C начала 90-х годов в Западной Европе и США коммерческие банки начали кампанию за очищение своих счетов от денежных средств, полученных преступным путем.
Международная комиссия по борьбе с <отмыванием> преступных доходов (Financial Action Task Force on Money Laundering, FATF) при Организации экономического сотрудничества и развития, объединяющей 29 наиболее экономически развитых государств мира, составила список стран и территорий, не склонных к сотрудничеству в борьбе с легализацией <грязных денег>. FATF призвала входящие в ее состав страны указывать своим финансовым институтам на необходимость уделять более пристальное внимание сделкам с фирмами и частными лицами из указанных стран.
В конце 2000 г. ЕС и США открыто предупредили Россию, что, если до начала 2001 г. не будет принят закон об отмывании денег, против нее введут самые жесткие санкции. Например, США вели речь о запрете корреспондентских отношений американских банков с российскими.
FATF рекомендует с 30 сентября 2001 г применять в отношении Науру, Филиппин и России специальные меры, если там не будут приняты законодательные акты против отмывания денег.
Госдума РФ одобрила во втором чтении законопроект <О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем>.
В проекте чрезвычайно подробно регламентируется, кто, как и когда должен сообщать о крупных суммах. По новому законопроекту нужно сообщать обо всех операциях на сумму, равную или превышающую 4 тыс. минимальных окладов, что на сегодняшний день составляет около 14 тыс. долл. Говорится также об ответственности за недонесение. Однако ничего конкретного не говорится о преступлении, которое, собственно, и называется <отмыванием денег>, и в российском Уголовном кодексе фигурирует уже довольно давно.
В проекте закона сказано, что легализация - это придание правомерного вида имуществу, нажитому в результате совершения преступления. Но преступление может быть установлено только вступившим в законную силу приговором суда. В соответствии с принципом презумпции невиновности отсутствие приговора не позволяет вести речь об отмывании преступных средств. Соответственно действия лиц, которые будут обязаны сообщать о своих клиентах, и самого государственного органа, уполномоченного противодействовать легализации, будут нарушать ст. 23 и 24 Конституции РФ, которыми охраняется право каждого на неприкосновенность частной жизни и запрет на сбор, хранение и распространение информации о ней.
Необходимо подчеркнуть, что в законодательстве европейских стран в понятие <отмывание денег> не включается преступление, благодаря которому они получены. Отмыванием денег принято считать проведение через финансово-банковскую систему преступных доходов с целью маскировки их незаконного происхождения.
Речь идет о совершенно особом преступлении: знавший о сомнительном происхождении денег помог придать им законный статус, например оказал юридическую консультацию, открыл на свое имя подставную фирму и т.д. Как определить признаки подобного преступления, из российского законопроекта понять трудно.
Законопроект для предотвращения использования доходов, полученных преступным путем, предусматривает принятие неких <обеспечительных мер>. Однако не ясно, как с помощью этого закона такие доходы можно будет выявить, поскольку государство будет собирать сведения не о преступных доходах, а лишь о <подозрительных>.
Между тем факт совершения преступления лицами, подозреваемыми в легализации, еще предстоит доказать в судебном порядке. А значит, у государства не будет никаких правовых оснований для замораживания счетов, ареста и конфискации имущества до тех пор, пока не вступит в силу обвинительный приговор суда. Иначе такие <обеспечительные меры> будут нарушать право частной собственности, гарантированное ст. 35 Конституции РФ.
Такие недоработки и противоречия, присущие проекту нового российского закона, дают основание полагать, что, как только проект закона о противодействии легализации преступных доходов станет законом и вступит в действие, он практически сразу будет опротестован в Конституционном суде РФ.
Помимо четкого определения понятия <отмывание денег> в качестве меры по предупреждению вывоза капиталов, нажитых противоправным путем, необходимо в российском уголовном законодательстве дать разъяснение содержания следующих понятий:
Значимой проблемой, связанной с рассмотрением законопроекта, является требование по соблюдению банковской тайны, содержащееся в ст. 26 закона <О банках и банковской деятельности>.
Уже действующий в Российской Федерации закон № 5238-1 от 24 июня 1993 г. <О федеральных органах налоговой полиции> дает налоговой полиции право на безвозмездное получение необходимой информации, но с существенной оговоркой <...за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации> (п. 9 ст. 11). А Гражданский кодекс РФ и закон <О банках и банковской деятельности> этот порядок как раз и устанавливают. Поэтому налоговые полицейские вправе требовать у кредитных организаций документы, содержащие банковскую тайну, лишь по находящимся в производстве этих органов уголовным делам, предварительно получив согласие прокурора.
Помимо обязательности соблюдения банковской тайны, коммерческие банки сами заинтересованы в защите приватности операций своих клиентов, что становится особенно актуальным в условиях возрастания конкуренции в банковской системе. Кроме того, внедрение новых технологий - пластиковых карт, систем электронных расчетов - сужает возможности контроля за отмыванием средств.
Необходимо отметить, что в практике кредитно-банковской системы РФ уже существует обязанность банков принимать меры для пресечения легализации теневых доходов. Но пока она закреплена не в законах и кодексах, а в документах рекомендательного характера, разработанных специалистами Центробанка.
Международные стандарты
В частности, в целях более активного применения международных стандартов в области осуществления мер борьбы с отмыванием <грязных денег> Банк России своим Указанием (оперативного характера) № 24-Т от 15 февраля 2001 г. рекомендовал для использования в работе кредитных организаций так называемые <Вольфсбергские принципы> для разработки банками собственной политики противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Указанный документ содержит добровольное намерение 11 крупнейших банков мира препятствовать попыткам отмывания в них капиталов <сомнительного происхождения>.
Среди подписавших 30 октября 2000 г. <Вольфсбергские принципы> организа-ций - швейцарские UBS AG и Credit Suisse Group, немецкий Deutsche Bank AG, британские HSBC и Barclays Bank, голландский ABN AMRO Bank N.V., французский Societe Generale, испанский Banco Santander Central Hispano, а также американские Citigroup, The Chase Manhattan Private Bank и J.P.Morgan.
В соответствии с <Вольфсбергскими принципами> в основе политики любого банка должно лежать правило, согласно которому банк может устанавливать отношения только с теми клиентами, в отношении источников доходов или финансирования которых может быть в разумных пределах подтверждено их законное происхождение; конкретные механизмы противодействия отмыванию преступных доходов могут определяться по усмотрению банка.
Внутренний контроль
Центральный банк России предписывает кредитным институтам осуществлять внимательный подбор клиентов и партнеров и тщательный анализ предоставляемых документов. Особое внимание требуется уделять организации работы службы внутреннего контроля, которая обязательно существует в каждом российском банке в соответствии с положением ЦБР № 509 от 28 августа 1997 г. <Об организации внутреннего контроля в банках>.
Помимо этого, частью системы внутреннего контроля каждой кредитной организации РФ является комплаенс-контроль - внутренний контроль за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитной организации. Согласно указанию ЦБР № 603-У от 7 июля 1999 г. <О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях> штатным сотрудником любой российской кредитной организации в обязательном порядке является комплаенс-контролер; в его исключительную компетенцию входит организация комплаенс-контроля.
В число сомнительных операций, согласно рекомендациям ЦБР, включаются: купля/продажа ценных бумаг с оплатой наличными, безосновательная поспешность при проведении операций, покупка одного и того же пакета бумаг многократно в сделках с одним и тем же контрагентом и др. Банки имеют и собственные критерии подозрительных сделок, например предложение более высокой комиссии или требование провести сделку по ценам, явно отличным от рыночных; отсутствие видимого смысла или экономического обоснования операции, манипулирование ценами на рынке.
Контроль за валютными операциями
Что касается проведения российскими коммерческими банками расчетных операций между резидентами и нерезидентами, то, независимо от того, в какой валюте эти операции осуществляются, их порядок жестко регламентирован указаниями Банка России.
Так, в целях пресечения нарушений валютного законодательства, совершаемых резидентами Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности; усиления контроля со стороны уполномоченных банков за валютными операциями юридических лиц - резидентов, связанными с переводами иностранной валюты из Российской Федерации по контрактам, обладающим признаками фиктивности; сокращения утечки капитала за рубеж - Указание ЦБР № 500-У от 12 февраля 1999 г. обязывает коммерческие банки представлять в Банк России информацию о подозрительных валютных операциях.
К подобным операциям относятся, в частности, операции, обладающие следующими признаками: