Золотодобыча в России - будущее за крупными холдингами

РЦБ
Издательский Дом

    Интервью с заместителем министра финансов, руководителем Гохрана России Валерием Рудаковым

    В соответствии с федеральным законом от 26 марта 1998 г.
    <О драгоценных металлах и драгоценных камнях> Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ (Гохран России) осуществляет хранение части золотовалютных резервов Российской Федерации - драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.
    Одной из основных функций Гохрана России является разработка предложений по совершенствованию российского законодательства в области использования драгоценных металлов и драгоценных камней.

РЦБ: Валерий Владимирович, существующий закон <О драгоценных металлах и драгоценных камнях> несовершенен. При Гохране России существует Координационный совет для работы над поправками, на какой стадии находится эта работа?

В. Р.     Да, Координационный совет существует, но он создан не для разработки поправок к закону <О драгоценных металлах и драгоценных камнях>, он существует для того, чтобы рассматривать назревшие, сложные проблемы развития отрасли.
    Закон <О драгоценных металлах и драгоценных камнях> - это, безусловно, важный, но только один из моментов деятельности Координационного совета.
    Если говорить конкретно о законе, то, с моей точки зрения, он чрезвычайно усложнил функционирование золотодобывающей, алмазной, перерабатывающей отраслей промышленности.
    Почему? Во-первых, там практически нет новелл прямого действия, он постоянно отсылает к другим законам, нормам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и другим подзаконным актам; во-вторых, во многом входит в противоречие с другими законами, например с Гражданским кодексом, с законом <О валютном регулировании> (или закон <О валютном регулировании> входит в противоречие с законом <О драгоценных металлах и драгоценных камнях>).
    Мы пытались каким-то образом изменить этот закон для того, чтобы сделать его более приемлемым для промышленности. Ведь в конце концов все законы и все чиновники для того и существуют, чтобы процветала промышленность, страна, народ жил нормально, а если законы этому мешают, то кому нужны такие законы. Так вот, наши попытки как-то <отремонтировать> данный закон пока не принесли успеха, потому что, с одной стороны, было очень сложно его поправить, с другой - скажем прямо, есть большое сопротивление разных чиновников, служб. Исправление, видимо, задевает корпоративные интересы каких-то ведомств. Поэтому 2000 г. никаких успехов в деле улучшения этого закона не принес, но это не значит, что мы опустили руки, работа продолжается. Чем она закончится, трудно сказать.

РЦБ: Насколько известно, в 1998 г. этот закон подразумевал принятие еще 30 постановлений. Существует ли какой-то график внесения этих постановлений в Правительство РФ? Ес-ли да, то сколько уже принято?

    В. Р.График существует.
    И большая часть этих постановлений и указов Президента РФ принята. Из всего множества решений, которые нужно было принимать, на сегодняшний день не приняты только два очень важных документа. Но они, как говорится, - уже <на столе>. Один документ - это указ Президента РФ <О порядке ввоза и вывоза драгоценных металлов и изделий, содержащих драгоценные металлы>.
    Проект прошел все самые сложные согласования, и мы рассчитываем, что в ближайшее время указ должен выйти. Тогда будет закрыт очень крупный блок проблем, связанных с участием наших предприятий в торговле изделиями из драгоценных металлов, особенно это касается ювелирной промышленности и предприятий, которые производят изделия, содержащие драгоценные металлы.
    Заканчивается работа и над другим документом по изменению Указа № 740 о ввозе/вывозе алмазов и бриллиантов с территории Российской Федерации. Принятие этого указа позволит существенно увеличить возможности наших предприятий в части экспорта; поможет сделать более внятной, ясной политику государства в этой области.

РЦБ: На последнем съезде старателей в своем выступлении на тему развития рынка Вы говорили о необходимости создания нескольких государственных компаний. В настоящее время уже имеется порядка 500 компаний. Чем появление государственных компаний может помочь отрасли?

    В. Р.Дело в том, что по уровню организации российская золотодобывающая промышленность находится в достаточно примитивном состоянии: ведь страна, добывающая 100 с лишним тонн золота, имеет всего-навсего 500-600 недропользователей, которые добывают по 20, 50, 100 кг золота. Совершенно очевидно, что есть некие критические величины добычи, ниже которых предприятие существовать не может.
    Добыча золота - это не только <схватить сегодня 100 кг, продать и заработать какие-то деньги>, это стратегическая отрасль - прирост запасов на площадях, на которых ты работаешь, мощная инфраструктура, особенно с учетом территорий, где мы добываем золото, транспорт и социальные проблемы, да и сама жизнь людей. Так вот, мелкие артели не могут работать на перспективу, они не имеют финансовой устойчивости и т.д. Нужны крупные золотодобывающие компании, как во всем мире, чтобы они были устойчивыми, работали с перспективой, чтобы могли повышать капитализацию своих активов.
    Сегодня частный бизнес не может создать крупные холдинги. Во всяком случае, не было таких примеров, кроме одного-двух, и то это началось, по существу, в 2000 г., когда серьезный частный бизнес, какие-то крупные холдинги, которые пришли из нефтяной промышленности, из черной, цветной металлургии, начали заниматься золотом. А до того все золото было на откупе у мелких предпринимателей.
    Я ни в коем случае не хочу сказать, что их нужно <душить, давить>. Ведь, если на прииске занято 50 человек, они получают зарплату и законно работают, значит, это уже благо, потому что люди работают и могут жить на честно заработанные деньги. Но сама золотодобывающая промышленность как отрасль экономики при такой организации не имеет перспектив. Посмотрите, ведь в СССР существовало правило, да и сейчас во всем мире оно существует: добыл золото, допустим, 10 тонн, значит, чтобы не ухудшалась сырьевая база, ты должен возместить 10 тонн прироста запасов. Такой подход свидетельствует о заботе о будущем предприятия, о стабильности на долгие годы и т.д.
    Не случайно стоимость акций крупнейших золотодобывающих компаний во всем мире напрямую зависит от состояния запасов золота. Чем больше запасов в недрах имеет компания, тем выше ее стоимость, тем устойчивее компания, тем более ясно ее будущее.
    Это только один, но самый главный, аспект - сырьевая база золотодобывающей промышленности. А дальше все остальные аспекты - научно-технические работы, которые нужно вести в целях совершенствования технологии, оборудование и т.д. А получить инвестиционные кредиты для таких работ ни один старатель не может, поскольку у них нет соответствующего обеспечения.
    Ситуация с инвестициями на рынке золота и сейчас продолжает оставаться непростой. Так что развернуть частный капитал на создание таких крупных холдингов пока не получается.
    Да, в 2000 г. банки повернулись к золотой промышленности, и существенно. Россия в 2000 г. примерно на 17,7% добыла золота больше, чем в 1999 г. И в этом, на самом деле, существенная заслуга коммерческих банков, которые очень энергично кредитовали сезонную золотодобычу в 2000 г. Но пока они в основном дают <короткие> кредиты на 6-7 месяцев, занимаются финансированием сезонной золотодобычи. А, скажем, вложить в Сухой лог, для освоения которого нужно больше 1 млрд долл. при сроке окупаемости 7-8 лет, в России пока желающих нет. Значит, эту нишу сегодня должно помочь освоить государство, правда, с этой точкой зрения не все согласны.

РЦБ: Каков объем закупленного Гохраном золота в 2000 г.? И какие планы на 2001 г.?

    В. Р.В 2000 г. объем составил приблизительно 30 тонн. На 2001 г. трудно сказать, потому что Гохран производит закупки только за счет бюджета. Как будет исполняться бюджет с учетом всех сложностей, никто сказать не может, поэтому мы пока планируем осуществлять закупки на уровне прошедшего года. Как получится по факту, сказать трудно.

РЦБ: Будет ли по-прежнему цена закупок Гохрана определяться как лондонский фиксинг минус 1%? Не является ли такая операция убыточной?

    В. Р.Нет. Это не убыточно для Гохрана. Во-первых, как вы знаете, цена на золото сегодня находится на абсолютном минимуме за последние 20 лет. Дальше она падать не будет, будет только расти. Во-вторых, Гохран может закупать золото в бесспорном порядке по закону <О драгоценных металлах и драгоценных камнях>, только если он авансирует золотодобычу. А он ее не авансирует, и мы считаем неправильным и ненужным заниматься авансированием. Поэтому мы вынуж-
    дены вступать в конкуренцию с банками. Правда, мы при этом выдерживаем четкие правила игры, мы никогда не покупаем золото, если оно уже законтрактовано, оплачено или профинансировано банком.
    Мы покупаем только то золото, которое свободно от обязательств недропользователя перед банком. Поскольку мы даем цену выше, чем банки,
    золотодобытчики охотно нам его несут. При этом, я еще раз повторяю, поскольку по существующему в стране порядку мы регистрируем все дого-воры, мы знаем, какой добытчик какому банку сколько металла должен, и поэтому мы никогда этот металл не покупаем.

РЦБ: На правительственной комиссии по защитным мерам в области внешней торговли и тарифной торговой политики ставился вопрос об отмене 5% пошлины. Поддерживает ли Гохран отмену этой пошлины?

    В. Р.Отмена этой пошлины пока не предвидится. По данному вопросу я нахожусь в двойственном положении. Как заместитель министра финансов я понимаю, что эта пошлина должна быть. Как человек, который всю жизнь работал в области промышленности, конечно, я хотел бы, чтобы на рынке драгоценных металлов эта пошлина была отменена.
    Эта пошлина вводилась тогда, когда золото стоило 320-340 долл. за тройскую унцию, цена была вполне приемлема для недропользователя. Потому что ведь на самом деле наше законодательство - и закон о недрах, и ГК РФ, и закон <О драгоценных металлах и драгоценных камнях> устроено так, что такое известное понятие во всех странах, как <природная рента для горнодобывающей промышленности>, в нем отменено, его не существует.
    И государство, если не говорить об акцизах, о таможенных пошлинах, которые взимаются при экспорте нефти, энергоносителей, драгоценных металлов, по существу, ничего не получает от недр, которые используются. А ведь если что и принадлежит всему народу, всей стране, так это, бесспорно, - недра. И когда законодательство не дает внятного, понятного налогообложения богатств, добытых из недр, - это всегда вызывает раздражение у остальной части населения, которая не приобщена к этим благам горнодобывающей промышленности.
    Я могу привести обратный пример. Сегодня цены на другие драгоценные металлы вон куда взлетели (!), и никто же не увеличивает таможенную пошлину, хотя на самом деле не понятно, почему. Поэтому тут говорить о категориях <тяжело>, <легко>, <справедливо>, <несправедливо> неправильно: это экономика, она - суровая вещь.
    Конечно, можно было бы сейчас отменить эти пошлины, потому что, с одной стороны, сейчас действительно на мировом рынке цена критически низкая. С другой стороны, как бы то ни было, основные ресурсы, заработная плата персонала у нас ведь далеко отстоят от мировых цен, а цену за металл золотодобытчик получает мировую, хотя и им все равно тяжело. Если цена упадет еще на 20-30 долл. за тройскую унцию, то очень многим придется туго.
    Вот так обстоят дела. Но пока, я думаю, что эта пошлина отменена не будет.

© ЗАО "Группа РЦБ".