Для нас важно привлечь инвестиции в те отрасли, в которые деньги идут тяжело

РЦБ
Издательский Дом

    Интервью с заместителем премьер-министра, министром внешних связей и торговли Республики Башкортостан Рафилем Гарифуллиным

РЦБ: Рафиль Хакмуллович, какие цели ставит перед собой республика, сотрудничая с российскими и иностранными инвесторами?

    Р. Г. Руководство республики прекрасно понимает, что без привлечения иностранных инвестиций поднять экономику нельзя. Не случайно мы одними из первых приняли закон об иностранных инвестициях, в то время, когда еще не было федерального закона. Целенаправленная работа проводилась, проводится и будет проводиться. Создаются структуры, которые должны этим заниматься. В частности, создано Агентство по иностранным инвестициям, основная задача которо-го - расширение возможностей по привлечению инвестиций. Этими делами нужно заниматься профессионально. Поэтому мы и создали эту структуру.
    Но вопрос этот очень широкий, и неправильно всю ответственность за привлечение инвестиций возлагать только на агентство. В нашей республике экономика - многоотраслевая, многопрофильная, и заниматься этим должны все министерства и ведомства.
    Мы, как вешалка в театре, должны встречать. Но помимо этого мы должны создавать условия для инвестиций, оказывать содействие структурам, создавать имидж республики, работать со всеми министерствами и ведомствами, с предприятиями, которые заинтересованы в привлечении инвестиций, анализировать их проекты, давать консультации, каким образом их правильнее оформить.
    И такая работа реально ведется.
    Недавно я вернулся из Венгрии, которая по территории в два раза меньше, чем наша республика, а привлечено в страну более 40 млрд долл. инвестиций. А все потому, что работают там профессионально.
    И очень досадно, что и государственные структуры, и руководители многих наших предприятий, воспитанные в условиях советской плановой экономики, сегодня плохо представляют, что такое инвестиции.
    Министерство внешних связей и торговли Республики Башкортостан одной из главных своих задач считает защиту интересов иностранных партнеров. Башкирские и другие российские компании сами очень умело защищают свои интересы, иногда даже перебарщивают с этим, а вот интересы иностранных партнеров защищать некому, кроме нас. Даже в такой тяжелый период 1994-1998 гг. все совместные предприятия в сфере производства в нашей республике успешно работали, никто не обанкротился, судебных процессов нет. Это все благодаря тому, что мы помогаем найти компромиссные решения в спорах между иностранными партнерами и нашими руководителями предприятий.

РЦБ: Созданы ли в Башкортостане необходимые правовые и институциональные условия, выгодно отличающие республику от других регионов?

    Р. Г. Еще <на заре перестройки> позиция членов правительства страны была приблизительно такой: вполне обойдемся без иностранных инвестиций, хватит внутренних резервов, особые условия создавать не надо, главное, чтобы условия были не хуже, не лучше, чем для своих инвесторов.
    Жизнь показала, что ситуация меняется, и сейчас мы создаем более благоприятные условия для иностранных инвесторов, например, на три года освобождаем от налогов в части, зачисляемой в республиканский бюджет.
    Вы прекрасно знаете, сколько капитала ушло за рубеж, и он будет возвращаться не как российский капитал, а как иностранный. Я считаю, что на сегодняшний день это один из механизмов возврата. Говорить о том, что капитал уйдет, уже поздно, деньги уже утекли, и их надо возвращать. Поэтому, если не будет благоприятных условий для возврата, они не вернутся. Может быть, это и спорно, но таково мое мнение.
    В той же Венгрии иностранные инвестиции освобождены от всех налогов на пять лет. Вот поэтому у них столько и привлечено. А мы после 10-летнего обсуждения только в 1999 г. приняли закон об иностранных инвестициях в РФ.

РЦБ: Какие отрасли экономики в Башкортостане являются, на Ваш взгляд, наиболее эффективными и привлекательными для инвестиций?

    Р. Г. Инвесторов в первую очередь интересуют те отрасли, которые могут дать быструю отдачу, - это нефтедобыча, нефтепереработка, нефтехимия.
    В экономике республики это базовые направления, и те проекты, которые реализуют наши предприятия в этих отраслях, особых проблем по привлечению инвестиций не испытывают.
    Мы практически не занимаемся отраслями, которые и так привлекательны для инвесторов. Для нас важно привлечь инвестиции в те отрасли, в которые деньги идут тяжело.
    Во-первых, это сельское хозяйство. В России это больной вопрос. Законодательно он не проработан, условий нет, и никто этим не занимается. Еще три-четыре года, и будет катастрофа. В России никто не производит сельскохозяйственную технику, кроме Ростсельмаша, который только начинает подниматься.
    Сейчас мы усиленно занимаемся этой проблемой. Вместе с американской компанией CASE делаем сеялку, совместно с немцами делаем свеклоуборочную технику, наладили производство кормозаготовительной техники. Медленно, тяжело, но мы втягиваем инвесторов в процесс производства сельскохозяйственной техники в Республике Башкортостан для внутренних потребностей и для наших соседей.
    Во-вторых, это здраво-охранение. Сельское хозяйство и здравоохранение 10 лет в рыночной экономике, а процессы реформирования еще только начинаются. Самый консервативный народ - это сельчане и врачи.
    В настоящее время с участием венгерской фирмы Evromedic мы создаем <Диализный Центр>. В республике много больных с синдромом почечной недостаточности. Для нас проект - социальный, а для фирмы - коммерческий. Это самоокупаемый проект, причем источники окупаемости разные: это и фонд медицинского страхования, и договорные отношения с предприятиями по обслуживанию своих работников.
    Следующий проект - это тоже совместное предприятие - диагностический центр, который предполагается организовать на тех же принципах.
    Направления непростые, но для правительства важно работать по социально значимым проектам. Ведь правительст-
    во - это и механизм перераспределения финансовых ресурсов тоже, и если мы не будем этого делать, то зачем нужно такое правительство. Вот через республиканский бюджет и перераспределяются финансовые ресурсы.
    У нас многие проекты идут с участием Башкредитбанка. Он выступает не просто оператором, а непосредственно участвует в финансировании под поручительство правительства республики. Для иностранных инвесторов заемщиком является Башкредитбанк.

РЦБ: С какими странами налажены взаимовыгодные связи?

    Р. Г. Надо отметить, что для привлечения инвесторов нужны аргументы, а это прежде всего экспорт.
    В прошлом году объем экспорта республики приблизился к 3 млрд долл. Там, куда идут экспортные потоки, лучше понимают республику, поэтому инвестиции, как правило, осуществляются из стран-импортеров нашей продукции.
    Финансовые потоки идут через Великобританию, Германию, Италию.
    Хотелось бы отметить слабую инвестиционную активность Азиатско-Тихоокеанского региона. Но там - свои проблемы, хотя потенциал огромный. Мы с ними работаем, презентуем проекты. Однако, например, в Японии, как и в США, интерес скорее политический, чем экономический. Надеемся, что ситуация будет меняться.
    Сейчас налицо положительная тенденция с инвестициями из восточно-европейских стран: Чехии, Венгрии, Словакии.

РЦБ: Сколько в прошлом году иностранных инвестиций удалось привлечь?

    Р. Г. Абсолютная величина - около 23 млн долл., а накоплено в Республике 323 млн долл. Это немного. Экономическая ситуация в прошлом году была неплохая и не было смысла брать кредиты даже по постоянно действующим кредитным линиям. Они у нас работают, но мы очень осторожно подходим к вопросам кредитования, потому что один из отрицательных показателей при оформлении рейтинга - это заимствования.
    Другое дело, что мы во многом опережаем Россию по законодательству. Нет закона РФ по актуальному для нас вопросу - мы его принимаем, начинаем по нему работать. Появляется российский закон, надо вносить коррективы. Есть много законов, которые в России еще не приняты, а у нас они есть.
    Поэтому никуда от этого не деться, какой уровень инвестиций по России, такой и у нас, хотя мы за прошлый год многие рейтинговые показатели улучшили: гарантии, политическая стабильность и пр.
    Мы в первой десятке по показателям, и я считаю, что это не так уж плохо. Я думаю, что к маю международные рейтинговые агентства закончат анализ экономики республики, и мы получим международный рейтинг. В любом случае он будет не выше российского, но мы думаем, что лучше, чем у наших соседей.

РЦБ: Какую роль в процессе инвестиций Вы отводите фондовому рынку?

    Р. Г. У нас пока рынок ценных бумаг довольно слабый, неразвитый. В России нормально торгуются акции 10-12 компаний. Многих напугали августовские события 1998 г.
    И хотя фондовый рынок является одним из эффективных рычагов привлечения инвестиций, этот механизм совершенно не работает. Тормозят процесс, на мой взгляд, Правительство РФ и депутаты Госдумы. Если удастся их расшевелить, это было бы прекрасно.

РЦБ: Какова роль государства в экономике Башкортостана?

    Р. Г. Учитывая неразвитость рыночной инфраструктуры, сегодня она значительная. Руководство республики критикуют за свои, <не по Чубайсу>, методы приватизации, за невыполнение указов Ельцина в агропромышленном комплексе. Все эти моменты присутствуют.
    Там, где процесс идет нормально, - в торговле, сфере услуг и т.д., мы не вмешиваемся. А вот не вмешиваться в процессы взаимоотношений капитала с собственностью, пустить эти процессы на самотек и довести это до бесконечных судебных разбирательств мы не имеем права. У нас взвешенный подход к вопросам акционирования и собственности. Поэтому я считаю, что на этом этапе вмешательство государства нужно, полезно и эффективно. Я, занимаясь этими вопросами и проблемами, свою роль отрицательной и тормозящей не считаю.
    Хочу подчеркнуть, что в первую очередь у нас <болит голова> за российскую собственность. С республиканской собственностью мы худо-бедно справляемся. А вот федеральная собственность никому не нужна.
    В республике лежит импортное оборудование на 1 млрд долл., закупленное еще в советское время для реализации нескольких проектов. Оно находится в федеральной собственности. Так оно и лежит 10 лет, и никто о нем не заботится. Это при том, что в России нет производства катализаторов, а нефтепереработка и нефтехимия сегодня 100% катализаторов завозят из-за рубежа. У нас хлопка нет, нет производства синтетических волокон, приходится закупать их за границей, а оборудование на 500 млн долл. в прекрасном состоянии лежит 10 лет. А мы продолжаем выделять деньги из республиканского бюджета на доведение всего этого до ума.

РЦБ: В Башкортостане практически у всех предприятий значительная доля госпакета. Инвесторы ждут момента, когда можно будет их <проглотить>.

    Р. Г. Значительная доля государства появилась объективно. Вначале многие предприятия были с маленьким государственным пакетом, оформленные, как правило, на правах аренды с правом последующего выкупа, фактически частные предприятия. Но когда предприятия оказались на грани развала, то долги в республиканский бюджет мы перевели в уставный капитал предприятий.
    А что касается инвесторов, жаждущих инвестировать в уставный капитал предприятий, то здесь в каждом случае применяется индивидуальный подход.
    Мы готовы рассмотреть любое предложение по продаже пакета акций практически любого предприятия. А выставлять государственные пакеты на аукционы и конкурсы для пополнения республиканского бюджета мы не будем. Деньги надо зарабатывать, оживляя экономику, реформируя убыточные предприятия.

© ЗАО "Группа РЦБ".