Привлечение инвестиций - комплексная проблема

Антонов Юрий

    Одна из основных проблем при привлечении инвестиций - неправильное понимание менеджментом большинства российских предприятий основных принципов работы с инвесторами, мотивов, по которым принимается решение о вложении денег в тот или иной проект. До сих пор многие руководители мыслят категориями советского периода: не <инвестиции>, а <капиталовложения>, не понимая сути инвестиционного процесса как взаимовыгодного сотрудничества инвестора и получателя инвестиций. При этом отношение к бизнес-плану и расчету экономических показателей проекта чисто формальное, чем пользуются различные фирмы, которые <дерут> деньги за <бумажные> бизнес-планы, оторванные от действительности, составленные без участия менеджмента.
    Очевидно, что только за счет внутренних ресурсов в России невозможен устойчивый экономический рост. Недостаток ресурсов не дает возможности модернизировать российские предприятия, а <низкий потолок> внутреннего спроса ограничивает развитие бизнеса. Изменить ситуацию может только приток денег в страну, а обеспечить его могут два фактора: иностранные инвестиции и экспорт.
    Многочисленные барьеры на пути иностранных инвестиций в Россию уже давно стали <притчей во языцех> - это <белые пятна> в законодательстве, весьма далекое от идеала функционирование финансового рынка, <непрозрачное> корпоративное управление, отсутствие государственных приоритетов в области инвестиционной политики. И этот перечень можно продолжить. Законодателям и Правительству РФ есть над чем поработать. Между тем существует и ряд проблем, связанных с отсутствием необходимой деловой инфраструктуры.

    В действительности же необходим жесткий и реалистичный подход к финансовым показателям проекта, составлению бизнес-плана должна предшествовать кропотливая работа профессиональных финансистов с менеджментом предприятия. Это позволяет в процессе совместной работы детально проработать концепцию проекта и переориентировать руководителей предприятий на такие подходы к финансированию проектов, которые приняты во всем мире.
    Иностранные инвесторы, желающие делать бизнес в России, сталкиваются со множеством министерств и ведомств, действия которых часто не согласованы и не профессиональны.
    У потенциальных инвесторов зачастую отсутствует представление о потенциале страны в целом и ее регионов в частности, об условиях ведения бизнеса в России. Проблема информационного обеспечения потенциальных инвесторов стоит очень остро. И дело даже не в количестве информации, а в ее качестве и способе подачи, который у нас сильно отличается от общепринятого. Мы, например, априори полагаем, что иностранцы, опираясь на данные Госкомстата, чуть ли не обязаны знать о нас все необходимое. Без сомнения, Госкомстат является ценным источником информации, но ее надо совершенно иначе структурировать и подавать, т.е. говорить с инвесторами на привычном для них языке.
    Республика Башкортостан обладает мощным экономическим и инвестиционным потенциалом. Занимая всего 0,8% российской территории, республика имеет 2,4% населения России, обеспечивает 2,7% инвестиций в основной капитал, 2,8% ВВП, 3,0% промышленного производства, 3,7% производства сельскохозяйственной продукции и 4% жилищного строительства всей Российской Федерации. Согласно последнему инвестиционному рейтингу российских регионов журнала <Эксперт> Республика Башкортостан занимает высокое 8-е место по индексу совокупного риска и 11-е место по индексу инвестиционного потенциала1. В то же время республика вошла в пятерку наиболее недооцененных иностранными инвесторами регионов России.
    Привлечение прямых иностранных инвестиций является одной из приоритетных задач руководства Республики Башкортостан. Республика последовательно создает условия для привлечения иностранного капитала. Так, одним из первых в РФ принят республиканский закон об иностранных инвестициях, предоставляющий различные льготы и гарантии предприятиям с иностранным участием. Правительство постоянно развивает инфраструктуру, как физическую, так и <мягкую>, деловую, состояние которой является важнейшим фактором, определяющим инвестиционную привлекательность региона.
    Одним из шагов по созданию инфраструктуры привлечения иностранных инвестиций явилось создание государственного учреждения - Агентства Республики Башкорто-
    стан по иностранным инвестициям (далее - Агентство). Координацию деятельности Агентства осуществляет Министерство внешних связей и торговли Республики Башкортостан.
    Создание специализированного Агентства по иностранным инвестициям - это осознание того факта, что для иностранного инвестора очень важно наличие одного профессионального партнера, с которым инвестор может решить все свои проблемы. В свою очередь нашим предприятиям, желающим привлечь инвесторов, тоже важно иметь местного компетентного партнера.
    Следует отметить, что создание агентств по привлечению иностранных инвестиций является распространенной мировой практикой. Достаточно упомянуть Ирландию, которая практически на <пустом месте> за счет иностранных инвестиций построила мощную экономику. Государственную политику в области иностранных инвестиций в этой стра-
    не реализует Ирландское агентство по промышленному развитию (IDA Ireland).
    Всего в мире насчитывается около 300 подобных агентств. Правительственные агентства являются основными партнерами иностранных инвесторов, проводниками государственной политики в области иностранных инвестиций, <технологами> реализации инвестиционных проектов с участием иностранного капитала.
    Основными задачами Агентства РБ по иностранным инвестициям являются:

  • отбор и продвижение инвестиционных проектов предприятий республики;
  • помощь иностранным инвесторам при реализации проектов на территории Башкортостана;
  • поддержка осуществления программы ЮНИДО по Республике Башкортостан;
  • продвижение Башкортостана как региона, благоприятного для иностранных инвесторов.
        Особое место в деятельности Агентства занимает работа над такими приоритетными для Башкортостана проектами, как проект развития международного аэропорта в Уфе, завершение строительства полиэфирного комплекса в г. Благовещенске, завершение строительства завода по производству катализаторов в г. Ишимбае. Кроме того, в разработке постоянно находятся от трех до пяти проектов, инициированных как нашими, так и зарубежными партнерами.
        Обеспечение выполнения программы ЮНИДО по Республике Башкортостан тоже является одной из задач Агентства. Сотрудничество с ЮНИДО началось в 1999 г. и направлено на решение таких важнейших задач, как формирование промышленной политики и инфраструктуры поддержки промышленности и предпринимательства, поддержка инвестиционного сотрудничества и охрана окружающей среды.
        Привлечение иностранных инвестиций является очень трудным, конкурентным бизнесом, поскольку многие страны мира объявляют обеспечение притока инвестиций своим государственным приоритетом. И решить эту проблему можно только комплексно.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".