Срочный рынок: обороты растут, но оптимизма все меньше

РЦБ
Издательский Дом

    Редакционная коллегия журнала <РЦБ> предложила участникам срочного рынка обсудить его ближайшие перспективы. С одной стороны, на рынке наблюдается очевидный прогресс - растут торговые обороты, вводятся новые контракты, возобновила торговлю Секция срочного рынка ММВБ, но, с другой стороны, у участников все больше пессимизма, и вызван он прежде всего тем, что резервы для роста активности в существующих условиях почти исчерпаны.
    Рынку требуется: во-первых, надежная система расчетов; во-вторых, щадящий налоговый режим, ибо действующие нормы налогобложения срочных сделок делают этот инструмент невыгодным для большинства экономических агентов.
    Между тем и на зарубежных биржах, где вопросы надежности клиринговой системы и налогообложения решены удовлетворительно, контракты на российские активы не востребованы.
    Каковы же мнения участников рынка по этим актуальным проблемам?
    Виталий Окулов, <Кинэкс Инвест>

    Честно говоря, я не думаю, что в ближайшее время у российского срочного рынка есть радужные перспективы. Контракты, предполагающие физическую поставку базового актива, вряд ли будут востребованы по причине отсутствия в России институциональных инвесторов (как среди резидентов, так и нерезидентов).
    Российский рынок по большей части спекулятивен, а спекулянтам интереснее работать с контрактами, предполагающими финансовые расчеты (об этом свидетельствует и соотношение объемов открытых позиций по контрактам на РАО <ЕЭС России> и на Газпром (биржа <Санкт-Петербург>): первые являются расчетными, вторые - поставочными, и контракты на РАО <ЕЭС России> значительно популярнее.
    Для высокой активности спекулянтов необходима высокая волатильность цены базового актива и, главное, ее слабая предсказуемость. Для этого нужны рынки, близкие к совершенно конкурентным, т.е. рынки, на которых отсутствуют крупные игроки, способные влиять на цены. Но почти на любом сегменте российского рынка такие игроки есть.

    Aнтон Кузин, консультант по финансовым технологиям ИК <Финанс-Аналитик>

    Несмотря на возросшие объемы торгов в Секции стандартных контрактов ММВБ, расчитывать на дальнейший их рост в таком темпе вряд ли стоит. Высокие объемы обеспечивают спекулянты, которых сейчас очень мало на ММВБ.
    Система гарантийных взносов предусматривает внесение участником средств в размере, покрывающем его убытки по открытой позиции в случае неблагоприятного изменения цен на величину двойного максимально установленного диапазона цен. Эти условия гораздо менее привлекательны по сравнению с возможностями, предоставляемыми маржинальной торговлей в Фондовой секции ММВБ.
    Для действительного роста оборотов в Секции стандартных контрактов придется идти по пути ослабления залоговых требований, что неизменно приводит с снижению степени защиты участников торгов от несостоятельности одного из них. Думаю, что компромисс здесь возможен.

    Евгений Коган, глава отдела финансовых продуктов группы <Центр Инвест>

    Передо мной сейчас стоит очень серьезная дилемма: начать работать на фондовой бирже <Санкт-Петербург> на фьючерсных контрактах или нет? С одной стороны, вроде бы надо, потому что это инструмент нужный; а с другой - я не думаю, что я смогу какого-то своего клиента убедить опять работать в России на фьючерсной бирже. Потребуются долгие годы, чтобы люди согласились с мыслью о том, что эта биржа не лопнет.
    Что должно произойти для того, чтобы наша компания приняла решение пойти на биржу <Санкт-Петербург>? Вероятно, должен объявиться какой-то <камикадзе> из числа наших клиентов, который возьмет на себя риски по операциям с его деньгами на этой бирже (пусть даже обслуживание такого клиента будет для нас первоначально не слишком рентабельно).
    С точки зрения инфраструктуры, организации торговли <Российская биржа> была построена идеально.
    И работать на ней было достаточно приятно и интересно, потому что она снимала большое количество <головной боли> как с участников торговли, так и с их клиентов. На бирже все было хорошо, кроме одного, - на ней можно было воровать.
    Как узнать, можно ли на той или иной бирже воровать или нет? Я не могу пойти на ту биржу, на которой, может быть, опять потеряю деньги.

    Сергей Опарин, руководитель фронт-офиса ИК <Финанс-Аналитик>

    Сегодня ликвидность срочного рынка пока заметно уступает показателям площадок - лидеров предкризисного периода.
    ММВБ демонстрирует неплохую динамику как по оборотам, так и по открытым позициям - объем торгов и открытый интерес возрастают.
    Биржа <Санкт-Петербург> - признанный лидер в организации торгов срочными контрактами. Ликвидность <ближнего> контракта по наиболее интересной бумаге (акции РАО <ЕЭС России>) на этой бирже является наилучшей для нашего рынка, но заметно отстает от показателей <Российской биржи> весны 1998 г. Год 2000-й стал для данной площадки рекордным и по оборотам, и
    по объемам открытых позиций; абсолютный рекорд срочный рынок площадки показал в сентябре - около 263 тыс. контрактов на курс акций РАО <ЕЭС России>, однако к ноябрю оборот снизился практически вдвое, что, вероятно, стало отражением неопределенности с реструктуризацией компании - эмитента ценных бумаг; с декабря оборот площадки снова пошел вверх.
    Рынок фьючерсных контрактов на СПВБ пока рано анализировать - объем торгов и количество открытых позиций на данной площадке пока очень малы, рынок не развит и не ликвиден.
    Пока рано говорить и об итогах возобновления торговли на ММВБ. В выбранном сегменте - фьючерсные контракты на валюту - ММВБ по объективным причинам лидирует и данное положение скорее всего сохранится: в России сегодня нет площадки, которая могла бы составить конкуренцию ММВБ в этой области. Однако пока объем торгов и число открытых позиций слишком малы.
    Что хочется особо отметить: новая редакция правил срочной секции позволяет участвовать в торгах не только крупным банкам, но и финансовым компаниям, в большей степени ориентированным не на хеджирование рисков, а на спекулятивные операции.
    Дальнейшее развитие рынка зависит от следующих важных моментов: первый - ситуация на реальном рынке - для развития фьючерсных торгов необходимо сочетание достаточной волатильности курса рубля и прогнозируемости его движения; второй - привлечение новых участников торгов, информационное и аналитическое сопровождение (сейчас информации о динамике срочных контрактов, изменении объема торгов и числа открытых позиций, аналитики по фьючерсам откровенно мало).

    Дмитрий Куликов, генеральный директор ОАО <Митра>

    Ликвидность рынка стала больше, но пока еще она недостаточна для того, чтобы переманить на фьючерсы основную массу спекулянтов.

    Сергей Мурафер, главный трейдер ФК <Оптима>

    Реальной торговли в Срочной секции ММВБ пока нет, так как сильно зарегулирован рынок спот по базовому активу - доллару. Для оживления торгов в срочной секции ММВБ необходимо вводить контракты на новые базовые активы, например евро, госбумаги, фондовый индекс, акции.
    Вообще же торговля контрактами на российские активы на мировых рынках (например, на Chicago Merchantile Exchange, на Венской бирже) не активна.
    В настоящий момент для западного рынка - это тупиковая ветвь развития.
    По-настоящему торговля российскими активами в мире может развиваться только после создания нормального рынка в России.

© ЗАО "Группа РЦБ".