Правовое регулирование услуг французских банков по размещению ценных бумаг других эмитентов

Кузнецова Евгения

    В современной мировой практике акционерные общества большую часть своих долговременных капиталов, которые им необходимы для развития бизнеса, получают путем эмиссии акций или облигаций. Французский капитал тут не является исключением. В связи с той ролью, которая отводится на финансовых рынках Франции банковским учреждениям, значительно их участие и в данной сфере.

ТРАДИЦИОННАЯ БАНКОВСКАЯ УСЛУГА

    Подготовка к размещению и размещение акций и/или облигаций, выпущенных крупными компаниями в процессе формирования уставного капитала либо для его увеличения, а также в процессе проведения облигационных займов - это традиционная услуга французских банков.
    В настоящее время степень участия банков в размещении ценных бумаг других предприятий сильно возросла. Это обусловлено постепенно увеличивающимся разнообразием ценных бумаг, предлагаемых предприятиями на финансовых рынках, а также целым рядом других причин.
    Во-первых, банки имеют налаженные деловые связи, в том числе международные, большую клиентуру, что способствует более эффективному размещению ценных бумаг. Во-вторых, диагностика и консультирование специализированных учреждений, какими, в частности, являются банки, обладающие высококвалифицированными кадрами, прекрасно знакомыми с финансовой и коммерческой средой, позволяют их клиентам сделать наилучший выбор. В-третьих, хотя французские кредитные учреждения не всегда вправе напрямую участвовать в биржевых торгах, однако большинство биржевых фирм являются их дочерними предприятиями, в связи с чем банки способны представить весь спектр услуг и в этой области.
    К сказанному следует добавить, что юридические и экономические сложности образования компаний, а также интеграция финансовых рынков Европы, что в свою очередь расширяет возможности для размещения ценных бумаг не только во Франции, но и в других европейских странах, делают вмешательство банков в эту область услуг практически неизбежной.
    В некоторых случаях необходимость вмешательства банков в процесс размещения ценных бумаг эмитентов диктуется самим законодательством. Здесь уместно вспомнить о статьях L342-1 - L342-21 Валютно-финансового кодекса Франции (Code Monetaire et Financiere), вступившего в силу с 1 января 2001 г. (далее - ВФК), вобравших в себя положения ранее действовавшего закона №72-6 от 3 января 1972 г. <О купле/продаже ценных бумаг в месте нахождения клиента и операциях по размещению и страхованию>1. Согласно ВФК и указанному закону, лицо, появляющееся в месте жительства или работы физического лица, в месте нахождения юридического лица либо в общественных местах, для того, чтобы предложить указанным лицам подписаться на ценные бумаги, купить их, обменять или продать либо иным образом принять участие в операциях, связанных с ценными бумагами, должно иметь при себе специальную служебную карточку, выдаваемую кредитным учреждением либо иной организацией, имеющими право направлять своих сотрудников с указанной целью в данные места.
    Круг таких организаций строго ограничен. Данная деятельность во французском праве получила специальное название <финансовый демаршаж> (le demarchage financier), а лицо, занимающееся такой деятельностью - <демаршер> (le demar-cheur). К <финансовому демаршажу> приравнивается также отправление писем или циркуляров, телефонные звонки по месту жительства или работы физических лиц, либо на место нахождения юридических лиц с целью предложения им вышеназванных услуг.
    Таким образом, французское законодательство значительно осложняет для эмитентов возможности самостоятельно размещать свои ценные бумаги, вынуждая их прибегать к услугам банков.

ФИНАНСОВЫЙ ИНЖИНИРИНГ

    Операции по размещению ценных бумаг являются составной частью так называемого <финансового инжиниринга>. Это понятие появилось во Франции только в последние десятилетия, но уже сформировался своеобразный раздел права: <Право финансового инжиниринга>2. Термин <финансовый инжиниринг> известен и в российской науке, но пока он употребляется только в части, касающейся экономики.
    В Российской Федерации лицо, принявшее на себя обязанность разместить ценные бумаги от имени эмитента или от своего имени, но за счет и по поручению клиента, в нормативных актах ФКЦБ России получило название <андеррайтера>.
    Банки могут выполнять функции андеррайтера только при наличии у них лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности. В случаях, когда размещение ценных бумаг осуществляется с участием андеррайтера, решение о размещении ценных бумаг должно содержать размер или порядок определения размера его вознаграждения (п. 4.2 постановления ФКЦБ России № 19 от 17 сентября 1996 г. <Об утверждении стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии>).
    Во Франции роль <разместителя> традиционно закреплялась за инвестиционными банками, но сегодня все банки принимают в этом активное участие. Согласно ст. L 532-1 ВФК кредитные учреждения должны получить разрешение на осуществление размещения ценных бумаг своих клиентов, так как в соответствии со ст. L 321-1 ВФК эта услуга относится к разряду инвестиционных. Помимо кредитных учреждений, инвестиционные услуги могут также оказывать инвестиционные компании (les enterprises d'investissement). Те и другие именуются законом PSI (les prestataires de services d'inves-tissemеnt), т.е. лицами, оказывающими инвестиционные услуги.
    Размер вознаграждения компаний, занимавшихся размещением ценных бумаг при создании предприятия, ранее был ограничен нормативными актами и не мог выплачиваться раньше окончательного создания предприятия (Декрет 1886 г.); в настоящее время допускается полная свобода в установлении ставок комиссии для посредников.
    Чаще банки выступают в качестве разместителя ценных бумаг компании, акции которых еще не котируются на бирже. Такая частная подписка на ценные бумаги компании нередко является предвестником их допуска к котировке на бирже. Сами банки довольно редко приобретают для своего портфеля акции, не котирующиеся на бирже, в связи с тем, что подобные вложения считаются довольно рискованными.
    В отличие от банков, институциональные инвесторы, к которым во Франции относят страховые компании, общества взаимного страхования, пенсионные кассы, инвестиционные фонды, действуют в этой области с большим размахом, но соблюдая условия диверсификации рисков и тщательно изучая каждый конкретный случай.
    Однако и после того, как акции компании допущены к обращению на бирже, банки продолжают играть свою роль в операции по размещению акций. Дело в том, что размещение акций среди подписчиков, их дальнейшее послепродажное обслуживание, в частности оплата годовых купонов, а если потребуется, их обмен или бесплатное распределение дополнительных акций, - все эти операции требуют больших затрат труда, и банки в той или иной форме принимают в них участие. Особенно велика их роль во введении акций в биржевой оборот и при последующих увеличениях капитала3.
    Для осуществления функций по размещению акций и облигаций своих клиентов французские банки могут создавать финансовые синдикаты в форме товариществ по участию (societe en partisipation) или консорциумы.
    В случае создания консорциума договор о размещении ценных бумаг эмитента заключает с ним ведущий банк, однако остальные банки также участвуют в их размещении, выполняя каждый свою часть операции. Если размещение ценных бумаг берет на себя финансовый синдикат, то договор с эмитентом подписывает руководитель, а члены синдиката распределяют между собой прибыли и убытки от размещения ценных бумаг в соответствии с условиями <товарищества по участию>.
    Во Франции банки используют три основные метода по размещению акций других предприятий: размещение <за счет> (placement pour compte), <гарантированное> размещение (placement garant), <твердая подписка> (prise ferme). Каждый из этих методов имеет свои особенности правового регулирования.

  • При размещении <за счет> банки просто предоставляют свои кассовые отделения для проведения подписки на акции, сами же при этом они акции не приобретают.
  • При <гарантированном> размещении банки поручаются за доходность эмитируемых предприятием ценных бумаг, и сами также приобретают часть акций, которые не будут размещены среди других приобретателей.
  • В последней комбинации - <твердая подписка> банки подписываются сразу на большую часть акций и фигурируют среди учредителей акционерного общества. При этом они могут как сохранить свои акции, так и распространить их среди других покупателей.
        Некоторые французские банки участвуют в размещении акций, не заключая контракта с эмитентом, в качестве <ретроцессионера>. Они покупают у другого кредитного учреждения какое-то количество ценных бумаг, которое затем размещают среди других приобретателей. При этом для наблюдения за функционированием финансового рынка и обеспечением прогрессивного вмешательства во избежание обесценения курса могут создаваться так называемые <синдикаты по размещению>.
        С 1968 г. размещение эмитируемых облигаций во Франции обычно осуществляется группой банков, среди которых выделяются <ведущий банк> и так называемый <централизующий банк> или <банк-централизатор>. В функции последнего входит объединение полученных от размещения ценных бумаг средств банков для их передачи эмитенту после проверки правильности и законности проведения всех операций по размещению. Ведущий банк руководит размещением, обеспечивает продвижение облигаций на бирже и наблюдает за первыми котировками4.
        Нередко французские банки участвуют в размещении групповых облигационных займов, эмитируемых товариществами регионального развития и выгодных для средних предприятий, которые не могут выступать самостоятельно на рынке капиталов. Поручителем по этим займам обычно является государство.
        Совокупность сделок (между финансовыми посредниками или между ними и их клиентами) с эмиссионными ценными бумагами в процессе их размещения до момента официальной котировки во Франции принято называть <серым рынком>. Однако это не означает, что процесс размещения ценных бумаг, осуществляемый вне фондовой биржи, остается без внимания законодателя. Это далеко не так, о чем убедительно свидетельствует Закон № 72-6, ставящий распространителей ценных бумаг в жесткие рамки.
        Данный закон определяет условия, на которых может осуществляться деятельность по распространению ценных бумаг по месту нахождения лиц, которым они предлагаются. Так, например, согласно ст. 6 лицам, которым предлагается подписаться на ценные бумаги, должна быть предоставлена краткая информационная записка по каждой из предлагаемых ценных бумаг. Порядок предоставления и содержание такой записки предусмотрены декретом №72-781 от 22 августа 1972 г. <О финансовом демаршаже>5.
        Ограничен круг ценных бумаг, которые могут размещаться путем финансового демаршажа. Так, запрещено предлагать ценные бумаги, эмитированные французскими предприятиями, существующими менее двух лет и не утвердившими хотя бы двух балансов. Исключение составляют следующие случаи:
  • когда обязательства по ценным бумагам гарантируются государством, государственными организациями или французскими предприятиями, существующими не менее двух лет и сдавшими не менее двух балансов;
  • когда ценные бумаги эмитируются французскими предприятиями, которые государство наделило движимым или недвижимым имуществом, либо когда государство обязалось в течение как минимум 5 лет обеспечивать предприятию фонды, необходимые для полной или частичной выплаты дивидендов или процентов по ценным бумагам либо для их погашения;
  • когда ценные бумаги эмитируются SICAV или обществами, осуществляющими финансирование телекоммуникаций6.

    ДВОЙНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БАНКА

        Говоря об операциях по размещению ценных бумаг, необходимо сказать об ответственности банков.
        Банк в процессе осуществления указанных операций должен осуществлять и контроль за правильностью эмиссии, и наблюдение за организацией-эмитентом. Обязанности банка информировать и давать рекомендации могут послужить основанием для ответственности в случае ущерба перед третьими лицами, акционерами, даже учредителями, уполномочившими банк на размещение. Другими словами, банк, посредничающий при размещении, может нести двойную ответственность: как договорную за нарушение договора в отношении компании-эмитента (Постановление Трибунала Большой Инстанции от 7 июля 1925 г.), так и из причинения вреда (деликтную), в отношении акционеров - третьих лиц.
        В последнем случае банк может нести ответственность даже за вред, причиненный отменой создания общества или отменой эмиссии, но при условии, что он сам являлся одним из учредителей этого общества (Постановление Кассационного суда от 11 июня 1888 г.) либо же оказывал помощь учредителям или виновным руководителям, в особенности ложными свидетельствами о платежах (Постановление Кассационного суда от 21 октября 1890 г.).
        Если же банк выступает как доверенное лицо эмитента, он несет ответственность в виде убытков только за те ошибки, которые он совершил, желая облегчить размещение (Постановление Гражданской палаты Кассационного суда от 18 марта 1891 г.). Однако это не значит, что банк несет перед покупателем ценных бумаг прямое и персональное обязательство. Банк не является солидарно ответственным вместе с эмитентом и не является гарантом по ценным бумагам.
        В том случае если банк сам подписался на ценные бумаги, то при последующей их продаже он несет те же обязательства и ту же ответственность, что и обычный продавец ценной бумаги. В особенности он должен гарантировать сам факт существования ценных бумаг и отсутствие в них скрытых пороков. Ответственности же за кредитоспособность эмитента банк не несет7.
        Что касается финансового демаршажа, то за нарушение многих статей ВФК, посвященных ему, предусмотрено уголовное наказание.
        В некоторых случаях в отношении кредитных учреждений, выдавших служебную карточку демаршеру, установлена гражданская ответственность.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".