Российский рынок драгоценных металлов - проблемы и перспективы развития

РЦБ
Издательский Дом

    Интервью с руководителем комитета по драгоценным металлам Ассоциации российских банков (АРБ), руководителем службы по работе с драгоценными металлами АКБ <Инвестиционная банковская корпорация> Сергеем Кашубой

РЦБ: Сергей Григорьевич, каковы основные направления работы АРБ на рынке драгоценных металлов?

    С. К.В настоящее время лицензии на работу с драгоценными металлами имеют более 160 коммерческих банков. Из них реально работают на этом рынке 40-50 банков. Почти все они являются членами Ассоциации российских банков и принимают участие в работе комитета по драгоценным металлам АРБ.
    В 2000 г. коммерческие банки вновь полностью профинансировали сезонную добычу золота в России и заключили договоры на покупку у золотодобывающих предприятий около 120 тонн золота. Однако на пути дальнейшего роста этого рынка есть еще немало нерешенных вопросов, в частности, законодательного характера, поэтому свою роль на отечественном рынке драгметаллов АРБ видит в двух основных направлениях: дальнейшее развитие процесса либерализации российского рынка драгметаллов и устранение предпосылок недобросовестной конкуренции на нем.

РЦБ: Что удалось сделать АРБ в плане улучшения законодательства на этом рынке в 2000 г.?

    С. К.В прошлом году проводилась активная работа по недопущению внесения в проект Ч. 2 Налогового кодекса поправок нерыночного характера. В первоначальном варианте проекта Налогового кодекса содержалось положение, которое возвращало нас в 1995 г., так как в ряде статей содержалась норма о введении 20%-го НДС на операции между недропользователями и банками. Такой Налоговый кодекс мгновенно бы убил первичный рынок драгметаллов.
    Нечто подобное произошло в 1997 г. с рынком мерных слитков драгоценных металлов для физических лиц, на котором НДС существует, что делает такие операции невыгодными для покупателей, поэтому объем такого рынка весьма незначительный. Никакие попытки изменить данную норму при рассмотрении соответствующих поправок в Государственной думе успеха не имели. Поэтому в первой половине 2000 г. Ассоциация российских банков много времени посвятила тому, чтобы поправки нерыночного характера, касающиеся НДС, не были бы закреплены в Налоговом кодексе.
    Увенчалась она тем, что НДС не был введен на операции банков с недропользователями, что нашло свое отражение в ст. 149 Ч. 2 Налогового кодекса (п. 3, подпункты 3 и 9).
    В этом году основная проблема с Налоговым кодексом переместится в плоскость его правоприменительной практики, и я не исключаю здесь различной трактовки его положений участниками рынка.

РЦБ: Вот уже три года основой рынка является закон <О драгоценных металлах и драгоценных камнях>. Как Вы его оцениваете?

    С. К.Мы помним, как в течение пяти лет долго и мучительно <рождался> этот закон. К моменту его окончательного принятия в 1998 г. большинству разработчиков уже было абсолютно понятно, что он далек от совершенства и весьма противоречив.
    С момента принятия закона прошло три года, и казавшиеся ранее незначительными противоречия и неточности стали приобретать характер глобального тормоза для развития цивилизованного рынка.
    Закон <О драгоценных металлах и драгоценных камнях> не является законом прямого действия.
    В нем было написано, что в течение трех месяцев после его опубликования должны быть приняты необходимые подзаконные акты и внесены соответствующие изменения в ранее принятые нормативные документы. Прошло уже три года, а эти требования закона не выполнены до сих пор.
    Позиция АРБ состоит в том, что в закон необходимо внести самые необходимые и бесспорные рыночные коррективы, а по остальным спорным вопросам продолжать процесс согласования позиций различных участников рынка.

РЦБ: Какие именно поправки не устраивают коммерческие банки?

    С. К.К ним я бы отнес ряд поправок, которые были подготовлены в рамках работы Координационного совета, созданного при Гохране России. Больше всего нас волнуют поправки, которые закрепляют приоритетность покупки золота на рынке.
    Как вы знаете, в п. 5 ст. 2 закона <О драгоценных металлах и драгоценных камнях> сегодня закреплено положение, при котором приоритетным правом покупки аффинированных драгоценных металлов в стране пользу-
    ются: <специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти> (Гохран России, хотя де-юре это не совсем верно) и <уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых были добыты драгоценные металлы> (так называемые <фондрагметы>), но только в случае предварительного авансирования этими структурами процесса золотодобычи.
    В поправках, которые сегодня подготовлены Координационным советом при Гохране РФ, помимо этих специальных уполномоченных структур предлагается таким же правом наделить некую <специально уполномоченную Правительством РФ организацию>. Позиция коммерческих банков по поводу данной поправки весьма негативная.
    Порядок создания и характер действия данной организации не расшифровывается. Если предположить, что за специально уполномоченной организацией стоит некий круг заинтересованных людей и их действия финансово подкреплены бюджетными средствами (а эти деньги с точки зрения банков являются бесплатными и долгосрочными ресурсами), то конкурировать с такой организацией практически не будет никакой возможности. Создание подобной организации будет означать как максимум очередную попытку монополизма на рынке или как минимум приведет к неравной конкуренции.
    В поправках, предлагаемых Координационным советом, непонимание банков вызывает также п. 3 ст. 6 закона, касающийся порядка формирования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации. В эту статью предлагается внести поправку о том, что госфонд страны может формироваться не только за счет средств федерального бюджета (как это записано в нынешнем законе), <а также за счет иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации>.
    Под иными средствами можно понимать ресурсы любой организации, в том числе любого банка, который пожелает пролоббировать себе статус уполномоченной структуры. Такой подход противоречит духу закона о бюджете и может создать элемент нездоровой конкуренции на рынке.
    В этой связи мы, естественно, будем самым внимательным образом следить за внесением всех поправок в Государственную думу, для того чтобы поправки нерыночного характера не попали в закон <О драгоценных металлах и драгоценных камнях>.

РЦБ: Будет ли АРБ выступать за отмену экспортной пошлины?

    С. К.Введение в апреле 1999 г. 5%-й экспортной пошлины прежнее Правительство РФ мотивировало необходимостью пополнения бюджета страны и увеличения золотовалютных резервов, которые резко сократились после августовского дефолта.
    Второй довод Правительства РФ состоял в том, что после дефолта золотодобытчики получили значительный рост внутренней цены на золото. В прошлом году нам было както сложно спорить с этими аргументами: действительно, и казна оказалась пустой, и внутренняя цена на золото увеличилась.
    Сегодня, на наш взгляд, ситуация качественно иная: внутренняя цена на золото не растет, а мировая цена находится на самом низком уровне за последние двадцать лет. Что касается бюджета и зо-лотовалютных резервов страны, то цена за баррель нефти сейчас так высока, что доходы от экспорта золота просто несопоставимы с ними.
    Мы уверены в том, что экспортная пошлина на аффинированное золото и серебро должна быть отменена, иначе недобросовестная конкуренция будет сохраняться на рынке, а казна вместо пополнения будет нести убытки.
    Что конкретно имеется в виду? Уже три года подряд (1998-2000 гг.) коммерческие банки на 100% авансируют добычу золота в России.
    Как происходит этот процесс? Вначале банки анализируют состояние золотодобывающей отрасли и затем устанавливают лимиты на конкретные регионы и предприятия. Перед началом сезона банк заключает с предприятием договор на полную квоту добычи золота и выдает кредитные ресурсы (авансы) в виде денежных средств или товарного кредита. Затем в ходе сезона предприятие возвращает кредит и продает банку все золото согласно квоте.
    Что стало происходить сейчас после введения экспортной пошлины и возникновения на рынке нескольких уровней цен?
    В какой-то момент, а именно после возвращения кредита (аванса), золотодобытчик сообщает банку о том, что он хочет расторгнуть договор на поставку сверхавансового металла, потому что ему сделал предложение некий банк, у которого цена лучше, так как он продает золото через страны Таможенного союза. Либо появляется второй вариант - это покупка золота Гохраном. В этом случае цена покупки выше, чем у коммерческих банков, - это лондонский фиксинг минус 1%.
    Вполне естественно, что производитель ищет более выгодную для себя цену на рынке. С точки зрения производителя, его логика правильна и понятна, но она не понятна с точки зрения банка, и вот почему.
    В этой ситуации коммерческие банки, проавансировавшие золотодобытчика, берут на себя повышенные риски, а несколько участников рынка снимают, как говорится, сливки и не несут при этом никаких рисков.
    Естественно, сложившаяся ситуация рассматривается АРБ как недобросовестная конкуренция, которая, по сути, была задана и продолжает поддерживаться государством, которое ввело экспортную пошлину.
    Поэтому АРБ и впредь будет выступать за отмену экспортной пошлины. Мы считаем, это абсолютно нерыночная мера, которая направлена против отечественного товаропроизводителя.

РЦБ: Как Вы оцениваете перспективы рынка с точки зрения банковского бизнеса?

    С. К.Из того, что я сказал, становится ясно, что рынок драгметаллов, по сути дела, в стране не сформировался. Разные уровни цен на золото, демпинг, неработающий закон <О драгоценных металлах и драгоценных камнях>, постоянно меняющиеся правила игры на рынке - все это вместе взятое вряд ли можно назвать цивилизованным рынком.
    С другой стороны, были времена и более сложные, когда банки работали при фиксированных государственных ценах. Поэтому определенный прогресс налицо.
    Сегодняшний всплеск интереса банков к этой отрасли объясняется целым рядом объективных причин, но слишком большого восторга от работы на таком <рынке> у банков нет. Не зря на нем полностью отсутствуют зарубежные банки. Что же касается отечественных банков, реально работающих на рынке драгоценных металлов, то, мне кажется, их количество в 2001 г. станет постепенно уменьшаться.
    Сейчас уже стало очевидным, что рентабельными оказываются операции только со значительными объемами золота - от 2-3 тонн и выше, причем именно золота, добыча которого предварительно банками авансируется. Поэтому в перспективе операциями с драгметаллами будут заниматься три категории банков.
    Во-первых, крупнейшие российские банки, имеющие <длинные> и дешевые (по нашим меркам) ресурсы и работающие с большими объемами золота.
    Во-вторых, банки с развитой филиальной сетью в российских регионах.
    В-третьих, на рынке останутся кредитные учреждения, не входящие в первую и вторую категории, но являющиеся специализированными, т.е. нашедшие только свою нишу на рынке драгметаллов.

РЦБ: Как Вы оцениваете межбанковский рынок и перспективы биржевой торговли?

    С. К.Основа для формирования любого межбанковского рынка - это доверие между банками, выраженное в форме открытых лимитов по отдельным видам операций.
    Сразу после дефолта ни о каком доверии и речи не было. Но в прошлом году вторичный, т.е. межбанковский, рынок несколько оживился, торговля стала более технологичной, были разработаны типовые условия поставок и расчетов, между большинством активных участников рынка были заключены генеральные соглашения об общих условиях проведения сделок.
    По результатам года выделились банки - маркет-мейкеры, сосредоточившие у себя потоки золота и серебра. В 2001 г., как мне кажется, продолжится развитие инфраструктуры рынка и совершенствование механизмов заключения и исполнения сделок между банками.
    Что касается биржи по драгоценным металлам, то я не вижу большого смысла в ее создании. Ведь ее нет ни в Лондоне, ни в Цюрихе, т.е. в признанных центрах международной торговли драгоценными металлами.
    Вместо этого в Лондоне есть хорошо развитой с цивилизованными правилами игры межбанковский рынок, который называется London Bullion Market Association (сокращенно LBMA), который у нас в стране либо путают с Лондонской биржей металлов, либо почему-то упорно продолжают называть биржей, хотя LBMA является Лондонской ассоциацией участников рынка драгоценных металлов.

РЦБ: Как видит себя АКБ <Инвестиционная банковская корпорация> на российском рынке драгоценных металлов?

    С. К.Решение инвестировать в золотодобывающую отрасль России было принято руководством банка на основе понимания того, что эта отрасль является одним из наиболее стабильных и привлекательных направлений деятельности по сравнению с прочими, имеющимися в настоящее время.
    Банк уже два года работает на рынке драгоценных металлов, имеет все необходимые документы для совершения операций как на внутреннем, так и на международном рынках. Мы проводим следующие виды операций: покупку драгоценных металлов у недропользователей с предварительным авансированием, покупку драгоценных металлов у недропользователей по факту, покупку драгоценных металлов у переработчиков вторичного драгсырья, покупку драгоценных металлов на межбанковском рынке, покупку драгоценных металлов у других владельцев (аффинажных заводов, субъектов Российской Федерации и т.д.), продажу драгоценных металлов на внутреннем российском рынке (ЦБР, коммерческим банкам, ювелирным предприятиям), продажу драгоценных металлов на международном рынке.
    В 2001 г. в отрасль инвестировано 8 млн долл. в рамках договоров, которые АКБ <Инвестиционная банковская корпорация> заключил с золотодобы-вающими предприятиями в Иркутской и Читинской областях, Красноярском крае, Республике Бурятия и Республике Саха (Якутия).

© ЗАО "Группа РЦБ".