Пищевая промышленность России Актуальные вопросы развития и <дебюрократизация> экономики
Масленникова Елена
Развитие пищевой промышленности определяет продовольственную обеспеченность и социальный климат в обществе, стимулирует подъем смежных отраслей и повышение занятости населения. Долгосрочные интересы государства диктуют необходимость развития отечественной пищевой индустрии не только в целях удовлетворения внутреннего спроса, но и обеспечения экспортных поставок отдельных видов продукции в перспективе. |
Отрасль объединяет свыше 20 тыс. предприятий с общей численностью работающих 1,5 млн человек. Преобладающими формами собственности являются смешанная и частная, эти производства выпускают примерно 85% продукции.
Продукция пищевой индустрии составляет около 13% общего объема промышленного производства России. За счет налогов и акцизов, поступающих от предприятий отрасли, формируется до 10% доходной части бюджета.
В годы реформ пищевая промышленность постепенно (с 1992 по 1998 г.) утрачивала позиции важнейшей отрасли, производящей продовольственные продукты. Промышленное производство основных видов продукции снизилось более чем в 1,5-2 раза, при этом количество пищевых предприятий возросло почти в 4 раза, а сырьевая база сократилась в среднем на 1/3.
Одновременно шло расширение выпуска пищевой продукции на промышленных мини-производствах при сельскохозяйственных предприятиях: производство мяса возросло до 48% общей выработки (в дореформенный период - 9%); цельномолочной продукции - до 14% (1,4%); колбасных изделий - до 6% (0,7%). Это привело, с одной стороны, к потере сырьевых зон для крупных производств и спаду экономической эффективности отрасли, с другой - к наполнению региональных продовольственных рынков отечественными видами продукции пищевой промышленности.
Девальвация рубля в результате дефолта 1998 г. вызвала сокращение импорта продовольствия, переориентацию спроса населения на более дешевые и качественные российские пищевые продукты. Это, в свою очередь, создало условия для ускоренного развития отечественной пищевой промышленности. Дешевый рубль (на короткое время) стал <локомотивом> экономического роста, тем более что на мировых рынках сложилась крайне благоприятная конъюнктура. Но такой рост не может продолжаться долго.
Начиная со II кв. 1999 г. и в 2000 г. ситуация в отрасли в целом характеризовалась ростом объемов производства по основным видам пищевой продукции, темпы которого отличались устойчивой положительной динамикой. По итогам 2000 г. увеличение составило по пищевкусовой продукции - 10% (6,9% в 1999 г.), по мясной и молочной - около 6% (5,1%), рыбной - около 3% (-10,5%). В среднем прирост составил 8%.
Значительно увеличилась выработка растительного масла (на 53,6%), плодоовощных консервов (25%), сыров жирных и молочных консервов (15,2%), сахара-песка из сахарной свеклы. Ситуация на рынке этих видов продукции характеризуется в настоящих условиях примерным соответствием между объемами их предложения и уровнем платежеспособного спроса населения.
Положительные изменения обусловлены совокупностью следующих факторов.
Во-первых, грамотный менеджмент. Там, где управление предприятиями идет с учетом рыночных механизмов и с использованием всего арсенала рыночных средств, предприятия не только наращивают выпуск продукции, но и берут в свои руки вопросы развития своей сырьевой базы и продвижения товара на рынок. Определенную роль в этом сыграли отраслевые союзы и ассоциации.
Во-вторых, повышение платежеспособного спроса населения. Среднедушевой денежный доход населения увеличился более чем на 20% при росте потребительских цен на продукты питания на 13%. Это послужило для производителей сигналом к наращиванию выпуска продукции и соответственно к повышению загрузки имеющихся производственных мощностей. Однако рост денежных доходов населения не привел к восстановлению их покупательной способности до уровня докризисного периода (справочно: в 2000 г. на среднедушевой доход можно было приобрести 3 набора из 25 основных продуктов питания, а в 1997 г. - почти 4 набора).
В-третьих, расширение практи-ки использования факторинговых схем по кредитованию предприятий для пополнения собственных оборотных средств. Данная схема позволяет осуществлять финансирование оборотных средств с отсрочкой платежа и снимать проблему сбыта готовой продукции. Принципиально, при сохраняющейся достаточно высокой для пищевых предприятий ставке рефинансирования - это один из основных путей пополнения оборотных средств и наращивания производства. Но есть и отрицательный момент, который в большей степени сказывается на конечной цене продукции, - наличие посредников, что всегда ведет к росту цены реализации и на определенном этапе к снижению платежеспособного спроса и емкости рынка.
В-четвертых, сохраняющаяся тенденция к улучшению финансового состояния пищевых предприятий. По итогам 2000 г. прибыль составила около 30 млрд руб., что в 1,4 раза больше полученной за 1999 г.; более всего возросла прибыль в мясной, кондитерской и рыбной промышленности.
В-пятых, продолжающийся эффект импортозамещения и те меры, которые предприняло Правительство РФ в области таможенно-тарифной политики по продукции пищевой промышленности. Последовательно исполняется концепция таможенно-тарифной политики, разработанная еще в недрах Минэкономики РФ. Суть ее состоит в установлении минимального уровня ставок ввозных таможенных пошлин на сельскохозяйственное и другое сырье для пищевой промышленности, не произрастающее и не производимое в России, с одновременным их доведением до максимального размера на готовые продовольственные товары, аналоги которых вырабатываются отечественными товаропроизводителями.
В-шестых, сохраняющийся объем прямых иностранных инвестиций, идущих на техническое переоснащение финансово устойчивых производств.
Своеобразие инвестиционного процесса в пищевой промышленности России состоит в том, что если во многих развитых странах динамика иностранных инвестиций в продовольственный сектор экономики обычно сопоставима с отечественными, то в нашей стране продолжается падение объемов внутренних инвестиций при достаточно стабильных иностранных вложениях.
В 2000 г. объем поступлений иностранного капитала в пищевые отрасли составил 37% от общего объема иностранных вложений в промышленность России. Наибо-лее привлекательными отраслями для иностранных инвесторов были: табачно-махорочная промышленность - 44,2%, производство без-алкогольных напитков - 21%, пивоваренная промышленность - 13,9%, кондитерская - 4,7%, маслосыродельная и молочная промышленность - 4,5 %.
В 2000 г. на федеральном и региональном уровнях осуществлялись меры по стабилизации перерабатывающей сферы АПК, закреплению положительных тенденций в наращивании производства и укреплению финансового положения товаропроизводителей, развитию продовольственных рынков, надежному обеспечению населения страны продуктами питания.
К положительным факторам можно отнести своевременное принятие ряда законодательных актов, в числе которых:
Выделим экспортную составляющую пищевой промышленности.
Отсутствие стимулирующих начал для развития экспорта продукции пищевой промышленности препятствует расширению объемов сбыта готовой продукции.
В настоящее время роль России в мировом экспорте продовольствия является незначительной, а доля продовольственных товаров в общем объеме экспорта Российской Федерации составляет всего около 1%. При этом структура российского экспорта за последнее время практически не претерпела существенных изменений. Круг российских агропродовольственных товаров (включая готовую продукцию и сырье), традиционно экспортируемых в другие страны, ограничен. Важнейшими статьями экспорта являются рыба и ракообразные моллюски (около 34% от общего продовольственного экспорта), зерновые культуры (около 8%) и семена масличных культур (9%).
По нашему мнению, поставки на внешний рынок агропродовольственной продукции могут быть увеличены, а ее ассортимент расширен. Возможными экспортными продуктами могут стать некоторые виды кондитерских изделий, масложировой продукции, различные виды круп, молочных консервов, мороженого, соков и др.
Имеющийся в России природный, экономический и научно-технический потенциал позволяет насытить внутренний рынок продовольственными товарами, вырабатываемыми отечественными товаропроизводителями в достаточных количествах, а также более активно продвигать их на рынки зарубежных стран.
Совершенно очевидным является то, что усиление роли России в международной торговле продовольствием напрямую зависит от эффективного государственного регулирования.
Поддержка экспорта продовольствия предполагает обязательное создание максимально приближенной к международным стандартам системы сертификации и аттестации продукции с выдачей признаваемых за рубежом сертификатов качества.
Содействие государства в осуществлении экспортных операций должно проявляться также в обеспечении благоприятных условий для доступа отечественной продукции на внешние рынки, в рациональном обложении экспортеров налогами и пошлинами, во введении специальных транспортных тарифов на перевозку продовольствия, предназначенного для продажи за пределами России.
Это далеко не полный перечень проблем, стоящих перед пищевой индустрией. Однако все они взаимосвязаны и степень их влияния в значительной мере зависит от проводимой государством политики по совершенствованию системы регулирования предпринимательской деятельности.
Решение насущных проблем позволит пищевой промышленности удержать темпы роста своего производства на современном уровне, обеспечить наполнение внутреннего рынка в основном за счет отечественных продовольственных товаров и, наконец, сохранить лидирующее положение в части привлечения инвестиций в другие сферы АПК.