Заслон против laundry money

Королев Олег

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ <ГРЯЗНЫХ ДЕНЕГ>

    C начала 90-х годов в Западной Европе и США коммерческие банки начали кампанию за очищение своих счетов от денежных средств, полученных преступным путем.
    Международная комиссия по борьбе с <отмыванием> преступных доходов (Financial Action Task Force on Money Laundering, FATF) при Организации экономического сотрудничества и развития, объединяющей 29 наиболее экономически развитых государств мира, составила список стран и территорий, не склонных к сотрудничеству в борьбе с легализацией <грязных денег>. FATF призвала входящие в ее состав страны указывать своим финансовым институтам на необходимость уделять более пристальное внимание сделкам с фирмами и частными лицами из указанных стран.
    В конце 2000 г. ЕС и США открыто предупредили Россию, что, если до начала 2001 г. не будет принят закон об отмывании денег, против нее введут самые жесткие санкции. Например, США вели речь о запрете корреспондентских отношений американских банков с российскими.
    FATF рекомендует с 30 сентября 2001 г применять в отношении Науру, Филиппин и России специальные меры, если там не будут приняты законодательные акты против отмывания денег.

МЕРЫ ПРИНЯТЫ...

    Госдума РФ одобрила во втором чтении законопроект <О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем>.
    В проекте чрезвычайно подробно регламентируется, кто, как и когда должен сообщать о крупных суммах. По новому законопроекту нужно сообщать обо всех операциях на сумму, равную или превышающую 4 тыс. минимальных окладов, что на сегодняшний день составляет около 14 тыс. долл. Говорится также об ответственности за недонесение. Однако ничего конкретного не говорится о преступлении, которое, собственно, и называется <отмыванием денег>, и в российском Уголовном кодексе фигурирует уже довольно давно.
    В проекте закона сказано, что легализация - это придание правомерного вида имуществу, нажитому в результате совершения преступления. Но преступление может быть установлено только вступившим в законную силу приговором суда. В соответствии с принципом презумпции невиновности отсутствие приговора не позволяет вести речь об отмывании преступных средств. Соответственно действия лиц, которые будут обязаны сообщать о своих клиентах, и самого государственного органа, уполномоченного противодействовать легализации, будут нарушать ст. 23 и 24 Конституции РФ, которыми охраняется право каждого на неприкосновенность частной жизни и запрет на сбор, хранение и распространение информации о ней.
    Необходимо подчеркнуть, что в законодательстве европейских стран в понятие <отмывание денег> не включается преступление, благодаря которому они получены. Отмыванием денег принято считать проведение через финансово-банковскую систему преступных доходов с целью маскировки их незаконного происхождения.
    Речь идет о совершенно особом преступлении: знавший о сомнительном происхождении денег помог придать им законный статус, например оказал юридическую консультацию, открыл на свое имя подставную фирму и т.д. Как определить признаки подобного преступления, из российского законопроекта понять трудно.
    Законопроект для предотвращения использования доходов, полученных преступным путем, предусматривает принятие неких <обеспечительных мер>. Однако не ясно, как с помощью этого закона такие доходы можно будет выявить, поскольку государство будет собирать сведения не о преступных доходах, а лишь о <подозрительных>.
    Между тем факт совершения преступления лицами, подозреваемыми в легализации, еще предстоит доказать в судебном порядке. А значит, у государства не будет никаких правовых оснований для замораживания счетов, ареста и конфискации имущества до тех пор, пока не вступит в силу обвинительный приговор суда. Иначе такие <обеспечительные меры> будут нарушать право частной собственности, гарантированное ст. 35 Конституции РФ.
    Такие недоработки и противоречия, присущие проекту нового российского закона, дают основание полагать, что, как только проект закона о противодействии легализации преступных доходов станет законом и вступит в действие, он практически сразу будет опротестован в Конституционном суде РФ.
    Помимо четкого определения понятия <отмывание денег> в качестве меры по предупреждению вывоза капиталов, нажитых противоправным путем, необходимо в российском уголовном законодательстве дать разъяснение содержания следующих понятий:

  • <крупный ущерб> (ст. 176, 195, 196, 197 УК РФ);
  • <хозяйственное положение и финансовое состояние индивидуального предпринимателя или организации> (ст. 176 УК РФ);
  • <сокрытие имущества или имущественных обязательств и иной информации об имуществе>, <фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность> (ст. 195 УК РФ);
  • <личные интересы и интересы иных лиц>, <тяжкие последствия> (ст. 196 УК РФ).
        Без четко проработанных трактовок названных потнятий борьба с незаконно полученными средствами и их легализацией может не дать желаемых результатов.

    БАНКОВСКАЯ ТАЙНА

        Значимой проблемой, связанной с рассмотрением законопроекта, является требование по соблюдению банковской тайны, содержащееся в ст. 26 закона <О банках и банковской деятельности>.
        Уже действующий в Российской Федерации закон № 5238-1 от 24 июня 1993 г. <О федеральных органах налоговой полиции> дает налоговой полиции право на безвозмездное получение необходимой информации, но с существенной оговоркой <...за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации> (п. 9 ст. 11). А Гражданский кодекс РФ и закон <О банках и банковской деятельности> этот порядок как раз и устанавливают. Поэтому налоговые полицейские вправе требовать у кредитных организаций документы, содержащие банковскую тайну, лишь по находящимся в производстве этих органов уголовным делам, предварительно получив согласие прокурора.
        Помимо обязательности соблюдения банковской тайны, коммерческие банки сами заинтересованы в защите приватности операций своих клиентов, что становится особенно актуальным в условиях возрастания конкуренции в банковской системе. Кроме того, внедрение новых технологий - пластиковых карт, систем электронных расчетов - сужает возможности контроля за отмыванием средств.
        Необходимо отметить, что в практике кредитно-банковской системы РФ уже существует обязанность банков принимать меры для пресечения легализации теневых доходов. Но пока она закреплена не в законах и кодексах, а в документах рекомендательного характера, разработанных специалистами Центробанка.

    МЕХАНИЗМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТМЫВАНИЮ КАПИТАЛОВ

        Международные стандарты
        В частности, в целях более активного применения международных стандартов в области осуществления мер борьбы с отмыванием <грязных денег> Банк России своим Указанием (оперативного характера) № 24-Т от 15 февраля 2001 г. рекомендовал для использования в работе кредитных организаций так называемые <Вольфсбергские принципы> для разработки банками собственной политики противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Указанный документ содержит добровольное намерение 11 крупнейших банков мира препятствовать попыткам отмывания в них капиталов <сомнительного происхождения>.
        Среди подписавших 30 октября 2000 г. <Вольфсбергские принципы> организа-ций - швейцарские UBS AG и Credit Suisse Group, немецкий Deutsche Bank AG, британские HSBC и Barclays Bank, голландский ABN AMRO Bank N.V., французский Societe Generale, испанский Banco Santander Central Hispano, а также американские Citigroup, The Chase Manhattan Private Bank и J.P.Morgan.
        В соответствии с <Вольфсбергскими принципами> в основе политики любого банка должно лежать правило, согласно которому банк может устанавливать отношения только с теми клиентами, в отношении источников доходов или финансирования которых может быть в разумных пределах подтверждено их законное происхождение; конкретные механизмы противодействия отмыванию преступных доходов могут определяться по усмотрению банка.
        Внутренний контроль
        Центральный банк России предписывает кредитным институтам осуществлять внимательный подбор клиентов и партнеров и тщательный анализ предоставляемых документов. Особое внимание требуется уделять организации работы службы внутреннего контроля, которая обязательно существует в каждом российском банке в соответствии с положением ЦБР № 509 от 28 августа 1997 г. <Об организации внутреннего контроля в банках>.
        Помимо этого, частью системы внутреннего контроля каждой кредитной организации РФ является комплаенс-контроль - внутренний контроль за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитной организации. Согласно указанию ЦБР № 603-У от 7 июля 1999 г. <О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях> штатным сотрудником любой российской кредитной организации в обязательном порядке является комплаенс-контролер; в его исключительную компетенцию входит организация комплаенс-контроля.
        В число сомнительных операций, согласно рекомендациям ЦБР, включаются: купля/продажа ценных бумаг с оплатой наличными, безосновательная поспешность при проведении операций, покупка одного и того же пакета бумаг многократно в сделках с одним и тем же контрагентом и др. Банки имеют и собственные критерии подозрительных сделок, например предложение более высокой комиссии или требование провести сделку по ценам, явно отличным от рыночных; отсутствие видимого смысла или экономического обоснования операции, манипулирование ценами на рынке.
        Контроль за валютными операциями
        Что касается проведения российскими коммерческими банками расчетных операций между резидентами и нерезидентами, то, независимо от того, в какой валюте эти операции осуществляются, их порядок жестко регламентирован указаниями Банка России.
        Так, в целях пресечения нарушений валютного законодательства, совершаемых резидентами Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности; усиления контроля со стороны уполномоченных банков за валютными операциями юридических лиц - резидентов, связанными с переводами иностранной валюты из Российской Федерации по контрактам, обладающим признаками фиктивности; сокращения утечки капитала за рубеж - Указание ЦБР № 500-У от 12 февраля 1999 г. обязывает коммерческие банки представлять в Банк России информацию о подозрительных валютных операциях.
        К подобным операциям относятся, в частности, операции, обладающие следующими признаками:

  • в договоре (контракте) не предусмотрена уплата контрагентами - нерезидентами штрафных санкций за несоблюдение сроков платежей/поставок товаров и не предусмотрено обеспечение ими исполнения своих обязательств;
  • в договоре (контракте) предусмотрены экспорт резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) либо платежи по импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в пользу не-резидентов, зарегистрированных в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны), перечень которых установлен Банком России;
  • в договоре (контракте) предусмотрен авансовый платеж в пользу нерезидента, превышающий 30% от цены импортируемого товара (услуги, работы, результата интеллектуальной деятельности) либо превышающий сумму, эквивалентную 100 тыс. долл.;
  • в кредитном договоре (договоре займа) предусмотрена уплата резидентом процентов и иных дополнительных платежей в пользу нерезидента, в совокупности превышающих в год 20% от основной суммы кредита (займа);
  • по договору (контракту) нерезидентом полностью не исполнены обязательства и осуществлен возврат ранее произведенной резидентом предоплаты (аванса);
  • получателем денежных средств либо товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) являются нерезиденты, не являющиеся стороной по договору (контракту), предусматривающему импорт (экспорт) резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);
  • договоры (контракты) заключены от имени резидента - юридического лица, период деятельности которого с момента его государственной регистрации не превышает 3 месяцев.
        Следовательно, все расчеты в иностранной валюте между резидентами и нерезидентами четко фиксируются российскими коммерческими банками как агентами валютного контроля, что в достаточной степени содействует пресечению легализации преступных доходов.
        Операции в валюте РФ
        Что касается расчетов между резидентами и нерезидентами в рублях, то в марте 2001 г. вступила в действие инструкция ЦБР № 93-И от 12 октября 2000 г. <О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведения операций по этим счетам>. Указанная инструкция заняла место прежнего основного нормативного документа в этой сфере - Инструкции ЦБР № 16 от 16 июля 1993 г. Согласно положениям Инструкции № 93-И различия в категориях и режимах счетов определяются характером рублевых платежей резидентов в пользу нерезидентов в зависимости от того, допускается или не допускается проведение подобных платежей в свободно конвертируемой валюте.
        В уполномоченных банках, т.е. кредитных организациях, имеющих лицензию Банка России на проведение банковских операций в рублях и в иностранной валюте, для нерезидентов открываются три разновидности рублевых счетов: счета типа <К> (<конвертируемый счет>), счета типа <Н> (<неконвертируемый счет>) и счета типа <Ф> (<счет физического лица>).
        Для покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации могут использоваться денежные средства на счетах типа <К> и <Ф>. Возможность конвертации средств на счетах типа <Н> сильно ограничена. Поручение нерезидента на покупку иностранной валюты из средств на счете типа <Н> может быть исполнено уполномоченным банком не ранее чем через 365 календарных дней со дня его представления в банк, причем в течение этого срока остаток денежных средств на счете <Н> не может быть меньше суммы, указанной в поручении на покупку валюты (см. рисунок).
        Следовательно режимы счетов нерезидентов в валюте РФ обеспечивают конвертируемость поступлений только по тем операциям, по которым Российская Федерация обязана обеспечить конвертируемость в соответствии с международными договорами и федеральными законами. В частности, соблюдаются условия присоединения России к ст. VIII Устава МВФ.
        Всем видам операций по за- числению и списанию рублевых средств нерезидентов присваиваются цифровые коды, которые обозначают виды платежей и поступлений, что облегчает задачу сопоставления зачисляемых и списываемых средств и делает эффективным контроль за соблюдением установленных режимов счетов.
        В частности, при списании денежных средств со счетов резидентов в пользу нерезидентов банки должны следить за соответствием цифрового обозначения операции и самой операции режиму указанного в расчетном документе счета нере-зидента. Причем списание рублевых средств, величина которых превышает 500 минимальных размеров оплаты труда, со счетов резидентов в пользу нерезидентов обязательно сопровождается представлением копий документов, подтверждающих соответствие проводимой операции режиму указанного в расчетном документе счета нерезидента-получателя.
        Для того чтобы уполномоченный банк идентифицировал операцию, оценил соответствие представленным подтверждающим документам и впоследствии сформировал отчетность по видам рублевых операций, в расчетном документе в поле <Назначение платежа> перед текстовой частью проставляются цифровое обозначение операции в соответствии с Приложением 1 к Инструкции № 93-И и состоящий из латинских букв разделительный символ KNF, который следует без отступа от цифрового обозначения операции.
        Что касается внесения нерезидентами средств со счетов типа <К>, <Н>, <Ф> в банковские вклады (депозиты), то такая возможность Инструкцией № 93-И предусмотрена, однако возврат этих средств должен производиться на тот тип счета, с которого они были ранее внесены. Проценты, начисленные по банковским вкладам (депозитам), перечисляются на счет типа <К> либо на другие счета нерезидентов.
        Независимо от способа внесения средств физическими лицами - нерезидентами в банковские вклады (депозиты) возврат им вкладов может осуществляться уполномоченными банками наличными рублями, путем перечисления на счета типа <К>, <Н>, <Ф>, если они ранее были внесены со счетов типа <К>, <Н>, <Ф> соответственно, путем перевода на счета расчетов с использованием банковских карт, на другие банковские вклады.
        При этом Инструкция № 93-И не определяет порядок открытия банковских вкладов (депозитов) и их режимы.
        Согласно инструкции российские уполномоченные банки как агенты валютного контроля обязаны осуществлять строгий надзор за движением средств по счетам типа <К>, <Н>, <Ф>: за списанием средств со счетов резидентов на счета нерезидентов; за списанием средств со счетов нерезидентов на счета резидентов; за списанием средств со счетов одних нерезидентов на счета других нерезидентов; за операциями по счетам нерезидентов, связанными со снятием и зачислением наличных рублей.
        Такой порядок контроля препятствует использованию рублевых счетов нерезидентов для нелегальных сделок и выводу капиталов за рубеж.
        Следовательно, введенный Инструкцией № 93-И порядок работы рублевых счетов нерезидентов предусматривает жесткий контроль со стороны российских коммерческих банков за тем, чтобы конвертируемость средств на этих счетах не выходила за рамки текущих валютных операций и не сопровождалась несанкционированной утечкой валюты за рубеж.

    ВЛАСТЬ ЗАКОНА

  • Предлагаемый к принятию законопроект <О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем> вынудит коммерческие банки сосредоточить максимум усилий на сборе информации о любой более или менее значимой сделке или финансовой операции клиентов и на передаче в банк данных специального уполномоченного органа сведений обо всех участниках операций, включая банковских сотрудников, оформляющих операции. Например, банк должен будет установить идентичность личности, которая совершает операции с денежными средствами или иным имуществом, предъявляемым документам, а также направлять в уполномоченные органы сведения о любых операциях, которые, по его мнению, могут быть связаны с легализацией доходов, полученных незаконным путем.
  • Неисполнение этих требований приведет банк к лишению лицензии, а его руководителю будет грозить персональная ответственность, вплоть до уголовной. Однако список подозрительных операций, содержащийся в законопроекте, более чем обширен.
  • Представляется более логичным вопросы установления подлинности документов, идентификации личности, определения степени подозрительности фирм передать в ведение силовых и надзорных госструктур и предоставить право пользоваться собранной ими информацией коммерческим банкам для выявления подозрительных клиентов.
  • В случае принятия законопроекта в его нынешнем варианте, помимо ответственности перед клиентами и контрагентами по текущим банковским операциям, помимо исполнения контрольных функций агентов валютного контроля, помимо обязательств перед Банком России и другими надзорными органами по своевременному представлению достоверной отчетности о своей деятельности и деятельности клиентуры, коммерческие банки вынуждены будут взять на себя обязанность сообщать в уполномоченный орган буквально обо всех сделках своих клиентов.     Такое положение поставит всю кредитно-банковскую систему России перед выбором: работать, поддерживая и укрепляя свои конкурентные позиции, или осуществлять неэффективный контроль, дублируя функции силовых структур.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".