Управление операциями: учимся считать

Фролов Илья

    Цель настоящей статьи - популяризация использования математических методов в системах управления операциями брокерских компаний. На современном этапе развития фондового рынка традиционные способы конкуренции, такие как тарифная политика, уже исчерпали себя и не имеют будущего. Новые решения, очевидно, будут намного сложнее и потребуют от брокеров больших усилий и серьезного анализа. В поиске новых путей сейчас находятся многие брокеры.
    Я хотел бы предложить им свой взгляд на проблему сокращения операционных издержек.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ БРОКЕРА: ВОПРОС ПОСТАВЛЕН ВРЕМЕНЕМ

    Третье тысячелетие безжалостно вторгается в нашу жизнь и буквально на глазах преображает знакомые вещи. Человек отдает на откуп компьютеру различные сферы своего бытия, и этот процесс с каждым годом лишь набирает обороты.
    Достаточно вспомнить, что представлял собой фондовый рынок 5-7 лет назад, чтобы понять, сколь значительные произошли изменения. Новые технологии затронули все стороны деятельности брокерских компаний. Большинство операций, которые раньше делались вручную, автоматизированы, и теперь брокеры не представляют свою жизнь без компьютера. Но жизнь движется вперед, дошла очередь и до авто-матизации самых сложных процессов - интеллектуальной деятельности человека. С точки зрения операционной работы брокерских компаний это процессы анализа, прогнозирования и управления.
    На начальной стадии развития брокерских компаний их обороты были небольшими и они прекрасно справлялись со своими операциями <вручную>: было просто невыгодно вкладывать деньги в автоматизацию.
    Однако за два последних года ситуация изменилась: после кризиса произошел <передел> рынка; брокеров стало меньше, а клиентов у них стало больше; изменилась структура клиентской базы брокеров; возросла доля клиентов - физических лиц с их многочисленными мелкими операциями; появились новые формы торговли - маржинальная, Интернет-торговля.
    В итоге крупные брокеры российского рынка ценных бумаг столкнулись с серьезным ростом количества операций. Они начали смещать акценты с простого учета и контроля на планирование и управление. Кроме того, изменились запросы клиентов. Борьба за клиента перешла из сферы тарифной политики в сферу качества предоставляемых услуг.
    Управление операциями стало вопросом конкурентоспособности российского брокера.
    Чтобы эффективно распоряжаться активами, нужно иметь прогноз их движения, т.е. знать, сколько их придет и сколько уйдет на определенную дату в будущем. И чем точнее будет прогноз, тем эффективнее будет управление. Сложность задачи заключается прежде всего в ее многофакторности. Большое разнообразие контрагентов, счетов, сроков, условий поставки, а также других факторов, влияющих на денежные потоки, делают прогнозирование громоздким, а его результаты неточными.

КАК БРОКЕРЫ ВЕДУТ ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ?

    В большинстве операционных систем, существующих на сегодняшний день, планирование ведется на основе информации, абсолютно заданной условиями сделки. Например, если в договоре купли/продажи ценных бумаг записано, что поставку ценных бумаг необходимо осуществить к определенной дате, эта дата используется при планировании других операций, таких как, например, получение оплаты за поставленные акции. При этом планирование не представляло бы большой сложности, если бы все операции выполнялись в установленный срок. Однако на практике просрочки неизбежны.
    По моим подсчетам, порядка 30% сделок крупных брокеров в 2000 г. исполнялись с просрочкой. Эта величина сильно варьируется от брокера к брокеру. Чтобы лучше осознать эту величину, достаточно перемножить процент по кредиту и годовой оборот вашей компании (или оборот РТС - 20-30 млн долл. в день). Не стоит забывать и о сумме заплаченных штрафов.
    На западных рынках также существуют задержки в исполнении сделок. Там эта проблема решается другим способом - кредитованием брокера или его клиента расчетной организацией. Однако за кредит всегда приходится платить. О масштабах такого кредитования, а следовательно, и о размерах просрочек при расчетах на западных рынках можно судить хотя бы потому, как серьезно относятся к этому виду услуг большинство известных западных расчетных организаций.
    Практика предоставления такого рода кредитования является там очень распространенной, а зачастую просто навязываемой со стороны расчетной организации. Очевидно, что последние гораздо больше заинтересованы в такого рода <сотрудничестве>, чем сами брокеры. Их интерес объясним: просрочки стоят много денег. И поскольку российский фондовый рынок все больше и больше идет по стопам западного, перспектива работы с просрочками не потеряет для нас своей актуальности.
    Механизм планирования исполнения обязательств российскими брокерами основывается на рекомендациях РТС, информации от депозитариев и контрагентов. Каждый из этих источников имеет свои недостатки.

  • Стандартные сроки перерегистрации, установленные РТС, серьезно расходятся с реальными хотя бы потому, что они не редактировались уже несколько лет. С тех пор многие эмитенты поменяли регистраторов, а регистраторы приобрели трансфер-агентов в Москве и других центрах торговли.
  • Информация от депозитариев, безусловно, намного реалистичнее. Однако этот способ, равно как и информация от контрагента, используется лишь в единичных случаях. Дело в том, что планирование имеет смысл, если его результаты, т.е. сроки поставки, появляются в договоре купли/продажи. О сроках должны договариваться трейдеры в момент заключения сделки, однако они не имеют ни времени, ни желания проводить <исследование> сроков поставки. Их задача - получить лучшую цену. Условия расчетов остаются без внимания и проходят как <стандартные>. Операционным отделам приходится либо в экстренном порядке исправлять очевидные нестыковки, либо идти на просрочки.
  • Существует довольно значительная часть сделок, по которым компании вообще не имеют возможности планировать движение средств. Это в первую очередь касается сделок с иностранными компаниями. Сложный механизм исполнения сделки через цепочку кастодианов - от глобального до местного, неопределенные сроки прохождения инструкций, иные принципы работы операционных отделов на Западе и разница во времени - таков далеко не полный список причин, по которым специалисты вообще не берутся прогнозировать сроки поставки при сделках с иностранцами. Сроки в договорах устанавливаются <на глазок> и практически никогда не выдерживаются.
        Вывод прост: сложившаяся на сегодняшний день практика планирования сроков поставок является неэффективной. Методы, используемые брокерами, не позволяют создать работающие механизмы планирования. Операционные издержки, связанные с расчетами по сделкам, имеют большой потенциал для сокращения. В этих условиях, по моему мнению, следует обратиться к математике.

    ИНОСТРАННЫЙ ИНВЕСТОР ВСЕГДА ЛИ ПРАВ?

        Приведу случай из практики, имеющий непосредственное отношение к предмету настоящей статьи.
        В 1999 г. я работал с иностранным клиентом, который постоянно задерживал поставку акций. Сроки просрочек исчислялись не днями, а неделями. Однако у клиента были неплохие обороты, солидные имя и репутация, поэтому трейдеры продолжали с ним торговать и риск-менеджмент этому не мешал. Клиент считался проблемным только с точки зрения операционной части, и мне предстояло это исправить.
        Я потратил на общение с инвестором несколько недель, разговаривал с людьми на всех уровнях, но ничего не помогало. Иностранцы проблему понимали, старались работать быстрее, но просрочки практически не сократились. В конце концов нам пришлось предъявить им требование об уплате штрафов.
        Надо сказать, такая мера в отношении иностранца является чрезвычайной и применяется крайне редко в силу дороговизны судопроизводства за рубежом. Однако в данном случае вина иностранца была настолько очевидна, что он не стал ее оспаривать и согласился заплатить, кроме того, он поменял свой бэк-оффис и кастодиан.
        Результат превзошел все мои ожидания - просрочки сократились с нескольких недель до 3-5 дней.
        Эта история натолкнула меня на одну мысль: скорость исполнения сделки зависит не столько от скорости работы исполнителей, сколько от организации процесса исполнения. Это факт очень важен для нашего исследования.

    ЧТО МОЖЕТ ДАТЬ СТАТИСТИКА?

        Итак, срок проведения операций зависит от организации работы. Организация операционной работы брокера определяется различными факторами: человеческими ресурсами, компьютерной оснащенностью, оборотными средствами, лицензиями, внутренними правилами, структурой и практикой брокерского бизнеса. Факторы неэластичны по времени, т.е. они медленно меняются. Например, как часто брокеры обновляют регламент своей работы? Не чаще, чем раз в год.
        В связи с тем что сроки изменения воздействующих факторов значительно превосходят нормальные сроки исполнения сделки (5-7 дней), мы можем говорить о постоянстве условий, определяющих скорость исполнения сделки. Другими словами, каждый участник рынка имеет свою скорость обработки однотипных сделок, и мы вправе ожидать, что она сохранится и в дальнейшем.
        Вычислив эту скорость, мы сможем с определенной вероятностью рассчитать ожидаемую дату исполнения сделки. Такая дата будет намного точнее даты, записанной в договоре, так как основывается на реальных процессах.
        Это утверждение нуждалось в проверке, для чего я и провел статистическое исследование. Оно скорее всего потребует отдельного описания, поэтому я остановлюсь лишь на некоторых его особенностях.
        Целью исследования было определение ожидаемых сроков исполнения сделки с конкретной компанией путем экстраполяции закономерностей, выявленных с помощью статистического регрессионного анализа.
        Процесс поставки акций состоит из последовательной работы брокера и работы реестра (депозитария), и граница между ними не отражается в базе данных. Поэтому за искомое значение была взята просрочка брокера, определяемая как разница между эмпирическими значениями срока исполнения обязательств по поставке и нормальными сроками поставки.
        Под нормальными сроками понимались минимальные реальные сроки исполнения перерегистрации в реестре акционеров, определенные экспертной оценкой. На это пришлось пойти в условиях ограниченности исходной информации. В противном случае пришлось бы считать скорость по однотипным парам Брокер-Реестр, при этом выборка по многим парам была бы статистически непоказательна из-за недостаточности данных.
        При построении графиков по трем явным <кандидатам> на наибольшую просрочку визуально выяснилось наличие нисходящего тренда. Причина уменьшения размера средних просрочек до конца не известна - могу предполагать лишь, что повлияла большая активность рынка в начале года. Тем не менее тренд пришлось учитывать и соответственно отказываться от простой средней.
        Показатель прогнозируемой просрочки был вычислен путем экстраполяции линейной функции, полученной с использованием метода наименьших квадратов.
        По некоторым компаниям (примерно в половине случаев) коэффициент вариации превысил единицу. Пришлось поработать над эмпирическими данными: удалить очень длинные просрочки, которые сильно выдавались из общей тенденции. Такие просрочки возникают под воздействием внешних, не зависящих от брокера, факторов и соответственно не характеризуют скорость его работы в нормальных условиях. Были удалены одиночные значения, превышающие средние в 2,5-3 раза. После такой операции коэффициент вариации составил не более 40%, что говорит об умеренной вариации и возможности использовать прогнозное значение.
        В результате вычисления средней скорости исполнения сделок по довольно широкому кругу брокеров образовались две группы, различающиеся механизмом исполнения: иностранные компании и отечественные. Иностранцы стабильно не укладываются в нормальные сроки поставки, средняя просрочка в зависимости от брокера составила 5-12 дней, а коэффициент вариации - 20-40%.

    ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        Что это значит? Это значит, что:

  • если мы раньше ошибались в прогнозах, например, на 12 дней, то сейчас только на 3-4 дня; сокращение на 8 дней; сокращение оборотных средств, заемных ресурсов, нервов, потраченных на неприятные разговоры с клиентом;
  • мы можем построить эффективный механизм установки сроков поставки трейдером при заключении сделки. Видя <поправочные коэффициенты> по каждому клиенту, он может изменять сроки поставки при выставлении котировок;
  • мы получаем точную информацию. Статистические показатели наиболее точно и быстро отражают изменение ситуации. Каждая исполненная сделка сразу же вносит свою лепту в прогноз. Вряд ли специалист может пересматривать свой прогноз при каждой сделке. Иногда эксперт вообще затрудняется сделать оценку, такое происходит, например, при значительной вариации данных, которой отличается большинство <проблемных> клиентов.
        Кроме того, экспертное мнение зачастую выражено в формате долго/быстро, а результаты статистической оценки представлены в числовой форме. Это не только дает представление о размерах явления, но и позволяет производить с такими показателями различные вычисления, например сложение. Количественная оценка исполнения компаниями сроков своих обязательств незаменима для риск-менеджмента при выставлении лимитов торговли с тем или иным брокером.
        У российских брокеров средний срок просрочки не превысил 3 дня. Однако в отношении этой группы нельзя использовать среднюю просрочку для прогноза срока поставки акций. Российские компании сравнительно редко задерживают перерегистрацию. Частота просрочки, рассчитанная как отношение просроченных сделок к их общему количеству по первой десятке российских брокеров составляет 3-40%. Это происходит в первую очередь из-за того, что большинство российских брокеров пользуются расчетами внутри депозитария, которые проходят в течение одного дня.
        Механизм использования этих данных для целей прогноза движения активов еще только предстоит разработать. Сегодня, на мой взгляд, очевидно, что такие данные, хранящиеся в учетных базах брокеров, представляют собой богатый материал для статистического анализа и оставлять их без использования неразумно. Конечно, сокращение издержек - это лишь этап на пути становления конкурентоспособного брокера.
        Этот пример нельзя рассматривать как готовое решение проблемы или как панацею. Я пытался показать, что математические методы как нельзя лучше подходят для брокерского бизнеса, для интенсификации процессов управления операциями брокеров. На мой взгляд, они представляют собой еще не раскрытый, но перспективный ресурс, который обусловит развитие фондового рынка в будущем.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".