Какого инвестора ждет золотодобывающая отрасль России?

Чернавин Константин

НА КОГО СТАВИТЬ?

    Сегодня можно говорить о трех типах иностранных инвесторов в российской золотодобывающей отрасли. В первую очередь это крупные западные золотодобывающие компании, детально изучившие инвестиционные возможности двадцати основных месторождений. Вторую категорию составляют иностранные компании, получившие право на золотодобычу в начале 90-х годов на фоне беспорядочной раздачи лицензий, когда любая зарубежная компания автоматически рассматривалась в качестве серьезного инвестора, а западный фондовый рынок воспринимался как источник <легких> денег. У этих <инвесторов> и по сей день лицензий больше, чем у серьезных горнорудных компаний. Третий круг компаний малочислен, но наиболее продвинут в понимании того, как вести бизнес в России. По формальным признакам это западные компании, но в них активно участвует и российский капитал. Удачные инвестиционные проекты последних лет связаны именно с таким типом инвестора, который наиболее полно учитывает специфику российских реалий.
    Все три категории инвесторов сталкиваются с одинаковыми проблемами, однако перспективы у них различные. Российский рынок за прошедший год сильно изменился. Последствия кризиса в финансовой сфере во многом преодолены, и ситуация на финансовом рынке складывается весьма благоприятно - в России наблюдается скорее избыток инвестиционных ресурсов, чем их недостаток. Вопрос заключается в том, как на государственном уровне будут отрегулированы инвестиционные потоки и какие мотивационные рычаги будет использовать государство, чтобы заинтересовать банки и других российских инвесторов вкладывать деньги в производство и долгосрочные проекты.
    Надо отметить, что у западных инвесторов сегодня нет реалистичного понимания того, что ситуация в России радикально изменилась. В силу консервативных подходов они не успевают адаптировать свою стратегию к российской действительности. Это выражается прежде всего в завышенной стоимости денег, которые они готовы инвестировать в Россию. Кредиты под 15-16% годовых сегодня не представляют интереса для российских предприятий или банков, так как сегодня такие деньги можно найти и в России. При этом надо учитывать, что российская валюта подешевела и теперь рублевые кредиты доступны по цене около 20% годовых в рублях, что создает благоприятную внутреннюю среду для инвестиционных проектов.
    Что касается компаний, которые в свое время <ухватили> лицензии в надежде привлечь для своих инвестиционных проектов иностранные кредиты, то сейчас они переживают не лучшие времена, так как западные инвесторы по-прежнему опасаются вкладывать средства в золотые месторождения из-за низкой стоимости золота, а в российские тем более. Изменилось и отношение российских предприятий к такого рода иностранным <партнерам>.
    Крупные же горнорудные компании постепенно утрачивают интерес к российским объектам на фоне пассивной позиции, занятой государством в вопросе создания привлекательных для них условий на рынке.

ВО ЧТО ИНВЕСТИРОВАТЬ?

    Мы слишком долго пребывали в иллюзии, что у нас замечательная сырьевая база, но на самом деле она не столь уж хороша. Текущее положение и балансовые запасы на рудных месторождениях полезных ископаемых рисуют не слишком оптимистичную картину. Комплекс факторов, т.е. сами запасы, их структура, руды, которыми они представлены, и прогнозы по затратам на их извлечение свидетельствуют о серьезных проблемах, с которыми нам придется столкнуться в ближайшее время. Если к этому добавить и реальные проблемы задолженности предприятий, имеющих лицензии, то круг привлекательных для инвестиций объектов сужается до минимума.
    Единственная бизнес-стратегия, способная привлечь сегодня западного инвестора, - это разведка, постановка на баланс природных запасов, получение лицензии и отработка месторождений. В большинстве золотодобывающих регионов есть запасы, не требующие больших затрат на разведку, и те немногие компании, которые остались в России, предпочитают дорогостоящим проектам в области золотодобычи именно этот сектор инвестиций.
    Уже назрела необходимость радикально пересмотреть морально устаревшие подходы, заложенные в федеральном законе <О драгоценных металлах и драгоценных камнях>. Два базовых положения этого закона нуждаются в срочной корректировке. Во-первых, это приоритетное право государства на покупку золота и, во-вторых, классификация драгоценных металлов в качестве валютной ценности. Последнее привело к возбуждению в прошлом году немалого числа уголовных дел по факту незаконного совершения сделок с драгоценными металлами или нарушения порядка совершения сделок с драгоценными металлами.
    С точки зрения здравого смысла основания для таких обвинений абсурдны, потому что уголовная ответственность предполагается не за кражу драгоценных металлов, а за то, что не должным образом оформлена сделка по передаче, например, сырья. Интересно, что практически ни одного дела не заведено по банковским слиткам. Специалисты знают, что в процессе перехода сырья из одного состояния в другое неизбежно возникают какие-то весовые отклонения, а они квалифицируются нашим законодательством как уголовное преступление.
    Необходимость совершенствования законодательства мотивируется еще и тем, что сегодня участникам рынка драгоценных металлов приходится разрабатывать все более сложные инвестиционные схемы, которые нуждаются в нормативном обеспечении.

ОПЫТ БАНКА ЗЕНИТ

    Лицензию на осуществление операций с драгоценными металлами Банк ЗЕНИТ получил в 1997 г. Осенью того же года была проведена первая сделка, а реальные активные операции начались с весны 1998 г. Тогда же успела сформироваться основная клиентская база, в дальнейшем не претерпевшая существенных изменений. Отношения банка с клиентами базируются на принципиальном положении о приоритетности их интересов. При этом мы исходим из того, что вместе с клиентами развивается и сам банк.
    У Банка ЗЕНИТ нет планов широкой экспансии на рынок, более того, в 2000 г. по сравнению с 1999 г. клиентская база даже сократилась. Политика банка сводится к тому, чтобы в первую очередь обслуживать интересы уже имеющихся клиентов, предоставляя им набор высококачественных услуг и удерживая их, таким образом, в качестве долгосрочных партнеров даже в том случае, если у них появятся более выгодные возможности по продаже золота.
    Партнерами Банка ЗЕНИТ являются предприятия Чукотки, Якутии, Амурской области, ЗАО <Южуралзолото> (единственное крупное предприятие на Южном Урале).
    В 1999 г. банк профинансировал и, по сути, запустил производство на Покровском месторождении. До конца 2001 г. там будет введена в строй золотоизвлекательная фабрика, а Покровский рудник войдет в пятерку крупнейших золотодобывающих предприятий России.
    Весьма существенно меняются подходы банка к оценке перспектив развития рынка драгоценных металлов. В начале основными его задачами были прибыль и максимизация текущих доходов. Этого удалось достичь даже на фоне кризиса августа 1998 г. Далее мы попытались расширить клиентскую базу, однако этот опыт оказался негативным и к концу 1999 г. мы пришли к выводу, что следует сосредоточить усилия на повышении качества операций. Это стало одной из причин отказа рассматривать перспективу экспорта золота через страны СНГ и сосредоточения на более трудоемком и, может быть, менее привлекательном финансовом проекте с ЕБРР, который был успешно завершен в 2000 г.
    В 2000 г. Банк ЗЕНИТ совместно с ЕБРР осуществил программу сезонного авансирования золотодобывающих предприятий. Артели <Чукотка> и <Полярная> получили ценный опыт взаимодействия с крупным западным финансовым институтом. Они выполнили все свои обязательства по поставкам золота. Исходя из этого, мы рассчитываем, что предприятия, выдержавшие все требования столь серьезного партнера, могут рассчитывать в дальнейшем на привлечение финансовых ресурсов не только на сезонное авансирование, но и на долгосрочные инвестиционные проекты.
    В 1999 и 2000 гг. мы скорректировали стратегию в сторону большего взаимодействия с клиентами, осваивающими рудные месторождения, сделав акцент на инвестиционную составляющую (не на короткую сезонную, а на проектную). Этот путь более длительный, но и более перспективный. Доходность от спекулятивных операций сокращается, а кредитные проценты, которые банки зарабатывают на авансировании золотодобывающей отрасли, не выше, чем доходность по кредитованию других отраслей, так как предлагаемые сегодня золотодобытчикам ставки в большинстве банков ниже, чем стандартные кредитные ставки, например, в нефтяной отрасли.
    Параллельно снижению доходности по кредитным операциям происходит уменьшение ставок и по <золотым> кредитам (авансам). С одной стороны, конкуренция приводит к хорошим результатам для золотодобытчиков, но у этого процесса есть и обратная сторона. Получить золотодобывающим предприятиям авансы или кредиты в банке сегодня - не проблема, и это создает почву для ухудшения финансового положения тех, кто не очень разумно распоряжается полученными кредитами.
    Ближайшая перспектива развития российского рынка, на наш взгляд, такова. Несмотря на продолжающееся падение цен на золото на мировом рынке и снижение рентабельности в отрасли, наметившийся в последние два года рост золотодобычи в России будет продолжаться. Очевидно, будет происходить мобилизация финансовых ресурсов внутреннего рынка для осуществления золоторудных проектов. Для снижения риска таких проектов коммерческие банки будут стремиться к организации синдицированных кредитов и мобилизации средств частных инвесторов.

© ЗАО "Группа РЦБ".