Корпоративные облигации. Шаг вперед…

РЦБ
Издательский Дом

    На рынке корпоративных и банковских облигаций наступает <золотая> пора: все больше самых различных эмитентов регистрируют облигационные займы; ликвидность и объемы торгов растут, а уровень доходности приближается к доходности государственных бумаг. Эмитенты уделяют большое внимание корпоративному управлению и прозрачности, что в конечном счете положительно сказывается на всем рынке.
    Данную ситуацию комментируют ведущие специалисты в этой области - сотрудники инвестиционных компаний, банков и информационных агентств.
    1. Какие факторы, на Ваш взгляд, оказывают наибольшее влияние на рынок корпоративных облигаций в настоящий момент? Как обстоит дело с ликвидностью данного сегмента рынка?
    2. На каком уровне, по Вашему мнению, должен находиться спрэд между корпоративными и государственными бумагами?
    3. Что Вы можете сказать о программе Газпрома по выпуску облигаций? Насколько серьезно воплощение данной программы может повлиять на рынок?
    4. Каким образом скажется снижение налога на эмиссию облигаций на рынке корпоративных облигаций в целом?
    5. Каким Вы видите будущее банковских облигаций? Будет ли этот инструмент востребованным и актуальным?

    Павел Гурин, начальник отдела инвестиционнобанковских операций ЗАО <Райффайзенбанк Австрия>

    1. Относительная стабильность денежного рынка и дефицит краткосрочных инструментов обеспечивают постепенное снижение процентных ставок. Рынок корпоративных бумаг в настоящий момент находится в таком состоянии, когда интересы компаний - эмитентов облигаций совпадают с интересами банков - основных инвесторов на этом рынке. Эмитенты обнаружили, что появился инструмент, позволяющий привлекать значительные денежные средства на сопоставимых (по объему, сроку и процентной ставке) с банковскими кредитами условиях. Банки в свою очередь получили инструмент с приемлемой доходностью и риском. Более того, для многих мелких и средних банков это еще и единственная возможность получить хороший доход, т.е. кредитовать (покупая облигации) российские корпорации, которые, как правило, работают только с крупными банками.
    2. Невозможно определить единый уровень спрэда для всех корпоративных облигаций, так как нет эмитентов с абсолютно одинаковыми кредитными качествами. Более того, спрэд зависит и от структуры выпуска, от его объема, ликвидности, а также от особенностей налогообложения. Значительное снижение в среднем спрэда между доходностью корпоративных и государственных облигаций в 2002 г. связано, в частности, со снижением налога на прибыль кредитных организаций с 43 до 24% (по государственным облигациям ставка налогобложения - 15%).
    3. Если Газпром выйдет на рынок с несколькими крупными рыночными займами в объеме 3-5 млрд руб. каждый, то это придаст дополнительный импульс развитию всего рынка корпоративных облигаций. И эмитенты, и инвесторы получат новый ориентир как по ставкам привлечения, так и по срокам. Если же Газпром выйдет на рынок с одним выпуском, то это событие может остаться просто незамеченным, а облигации осядут в портфелях нескольких крупных банков.
    4. Снижение налога на эмиссию облигаций - фактор позитивный. Для эмитента это означает снижение накладных расходов по выпуску примерно на 20-30%, и очевидно, что это способствовало бы развитию рынка. Другим следствием снижения налога стал бы постепенный отказ от технологии публичных оферт.
    5. Мы не думаем, что банковские облигации займут значительную долю рынка, более того, в ближайшем будущем их доля будет уменьшаться. Для большинства банков есть только две причины выпуска собственных облигаций: публичность и отработка внутренней процедуры выпуска облигаций, для того чтобы в будущем оказывать подобные услуги своим корпоративным клиентам. Выпуск облигаций для банка часто обходится дороже, чем заем на рынке межбанковских кредитов, и встает вопрос об экономической целесообразности облигационных заимствований: насколько высокодоходными и соответственно рискованными должны быть операции банка, чтобы окупить затраты по выпуску облигаций?

    Ирина Данилова, заместитель начальника управления корпоративного финансирования <НОМОС-Банка>

    1. Среди факторов, оказывающих влияние на рынок корпоративных облигаций, можно назвать и стабильность конъюнктуры смежных сегментов рынка долговых обязательств (госбумаги, вексельный рынок), и макроэкономические индикаторы (инфляция, процентные ставки, обменный курс, бюджет).
    Однако наибольшее давление на рынок, на мой взгляд, оказывает низкий уровень доверия инвесторов к эмитентам. Многие эмитенты еще недостаточно <прозрачны>, а потому участники рынка демонстрируют повышенный интерес к исполнению эмитентом или его платежным агентом всех обязательств по досрочному выкупу (офертам) и погашению облигаций, отслеживают каждую купонную выплату. Любые новости на эту тему, любое подозрение в неплатежеспособности вызывают негативную реакцию рынка: снижение цен и потерю ликвидности.
    Ликвидность данного сегмента пока находится на низком уровне, но это скорее нормальное явление для нашего рынка корпоративных бумаг - мы наблюдаем закономерное поступательное развитие. Просто он еще слишком мал.
    Причина заключается в том, что большинство обращающихся выпусков облигаций являются пилотными проектами как для эмитентов, так и для организаторов выпуска. Неизбежная плата за необходимый <успех> эмиссии в таком случае - это поиск стратегических, иногда <договорных> инвесторов, в роли которых часто выступали текущие (точнее, вчерашние) банки-кредиторы данного эмитента или его ближайшие партнеры по бизнесу.
    Вследствие этого облигации, как правило, сразу попадали в инвестиционный портфель и оставались там до погашения. Сами же эмитенты далеко не всегда заинтересованы в поддержании ликвидности своих бумаг - судя по котировкам, число таковых не превышает одной трети от общего числа эмитентов.
    2. Несмотря на достаточно стабильную конъюнктуру рынка госбумаг, применительно к нашему рынку все же рано говорить об определении спрэда между этими двумя сегментами рынка инструментов с фиксированной доходностью.
    В отличие от рынка госбумаг (ГКО/ОФЗ), где представлен только один заемщик - государство, рынок корпоративных бумаг - это прежде всего рынок качественно разных эмитентов, к тому же сегментированный по различным отраслям - банки, металлургия, связь, нефтехимия и т.д. При этом признанные рейтинги, на которые могли бы ориентироваться инвесторы, отсутствуют. Поэтому на данном этапе развития рынок корпоративных бумаг будет характеризоваться достаточно широким диапазоном процентных ставок, а доходность выпуска и успешность его размещения по-прежнему будут зависеть от оценки инвесторами уровня риска конкретного эмитента.
    Мне кажется, что в ближайшем будущем приемлемой платой за риск для инвестора была бы премия в размере не менее 30% (в относительном выражении) к доходности госбумаг, хотя в дальнейшем возможно ее сокращение.
    3. Газпром - один из немногих отечественных эмитентов, зарекомендовавших себя безукоризненным исполнением своих обязательств по вексельной программе, что с учетом величины его эмиссии предопределило его доминирующее положение на этом сегменте рынка.
    Реализация же Газпромом программы по выпуску облигаций способна оказать существенное влияние на <расстановку сил> среди традиционных инструментов с фиксированной доходностью - госбумаг, финансовых векселей и корпоративных бумаг, что может повлечь за собой переток капитала на новый сегмент рынка.
    Однако многое будет зависеть и от того, какую стратегию выберет Газпром, какую ценовую планку для инвесторов он установит.
    4. Возможное снижение налога на эмиссию уже давно обсуждается участниками рынка. Конечно, снижение налога станет положительным фактором для тех предприятий и организаций, которые уже приняли решение выйти в качестве эмитентов на организованный рынок заимствований, и приятным моментом для тех, кто уже активно использует этот рынок для привлечения денежных средств. Но в целом этот факт не должен оказать существенное влияние на рынок корпоративных облигаций.
    5. Относительно самих банков-эмитентов можно сказать, что банковские облигации не будут ими востребованы до тех пор, пока будут существовать другие варианты и источники привлечения денежных средств с ценой, меньшей, чем стоимость облигационных заимствований.
    Банковские облигации, которые сейчас обращаются на рынке, были выпущены либо в целях получения опыта, либо для оценки возможностей рынка, его глубины. Однако при этом банками-эмитентами был достигнут значительный финансовый результат с точки зрения объема привлеченных средств.
    Но даже в том случае, если стоимость облигационных заимствований значительно снизится, немногие банки выйдут на этот рынок, предположительно, не более десятка. Причина заключается в том, что у крупных банков всегда будет возможность привлекать средства на приемлемых условиях не только на внутреннем, но и на внешнем рынке, а облигационные займы мелких и средних банков будут не столь интересны рынку.
    Касательно инвесторов можно сказать, что для них банковские облигации будут интересны и актуальны, так как инвесторам выгодна большая доходность и ликвидность облигаций по сравнению с векселями, депозитными сертификатами и депозитами тех же банков.

    Михаил Армяков, начальник департамента исследований ИГ <Русские Инвесторы>

    1. Основной чертой текущего состояния рынка корпоративных облигаций, на наш взгляд, является превышение спроса на подобные инструменты над предложением. Это, в частности, выражается в том, что наиболее доходные выпуски высоконадежных эмитентов на вторичный рынок попадают очень редко. Они раскупаются на этапе первичного размещения.
    Рынок корпоративных облигаций в настоящий момент - это рынок крупных банков, которые конкурируют за право организации эмиссий облигаций привлекательных эмитентов. Вторичный рынок пока еще развит недостаточно, чтобы можно было говорить о достаточной ликвидности данного сегмента. Мы ожидаем, что положительная динамика развития сегмента корпоративных облигаций продолжится, что приведет к росту привлекательности этого рынка для большего количества инвесторов.
    3. Постепенный отход от практики выпуска векселей за счет увеличения выпуска облигаций является правильным шагом в направлении повышения прозрачности финансовых потоков компании. Облигации Газпрома займут ведущее место на рынке корпоративных облигаций по следующим причинам:

  • объем облигационных выпусков будет достаточно большим для обеспечения высокой ликвидности данных инструментов;
  • векселя Газпрома считаются самыми надежными на вексельном рынке. Можно предположить, что рынок будет относиться подобным образом и к облигациям этого эмитента, т.е. в случае необходимости выбора между несколькими эмитентами при прочих равных условиях предпочтение будет отдаваться облигациям Газпрома;
  • ассоциируя риски инвестиций в ценные бумаги Газпрома с суверенными рисками, участники рынка могут использовать доходность облигаций газовой компании в качестве точки отсчета для всего рынка корпоративных облигаций.
        Однако существует риск, что выход на рынок такого крупного и надежного заемщика, как Газпром, может отвлечь большую часть капитала. В результате другим заемщикам придется размещать свои облигации на менее выгодных условиях, чем они это делают сейчас. Степень влияния Газпрома на рынок корпоративных облигаций будет определяться темпами размещения облигаций газовой компанией и наличием на рынке свободных денежных средств.
        4. Налог на эмиссию был лишь одной из причин, сдерживающих развитие рынка корпоративных облигаций. Снижение указанного налога уменьшит стоимость эмиссии новых ценных бумаг для эмитента, но к резкому росту количества выпусков облигаций это не приведет.
        5. В настоящий момент ликвидность банков очень высока, а финансовых инструментов для размещения свободных ресурсов не хватает. Это является основной причиной, по которой банки будут воздерживаться в ближайшей перспективе от эмиссии облигаций для привлечения дополнительных средств.
        Некоторые банки могут произвести небольшие по объему эмиссии для отработки технологии размещения облигаций и создания на этом сегменте рынка собственной кредитной истории.
        По мере укрепления банковского сектора сегмент банковских облигаций будет расти и в дальнейшем может стать основой рынка корпоративных облигаций. Банковские облигации будут привлекательны для тех инвесторов, которым необходимы инструменты с минимальным риском потери инвестиций.

        Алексей Красников, эксперт дирекции валютно-финансовых операций Внешэкономбанка

        2. Спрэд между рынком государственных и корпоративных бумаг в целом оценить невозможно. В секторе государственных облигаций заемщик один - государство. На рынке же корпоративных бумаг представлены десятки эмитентов, причем каждый со своей кредитной историей, платежеспособностью, рейтингом и т.д.
        Поэтому если для эмитентов со стабильным финансовым состоянием нормальной будет доходность, отличающаяся от доходности государственных бумаг на несколько процентов, то для предприятий, имеющих какие-либо проблемы с финансовыми показателями, качеством корпоративного управления и т.д., доходность может превышать доходность государственного сектора в полтора раза и более.
        3. Сам по себе постепенный переход от вексельной формы заимствований к облигациям нормален. Газпром - не первый, кто пошел по этому пути.
        Пока, судя по имеющейся информации, в планах Газпрома - разместить облигации на сумму от 3 млрд руб. С одной стороны, для рынка сумма в несколько миллиардов - не маленькая, а с другой стороны, прецеденты таких выпусков были и такое размещение не является шокирующим событием.
        Вопрос в другом: насколько удастся Газпрому и организаторам выпуска сделать бумагу привлекательной для рынка с точки зрения ликвидности и доходности? Если с этим все получится, то бумага, возможно, <оттянет> на себя часть участников вексельного рынка, работающих с векселями <Газпрома>. Впрочем, и для других участников рынка емкая, ликвидная бумага была бы интересной.
        4. Снижение налога на эмиссию облигаций означает более низкую стоимость заимствований для эмитента. Это не обязательно приведет к <буму> на рынке, но в целом - это, безусловно, положительный фактор.
        5. Пока привлекать средства по существующим на рынке корпоративных облигаций ставкам для банков невыгодно. Большинство бумаг, выпускаемых сейчас банками, оседают на счетах. Как правило, эти бумаги обладают доходностью ниже рыночной, а значит, большого интереса у инвесторов они не вызывают.
        Фактически такие займы превращаются просто в кредит, выдаваемый покупателем облигаций банку-эмитенту. Несколько исправить ситуацию может короткая оферта, но слишком частые оферты накладны и неудобны для эмитента. Поэтому в существующей ситуации трудно предположить, что сектор банковских облигаций будет развиваться активными темпами.

        Михаил Черенов, директор управления корпоративного финансирования АКБ <Московский Банк Реконструкции и Развития>

        1. Наиболее важный фактор, оказывающий влияние на рынок облигаций, - это рублевая ликвидность банковской системы. Немаловажный фактор - политическая ситуация в стране. Финансовое положение торгуемых эмитентов также существенно сказывается на ситуации на рынке.
        Ликвидность рынка корпоративных облигаций на текущий момент высокая. Если распределять места по ликвидности, то 1-е место - корпоративные облигации, 2-е - ГКО/ОФЗ, 3-е место - векселя.
        2. Корпоративные облигации должны торговаться, естественно, с более высокой доходностью, чем государственные ценные бумаги, но величина спрэда будет индивидуальна для каждого конкретного эмитента.
        3. Выпуск облигаций Газпромом является достаточно закономерным шагом. Данная облигационная программа существенно скажется на рынке инструментов с фиксированной доходностью в целом, так как позволит существенно повысить его ликвидность. На доходности бумаг это не скажется, потому что Газпром фактически свернул вексельную программу и традиционные покупатели его векселей перейдут на рынок облигаций.
        4. Снижение налога на выпуск облигаций вызовет появление значительного числа новых эмитентов.
        5. Банковские облигации станут пользоваться таким же спросом у инвесторов, как и облигации корпоративных эмитентов. Основным фактором, определяющим ликвидность облигаций каждого конкретного банка, будут его финансовые показатели.

        Сергей Лялин, генеральный директор информационного агентства Cbonds.ru

        1. Что касается ликвидности рынка корпоративных бумаг, то здесь наблюдаются положительные тенденции. Растет как оборот рынка в денежном выражении, так и количество сделок, причем количество сделок растет быстрее общего оборота, а это в определенной степени свидетельствует о том, что число участников рынка увеличивается и ликвидность повышается. Важно отметить появление за последние 3-4 месяца примерно 10 бумаг, сделки с которыми идут практически ежедневно. Это бумаги Внешторгбанка, Газпрома, МГТС, <Микрона>, РТК-Лизинга, Славнефти, Татнефти, ТНК и Лианозовского молококомбината.
        2. Уровень спрэда между корпоративными и государственными бумагами должен определяться рынком. Естественно, у него есть нижняя граница, вызванная тем, что налог на прибыль по государственным бумагам ниже общей ставки налога на прибыль. Если доходность госбумаг составляет 15% годовых, то доходность корпоративных не должна быть ниже 16,8%. Плюс к этому есть разница в кредитоспособности, хотя, как показывает история российского государства, разница эта иногда не в пользу государства (вспомним 1998 г., когда на фоне дефолта государства свои обязательства продолжали выполнять Москва, Санкт-Петербург и Газпром). На мой взгляд, спрэд не должен быть больше 3-4 процентных пунктов.
        3. В определенной степени программа Газпрома по выпуску облигаций разочаровала. На 2002 г., по предварительным данным, планируется заем на 100 млн долл., в перспективе до 2003 г. - от 150 до 300 млн долл. Это значительно меньше объема вексельной программы Газпрома, которую предприятие урезает. В силу того что планы Газпрома достаточно скромны, заметного влияния на рынок это не окажет.
        4. В связи со снижением налога на эмиссию никакой <революции> на рынке не произойдет. Те предприятия, которые планировали выходить на рынок, сделают это, а для тех, кто не планировал выход на рынок облигаций, снижение налога вряд ли станет решающим фактором. Конечно, снижение налога будет означать увеличение привлекательности облигационных займов, однако эффект от этого проявится только в среднесрочной перспективе. Возможным эффектом от снижения налога может стать частичный отход от практики оферт в пользу выпуска облигаций сроком обращения 1-1,5 года.
        5. Судя по всему, пока что большого интереса со стороны банков к выпуску облигаций нет. Например, Внешторгбанк, выпустивший облигации в 2000 г. одним из первых, с тех пор свою облигационную программу не расширяет. Вряд ли в 2002 г. стоит ожидать больших сдвигов в этом плане. Хотя в более долгосрочной перспективе доля банковских облигаций может возрасти, так как в большинстве стран банки занимают гораздо более существенную часть облигационного рынка.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".