Регистратор как основа успешного бизнеса по привлечению частного инвестора

Постников Николай

ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОГО ФОНДОВОГО РЫНКА

    По оценкам различных источников, суммарный инвестиционный потенциал россиян составляет от 50 до 70 млрд долл.
    Среди желающих получить доступ к этим ресурсам можно выделить три группы, которые по сути своего бизнеса ориентируются в том числе и на привлечение средств частных лиц. Это банки, страховые компании, паевые и инвестиционные фонды.
    Несомненно, что на данном этапе российский рынок ценных бумаг является одним из самых привлекательных для вложения свободных денежных средств частных инвесторов и капитала небольших компаний. Действительно, за I кв. текущего года индекс Российской торговой системы (РТС) вырос более чем на 18%, что позволило нашему фондовому рынку выйти на 3-е место за этот период. Показатели же первого полугодия еще более впечатляющие: индекс РТС вырос на 51% и наш рынок по доходности вышел на второе место в мире. Банковские вклады существенно уступают этому уровню доходности, что объясняется значительно более высокими издержками банков по сравнению с финансовыми инструментами, играющими на фондовом рынке (например, по сравнению с паевыми фондами), при одинаковой направленности их инвестиций.
    Проблемы, возникшие на мировых финансовых рынках, заставили различные финансовые фонды (инвесторов) вывести с них свои деньги, и теперь они ищут новые возможности для вложения высвободившихся средств, часть которых может появиться и на российском рынке. Но существенный перелом произойдет только с выходом на наш рынок отечественного мелкого инвестора, которого на сегодняшний день сдерживают высокие политические и корпоративные риски. Однако предпосылки для его массового прихода формируются неплохие и они будут укрепляться вместе с оздоровлением экономики, дальнейшей стабилизацией в политической среде, ростом уровня доходов населения России.
    Так что можно ожидать в недалеком будущем мощную волну инвестиций, которая кардинально изменит ситуацию на российском фондовом рынке: выстроится очередь не из желающих привлечь деньги, как это происходит сейчас, а из желающих их вложить. Уже сейчас инвесторы имеют возможность неплохого выбора среди паевых фондов, присутствующих на рынке, причем этот выбор в последнее время постоянно расширяется. Так, с апреля прошлого года количество паевых фондов увеличилось практически вдвое и достигло 44. При этом количество точек продаж инвестиционных паев всех фондов превышает 140.
    Каждому из претендентов на управление этими денежными средствами надо сейчас развернуть работу на перспективу, последовательно формируя спрос на свои услуги и продукты, а также рынок в целом.
    Специализируясь на обслуживании паевых фондов, мы в этой статье рассмотрим вопросы, связанные с повышением привлекательности рынка коллективных инвестиций в части, касающейся раз-
    вития и совершенствования его инфраструктуры.

ПРОБЛЕМА

    В качестве отправной точки возьмем тезис, что инвестиционный пай, как и любой товар, для покупателя (в данном случае инвестора) интересен, если он привлекателен своими потребительскими качествами, доступен и имеет послепродажное обслуживание.
    Потребительские качества, важнейшими из которых является стоимость пая и его ликвидность, относятся к области ответственности управляющих компаний, являющихся главными элементами всего рынка коллективных инвестиций.
    Доступность же и послепродажное обслуживание являются прерогативой обеспечивающих (инфраструктурных) его элементов.
    Перед инфраструктурными элементами паевых фондов стоят следующие задачи:

  • ориентация на частного инвестора, т.е. создание благоприятных условий для вложения в рынок свободных денежных средств;
  • оптимизация издержек участников процесса обеспечения функционирования паевого фонда.
        Ориентация на инвестора
        Инвестору, как правило, не интересны детали работы всего механизма паевого фонда. Сам фонд он будет идентифицировать непосредственно с тем агентом (аналог продавца за прилавком магазина), у которого он получил консультации и который принял у него заявление на приобретение или выкуп паев.
        Следовательно, инвестору должно быть предоставлено качественное и динамичное обслуживание именно со стороны агентов по приобретению и выкупу паев.
        При этом качественное обслуживание инвестора включает в себя:
  • исчерпывающее консультирование;
  • доступ к информации о текущем состоянии дел в фонде и динамике его изменения за последний период (месяц, квартал и т.д.);
  • возможность использования инвестиционного калькулятора (системы, моделирующей вложения в фонды) для оценки эффективности своих инвестиций, выбора оптимальных сроков выкупа и схем налогообложения и т.п.;
  • доступ к просмотру <истории> по своему (и только по своему) лицевому счету;
  • разнообразие способов оплаты приобретаемых паев;
  • возможность подать заявление в любой удобный для него момент в удобном для него месте.

        Динамичность обслуживания заключается:
  • в быстром предоставлении документов, подтверждающих право собственности на инвестиционные паи, и документов, подтверждающих получение доходов (для предоставления их в налоговый орган);
  • в быстрых денежных переводах как при приобретении, так и при выкупе паев с использованием современных технологий.

        Очевидно, что агент при этом будет выступать только как <реализатор> такого обслуживания. Обеспечение же большинства его основных атрибутов ложится на другие инфраструктурные элементы, и прежде всего на регистратора.
        Оптимизация издержек
        Так как паевые фонды ориентированы на привлечение не десятков или сотен, а тысяч инвесторов, то ежедневная работа предполагает определенную конвеерность. Поэтому процесс взаимодействия с частными инвесторами должен быть простым с минимально необходимыми затратами времени и труда сотрудников инфраструктурных элементов.
        Минимизация затрат может быть достигнута только путем реализации двух принципов: масштабируемости и дифференциации совокупности рабочих мест.
        Принцип масштабируемости предполагает такую организацию работы, которая позволяет динамически сужать и расширять мощности в зависимости от ситуации на рынке без снижения качества выполняемых работ.
        Принцип дифференциации заключается в декомпозиции всего процесса на ряд работ различного уровня сложности и создание рабочих мест различных типов, требующих соответствующих уровней образования, знаний, способностей, навыков и т.д. от работающего на них персонала, а значит, и разного уровня оплаты труда. Причем наибольшего размаха принцип масштабируемости будет достигать, очевидно, в отношении наиболее низкооплачиваемых рабочих мест.
        С другой стороны, управляющая компания должна иметь возможность максимально эффективно использовать свои ресурсы для выполнения основных задач - управления активами и поиска новых способов привлечения инвестиций. При этом ее затраты на организацию взаимодействия участников рынка и построение механизмов контроля за качеством их работы должны быть сведены к минимуму. То есть инфраструктурные элементы (и прежде всего регистратор) должны принять на себя всю рутинную работу, предоставив управляющей компании такой сервис, при котором она могла бы с минимальными издержками контролировать процесс работы всех участников и максимально быстро и эффективно использовать получаемую от них информацию.
        Решить эти задачи можно, только построив единое информационное пространство, обеспечивающее взаимосвязь между всеми участниками и интеграцию их бизнес-процессов.

    РОЛЬ РЕГИСТРАТОРА

        В качестве основных инфраструктурных элементов следует рассматривать:

  • специализированных регистраторов;
  • агентов по размещению и выкупу инвестиционных паев;
  • банки.

        То есть тех, кто непосредственно общается с инвесторами.
        Для их эффективной работы требуются соответствующие техническое и технологическое обеспечения, регламенты и процедуры, определяющие порядок работы с клиентами и взаимодействия их друг с другом.
        Ключевую позицию в данной группе занимает регистратор, что определяется задачами, которые ему приходится решать.
        Функции агента ограничиваются консультированием инвестора и доставкой документов от инвестора в управляющую компанию и от управляющей компании к инвестору, функции банка - приемом денежных средств, их переводом в фонд при приобретении паев и выдачей денег инвестору после выкупа паев управляющей компанией.
        Регистратор выполняет наиболее трудоемкую и ответственную задачу по сбору и сведению в единую базу всей информации, обеспечению ее надежного хранения и конфиденциального обращения, производству всех необходимых расчетов в строгом соответствии с правилами, регламентами и процедурами фонда. Отчасти его работа напоминает работу расчетно-клирингового центра.
        Принимая документы от агента и получая информацию о поступлении денег на счета фонда из банков, регистратор должен провести однозначную идентификацию платежей, внести соответствующую информацию в реестр, после получения данных от управляющей компании о стоимости пая произвести расчет количества приобретаемых паев или денег, причитающихся инвесторам за выкупаемые паи, вычленить надбавки и скидки, в общем случае произвести расчеты по налогообложению.
        Ежедневно регистратор должен докладывать в управляющую компанию и специализированный депозитарий о результатах приема и обработки документов, проведенных в реестре операциях, а также сообщать о поступивших, но не опознанных суммах и заявлениях, по которым не поступили деньги в оплату приобретаемых паев.
        При этом следует иметь в виду, что число агентов и банков, обеспечивающих работу фонда (принимающих от инвесторов платежи в фонд), в принципе не ограничено. Формы предоставляемых банками документов до сих пор не унифицированы. А если учесть, что в новых условиях фонды будут обслуживать тысячи инвесторов, то становится очевидным, что сложность задачи регистратора по обеспечению надежной бесперебойной работы фонда увеличится как минимум на порядок.
        Успешно справиться со всеми задачами регистратор может только путем совершенствования системы ведения реестра на базе максимальной автоматизации всех выполняемых ею функций.
        Более того, являясь инфраструктурным элементом, обладающим наиболее полной и актуальной информацией, регистратор в состоянии предоставлять остальным участникам широкий спектр информационных услуг и программную поддержку их проектов. Так, регистратор может готовить платежные поручения для перечисления денежных средств инвесторам за выкупленные паи, тем самым снимая часть работы с бухгалтерии управляющей компании; для обеспечения большей свободы действий управляющему портфелем регистратор может ежедневно информировать его об ожидаемых поступлениях в фонд или о суммах, которые потребуются для выкупов паев; ежемесячно регистратор может готовить информацию управляющей компании для взаиморасчетов с агентами; ежемесячно, ежеквартально и по окончании года готовить информацию, касающуюся налогообложения владельцев паев, у которых управляющая компания выкупила инвестиционные паи, снимая тем самым огромную нагрузку с бухгалтерии управляющей компании.
        Кроме того, владея информацией в наиболее полном объеме, регистратор может осуществлять информационную поддержку работы подразделений управляющей компании, отвечающих за продажу паев, предоставляя им разнообразные аналитические материалы за любой период. Среди них можно назвать:
  • объемы денежных средств, поступивших в фонд через тот или иной банк;
  • распределение владельцев паев по регионам, возрасту, полу, суммам инвестирования;
  • распределение денежных сумм по первичным и дополнительным приобретениям; полным и частичным выкупам;
  • сроки держания инвесторами денег в фонде и т.п.

        Таким образом, он предоставляет инструменты для анализа эффективности работы подразделения и выработки решений для корректировки стратегии и тактики управляющей компании по продвижению своих услуг. Иначе говоря, регистратор может создать целую <пирамиду отчетности>, проводя аналитическую обработку имеющихся у него данных в том или ином разрезе. Для этого потребуется качественно новый программный комплекс, включающий в себя, с одной стороны, автоматизированную систему ведения реестра, построенную на принципах масштабируемости и дифференциации, и, с другой стороны, систему построения аналитической корпоративной отчетности, адаптированную к новым запросам управляющих компаний.
        Поскольку рынок не стоит на месте и управляющие компании находятся в постоянном поиске новых возможностей для привлечения инвестиций, то время от времени возникают потребности в поддержке новых идей. А так как новые услуги напрямую связаны с проведением операций в реестре, то опять возрастает ключевая роль регистратора в реализации и придании жизнеспособности новым идеям. Чтобы идея воплотилась в жизнь, регистратору необходимо провести ее технологический аудит, согласовать порядок взаимодействия участников, форматы и сроки обмена информацией, доработать свое программное обеспечение и специальные приложения. Очевидно, что при такой постановке работы регистратора издержки остальных участников, и прежде всего управляющей компании, могут быть значительно сокращены.
        Таким образом, в новых условиях роль регистратора кардинально меняется (с одновременным усложнением выполняемых им функций). Как банки из простых аккумуляторов денежных средств превратились на определенной стадии в инструмент контроля за финансовым состоянием, а затем и управления отдельными предприятиями, отраслями и всей экономики в целом, так и регистратор в новых условиях превращается из простого учетчика в информационно-расчетный центр, от потенциальных возможностей которого во многом будет зависеть динамика развития рынка ценных бумаг. В новых условиях регистратор может и должен поднять на качественно новый уровень и информационное обслуживание частного инвестора.
        Предвидя желание инвестора проследить ход обработки его заявления и сроки поступления его денег на счета фонда, регистратор должен построить свою работу так, чтобы в любой момент быть готовым ответить на любой вопрос инвестора. При этом ответ: <К нам документы еще не поступали, обратитесь к агенту или в банк> - неприемлем. Система учета информации регистратора должна сопровождать документы и платежи инвестора от начала и до конца.
        Учитывая, что инвестор ассоциирует фонд с тем агентом, которому он подал заявление и, следовательно, кому он будет адресовать все вопросы, отдельным блоком стоит задача информационной поддержки агентов. Грамотно построив свою учетную систему и владея современными технологиями, регистратор без труда может предоставить агентам дополнительный сервис, облегчающий им работу по консультированию инвесторов. Используя принципы разделения доступа к информации и ее защиты, регистратор может обеспечить агентам возможность отслеживать состояния дел инвесторов, которых они привлекли в фонд, и отвечать на все их вопросы, не обращаясь к регистратору. При этом решение задачи по разделению функций при информировании инвестора примет логически законченный вид.
        Информационные площадки регистратора, например представительство в сети Интернет, могут снять часть нагрузки с управляющих компаний и агентов по консультированию инвесторов, особенно если это касается сроков и порядка проведения операций в реестре. Используя возможности сети Интернет и разветвленную сеть своих представительств, регистратор может принять на себя часть работы по донесению до владельцев паев и потенциальных инвесторов информации управляющих компаний (о стоимости паев, стоимости чистых активов, изменениях правил и процедур, особенностях налогообложения и т.п.), а в перспективе, переведя инвестора на систему самообслуживания в части получения информации о ходе обработки его заявлений, <истории> по лицевому счету, доходности его вложений и т.д., тем самым практически освободив агента от обеспечения послепродажного обслуживания.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Регистратор является единственным и самым важным звеном функционирования паевых фондов в части информационного обеспечения всех других участников данного рынка и соответственно снижения их затрат.
        В процессе развития рынка, отработки процедур, тиражирования современных технологий конкурентоспособными окажутся те управляющие компании, которые выберут в качестве регистратора компанию, ориентированную на конечного инвестора и технологически позволяющую минимизировать общие затраты.
        В связи с малыми оборотами и незначительными активами паевые фонды для управляющих компаний - это, скорее, имиджевый проект на данном этапе. Учитывая печальный опыт частных инвесторов и то, что паевые фонды - это нечто новое для отечественного рынка ценных бумаг, просвещать население за свой счет в пользу других ни одна управляющая компания не хочет. Более того, многие управляющие компании в сиюминутной <погоне за длинным рублем> в настоящее время ориентируют свой бизнес на привлечение крупных корпоративных клиентов (пенсионные фонды, страховые компании и т.п.), стремясь уменьшить свои издержки за счет снижения количества владельцев паев (при увеличении вклада каждого из них), что тоже ведет к снижению требований к регистратору и инфраструктуре рынка в целом. Это в конечном итоге может привести управляющие компании к безвыходной ситуации, когда неготовность инфраструктуры к работе с огромным количеством частных инвесторов сделает их неспособными отвечать самой сути бизнеса - работе с массовым потребителем.
        Клиенты, конечно, в первую очередь будут ориентироваться на доходность фондов - основной аргумент в пользу той или иной управляющей компании и рынка паевых фондов в целом. Но, поскольку паевые фонды - это форма долгосрочных инвестиций, клиенты большое внимание будут уделять и качеству обслуживания, которое на должном уровне может быть обеспечено только регистратором.
        Следовательно, выбор регистратора становится ключевым вопросом не только для управляющей компании, но и для всех участников рынка, включая инвестора.
        Моделируя свой бизнес, управляющая компания должна, исходя из своих задач и сути паевых фондов, отдавать себе отчет в том, что эффективность ее работы определяется не только качеством управления портфелем и результативностью проводимых рекламных кампаний, но и, может быть, в первую очередь потенциалом регистратора, услугами которого она предполагает пользоваться, и его видением своей роли в успешном функционировании паевого фонда.

    * * *

        P.S. С другой стороны, говоря о перспективе, можно предугадать проблему тиражирования технологии привлечения частных инвесторов, т.е. построения эффективно работающей сети точек продаж инвестиционных паев.
        В основном в качестве агентов по размещению и выкупу инвестиционных паев фонда будут привлекаться компании, для которых данный бизнес не является профильным. Наибольший интерес будут представлять компании, имеющие разветвленную сеть представительств, хорошо налаженные надежные каналы обмена информацией.
        Идеальным с этой точки зрения является банк. Только банк в состоянии предоставить услугу <два в одном> - консультирование инвесторов и осуществление переводов денежных средств. Кроме того, развитость внутренних процедур банка, например использование электронного документооборота, позволит ускорить процесс прохождения документов инвесторов, что с учетом размеров нашей страны является немаловажным фактором.
        При этом регистратору придется работать только с одним подразделением банка, в котором будут аккумулироваться заявления, принятые у инвесторов по всей банковской сети, и информация о совершенных платежах. Экономия сторон на затратах по организации взаимных коммуникаций очевидна. Затраты управляющей компании на контроль за работой агента также уменьшаются.
        Очевидно, что если банк, предоставляющий управляющей компании услуги агента по размещению и выкупу инвестиционных паев, имел бы лицензию специализированного депозитария, то сотрудничество управляющей компании, банка, регистратора было бы оптимальным.
        При этом, конечно, выбор банка в качестве спецдепозитария не должен определяться только его потенциалом в качестве агента. Управляющей компании придется оценить, а банку доказать свое конкурентное преимущество.
        Здесь одним из определяющих факторов будет способность банка предоставлять депозитарные услуги по расценкам, которые не будут обременительны для фонда. Но для этого банк должен иметь соответствующие предпосылки. Это и налаженные связи с регистраторами и расчетными депозитариями, и наличие трансфер-агентской сети, позволяющей оперативно проводить операции в реестрах, и использование современных средств доставки документов и информации, в общем все то, что позволяет принять на обслуживание управляющую компанию с минимальными затратами на доработку внутренних процедур без потери качества работы.
        Одним из первых банков, начавших решать указанные проблемы, стал РОСБАНК. Банк занял позицию недорогого в силу обострившейся конкуренции, но надежного и качественного депозитария, предлагающего управляющим компаниям широкий спектр кастодиальных и банковских услуг: учет и хранение ценных бумаг, составляющих имущество ПИФа; сопровождение корпоративных действий эмитентов; получение и перечисление дивидендов, контроль за правильностью расчета дивидендов эмитентами; расчет стоимости чистых активов ПИФа и стоимости инвестиционного пая; контроль за составом и структурой активов ПИФа; услуги агента по размещению и выкупу инвестиционных паев; открытие и ведение денежных счетов ПИФов и управляющих компаний; брокерские услуги на рынке государственных ценных бумаг; краткосрочное кредитование под залог ценных бумаг; проведение расчетов по сделкам с ценными бумагами по технологии <поставка против платежа>.
        Способность обеспечить индивидуальное обслуживание клиента в части оптимизации его расходов на совершение операций, учета его потребностей в обслуживании тех или иных фондовых инструментов, возможность создания широкой агентской сети выгодно отличает банк от небанковских специализированных депозитариев.
        Финансовые возможности и высокая квалификация банковских специалистов позволяют вести образовательно-разъяснительную работу, показывать преимущества коллективных форм инвестирования, освещать деятельность управляющих компаний, рекламировать фонды. В наибольшей степени это необходимо для продвижения паевых инвестиционных фондов в регионах.
        Отрадно, что на рынке специализированных депозитарных услуг для паевых инвестиционных фондов появляются новые участники, способные предложить управляющим компаниям качественное и недорогое обслуживание. Это будет способствовать снижению расходов, которые осуществляются за счет средств пайщиков, что в свою очередь повысит в их глазах привлекательность данного способа инвестирования сбережений.
        Другие банки, имеющие лицензию на осуществление деятельности специализированного депозитария, не проявляют интереса к обслуживанию паевых инвестиционных фондов. Получение лицензии большинством из них было продиктовано выходом Постановления Правительства РФ №383 от 28 апреля 2000 г., согласно которому депозитарии, обслуживающие негосударственные пенсионные фонды, должны обладать лицензией спецдепозитария.
        Возможно, с ростом числа управляющих компаний, фондов, находящихся под их управлением, и стоимости чистых активов этих фондов другие банки также начнут с интересом относиться к этому рынку. Очевидно, что те из них, которые раньше оценят всю перспективность этого направления и начнут предлагать свои комплексные услуги управляющим компаниям, окажутся в наиболее выгодном положении. То же самое будет касаться и управляющих компаний, которые выберут банк в качестве специализированного депозитария и будут интенсивно использовать сеть его представительств для продвижения своих услуг.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".