Современные формы розничной торговли Состояние и перспективы на российском рынке

Огнянников Глеб

Медведев Данила

ТЕНДЕНЦИИ НА РЫНКАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

    За последнее десятилетие розничная торговля в большинстве стран Центральной и Восточной Европы успешно перешла от традиционных форм, таких как небольшие магазины частных предпринимателей, к крупным супер- и гипермаркетам, принадлежащим международным розничным сетям.
    В начале 90-х годов большая часть магазинов в этих странах была приватизирована. В зависимости от условий приватизации магазины были проданы на денежных или чековых аукционах, в большинстве случаев магазины были выкуплены сотрудниками, работавшими в компании по нескольку лет и менеджментом.
    В эти годы крупные международные розничные сети усилили свое присутствие на рынках Центральной и Восточной Европы, открывая там гипермаркеты и торговые центры западного образца. К примеру, в Польше доля гипермаркетов на рынке розничной торговли выросла до 22% и ожидается, что уже в 2005 г. общее число супермаркетов составит 180-200; международные розничные сети контролируют около 10-12% польского рынка, а среди 10 крупнейших компаний данного сектора нет ни одной польской; благодаря значительным инвестициям международных розничных сетей ожидается, что через 2-3 года западные компании будут контролировать в Польше уже более 40% рынка.
    Приход в Центральную и Восточную Европу таких международных розничных сетей, как Ahold, Tesco, Globus, Delvita и Carrefour, и их активное расширение привели к росту концентрации рынка. Например, в Венгрии 10 крупнейших компаний контролируют 20% рынка, а в Чехии 10 крупнейших компаний контролируют более 25%.
    Однако значения уровня концентрации рынка меньше значений, характерных для Западной Европы, где в большинстве стран 10 крупнейших компаний обычно контролируют 60 -70% рынка, но ожидается, что в ближайшие годы расширение международных розничных сетей в странах Центральной и Восточной Европы продолжится и приведет к дальнейшему росту концентрации.
    Международные розничные сети становятся все более популярными. Высокий уровень обслуживания, круглосуточная работа, доставка покупок, услужливые продавцы привели к тому, что потребители в Чехии, Польше, Венгрии сделали свой выбор в пользу супермаркетов, гипермаркетов и дискаунтеров, соответствующих западным стандартам. До прихода на рынок иностранных инвесторов местные магазины почти не имели конкурентов и, злоупотребляя своим положением, предоставляли обслуживание невысокого качества, но при этом получали высокие прибыли.
    Теперь потребители переходят с ежедневных покупок в небольших магазинах к еженедельным закупкам продуктов в супермаркете. В Словакии с появлением первых гипермаркетов такой переход произошел очень быстро; привлеченные низкими ценами, увеличенным рабочим временем (часто 24 часа в сутки), удобными парковками, рекламными акциями и широким выбором продуктов, покупатели сразу предпочли прежним лавочкам современные торговые центры. Сегодня гипермаркет может обслуживать постоянных потребителей, проживающих в радиусе 20-30 км.
    Низкие издержки современных форм торговли позволяют супермаркетам и гипермаркетам удерживать цены на более низком уровне, что в свою очередь приводит к снижению общего уровня цен на продукты. Унаследованные от плановой экономики предприятия розничной торговли, как правило, небольшие магазины, оказываются неконкурентоспособными перед международными розничными сетями. В условиях конкуренции доля местных магазинов, торгующих обычно узким ассортиментом продуктов, постоянно снижается.

РОССИЙСКИЙ РЫНОК РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ПРОДУКТАМИ ПИТАНИЯ

    По данным Госкомстата РФ, розничные продажи продовольственных товаров составили в 2000 г. 37,1 млрд долл., что на 11% выше, чем в 1999 г.
    Несмотря на финансовый кризис 1998 г., розничная торговля была в 90-е годы самой динамичной и быстроразвивающейся отраслью российской экономики. Так, в январе 2001 г. розничный товарооборот продовольственных товаров вырос на 32% по сравнению с январем 1999 г. (см. рисунок).
    Одним из основных преимуществ современных супермаркетов и гипермаркетов является высокая производительность труда. По данным исследования McKinsey по розничной торговле в России, средняя производительность труда в отрасли розничной торговли продовольственными товарами составляет 23% от производительности труда в США. Производительность труда у уличных торговцев составляет 9%, в традиционных гастрономах - 24%, на розничных продовольственных рынках - 24%, в киосках и павильонах - 26%, а в супермаркетах - 78%.
    Несмотря на производительность труда, в 3 раза превышающую производительность труда в конкурирующих формах торговли, супермаркеты испытывают значительные сложности с увеличением своей доли рынка. Это вызвано тем, что в киосках и павильонах контроль над происхождением товаров (которые часто являются поддельными или контрабандными), их качеством и уплатой налогов значительно менее строгий, что и дает им возможность держать более низкие цены.
    Большая часть потребителей в России все еще покупает товары на оптово-розничных продовольственных рынках из-за того, что предпочитают низкую цену высокому качеству и уровню обслуживания; в больших городах доля оптово-розничных рынков в объеме продаж составляет 30-40%.
    Тем не менее ситуация меняется в пользу супермаркетов. В течение последних двух лет число киосков сократилось на 46%, число павильонов на - 25%. Количество же супермаркетов и их доля на рынке значительно увеличились. Доля современных форм в розничной торговле выросла в 2 раза и составляет 8% от общего оборота, при этом сохраняется значительный потенциал для дальнейшего роста. В Центральной и Восточной Европе доля супермаркетов и гипермаркетов составляет 25-45%, а в Западной Европе этот показатель достигает 80%.
    В крупнейших городах России, таких как Москва, С.-Петербург, Нижний Новгород, а также в Екатеринбурге и Новосибирске розничная торговля начала постепенно меняться: от традиционных магазинов к супермаркетам и гипермаркетам. Наиболее яркий пример - развитие московских розничных сетей, таких как <Рамстор>, <Перекресток> и <Седьмой Континент>. Число супермаркетов постоянно увеличивается, и доля рынка их растет.
    Бывшие универсамы. В С.-Петербурге и Москве небольшие супермаркеты, как правило, представлены старыми универсамами, некоторые из которых были модернизированы в соответствии с западными стандартами. В 1998 г., чтобы укрепить свои позиции на рынке, 16 петербургских универсамов создали ассоциацию <Петербургторг>. За счет выгодного местоположения большинству универсамов удалось добиться относительного успеха и в дальнейшем перейти к современным методам ведения бизнеса.
    Когда была создана ассоциация <Петербургторг>, ее участники планировали развернуть в городе классическую розничную сеть. Однако после двух лет неудачных переговоров каждый супермаркет все еще работает полностью независимо от остальных. В то же время аналогичная ассоциация в Москве, созданная на базе <Центрального гастронома>, успешно трансформировалась в <Седьмой Континент>, одну из крупнейших розничных сетей в Москве с 70%-ным ростом продаж в 2000 г.

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТОРЫ

    Многие международные розничные сети уже начали работать в России или объявили о намерении это сделать.
    Наиболее активно ведет себя на российском рынке турецкая компания Ramenka, владеющая розничной сетью <Рамстор> в Москве. Компания уже инвестировала более 120 млн долл. в России и планирует инвестировать еще 25 млн долл. в течение 2001 г. Помимо расширения существующей московской розничной сети компания планирует выйти на рынок С.-Петербурга.
    О своем участии в проекте правительств Москвы и Московской области <Губернское кольцо> заявил французский оператор сети супермаркетов Auchan. Инвестиции в каждый гипермаркет составят около 40 млн долл.; в настоящее время Auchan ведет переговоры о выделении участков земли для строительства магазинов. Проект предусматривает строительство 20 гипермаркетов на территории Москвы и Московской области вдоль кольцевой автодороги.
    В 2000 г. розничная сеть SPAR Retail открыла представительство в Москве для изучения российского рынка. Позднее SPAR Retail продала франшизу на открытие супермаркетов SPAR российской оптовой компании <Русмед>, которая намерена открыть первый супермаркет в середине 2001 г.
    Один из лидеров европейского розничного рынка, компания Metro AG, планирует открытие в Москве 6 магазинов Cash & Сarry; первый из них, площадью около 10 тыс. кв. м, будет открыт в 2001 г. Всего Metro AG собирается инвестировать в России 112 млн долл.
    Несколько иностранных розничных компаний будут строить гипермаркеты в С.-Петербурге. Например, турецкая компания Yimpas Holding объявила о намерении инвестировать 100 млн долл. в строительство трех гипермаркетов площадью 18 тыс. кв. м каждый.
    Чтобы успешно конкурировать с международными розничными сетями, российские компании должны будут усилить свои позиции путем объединения в стратегические альянсы и путем слияний. Примером реализации подобной стратегии может служить альянс, который для более эффективной работы с поставщиками создал четыре крупные компании, работающие на московском рынке, - <Копейка>, <Перекресток>, <Дикси> и <Мегамарт>.

РЫНОК МОСКВЫ

    Оборот московского рынка продовольственных товаров составил в 2000 г. 8,1 млрд долл. В настоящее время в Москве суммарный объем продаж супермаркетов составляет 8% от общего оборота; доля супермаркетов постоянно увеличивается благодаря действиям городских властей по упорядочиванию рынка розничной торговли.
    В 2000 г. супермаркеты достигли значительных успехов, в том числе благодаря политике московского правительства по сокращению числа продовольственных рынков. В соответствии с рекомендациями правоохранительных и налоговых органов правительство Москвы закрыло в 2000 г. 34 продовольственных рынка и приостановило работу еще 15, похожие меры предпринимались и против небольших предприятий розничной торговли. Так, за первые 6 месяцев 2000 г. число павильонов сократилось на 13%, а киосков - на 44%.
    Благодаря этому сокращению супермаркеты смогли значительно расширить свои торговые операции, что позволило им увеличить торговые площади на 22% в 2000 г. Годовой оборот всех московских оптово-розничных рынков составляет около 5 млрд долл. Суммарные продажи на рынках, которые были закрыты, составляли около 1 млрд долл. За эту сумму и будут конкурировать крупнейшие розничные сети Москвы.
    В 2000 г. оборот всех московских супермаркетов составил около 650 млн долл., а оборот трех крупнейших розничных сетей - <Рамстора>, <Перекрестка> и <Седьмого Континента> составил 410 млн долл. (табл. 1). Таким образом, закрытие оптово-розничных рынков позволит московским супермаркетам в 2001 г. более чем удвоить свой оборот.

Сети розничной торговли Дискаун-теры Супер-маркеты Гипер-маркеты Продажи 2000 г., млн долл.

"Рамстор" (Ramenka)

- 5 3 130

"Перекресток" (Альфа-групп)

5 24 - 150

"Седьмой Континент"

- 15 - 130

РЫНОК САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

    Оборот петербургского рынка продовольственных товаров составил в 2000 г. 2,8 млрд долл. Более 40% покупок делаются на оптово-розничных продовольственных рынках, а доля супермаркетов не превышает 5% от общего оборота. В целом можно говорить о том, что розничная торговля в С.-Петербурге повторяет тенденции московского рынка с небольшой временной задержкой и коррекцией, вызванной разницей в доходах. Основная причина <отставания> - нехватка подходящих площадей для супермаркетов в городе.
    Как известно, для супермаркета наиболее важным фактором успеха является расположение, но из-за строгих архитектурных правил, установленных администрацией С.-Петербурга, и ограничений на новое строительство в центре города владельцам розничных сетей очень сложно получить разрешение на строительст-
    во нового или реконструкцию существующего здания.
    В центре города практически отсутствуют свободные территории, пригодные для строительства супермаркетов. Процесс получения участка под застройку является очень длительным, и лишь немногим компаниям удается достичь успеха.
    Ведущими игроками на петербургском розничном рынке являются <Лента> Cash & Carry, сеть дискаунтеров - <Пятерочка>, <Юниленд> и ассоциация <Петербургторг> (табл. 2). Тот факт, что все лидеры рынка используют различные формы торговли, показывает, что в С.-Петербурге на текущий момент конкуренция ведется не между однотипными магазинами, а между различными формами торговли.

Сети розничной торговли Тип магазинов Число мага-зинов Продажи 2000 г., млн долл.

"Лента" Cash & Carry

Cash & Carry (4800 кв. м) 1 30

"Пятерочка" (Агроторг)

Дискаунтеры (60-1000 кв. м) 40 90

"Мегамарт" (Юниленд)

Cash & Carry (4500, 8000 кв. м) 2 37

"Дикси" (Юниленд)

Дискаунтеры 6 н. д.

"Петербург-торг"

Универсамы (1200-1500 кв. м) 16 70

    Cash & Carry. Сегодня в С.-Петербурге действуют 3 супермаркета Сash & Carry. Один из них принадлежит компании <Лента>, работающей на розничном рынке города с 1994 г. Два супермаркета <Мегамарт> принадлежат компании <Юниленд>.
    В 1999 г. <Лента> открыла первый супермаркет данного типа в С.-Петербурге, площадь торговых залов составила 4800 кв. м. В 2001 г. <Лента> планирует открыть два новых супермаркета Сash & Carry: второй супермаркет <Ленты>, площадью 8500 кв. м, расположенный в западной части города, будет открыт в августе; третий супермаркет планируется открыть в конце 2001 г. По прогнозам <Ленты>, инвестиции в Сash & Carry окупятся за 15 месяцев после начала работы магазина. Большой объем продаж и более низкие издержки обеспечивают высокую эффективность супермаркетов Сash & Carry, что вместе с высоким уровнем сервиса делает их сильным конкурентом оптово-розничных рынков.
    Дискаунтеры. Нынешний период характеризуется быстрым расширением сетей дискаунтеров в С.-Петербурге. Крупнейшими игроками на этом рынке являются Агроторг (сеть <Пятерочка>), <Здоровье> (сеть <Копейка>), <Матвеев и партнеры> и Юниленд (сеть <Дикси>).
    В 2000 г. в городе были открыты 35 новых магазинов; в 2001 г. это число будет значительно выше. Только за I кв. 2001 г. было открыто больше дискаунтеров, чем за весь 2000 г., включая новую сеть из 29 магазинов <СОС>, принадлежащую компании <Колибри>. Тем не менее рынок недорогих магазинов все еще далек от насыщения и основными конкурентами дискаунтеров пока являются рынки с их демпинговыми ценами.
    Крупнейшие сети дискаунтеров активно инвестируют в расширение своего присутствия и увеличение своей доли на рынке. Агроторг объявил о намерениях открыть в 2001 г. 30 новых магазинов, доведя общее их число до 70. Инвестиции в создание одного магазина составят около 300 тыс. долл. и должны окупиться в течение трех лет.

ПЕРСПЕКТИВЫ

    Розничная торговля продовольственными товарами в России генерирует большой объем продаж и сосредотачивает значительные финансовые ресурсы. В 2000 г. оборот российского розничного продовольственного рынка составил 37,1 млрд долл., что делает розничную торговлю продовольствием весьма привлекательным сегментом рынка.
    Однако большая доля рынка все еще принадлежит оптово-розничным рынкам благодаря тому, что они предлагают покупателям более низкие цены. Этот низкий уровень цен поддерживается за счет относительно невысокой арендной платы, а также уклонения от уплаты налогов и пошлин. Продажи на оптово-розничных рынках, составляющие в настоящее время 60% оборота, почти полностью находятся в теневом секторе российской экономики.

  • Как полагают специалисты, уравнивание возможностей ведения бизнеса для всех игроков на рынке (супермаркетов и оптово-розничных рынков) должно привести к значительному увеличению доли рынка современных форм торговли.
        Подтверждением этому служит опыт восточноевропейских стран. Например, в Польше, где начальное соотношение различных форм было таким же, как в России, супермаркетам и гипермаркетам для того, чтобы довести долю рынка до 18%, потребовалось менее 5 лет (после того, как государство упростило процедуры получения земельных участков и добилось одинакового выполнения налогового законодательства всеми участниками рынка).
  • Администрации большинства российских городов сегодня понимают, что развитие современных форм розничной торговли в их интересах.
        Первый фактор, благоприятный для развития супермаркетов, - их относительная финансовая прозрачность. При политике правительства, направленной на повышение собираемости налогов, перевод торговых оборотов с рынков, где налоговые службы не могут контролировать уплату налогов, в супермаркеты имеет особое значение. Этот процесс уже начался в Москве, где в 2000 г. городской администрацией было закрыто 34 оптово-розничных рынка, которые контролировали около 20% московского продовольственного рынка. Этот пример показывает, что у российского рынка есть возможность значительно увеличить долю современных форм торговли.
        Второй фактор, благоприятствующий развитию сетей супермаркетов, - это более высокая производительность труда по сравнению с другими формами торговли. Это увеличивает их рентабельность и помогает супермаркетам и гипермаркетам конкурировать с низкими ценами оптово-розничных рынков.
  • Более высокая производительность и поддержка местных властей помогут современным формам розничной торговли постепенно вытеснить оптово-розничные рынки.
  • Большой объем и потенциал развития российского рынка в ближайшие годы привлекут в Россию крупные международные розничные сети, обладающие эффективными управленческими решениями и значительными финансовыми ресурсами.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".