Банкротство мецената, или История в <Черном квадрате>

Андреева Елена

Чумакова Наталья

Фомичева Ольга

    В основном к банкротствам мы уже привыкли. Однако банкротство Инкомбанка - событие, выходящее за рамки обычного. Долгое время внимание финансового сообщества было приковано к этой теме, так как <Инкомбанк> стал первым <монстром> банковской системы, полностью подвергнутым этой процедуре. Важная составляющая истории этого банкротства - продажа знаменитой коллекции живописи Инкомбанка и судьба одного из знаменитых <Черных квадратов> Казимира Малевича.

ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?

    Идея создания коллекции Инкомбанка восходит к началу 90-х годов. Коллекция явилась результатом стремления банкиров повысить статус банка и придать ему имидж мецената. Направленность будущей коллекции подсказала крупная художественная ярмарка АРТ МИФ, вдохновители которой пытались упорядочить еще не сформировавшийся российский рынок искусства. В экспертную группу по формированию коллекции современного искусства вошли Юрий Никич, Екатерина Деготь, Валерий Турчин, Илья Осколков (Ценципер) и др.
    В становлении коллекции можно выделить несколько этапов. Изначально кураторы коллекции ориентировали руководство банка на создание музея современного искусства. На этом этапе, в 1991-1993 гг., коллекция Инкомбанка играла важную роль на рынке произведений искусства, переживающего период <жадного> романтического коллекционирования. Эксперты, обладая полной свободой, собрали коллекцию фотографий XIX в. и основной блок актуального искусства, в том числе работы Макаревича, Лейдермана, Шульгина, Волкова.
    На рубеже 1993-1994 гг. руководство банка переориентировало экспертов на <фигуративное искусство> и коллекция обогатилась произведениями Нестеровой, Брайнина, Лубенникова, Затуловской, Назаренко. Затем произошел своеобразный переход от <инновации> к <ретроспекции> и собрание Инкомбанка пополнилось более надежными с точки зрения инвестирования произведениями XVIII-XIX вв.
    С 1994 г. направление коллекционирования изменило свой характер с имиджевого на декоративный: произведения стали украшением различных офисов, филиалов и представительств Инкомбанка, при покупке немаловажным фактором стало соответствие приобретаемых картин архитектурно-планировочным решениям этих помещений.
    Результатом явилась оригинальная и достаточно большая коллекция, представляющая как современное искусство, так и работы известных художников XVI-XX в. Предметы из коллекции не только украшали коридоры и кабинеты многочисленных филиалов Инкомбанка, но и постепенно стали экспонироваться на выставках. Первый показ <Черного квадрата> и других работ Малевича состоялся на ярмарке АРТ МИФ в 1993 г., а в 1994 г. часть коллекции была представлена на выставке <Европа, Европа> в Германии (Бонн, Государственный выставочный зал). Затем был организован выставочный тур <Современное искусство из собрания Инкомбанка> по музеям городов России (Ульяновск, Самара, Магнитогорск, Челябинск, Екатеринбург, Омск). Однако полностью собрание Инкомбанка никогда не представало перед глазами широкой публики, постепенно обрастая мифами. Понятно было лишь то, что часть работ представляет исключительную музейную ценность.
    Истинные размеры и ценность коллекции стали понятны только в тот момент, когда пришла пора продавать активы Инкомбанка в рамках процедуры банкротства. В начале 2000 г. предметы, составлявшие коллекцию, были собраны вместе из всех офисов и филиалов Инкомбанка. Выяснилось, что в коллекцию Инкомбанка входит более 1 тыс. картин и предметов искусства, в том числе произведения таких известных мастеров, как Лентулов, Бурлюк, Древин, Удальцова, Фонвизин, Штеренберг, Фальк и др. <Венцом> собрания являлся знаменитый <Черный квадрат> Казимира Малевича.

ВСЕ БЫЛО ВПЕРВЫЕ И ВНОВЬ...

    Вот тут и началось самое сложное. Коллекцию Инкомбанка нужно было оценить, подготовить к продаже, а главное - определить конкретный механизм продажи и организацию, которая должна была осуществить эту процедуру. Естественное желание продать как можно больше предметов по максимально возможной цене наводило на мысль об аукционной форме продажи. Однако организаций, способных провести такую грандиозную и технически сложную акцию в области искусства, в России не так уж и много. В результате по рекомендации Министерства культуры предложение организовать и провести продажу поступило к тому моменту уже широко известному Аукционному дому <ГЕЛОС>. Созданный в 1988 г., Аукционный дом <ГЕЛОС> до сих пор является единственным аукционным домом России. Его существование на протяжении столь длительного периода времени - уже феномен. Всемирно известные, европейские аукционные дома являются национальным достоянием своих стран. Ими гордятся, гордятся в том числе и как символом уважения к своей истории. У всех на слу-ху аукционы Sotheby's, Christie's, Dorotheum. В России эту работу выполняет пока один только <ГЕЛОС>.
    С именем этого аукционного дома к настоящему времени связано уже много ярких событий - от некоммерческих выставок редких картин до благотворительных аукционов. Но даже специалистам <ГЕЛОСа>, имеющим более чем 10-летний опыт проведения аукционов, пришлось столкнуться с большими трудностями при продаже культурных ценностей из коллекции Инкомбанка.
    За два-три месяца нужно было, соблюдая все процедуры, отсмотреть, описать, рассортировать 1030 предметов коллекции. За это же время требовалось провести экспертизу наиболее ценной части коллекции в рамках определенной сметы затрат, утвердить стартовые цены на заседаниях Комитета кредиторов Инкомбанка, подготовить и выпустить каталог коллекционной части собрания, оповестить потенциальных покупателей и, собственно говоря, продать наибольшее число предметов. Учитывая поставленные сроки - почти немыслимая задача.
    На Западе продажа конкурсной массы, особенно предметов культуры и старины, проходит по четко оговоренной технологии в течение продолжительного периода времени, который значительно превышает срок, имевшийся в распоряжении сотрудников <ГЕЛОСа>. А сложностей впереди было еще немало.
    Чтобы выставить предмет на продажу, сначала его надо оценить. В данном случае оценке подлежало
    ИСКУССТВО, по определению не поддающееся объективной материальной оценке. Некоторые предметы коллекции Инкомбанка уже были предварительно оценены экспертами (сотрудниками Министерства культуры, Государственного музея Эрмитаж и других учреждений), но оценки квалифицированных экспертов отличались на порядки!!! Предпочтения музейных специалистов казались странными: произведения одних и тех же знаменитых художников фигурировали как в коллекционной подборке, так и среди оставшейся части, обозначенной экспертами как <товарная масса>. Понятно, что оценка предметов искусства - процесс во многом субъективный. Следует учитывать также тот факт, что эксперты производили свою оценку в разные периоды времени. Но цена должна была быть определена!
    Конкурсным управляющим Инкомбанка решено было для произведений коллекционной части принять за основу заключения сотрудников Эрмитажа, более чем спорные, на наш взгляд, во многих моментах. Независимым оценщиком в данной процедуре Инкомбанк определил <Коллегию экспертов и оценщиков ювелирных изделий и антиквариата>. Право же определения окончательной стартовой цены осталось за Комитетом кредиторов Инкомбанка.
    Вторая сложность носила <морально-политический> характер. Российский рынок искусства, в отличие от западного, имеет несколько келейный, приватный характер. У нас не принято открыто называть стоимость изделия или предмета продажи. Публичные продажи практически отсутствуют, объективные критерии оценки выделить почти невозможно, да и покупатели не очень любят афишировать суммы, уплаченные за картины и предметы антиквариата.
    Третьей сложностью была уже упомянутая крайняя ограниченность во времени.
    Фактически Аукционный дом <ГЕЛОС> выступил инициатором на этом поприще и первым сделал важный шаг к большей открытости российского рынка искусства. Впервые в России на открытых аукционных торгах продавались предметы единой коллекции и подобного уровня, впервые коллекция попала на рынок в результате банкротства владельца и впервые информация о ценах была напечатана в каталоге, который был широко распространен среди антикваров и ценителей искусства - потенциальных покупателей картин.

ПРОДАНО!

    Итак, началась работа непосредственно с предметами коллекции. Подготовка к продаже коллекции включала в себя и достаточно широкую рекламную кампанию. Множество статей в прессе и несколько грамотных PR-ходов вызвали значительный интерес к предстоящей продаже не только у профессиональных участников рынка, но и у неравнодушных к искусству людей. В марте, в рамках Антикварного салона в Центральном доме художника <ГЕЛОС> провел презентацию в преддверии продажи коллекции. Многочисленные статьи в прессе и еще некоторые рекламные ходы позволили привлечь максимально возможное число потенциальных покупателей к предстоящей продаже.
    О недостатке информации даже не стоит и говорить. Подшивка опубликованных статей говорит сама за себя. Интерес к коллекции проявляли как российские, так и западные коллекционеры, галереи, фирмы.
    Все проходившие в марте-апреле аукционы были лишь прелюдией к основным коллекционным торгам, которые состоялись 13 апреля. В этой связи самым интересным стал результат. Всех желающих присутствовать на торгах с трудом уместил аукционный зал. Люди совершенно разных интересов жаждали принять участие в этом мероприятии. Выставлялись как произведения <старых мастеров>, так и концептуальные работы современных российских художников. В итоге - вполне ожидаемый сотрудниками <ГЕЛОСа> результат. Стартовые цены возрастали в десятки и даже сотни раз. Выявлялась действительная стоимость работ, ажиотаж не утихал. Коллекционеры соперничали с представителями галерей, музеи же неистово отстаивали свое моральное право объединять в своих стенах лучшие работы.
    Из 183 лотов было продано 107. В отличие от многих других аукционов, почти ничего не приобреталось по стартовой цене. Борьба была упорной и долгой. Топ-лотами аукциона были, конечно, две работы классика русского авангарда Казимира Малевича. Это его <Автопортрет> и <Портрет жены> 1934 г. Они были проданы за 600 тыс. и 90 тыс. долл. соответственно. В отличие от обычной аукционной практики, когда покупатель остается неизвестным, новый владелец работ объявил о себе публично. Полотна Малевича и еще целый ряд произведений займут теперь почетное место в экспозиции, доступной всем, - в Музее современного искусства.
    По итогам продажи коллекции на аукционе было получено около 2 млн долл., что значительно превысило первоначальные затраты Инкомбанка на приобретение всего собрания, в том числе и <Черного квадрата>.

<ЧЕРНАЯ ЖЕМЧУЖИНА> КОЛЛЕКЦИИ

    К этому остается добавить только еще одну историю - о <Черном квадрате>. Большинство своих супрематических работ Казимир Малевич увез на выставку за границу, откуда они уже не вернулись. На Западе работы Малевича не только широко представлены, но и держат высокую ценовую планку. Так, в 2000 г. на аукционе в Нью-Йорке одна из <Супрематических композиций> Малевича была продана за более чем 17 млн долл. Это мировой рекорд цены, когда-либо предложенной за работу русского художника.
    Однако вопрос о продаже культового произведения - <Черного квадрата>, о цене которого можно лишь строить догадки, был поднят впервые. Подобных случаев на мировом артрынке пока не было. Еще в процессе проведения экспертиз стало понятно, что самая ценная работа из коллекции Инкомбанка если и будет продаваться, то на отдельном аукционе.
    Но не такая судьба была уготована этому великому произведению. Создается впечатление, что эта картина имеет какое-то мистическое значение, ведь ее автором был главный Мистик ХХ в., основатель нового философского направления в искусстве, а сама она стала символом ХХ в. Одной из легенд обанкротившегося Инкомбанка была версия его краха из-за владения <Черным квадратом>.
    Теперь картина обрела нового владельца, и скоро ее сможет увидеть и широкая публика. <Черный квадрат>, как наше национальное достояние, занял свое место в Государственном музее Эрмитаж. Спонсоры музея внесли свой достойный вклад во славу российского искусства, заплатив за картину 1 млн долл.

* * *

    Проведение этого аукциона еще раз показало, что артрынок России готов, и с точки зрения продавцов, и с точки зрения покупателей, к подобным масштабным акциям. Большой интерес ценителей был поддержан высокой покупательной способностью. Первый удачный опыт показывает, что продажи крупных коллекций станут традицией на российском рынке старого искусства. Одновременно с этим мы увидели и перспективы продажи на открытых аукционных торгах произведений современного искусства, для которого выяснение котировок - еще более актуальный вопрос, чем для старинного. Подобная акция показала реальность и успешность аукционной схемы продажи конкурсной массы, предложенной и реализованной Аукционным домом <ГЕЛОС>. Обладая таким <ноу-хау>, <ГЕЛОС> сможет возглавить движение российского артрынка в данном направлении.
    В любом случае реализация коллекции живописи Инкомбанка создала важный прецедент и стала новой точкой отсчета в истории российского артрынка.

© ЗАО "Группа РЦБ".