Промышленность драгоценных металлов России в 2000 г.

Брайко Валерий

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОТРАСЛИ

    Российские предприятия, занимающиеся добычей драгоценных металлов, уже второй год увеличивают объемы производства. Достаточно сказать, что объемы добычи золота в 1999 г. впервые после многолетнего падения возросли по сравнению с 1998 г. более чем на 8%, а в 2000 г. рост составил почти 14% (см. таблицу).

Показатель 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.

Всего по России

142,6

132,0

121,7

124,2

114,0

125,9

143,0

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

добывающие предприятия

132,0

122,2

113,5

115,8

105,2

113,9

131,0

попутная до-быча и произ-водство из ло-мов и отходов

10,6

9,8

8,4

8,4

8,8

12,0

12,0

    Предприятия технологически адаптируются к снижению цен мирового рынка на золото.
    Одним из примеров этих действий является широкое внедрение технологий кучного выщелачивания, характеризующихся более низкими по сравнению с традиционными (фабричными) капитальными вложениями и эксплуатационными затратами.
    В структурном плане в последние годы увеличивается объем добычи драгоценных металлов из коренных месторождений.
    Отказ государства от монополии на драгоценные металлы благоприятно сказался на конъюнктуре этого бизнеса, и сегодня можно констатировать, что рынок аффинированного золота и серебра в России либерализован вполне адекватно общей экономической ситуации. Коммерческие банки поняли привлекательность операций с золотом, и конкуренция его на рынке высока. Достаточно сказать, что впервые уже в I кв. 2000 г. коммерческие банки приобрели практически все золото добычи 2000 г. При этом банки инвестировали в виде кредитных ресурсов в текущую добычу более 200 млн долл., а на 1 января 2001 г. закупили уже около 70% добычи золота 2001 г.
    Положительны и результаты работы горных предприятий, занимающихся добычей металлов платиновой группы. По информации председателя совета директоров РАО <Норильский никель> Ю. Котляра, объем продаж металлов платиновой группы в 2000 г. составил более 2,2 млрд долл. (в 1999 г. - 1 млрд долл.).
    Более сложная ситуация на предприятиях, занимающихся добычей серебра. Отсутствие в регионах добычи производственных мощностей по переработке серебросодержащих флотационных концентратов, законодательное запрещение экспорта минерального сырья, задержка с работами на Дукатском месторождении в Магаданской области не способствуют возможности увеличения добычи этого металла.
    Необходимо отметить, что внутренние потребности России во всех драгоценных металлах при существующих объемах добычи и производства обеспечиваются полностью и основной объем добываемых и произведенных металлов поставляется на мировой рынок.
    В 2001 г. цены на золото и серебро на мировом рынке были минимальными за последние годы. Аналитики единодушны, что в долгосрочной перспективе снижение цен на золото не прекратится. Уровни производства и запасов остаются высокими, и рассчитывать на рост цен не приходится.
    Цены товарных фьючерсов в 2001 г. (февраль-август) на золото колеблются в пределах 264-270 долл. за тройскую унцию и на серебро - в пределах 4,65-4,85 долл.
    Цены на металлы платиновой группы в 2000 г. резко выросли. Если в начале 2000 г. цены платины и палладия находились в пределах 440-450 долл. за тройскую унцию, то в январе 2001 г. цена на платину достигла более 600 долл., а цена палладия превысила 1000 долл. Аналитики предрекают сохранение и даже, возможно, рост этих цен.
    Сегодня можно четко говорить о нескольких <узких местах>, которые являются тормозом дальнейшего развития производства драгоценных металлов в России.
    Рассмотрим их подробнее.

  • Минерально-сырьевая база по запасам драгоценных металлов в России занимает одно из первых мест в мире, однако, учитывая территориальную и климатическую географию их расположения, качественный состав, конкурентоспособность на мировом рынке, инвестиционная привлекательность проектов освоения новых месторождений очень низка.     Удар по ряду планируемых к освоению российских месторождений драгоценных металлов был нанесен Правительством РФ, принявшим в апреле 1999 г. решение о введении вывозных пошлин на драгоценные металлы и минеральное сырье, которое (особенно для золоторудных проектов) явилось <нокаутирующим>. Очевидно, Правительство РФ не может понять, что при низкой рентабельности предприятий по добыче золота (в 1999 г. примерно 8%) это решение губительно для действующих предприятий, так как их возможности даже простого воспроизводства становятся в условиях сегодняшних цен на золото на мировом рынке нулевыми, а дополнительные поступления в бюджеты мизерны из-за снижения налогооблагаемой базы.
  • Принятие Ч. 2 Налогового кодекса с 1 января 2000 г. значительно увеличивает налоговую нагрузку на предприятия, реализующие минеральное сырье, содержащее драгоценные металлы, за счет отмены механизма возмещения входящего НДС. По расчетам Союзов золотопромышленников и старателей России это законоположение увеличивает затраты добывающих предприятий (себестоимость продукции) на 7-9%.
        При этом необходимо отметить, что дополнительно в бюджет России не поступит ни рубля из-за снижения прибыли, налогооблагаемой базы и просто ликвидации ряда действующих и строящихся предприятий. Очень болезненно воспринято старателями решение по отмене льготы по подоходному налогу с членов артелей.
  • Ежегодное истощение минерально-сырьевой базы, в том числе и по причинам падения цен на мировом рынке на золото, проводимой тарифной и налоговой политики Правительства РФ, нецелевого использования рядом территориальных администраций средств фонда геолого-разведочных работ.
  • Не оправдались расчеты по привлечению зарубежных инвесторов в проекты по освоению месторождений драгоценных металлов. Десятки созданных СП, являющихся сегодня владельцами лицензий, бездействуют или занимаются бизнесом с лицензиями. Примеров масса - Сухой Лог, месторождения Камчатской области, Якутии и др. Серьезных инвесторов - единицы.
        Как положительный пример можно привести приход в этот бизнес ряда российских инвесторов, замещающих зарубежных (Сибнефть, <Полиметалл> и некоторые другие). И этот процесс, по нашему мнению, должен и будет развиваться. Во многом его развитие зависит от МПР России, контроль которого за выполнением условий владельцами лицензий должен быть более четким и оперативным.

    ПОЧЕМУ УШЛИ ЗАПАДНЫЕ ИНВЕСТОРЫ И ПРИШЛИ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ?

        Чтобы ответить объективно на вопрос, что мешает западным инвесторам, проанализируем состояние дел на российском рынке золота за последние годы.
        По нашему мнению, есть рубежная дата - 17 августа 1998 г., до нее <золотая> промышленность просто <лежала>, предприятия были убыточными или с нулевой рентабельностью (за исключением единиц) и, конечно, проблема инвестирования <золотых> проектов на фоне резкого падения цены золота на мировом рынке объективно существовала.
        В августе 1998 г. валютный коридор был разрушен и ситуация на действующих предприятиях, несмотря на продолжающееся падение мировой цены на золото, коренным образом изменилась. Уже 1999 г. большинство предприятий сумели закончить с положительными финансовыми результатами. Однако, с точки зрения западных инвесторов, общая ситуация в России была слишком нестабильной, и они практически ушли с российского рынка.
        В 1998 г. был фактически закрыт рынок ГКО и снизились возможности работы с другими высокодоходными инструментами. Перед теми, кто работает на финансовом рынке, встал вопрос: с кем работать, куда направлять имеющиеся ресурсы? Российские банки, финансовые компании поняли привлекательность золотого рынка. Сейчас сложились долгосрочные партнерские отношения между некоторыми банками и компаниями. Развиваются отношения в части долгосрочного кредитования, российские банки и инвестиционные компании замещают западные. Примеров этого более чем достаточно: проекты <Многовершинное> и <Хаканджа> в Хабаровском крае, <Лунное> и <Дукат> в Магадане и т.д.
        Это доказывает, что для долговременных кредитных вложений российский рынок золота достаточно ликвиден, относительно малорискован и работать на нем можно.
        Продолжается совершенствование законодательства, вносятся поправки в закон <О драгоценных металлах>, подготовлен закон <О лицензировании>, приняты поправки в закон <О СРП>, некоторые другие необходимые законопроекты. Говорить о том, что законодатели в этом плане остановились и не понимают ситуации, совершенно неправильно - законодательство постоянно совершенствуется.
        Сегодня мы начинаем понимать несовершенство и практический вред для недропользователей и государства ряда сложившихся (в основном перешедших от времен СССР) отношений на рынке драгоценных металлов. Законодательство России и нормативные акты Правительства РФ, определяющие в настоящее время правила функционирования рынка драгоценных металлов, носят запретительный характер и совершенно лишают возможности российские предприятия равноправно участвовать на мировом рынке, а также эффективно работать на внутреннем.
        Приведу несколько примеров.
        Необходима отмена Правительством РФ вывозных таможенных пошлин на золото и серебро в связи с ценой золота на мировых рынках и полным уходом западных инвесторов с российского рынка из-за введения 5% вывозных пошлин.
        Отнесение законодательством России драгоценных металлов (так же как и драгоценных камней) к категории <валютные ценности> создает ряд непреодолимых препятствий к равноправному участию российских товаропроизводителей на мировом рынке. Этот прецедент не имеет мировых аналогов и полностью противоречит правилам рыночных отношений.
        Практика ежегодного квотирования экспорта драгоценных металлов и изделий из них не позволяет российским производителям достойно и взаимовыгодно для себя и государства (при том что Россия - основной их поставщик в мире) участвовать в процессах мирового рынка (особенно рынка металлов платиновой группы). Если и квотировать, то минимум на 5 лет.
        Законодательное запрещение экспорта минерального сырья, содержащего драгоценные металлы, ведет к прекращению на ряде предприятий Магаданской и Кемеровской областей производства флотационных серебросодержащих концентратов, а также производства золотосурьмяных концентратов в Якутии и т.д.
        Законодательное правило одноканального экспорта металлов платиновой группы через <Алмазювелирэкспорт> увеличивает издержки не только добывающих предприятий, но и издержки ЦБР, Гохрана по экспорту платиноидов, т.е. расходы бюджета России.
        Все это должно быть еще раз продумано Правительством РФ и Федеральным собранием. Драгоценные металлы являются для России потенциально значимым экспортным товаром, и отношение к проблемам этого рынка должно быть соответственным.

  • © ЗАО "Группа РЦБ".