Российские предприятия, занимающиеся добычей драгоценных металлов, уже второй год увеличивают объемы производства. Достаточно сказать, что объемы добычи золота в 1999 г. впервые после многолетнего падения возросли по сравнению с 1998 г. более чем на 8%, а в 2000 г. рост составил почти 14% (см. таблицу).
Показатель | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
Всего по России |
142,6 |
132,0 |
121,7 |
124,2 |
114,0 |
125,9 |
143,0 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
добывающие предприятия |
132,0 |
122,2 |
113,5 |
115,8 |
105,2 |
113,9 |
131,0 |
попутная до-быча и произ-водство из ло-мов и отходов |
10,6 |
9,8 |
8,4 |
8,4 |
8,8 |
12,0 |
12,0 |
Предприятия технологически адаптируются к снижению цен мирового рынка на золото.
Одним из примеров этих действий является широкое внедрение технологий кучного выщелачивания, характеризующихся более низкими по сравнению с традиционными (фабричными) капитальными вложениями и эксплуатационными затратами.
В структурном плане в последние годы увеличивается объем добычи драгоценных металлов из коренных месторождений.
Отказ государства от монополии на драгоценные металлы благоприятно сказался на конъюнктуре этого бизнеса, и сегодня можно констатировать, что рынок аффинированного золота и серебра в России либерализован вполне адекватно общей экономической ситуации. Коммерческие банки поняли привлекательность операций с золотом, и конкуренция его на рынке высока. Достаточно сказать, что впервые уже в I кв. 2000 г. коммерческие банки приобрели практически все золото добычи 2000 г. При этом банки инвестировали в виде кредитных ресурсов в текущую добычу более 200 млн долл., а на 1 января 2001 г. закупили уже около 70% добычи золота 2001 г.
Положительны и результаты работы горных предприятий, занимающихся добычей металлов платиновой группы. По информации председателя совета директоров РАО <Норильский никель> Ю. Котляра, объем продаж металлов платиновой группы в 2000 г. составил более 2,2 млрд долл. (в 1999 г. - 1 млрд долл.).
Более сложная ситуация на предприятиях, занимающихся добычей серебра. Отсутствие в регионах добычи производственных мощностей по переработке серебросодержащих флотационных концентратов, законодательное запрещение экспорта минерального сырья, задержка с работами на Дукатском месторождении в Магаданской области не способствуют возможности увеличения добычи этого металла.
Необходимо отметить, что внутренние потребности России во всех драгоценных металлах при существующих объемах добычи и производства обеспечиваются полностью и основной объем добываемых и произведенных металлов поставляется на мировой рынок.
В 2001 г. цены на золото и серебро на мировом рынке были минимальными за последние годы. Аналитики единодушны, что в долгосрочной перспективе снижение цен на золото не прекратится. Уровни производства и запасов остаются высокими, и рассчитывать на рост цен не приходится.
Цены товарных фьючерсов в 2001 г. (февраль-август) на золото колеблются в пределах 264-270 долл. за тройскую унцию и на серебро - в пределах 4,65-4,85 долл.
Цены на металлы платиновой группы в 2000 г. резко выросли. Если в начале 2000 г. цены платины и палладия находились в пределах 440-450 долл. за тройскую унцию, то в январе 2001 г. цена на платину достигла более 600 долл., а цена палладия превысила 1000 долл. Аналитики предрекают сохранение и даже, возможно, рост этих цен.
Сегодня можно четко говорить о нескольких <узких местах>, которые являются тормозом дальнейшего развития производства драгоценных металлов в России.
Рассмотрим их подробнее.
Чтобы ответить объективно на вопрос, что мешает западным инвесторам, проанализируем состояние дел на российском рынке золота за последние годы.
По нашему мнению, есть рубежная дата - 17 августа 1998 г., до нее <золотая> промышленность просто <лежала>, предприятия были убыточными или с нулевой рентабельностью (за исключением единиц) и, конечно, проблема инвестирования <золотых> проектов на фоне резкого падения цены золота на мировом рынке объективно существовала.
В августе 1998 г. валютный коридор был разрушен и ситуация на действующих предприятиях, несмотря на продолжающееся падение мировой цены на золото, коренным образом изменилась. Уже 1999 г. большинство предприятий сумели закончить с положительными финансовыми результатами. Однако, с точки зрения западных инвесторов, общая ситуация в России была слишком нестабильной, и они практически ушли с российского рынка.
В 1998 г. был фактически закрыт рынок ГКО и снизились возможности работы с другими высокодоходными инструментами. Перед теми, кто работает на финансовом рынке, встал вопрос: с кем работать, куда направлять имеющиеся ресурсы? Российские банки, финансовые компании поняли привлекательность золотого рынка. Сейчас сложились долгосрочные партнерские отношения между некоторыми банками и компаниями. Развиваются отношения в части долгосрочного кредитования, российские банки и инвестиционные компании замещают западные. Примеров этого более чем достаточно: проекты <Многовершинное> и <Хаканджа> в Хабаровском крае, <Лунное> и <Дукат> в Магадане и т.д.
Это доказывает, что для долговременных кредитных вложений российский рынок золота достаточно ликвиден, относительно малорискован и работать на нем можно.
Продолжается совершенствование законодательства, вносятся поправки в закон <О драгоценных металлах>, подготовлен закон <О лицензировании>, приняты поправки в закон <О СРП>, некоторые другие необходимые законопроекты. Говорить о том, что законодатели в этом плане остановились и не понимают ситуации, совершенно неправильно - законодательство постоянно совершенствуется.
Сегодня мы начинаем понимать несовершенство и практический вред для недропользователей и государства ряда сложившихся (в основном перешедших от времен СССР) отношений на рынке драгоценных металлов. Законодательство России и нормативные акты Правительства РФ, определяющие в настоящее время правила функционирования рынка драгоценных металлов, носят запретительный характер и совершенно лишают возможности российские предприятия равноправно участвовать на мировом рынке, а также эффективно работать на внутреннем.
Приведу несколько примеров.
Необходима отмена Правительством РФ вывозных таможенных пошлин на золото и серебро в связи с ценой золота на мировых рынках и полным уходом западных инвесторов с российского рынка из-за введения 5% вывозных пошлин.
Отнесение законодательством России драгоценных металлов (так же как и драгоценных камней) к категории <валютные ценности> создает ряд непреодолимых препятствий к равноправному участию российских товаропроизводителей на мировом рынке. Этот прецедент не имеет мировых аналогов и полностью противоречит правилам рыночных отношений.
Практика ежегодного квотирования экспорта драгоценных металлов и изделий из них не позволяет российским производителям достойно и взаимовыгодно для себя и государства (при том что Россия - основной их поставщик в мире) участвовать в процессах мирового рынка (особенно рынка металлов платиновой группы). Если и квотировать, то минимум на 5 лет.
Законодательное запрещение экспорта минерального сырья, содержащего драгоценные металлы, ведет к прекращению на ряде предприятий Магаданской и Кемеровской областей производства флотационных серебросодержащих концентратов, а также производства золотосурьмяных концентратов в Якутии и т.д.
Законодательное правило одноканального экспорта металлов платиновой группы через <Алмазювелирэкспорт> увеличивает издержки не только добывающих предприятий, но и издержки ЦБР, Гохрана по экспорту платиноидов, т.е. расходы бюджета России.
Все это должно быть еще раз продумано Правительством РФ и Федеральным собранием. Драгоценные металлы являются для России потенциально значимым экспортным товаром, и отношение к проблемам этого рынка должно быть соответственным.