации работников муниципалитетов включить разделы по муниципальным финансам.)
        4. Создание системы мониторинга и контроля за муниципальными заимствованиями в целом и муниципальными облигационными займами в частности. Контроль за муниципальными финансами должны осуществлять как вышестоящие органы управления, так и специальные наблюдательные комитеты (если речь идет о муниципальных займах), и советы кредиторов (если речь идет о прямом заимствовании). По нашему мнению, целям контроля отвечало бы и объединение основных муниципальных программ и проектов в рамках специального документа либо в виде отдельной бюджетной строки или статьи в бюджете, или в рамках АПКВ (адресной программы капитальных вложений).

    МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБЛИГАЦИИ

        Муниципальные облигации для развития социальной инфраструктуры могут иметь в качестве источников погашения не только денежные средства, но и различное натуральное погашение, в том числе в виде зачетов за местные налоги, получения льгот при пользовании местными социальными объектами и многого другого. Следует отметить, что местные региональные инвестиционные облигационные займы ->жилищные>, <телефонные> и другие - <товарные>, имеющие социальную направленность, были одними из первых региональных займов, реализованных в России.
        Для выпуска муниципальных облигаций в РФ в настоящее время складываются достаточно благоприятные условия.

  • Развитие системы муниципального управления на основе формирования муниципального законодательства.
  • Улучшение макроэкономической ситуации и политическая стабильность в стране; планируемое снижение уровня инфляции и ставок, по которым осуществляются на рынке заимствования.
  • Существенное ограничение направлений вложения свободных денежных средств для институциональных инвесторов и населения: остатки денежных средств, находящихся у учреждения финансово-кредитной системы, не могут быть вложены в различные активы, в том числе из-за ограниченного числа присутствующих на рынке финансовых инструментов.
  • Накопленный в последние годы в стране опыт выпуска региональных займов. До 1993 г. выпуски региональных облигаций были единичными в первую очередь из-за нечеткой законодательной базы, низкого интереса инвесторов и отсутствия рыночной инфраструктуры.
        Начиная с 1993 г. регионы стали активно привлекать заемные средства, в том числе посредством выпуска облигаций. В большинстве случаев в качестве заемщика выступал субъект федерации - область, край, национальное образование. На момент кризиса 1998 г. практически все субъекты федерации и крупные города имели значительный объем задолженности как в национальной, так и в иностранной валюте.
        Заемные средства чаще всего направлялись на финансирование текущих расходов (зарплаты, жилищно-коммунальные услуги), рефинансирование ранее полученных средств, покрытие кассовых разрывов бюджета. Капитальные вложения в инфраструктуру за счет заемных средств осуществлялись лишь в рамках проектов Международного банка реконструкции и развития (МБРР) (<Городской общественный транспорт>, <Передача ведомственного жилищного фонда муниципалитетам>, <Строительство и реконструкция автодорожных мостов> и др.). На 1 января 2000 г. просроченную задолженность по кредитам МБРР имели 24 субъекта Федерации и 18 российских городов. Общая сумма займов, привлеченная этими городами и регионами в рамках проекта Всемирного банка, составляет 700 млн долл.3.
        Пик пришелся на 1997 г., когда было эмитировано 313 выпусков региональных и муниципальных облигаций на сумму 29,5 млрд руб. (с учетом деноминации), или почти 5 млрд долл. Всего с 1992 г. по 1997 г. было выпущено 466 региональных и муниципальных облигаций на сумму 49,5 млрд руб. (с учетом <сельских> облигаций субъектов Федерации). За этот период облигационные заимствования произвели около 80 субъектов Федерации и 5 муниципальных образований. Например, в 1998 г. доля облигационных займов в структуре общих заимствований регионов и муниципалитетов превысила 30%4.
        После кризиса 1998 г., когда большинство субъектов Федерации (практически только за исключением Администрации Санкт-Петербурга) объявило о приостановлении операций по выпущенным облигациям и провело реструктуризацию, рынок облигаций региональных администраций и органов местного самоуправления стал одним из самых мелких сегментов российского финансового рынка.
        По оценкам Центра экономического анализа агентства <Интерфакс>, размер внутреннего рынка субфедеральных облигационных займов по состоянию на начало 2001 г. составлял около 8 млрд руб. по номиналу, включая просроченную задолженность по агрооблигациям и ГКО-подобным облигациям, выпускавшимся вплоть до 1998 г.5

    УРОКИ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА

        Опыт западных стран с рыночной экономикой, накопленный в течение многих десятилетий, показал, что муниципальные облигации играют важную роль в экономике этих государств, например в США в конце 90-х годов муниципальные облигации составляли примерно 13% всего рынка облигаций6. В Бельгии даже культурно-языковые сообщества выпускают собственные ценные бумаги, средства, привлекаемые от их размещения, идут главным образом на развитие культуры, образования и средств массовой информации. Французское культурно-языковое сообщество, а также фламандский и валлонский регионы предпочитают выпуск среднесрочных ценных бумаг, а последний - как более стесненный в средствах - также и долгосрочных облигаций7.
        По состоянию на начало 2000 г. общее число выпусков муниципальных облигаций в США, например, составляло 1,5 млн выпусков, в том числе на местные власти округов, муниципалитетов, городов, школьных и специальных районов приходилось подавляющее число выпусков, более 60% муниципальных органов власти в США имеют опыт размещения и обслуживания долговых ценных бумаг8.
        Нью-Йорк эмитирует адресные займы на жилищное строительство. Адресность заключается в том, что все средства, поступающие по этой категории облигаций, направляются на муниципальное жилищное строительство. Покрытие такого займа обеспечивается за счет налога на недвижимость, который собирает Нью-Йорк9.
        В Нидерландах благодаря законодательно закрепленной системе, гарантированной платежеспособности муниципалитетов в соответствии с нормативами Центрального банка страны, муниципальные облигации имеют нулевой риск. Рейтинг муниципальных облигаций и облигаций финансовых институтов, осуществляющих централизованные заимствования от имени муниципалитетов для покрытия их капитальных расходов, имеют наивысшую категорию (Ааа и ААА) и приравниваются к международному кредитному рейтингу страны в целом10.
        Облигационные займы покрывают около 5% всей задолженности муниципалитетов Нидерландов (в стране их насчитывается более 500; в последние годы их удельный вес быстро растет)11. Население страны давно и активно инвестирует свои сбережения в различные ценные бумаги.
        Похожая ситуация наблюдается практически во всех экономически развитых странах Запада.
        Целесообразно было бы использовать также богатый опыт выпуска муниципальных займов, дореволюционной России. Доходность муниципальных облигаций варьировалась от 3 до 7% годовых, а сроки составляли в среднем 4-35 лет.
        Средства от займов направлялись на строительство городских объектов и развитие коммунального хозяйства: мощение улиц (Киев, 1884 г.), прокладка трамвайных линий и изготовление подвижного состава (Москва, 1909 г.), строительство городской электростанции (Киев, 1909 г.). Займы обеспечивались доходами от работы высоко рентабельных коммунальных предприятий. Петербургские займы были одними из самых продолжительных (табл. 1).

    № займа Дата Высочайшего утверждения Сумма, тыс. руб. Начисляемый по облигациям процент Срок погашения, лет
    1

    23 мая 1875 г.

    2 900

    5,0

    48,5

    2

    2 июля 1891 г.

    12 500

    4,5

    50,0

    3

    19 октября 1897 г.

    8 000

    4,0

    73,0

    4

    27 декабря 1901 г.

    30 000

    4,5

    67,0

    5

    31 мая 1902 г.

    1 000

    4,5

    67,0

    6 и 7 соеди-ненный

    30 мая 1903 г. 3 июля 1903 г.

    39 000

    5,0

    62,0

    8

    25 февраля 1913 г.

    66 499,8 не был реализован полностью

    4,5

    67,0

    9

    18 сентября 1916 г.

    20 000

    6,0

    5,0

        В целом в 1913 г. 65 городов страны с населением более 5 тыс. человек (только они могли выпускать ценные бумаги) имели 159 облигационных займов, но общий объем российских городских займов был все же крайне мал и, как правило, не превышал городского бюджета (табл. 2).

    Город Сумма, млн руб.

    Москва

    147,3

    Санкт-Петербург

    87,6

    Варшава

    46,2

    Баку

    27,1

    Одесса

    20,7

    Рига

    18,7

    Киев

    11,5

    Харьков

    10,3

    СОВРЕМЕННЫЕ ЭМИССИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЛИГАЦИЙ

        Существующий уровень муниципальных финансов, их место в финансовой системе страны, особенно в крупных городах (доля бюджетов 111 муниципальных образований Санкт-Петербурга в 1999-2001 гг. составляла примерно 2-3% всего городского бюджета), не позволяет говорить о ценных бумагах муниципалитетов как о решающем финансовом источнике, средстве для решения накапливавшихся годами проблем.
        В то же время уже сейчас необходима разносторонняя работа по использованию в будущем муниципальных облигаций для привлечения средств инвесторов, в первую очередь населения, для решения социальных проблем территорий.
        С учетом возможностей заимствования муниципальными образованиями в условиях нового законодательства в 2001 г. нами был проведен анализ бюджетов 111 муниципальных образований Санкт-Петербурга на предмет выпуска ими собственных облигаций12 (табл. 3).

    № группы Размер заимствований, тыс. руб. Количество муниципальных образований Сумма заимствования группы, тыс. руб. Средняя сумма заимствований на одно муниципальное образование, тыс. руб. Доля группы от всей суммы заимствований, %
    1

    0-1000

    15

    6 277

    418

    1,03

    2

    1001-3000

    23

    49 428

    2 149

    8,11

    3

    3001-5000

    21

    87 333

    4 159

    14,33

    4

    5001-7000

    22

    129 626

    5 892

    21,26

    5

    7001-10000

    18

    153 591

    8 533

    25,19

    6

    Свыше 10001

    12

    183 375

    15 281

    30,08

    Всего

     

    111

    603 690

    5 438

    100

        Данные таблицы показывают, что в настоящее время только незначительному числу муниципальных образований Санкт-Петербурга целесообразно выпускать свои облигации. Расчеты показали, что это имеет смысл только двум последним группам, у которых общий размер заимствований может быть соответственно 8,5 млн руб. и 15,3 млн руб. на одно муниципальное образование. По аналогии можно заметить, что практика выпуска корпоративных облигаций подобной величины имеется. Так, например, корпоративные облигации, выпущенные Санкт-Петербургским хлебобулочным объединением <Пекарь> и размещенные на Санкт-Петербургской валютной бирже, составляли 25 млн руб. (1-й выпуск) и 14 млн руб. (2-й выпуск). Примеры небольших по объему выпусков облигаций есть и на других предприятиях и организациях Российской Федерации.
        Еще раз следует подчеркнуть, что выпуск муниципальными образованиями облигаций в ближайшие годы не может носить массового характера, а конкретные случаи эмиссий будут носить единичный характер, но все равно было бы неправильным допустить полное отсутствие работы в этом направлении деятельности.
        Скорее, наоборот, выбор 3-4 муниципалитетов и прохождение всего процесса эмиссии облигаций в качестве пилотного проекта позволит отработать механизм выпуска ценных бумаг, отметить проблемные точки, дать предложения по их устранению. Причем на всех уровнях государственного управления уже сейчас, по нашему мнению, предстоит большая работа.

  • На федеральном уровне необходимо ускорить принятие законов о финансовых гарантиях местного самоуправления, законы о банкротстве местных органов власти, законы и положения, регламентирующие процедуру выпуска именно муниципальных ценных бумаг.
  • Привлекательность муниципальных облигаций, существующая во многих странах, связана с особенностями их налогообложения, так как экономические потери компенсируются социальным эффектом.
        Также мы считали бы целесообразным установление единого предельного объема заемных средств, направляемых субъектом РФ и муниципальным образованием в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня или программ развития. В настоящее время в соответствии с законом <Об особенностях эмиссии и образования государственных и муниципальных ценных бумаг> предельный объем заемных средств составляет для субъекта РФ 30% объема собственных доходов бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и привлеченных в текущем финансовом году заемных средств и 15% для муниципального образования.
        На наш взгляд, было бы целесообразным, чтобы у субъекта РФ и муниципального образования доля была бы одинаковой, тем более что предельный объем расходов на обслуживание государственного долга у них одинаков и не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Кроме того, можно было бы развести займы, идущие на покрытие дефицита бюджета, с займами, расходуемыми на программы развития.
  • На уровне субъекта Федерации можно было бы рекомендовать продолжение работы по реальному наполнению бюджетов муниципальных образований, оказание им методической помощи по выпуску облигаций, создание системы агентств и проведение тендеров на отбор финансово-кредитных учреждений и инвестиционных и консалтинговых компаний, участвующих в организации размещений и обслуживании муниципальных займов. Подобный опыт существует во многих странах.
        Но все же основная работа предстоит непосредственно на уровне муниципалитетов, которым необходимо провести большое количество организационно-экономических мероприятий.

    ЭМИТЕНТ - МУНИЦИПАЛИТЕТ

        Подготовка муниципальными образованиями выпуска облигаций приведет в том числе к их большей прозрачности для инвесторов и проживающего в муниципалитете населения, которое в свою очередь также может стать важным инвестором муниципальных проектов и программ.
        Работа по эмиссии муниципальных облигаций, как составная часть работы по развитию социальной сферы муниципальной территории, включает в себя следующие основные этапы.

  • Инвентаризацию существующих на данной территории социальных проблем, их ранжирование, качественную и количественную оценку.
  • Выбор потенциальных участников проекта из институциональных инвесторов и консультантов.
  • Проведение по планируемому объекту оценки реальной потребности в его создании. Это можно сделать с помощью разносторонних социологических опросов населения, а возможно, и массовых опросов в виде референдума с целью выявления мнения проживающего на территории населения не только о необходимости реализации проекта как типового, но и их предложения о параметрах объекта, а также о других формах и способах решения социальных проблем. На этом этапе также важно определить степень потенциального участия населения в финансировании предлагаемых программ. Это может быть отдельная процедура, при помощи которой будет предварительно определено, кто и сколько средств готов вложить в реализацию социально значимого проекта. Работа с жителями не должна прекращаться и после принятия решения о реализации проекта.
  • Составление сокращенного вида бизнес-планов отдельных проектов и программ.
        Разумеется, этому должна предшествовать работа по ознакомлению всех желающих с проектом, его архитектурно-планировочными и экономическими особенностями. Хотя бы концептуально должна быть прописана идея о том, в каком виде будут получать дивиденды и преференции физические лица, готовые вкладывать денежные средства предлагаемым способом.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".