Новые поправки - старые проблемы <Налог на доходы физических лиц>

Дюрягин Владимир

    В последнее время порядок налогообложения доходов физических лиц от операций с ценными бумагами меняется с калейдоскопической быстротой. Удивительно причудливо меняется и содержание самих правовых норм, регулирующих указанные правоотношения. Не прошло и двух месяцев с момента введения в действие последних поправок, установленных Федеральным законом № 33-ФЗ от 24 марта 2001 г., как Государственной думой РФ были приняты очередные изменения и дополнения к гл. 23 НК РФ - федеральный закон № 71-ФЗ от 30 мая 2001 г. <О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ (главу 23 "Налог на доходы физических лиц")>.
    В соответствии с указанными изменениями, вступающими в действие с 3 июля текущего года, гл. 23 НК РФ дополнена новой ст. 214-1 <Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги>. Внесены также изменения и дополнения в другие статьи гл. 23 НК РФ, касающиеся налогообложения операций физических лиц с ценными бумагами.
    Радует, что впервые на законодательном уровне закреплено понятие дохода с позиции экономической выгоды, получаемой налогоплательщиком от операций с ценными бумагами. Данное обстоятельство позволит прекратить многочисленные споры между налогоплательщиками и налоговыми органами по этому поводу. Кроме того, при налогообложении доходов учтены особенности операций физических лиц с финансовыми инструментами срочных сделок (фьючерсами и опционами), а при определении налоговой базы - убытки, полученные в течение налогового периода от операций с ценными бумагами. Но в целом, к сожалению, приходится признать, что неполнота, неясность и некорректность формулировок, допущенных законодателем в данном федеральном законе, вновь приведет к неоднозначному толкованию принятых изменений и, как следствие, к многочисленным спорам между участниками фондового рынка и налоговыми органами.

НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ

    В отличие от ранее действующего порядка исчисления и уплаты налога на доходы от операций с ценными бумагами, когда налогоплательщик самостоятельно должен был исчислять и уплачивать налог по окончании налогового периода на основании предоставляемой в налоговый орган налоговой декларации, после вступления в силу изменений в гл. 23 НК РФ такая обязанность уже возложена на налоговых агентов (ч. 1 п. 8 ст. 214-1 НК РФ). Однако определить, на кого именно возложена такая обязанность, в соответствии с текстом последней редакции гл. 23 НК РФ представляется весьма затруднительно, и вот по какой причине.
    В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговым агентом признаются только те лица, на которых обязанность по исчислению, удержанию и уплате налога возложена самим кодексом. Согласно п. 1 и п. 2 ст. 226 НК РФ с учетом принятых изменений налоговыми агентами признаются российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в России в отношении всех доходов, выплачиваемых ими физическим лицам, за исключением доходов, налогообложение которых регулируется ст. 227, 228 и 214-1 НК РФ.
    Таким образом, общие нормы
    ст. 226 НК РФ, устанавливающие перечень лиц, признаваемых налоговыми агентами, а также особенности исчисления, порядок и сроки уплаты ими налога, в отношении налогообложения операций физических лиц с ценными бумагами не применяются. Это следует из новой редакции п. 2 ст. 226 НК РФ.
    Логично было бы предположить, что, исключив нормы ст. 226 НК РФ из правового регулирования порядка налогообложения операций физических лиц с ценными бумагами, законодатель должен был бы установить такой перечень в принятых поправках в гл. 23 НК РФ. Однако в данных изменениях и дополнениях прямого и недвусмысленного указания на то, кто же должен исчислять, удерживать и уплачивать налог на доход от операций физических лиц с ценными бумагами, не содержится.
    Опосредованно на основании анализа положений п. 3 ст. 214-1 НК РФ можно предположить, что к таким лицам законодатель относит брокера, доверительного управляющего и других лиц, совершающих операции с ценными бумагами по <договору поручения, иному подобному (здесь и далее выделено автором) договору>, т.е. совершающих сделки по посредническим договорам, являющимся разновидностью договоров на возмездное оказание услуг. Следовательно, из буквального толкования приведенной нормы следует признать, что любое лицо, в том числе и профессиональный участник рынка ценных бумаг, совершающее сделку с физическим лицом не на основании посреднического договора, а напрямую - на основании договора купли/продажи ценных бумаг, в таком случае не обязано исчислять и удерживать налог у источника выплаты дохода.
    Необходимо также обратить внимание на то, что перечень лиц, признаваемых налоговыми агентами, приведенный в п. 3 ст. 214-1 НК РФ, не совпадает с аналогичным перечнем, содержащимся в п. 8 ст. 214-1 НК РФ. Данной нормой закона устанавливается, что <при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога у источника выплаты дохода налоговый агент (брокер, доверительный управляющий или иное лицо, совершающее операции по договору поручения, договору комиссии, иному договору в пользу налогоплательщика)> должен в установленный срок уведомить об этом налоговый орган. Очевидно, что перечень лиц, обязанных исчислять, удерживать и уплачивать налог, в последнем случае намного шире - в нем указаны уже не только лица, совершающие операции по договору поручения, иному подобному ему договору, а любые лица, совершающие операции с ценными бумагами на основании любого гражданско-правового договора в пользу налогоплательщика, в том числе и по договору купли/продажи или дарения ценных бумаг.
    Но доход по договору дарения ценных бумаг исключен из налогообложения доходов физических лиц, облагаемых налогом в соответствии с гл. 23 НК РФ. Налогообложение таких доходов осуществляется на основании федерального закона <О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения>. Кроме того, если признать верным перечень лиц, являющихся налоговыми агентами, приведенный в п. 8 ст. 214-1 НК РФ, то и договоры купли/продажи ценных бумаг между физическими лицами, не являющимися предпринимателями, заключенные, минуя посредничество профессиональных участников рынка ценных бумаг, также формально попадают под определение <иного договора в пользу налогоплательщика>. И, следовательно, в этом случае налоговым агентом может быть признано физическое лицо - покупатель ценных бумаг. Но тогда приобретение физическим лицом, не являющимся предпринимателем, статуса налогового агента ставится в зависимость от разновидности и предмета заключаемого им гражданско-правового договора, что противоречит принципам налогообложения и общему смыслу норм, содержащихся в гл. 23 НК РФ.
    Из всего приведенного выше можно сделать вывод, что многочисленные неточности, содержащиеся в принятых изменениях в гл. 23 НК РФ, не позволяют четко и однозначно определить круг лиц, на которых НК РФ возложена обязанность по исчислению, удержанию и уплате налога у источника выплаты дохода от операций физических лиц с ценными бумагами.

НАЛОГОВЫЕ ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ВЫЧЕТЫ

    С вступлением в силу рассматриваемых поправок в НК РФ налогоплательщик, как и раньше, вправе воспользоваться налоговым имущественным вычетом, предусмотренным подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, и уменьшить облагаемый доход на сумму, полученную в налоговом периоде от продажи ценных бумаг, находившихся в его собственности менее трех лет, но не выше 125 тыс. руб. Если же ценные бумаги находились в собственности налогоплательщика три года и более, то имущественный налоговый вычет предоставляется в размере всей суммы, полученной от продажи ука-занных ценных бумаг. Если до вступления в силу изменений в НК РФ вместо имущественного налогового вычета, предусмотренного подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, налогоплательщик имел право уменьшить сумму общего дохода от реализации ценных бумаг на совокупную сумму произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных только с приобретением ценных бумаг, то с вступлением в силу изменений гл. 23 НК РФ он имеет право на вычет в большем, чем раньше, размере - в размере <фактически произведенных и документально подтвержденных расходов>, т.е. с учетом всех расходов, связанных с приобретением и реализацией ценных бумаг.
    Имущественный налоговый вычет может предоставляться не только при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании налогового периода, как было ранее, но и у источника выплаты дохода и предоставляется только у одного источника выплаты дохода по выбору налогоплательщика (п. 3 ст. 214-1 НК РФ).

ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВАЯ БАЗА

    Объектом налогообложения при совершении операций купли/продажи с ценными бумагами согласно п. 3 ст. 214-1 НК РФ является доход, определяемый как сумма доходов по совокупности сделок с ценными бумагами соответствующей категории, совершенных в течение налогового периода, за вычетом сумм убытков. Доход (убыток) по отдельной сделке купли/продажи ценных бумаг определяется как разница между суммой, полученной от реализации ценных бумаг, и суммами фактически произведенных и документально подтвержденных расходов налогоплательщика, связанных с приобретением, хранением и реализацией ценных бумаг. К таким расходам НК РФ относит:

  • суммы, уплачиваемые продавцу в соответствии с договором;
  • суммы, уплачиваемые за услуги депозитария;
  • комиссионные вознаграждения профессиональным участникам рынка ценных бумаг;
  • биржевой сбор (комиссия);
  • оплата услуг реестродержателя;
  • другие расходы, непосредственно связанные с приобретением, продажей и хранением ценных бумаг, оплачиваемые профессиональным участникам рынка ценных бумаг в рамках их профессиональной деятельности.
        Необходимо подчеркнуть, что приведенный перечень не является закрытым, т.е. к указанным расходам могут быть отнесены любые другие расходы, непосредственно связанные с приобретением, продажей и хранением ценных бумаг, с услугами, предоставляемыми профессиональными участниками рынка ценных бумаг, например информационные и консультационные услуги.
        Налоговая база определяется отдельно по каждой из четырех групп, указанных в п. 1 ст. 214-1 НК РФ:
  • купля/продажа ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ);
  • купля/продажа ценных бумаг, не обращающихся на ОРЦБ;
  • операции с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом, по которым являются ценные бумаги (фьючерсы и опционы);
  • операции с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, осуществляемых доверительным управляющим в пользу учредителя доверительного управления - физического лица.
        К сожалению, на законодательном уровне понятие <организованный рынок ценных бумаг> не закреплено. Упоминание об ОРЦБ содержится лишь в Методических рекомендациях по проверке кредитных организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих брокерскую и дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг, введенных в дей-ствие Письмом ЦБР № 179-Т от 17 июня 1999 г. Согласно указанным методическим рекомендациям под организованным рынком ценных бумаг понимается <совершение сделок с ценными бумагами через кого-либо из организаторов торговли, имеющих соответствующую лицензию>. В основном это фондовые биржи и фондовые секции других бирж.
        При определении налоговой базы по сделкам купли/продажи ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ, необходимо учитывать следующие особенности:
  • доход от таких сделок уменьшается на сумму убытка, полученного в текущем налоговом периоде от операций купли/продажи ценных бумаг данной категории (ч. 2 п. 4 ст. 214-1НК РФ). При этом под термином <ценные бумаги данной категории>, по мнению автора, следует понимать все ценные бумаги, объединенные общностью одного признака - обращение на ОРЦБ. То есть к данной категории относятся и акции, и облигации, обращающиеся на ОРЦБ. Следовательно, если физическое лицо совершает операции и с акциями, и с облигациями, обращающимися на ОРЦБ, то убыток, полученный, например, от операций с акциями, уменьшает доход, полученный от операций с облигациями, и наоборот;
  • доход, полученный от купли/продажи ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ, уменьшается на сумму процентов, уплаченных налогоплательщиком за пользование заемными (кредитными) средствами, привлеченными для совершения сделок купли/продажи ценных бумаг. При этом к уменьшению дохода принимаются лишь суммы процентов, не превышающие сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действующей на момент получения заемных (кредитных) средств;
  • доход, полученный от купли/продажи ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ, уменьшается на размер убытка, определяемого с учетом предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг. В соответствии с Распоряжением ФКЦБ России № 1087-Р от 5 октября 1998 г. предельная граница колебаний рыночной цены установлена в размере 19,5%.

        При исчислении же налоговой базы по операциям купли/продажи ценных бумаг, не обращающихся на ОРЦБ, убыток текущего налогового периода от таких операций по общему правилу не уменьшает доход. Исключение составляет случай, когда в течение налогового периода налогоплательщиком был получен убыток от сделок купли/продажи ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ, а от реализации ценных бумаг, не обращающихся на ОРЦБ, но которые на момент их покупки отвечали требованиям, установленным для ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ, был получен доход. В этом случае доход, полученный от реализации указанных ценных бумаг, может быть уменьшен на сумму убытка от сделок с ценными бумагами, обращающимися на ОРЦБ.
        Определение дохода (убытка) от операций с финансовыми инструментами срочных сделок в основном аналогично соответствующим нормам закона <О налоге на прибыль предприятий и организаций>. Налоговая база по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом которых являются ценные бумаги, за исключением сделок, заключаемых в целях снижения рисков изменения цены ценных бумаг, определяется как разница между положительными и отрицательными результатами, полученными от переоценки обязательств и прав требования по заключенным сделкам и исполнения финансовых инструментов срочных сделок. Из полученного дохода вычитаются также суммы, связанные с оплатой услуг биржевых посредников и самой биржи по открытию позиций и ведению счета физического лица.
        При определении налоговой базы дохода, полученного от операций, совершаемых доверительным управляющим в интересах налогоплательщика с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, необходимо учитывать особенности определения налоговой базы для каждого из указанных видов операций, рассмотренных нами выше.

    ИСЧИСЛЕНИЕ, УДЕРЖАНИЕ И УПЛАТА НАЛОГА

        О моменте исчисления, удержания и уплаты налога на доходы от операций физических лиц с ценными бумагами можно говорить определенно лишь в отношении доходов, полученных от совершения операций с ценными бумагами доверительным управляющим.
        В соответствии с ч. 5, 6 и 8 ст. 214-1 НК РФ налог исчисляется и удерживается доверительным управляющим на дату окончания налогового периода либо на дату выплаты денежных средств или передачи ценных бумаг. Сумма удержанного налога перечисляется в бюджет доверительным управляющим в течение одного месяца с даты окончания налогового периода или даты выплаты денежных средств (передачи ценных бумаг).
        При невозможности удержать у налогоплательщика сумму налога (например, в случае передачи ценных бумаг) доверительный управляющий в течение одного месяца с момента возникновения этого обстоятельства должен письменно уведомить налоговый орган по месту своего учета о сумме задолженности налогоплательщика. В этом случае налогоплательщик самостоятельно уплачивает налог двумя частями: первая часть уплачивается не позднее 30 дней с даты вручения налоговым органом уведомления об оплате налога, вторая - не позднее 30 дней после первого платежа.
        В отношении же доходов от купли/продажи ценных бумаг и операций с финансовыми инструментами срочных сделок определить момент исчисления, удержания и уплаты налога не представляется возможным. Так, в соответствии с ч. 1 п. 8 ст. 214-1 НК РФ налоговый агент должен исчислять, удерживать и уплачивать налог либо по окончании налогового периода, либо <при осуществлении им выплаты денежных средств налогоплательщику до истечения очередного налогового периода>.
        При этом, во-первых, законодатель точно не определил, в течение какого именно периода времени после окончания календарного года должен быть исчислен, удержан и уплачен налог; во-вторых, из буквального толкования данной нормы следует, что налог на доходы за текущий налоговый период может исчисляться и уплачиваться также при выплате денежных средств налогоплательщику до истечения очередного (!), т.е. следующего, налогового периода. Можно допустить, что в тексте закона допущена опечатка и вместо <до истечения очередного налогового периода> следует читать <до истечения текущего налогового периода>, т.е. при выплате в течение отчетного года. Однако эта <опечатка> встречается в тексте закона трижды.
        Кроме того, даже если допустить, что в тексте закона все же была допущена техническая ошибка (опечатка), то данное допущение противоречит смыслу других норм закона. Так, например, в соответствии с ч. 1 п. 8 ст. 214-1 НК РФ налоговая база по операциям купли/продажи ценных бумаг и операций с финансовыми инструментами срочных сделок определяется по окончании налогового периода. В ч. 1 п. 4 ст. 214-1 НК РФ содержится указание на то, что налоговая база по операциям купли/продажи ценных бумаг определяется как доход, полученный по результатам налогового периода по операциям с ценными бумагами. Очевидно, что исчислить налог без определения налоговой базы невозможно. А коль скоро законодатель недвусмысленно установил, что определение налоговой базы производится по итогам налогового периода, то и исчисление, и удержание налога у источника выплаты дохода также должно осуществляться не ранее окончания налогового периода.
        Обобщая вышеизложенное, к сожалению, вынуждены констатировать, что такие обязательные элементы налогообложения, как порядок исчисления налога и порядок и сроки уплаты нало-га, рассматриваемым законодательным актом установлены не были.
        В заключение необходимо отметить, что вызывает также сомнения правомерность установления даты вступления в силу рассмотренных изменений в ч. 2 НК РФ по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. В соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Так как для налога на доходы физических лиц налоговый период определен в календарный год, то и рассмотренные поправки в гл. 23 НК РФ должны вступать в законную силу не ранее 1 января 2002 г.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".