Рецензия на книгу И.В. Костикова <Дефолты на рынке муниципальных облигаций США>

Златкис Белла
Заместитель Председателя правления Сбербанка РФ

    <Дефолты на рынке муниципальных облигаций США. Экономические аспекты>

    Долгие месяцы, просматривая финансовую литературу, я ждала выхода в свет монографии И. В. Костикова, посвященной проблеме дефолтов на рынке муниципальных облигаций США. Хотелось скорее прочитать эту книгу не только потому, что тематика да и просто термин <дефолт> в последние три года в России имеют <демонически-политический привкус>, но больше в связи с моим давним знакомством с автором издания - И. В. Костиковым, безусловным лидером российского фондового рынка, глубоким интеллектуалом, занимающимся изучением долговой проблемы по-научному основательно, открывая для всех нас, профессиональных экономистов и своих коллег, мало изученные, а зачастую абсолютно не известные факты из мировой долговой истории.
    Интерес к будущей работе И. В. Костикова у меня появился после знакомства с его первой крупной публикацией о муниципальных заимствованиях (<Сравнительный анализ государственного заимствования в развитых странах и России>). Я убеждена, что исследование такого качества на тему муниципальных финансов в России никто из ученых не предложил. Зная, как серьезно автор относится к затронутой проблематике, я ждала продолжения и даже пыталась поторопить автора.
    Монографию г-на Костикова я прочитала за выходные, ни разу не пожалев, что пришлось отказаться от домашних дел, отдыха и даже сна. Позже начала читать второй раз, не спеша обдумывая многочисленные факты, примеры, выводы.
    Книга вышла весьма своевременно. В России не просто назрела реформа бюджетных отношений на уровне субъектов Федерации, муниципальных образований и других местных органов власти, успешное ее проведение - одна из основных составляющих успеха всех реформ в финансово-бюджетной сфере.
    Несмотря на четко определенную в названии монографии тематику, нельзя отрицать, что книга г-на Костикова основана на исследовании и описании значительно более широкого круга проблем. По моему мнению, это фундаментальное исследование о трансформации бюджетной политики, налогового регулирования и межбюджетных отношений разных уровней бюджетной системы США за истекшие два века.
    Мы строим принципиально новую бюджетную политику в России, с нами работает огромное количество западных консультантов, мы изучаем зарубежный опыт и зачастую, не слишком вникая в проблематику, ссылаемся на этот опыт. Однако я уверена, что мы впервые столкнулись с исследованием, которое действительно позволяет всесторонне увидеть проблему, понять, с какими же трудностями столкнулись страны, имеющие в своем составе субнациональный и муниципальный уровни власти, как и почему менялось бюджетное законодательство, что представляло собой регулирование долговой проблемы и как связаны между собой налоговая и долговая политика.
    У многих из нас теперь пропадет необходимость разыскивать в огромной массе справочного материала по США нужные нам статистические данные, и не только по долгу. Автор сопровождает текст своей монографии всеобъемлющим цифровым материалом по финансам США в XIX-XX вв., в том числе по уровню и структуре доходов и расходов федерального бюджетов и бюджетов штатов, объему долга федерального и муниципального бюджета, по видам долга, структуре эмитируемых инструментов и т.д.
    В качестве приложений приводится огромный материал по бюджетам многих муниципальных образований, а также весьма полезная для нашей развивающейся налоговой системы таблица, подробно характеризующая особенности налогообложения муниципальных облигаций субнациональными органами власти США.
    Структура монографии исключительно удобна для читателей.
    Введение начинается с утверждения, по-моему, абсолютно справедливого, что понятие <дефолт> стало <реальностью нашей жизни относительно недавно: 17 августа 1998 г. ...> Автор пытается объяснить, <что дефолты известны человечеству уже на протяжении нескольких тысячелетий>... Вместе с тем цивилизация выжила и развивается, экономика переживает дефолты и, как это ни пародоксально звучит, укрепляется. Почему это происходит? Где граница рационального между уверенностью министра финансов Франции в эпоху Людовика XV - аббата Терье, считавшего, что дефолты необходимы государству для оздоровления экономики, и мнением членов Совета Федерации РФ, утверждающих, что дефолт - уголовное преступление.
    На эти вопросы, я надеюсь, большинство из читателей книги И. В. Костикова сможет ответить самостоятельно. Автор не навязывает свою точку зрения, но предлагает нам такой объем законодательного, статистического и аналитического материала, подробного описания экономических событий в различные периоды развития США, что мы уже можем квалифицированно оценить те или иные действия, имевшие место в мировой финансовой истории, и их влияние на дальнейшее развитие и совершенствование финансовых отношений.
    Монография разделена на два раздела. Первый раздел посвящен экономическим аспектам дефолтов по муниципальным облигациям США, второй - правовому обеспечению муниципального заимствования и анализу рисков дефолтов по муниципальным облигациям.
    Ошибочно было бы считать, что первый раздел предназначен для экономистов, а второй - для юристов.
    Представляется, что автор удачно рассчитал будущую аудиторию: обе главы интересны специалистам по бюджетной политике, налоговому и долговому планированию; юристам, создающим необходимый пакет по выпуску; инвесторам, вкладывающим средства в муниципальные облигации. Финансовые аналитики найдут для себя много нового и интересного в части подходов к определению степени риска вложений средств в такого рода финансовые инструменты.
    Первая глава позволяет получить практически полную информацию о современном рынке муниципальных облигаций США, причем весьма актуальную, так как аналитические данные с комментариями присутствуют и за 2000 г. Мы легко можем оценить значимость рынка муниципальных облигаций в США, поскольку автор не только приводит данные об удельном весе этих инструментов в объеме фондового рынка США, но и позволяет оценить масштабы эмиссии муниципального долга по сравнению со странами Европы и Японией.
    Для страны, которая строит модель бюджетной системы, в том числе на муниципальном уровне, важнейшей проблемой является определение ответственности ветвей власти по своим обязательствам. Очевидно, раздел Бюджетного кодекса, действующего в России с 2000 г., далеко не актуально решает эту проблему. По-видимому, она еще недостаточно изучена и единого мнения по ней не существует.
    Поскольку в США в понятие <муниципальные облигации> включается широкий спектр долговых инструментов, выпускаемых и субнациональными (штаты), и муниципальными органами власти, для нас весьма актуально знать, как строятся взаимоотношения по эмиссии, кто является эмитентом при различных целях выпуска долгового инструмента, каким образом в конкретных вариантах строится система бюджетных отношений. В монографии И. В. Костикова можно найти ответы на многие вопросы, которые до сих пор казались нам практически не решаемыми.
    Читая монографию, я была приятно удивлена. Автор нашел в ней место и проблемам бухгалтерского учета, что существенно расширяет круг заинтересованных читателей. Думаю, свою аудиторию автор получит и среди специалистов страховых компаний, поскольку достаточно подробно останавливается на проблеме страхования муниципального долга, хотя, конечно, страхование муниципального долга в первую очередь заинтересует органы власти, выпускающие долг, и инвесторов, его покупающих.
    Вторая глава целиком посвящена проблеме дефолтов в историческом контексте. Мы уже упоминали, что история у дефолтов достаточно длинная, но во второй главе рассматриваются дефолты последних двух столетий, что, безусловно, для читателя более актуально. Должна отметить, что, по моему мнению, вторая глава весьма полезна и для политиков, учитывая особенности отношения к этой проблеме в нашей стране.
    Многие читатели будут сначала шокированы, а затем, надеюсь, получат серьезный урок, когда выяснят, что в США дефолты на уровне штатов, муниципалитетов и городов случаются сотни раз в течение года, что существует подробное законодательство, позволяющее избежать финансовых трагедий в случае невозможности штата в срок и полностью погасить долг. Основная заслуга автора заключается в том, что он не только снабдил нас уникальным статистическим материалом, но и подробно описал процедуру выхода администрации муниципалитетов из долгового кризиса. Предполагаю, что если бы финансовая администрация, профессиональные участники фондового рынка, общественность знали в 1998 г. то, что так подробно и тщательно описал г-н Костиков, последствия кризиса были бы значительно менее резкими.
    Надеюсь, что сотрудники многих администраций РФ, имеющие просроченные долги по выпущенным государственным обязательствам, найдут в книге многовариантные решения своих проблем и используют весьма полезный опыт муниципалитетов США, чтобы в дальнейшем в случае возникновения затруднений действовать более профессионально и достойно.
    Важнейшим фактором, позволяющим избежать дефолта, является знание причин его возникновения. Имея большой опыт работы с субъектами Федерации, могу утверждать, что подавляющее большинство из них предполагает, что причиной дефолта является какое-то случайное, субъективное стечение обстоятельств. На самом деле очевидно, что причиной дефолтов являются, как правило, глубинные макроэкономические процессы в экономике. Впервые мы имеем возможность познакомиться с их характером, оценить финансовую политику и в конечном итоге избежать ошибки, тем более, что, оказывается, они все уже достаточно известны.
    Выпуск муниципальных облигаций в России регулируется специальным законом. Законы субъектов Федерации по эмиссии собственных долговых инструментов однотипны и, как правило, дублируют федеральное законодательство.
    Описанные в книге И. В. Костикова правовые аспекты деятельности муниципальных образований по выпуску и обслуживанию долга показывают, как мы отстаем от США по созданию адекватной экономике законодательной инфраструктуры. Оказывается, что в условиях выпуска можно предусмотреть минимизацию конфликта интересов, защиту прав инвесторов, а в случае дефолта - все действия по минимизации проблем.
    Книга И. В. Костикова - не просто весьма интересное аналитическое исследование, по качеству и фактуре материала безусловно выдающееся на фоне той экономической литературы по бюджетному процессу и долгу, которой мы имеем возможность пользоваться, скорее, это серьезнейшее учебное пособие для неограниченного круга специалистов, работающих в разных сферах экономики и властных структур.
    Прочитав монографию, я приобрела не просто новые знания, но во многом новое видение проблем, получила огромную пищу для размышлений и идеи для своей дальнейшей деятельности в Минфине РФ. Кроме того, мне не нужно теперь рыться в справочниках, поскольку справочный материал, весь необходимый для работы материал по США систематизирован в этой книге. Надеюсь, многочисленные читатели оценят труд И. В. Костикова и он будет им полезен в их ежедневной работе.

© ЗАО "Группа РЦБ".