1 день c Павлом НАУМЕНКО

РЦБ
Издательский Дом

    Российский рынок ценных бумаг - это прежде всего конкретные люди, интересные, неординарные, по-хорошему амбициозные. С большинством из них приятно поговорить не только о деле, но и <за жизнь>. В новой рубрике, которая открывается этим материалом, именно так мы и будем поступать. Перед Вами пройдет галерея персонажей, о которых можно будет сказать: <Цвет фондового рынка>. Мы постараемся раскрыть в наших репортажах не только их взгляды на любимую работу, но и привычки, пристрастия, увлечения. И, возможно, люди, о которых когда-то слагали легенды, станут ближе и понятнее.

    Павел Науменко родился 31 октября 1971 г. в Петропавловске-Камчатском. Ходил в школу, занимался спортом и музыкой.
    В 1989 г. приехал в Москву учиться на отделении экономической кибернетики экономического факультета МГУ.
    С 1994 г., можно сказать, по чистой случайности, начал работать трейдером в малоизвестной тогда компании <Тройка Диалог> и вскоре понял, что это именно то, чем он будет заниматься в жизни.
    Затем Credit Suisse First Boston, признание лучшим трейдером в авторитетном, хотя и неформальном, конкурсе газеты <Коммерсантъ>, переезд в Лондон и работа в подразделении по торговле ценными бумагами эмитентов Центральной и Восточной Европы компании Bear Stearns.
    В конце 2000 г. Павел Науменко вернулся в Москву, чтобы возглавить торговое подразделение компании <Ренессанс Капитал>.
    24 января 2001 г.
    9.00. Купленная месяц назад <девятка> еще пахнет заводской краской. От дома до офиса 30 минут: <В Москве нужно ездить на скромной машине...>

    Сергей Куприянов Что изменилось в России за время Вашего отсутствия?

    Павел Науменко Я заметил, что на рынке повысился профессиональный уровень. Многому научил кризис, люди, оставшиеся на рынке, уже гораздо лучше понимают его. Многие приобрели реальный опыт управления деньгами, активами. Кроме того, кто-то успел поработать в Лондоне и Нью-Йорке, а сейчас вернулся, кто-то получил образование на Западе во время кризиса.
    Пять лет назад компании были слабо капитализированы и лишь выполняли клиентские заявки. Многие из известных сегодня компаний начинали, конечно, не без капитала, но те объемы по сравнению с сегодняшними - это разные вещи. А это дисциплинирует людей: когда люди управляют своими деньгами, то это повышает ответственность.
    Если три-четыре года назад сложно было выделить явных лидеров на рынке, а доли торгового оборота компаний колебались вблизи некой средней величины, то сейчас явно выделяются пять-семь компаний, которые занимают 90% объема рынка.

    С. К.А такая сверхконцентрация - это хорошо или плохо?

    П. Н.А это естественно, это происходит на любом развивающемся рынке. Если вы возьмете любой европейский развивающийся рынок, начиная с Турции и заканчивая Венгрией, то увидите, что реально там не более пяти компаний делают 90% объема, и в первую очередь это обусловлено тем, что на таких рынках клиентов гораздо меньше, чем на других, и совершенно естественно, что они не будут звонить в 25-50 компаний. Поэтому на рынке остается десятка лидеров.
    Небольшие компании, безусловно, будут существовать, но это будет другая ниша, допустим, розничное обслуживание. Разрыв между <первыми> и <вторыми> компаниями будет только увеличиваться.

    С. К.Мы начали разговор с того, как изменился рынок. А вообще сложно было возвращаться обратно?

    П. Н.Сложно, потому что первые два месяца были связаны с семейными делами, обустройством. С профессиональной точки зрения особых проблем не было.
    Проработав в западном банке не только на российском, но и на восточноевропейском рынке, я могу сказать, что если ты приезжаешь в Москву и начинаешь работать здесь, то интенсивность возрастает. Не по сложности работы, а по затратам энергии: это однозначно более широкий набор клиентов, более высокие объемы. Кроме того, сейчас структура рынка гораздо сложнее, нежели на западных рынках. Российский рынок сочетает биржевую и внебиржевую части, существуют ММВБ и РТС. Поэтому при возвращении домой основная сложность была в том, чтобы снова встроиться в систему торгов на РТС.

    С. К.Как восприняли Ваше возвращение знакомые: с удивлением, с пониманием, с одобрением?

    П. Н. Я думаю, что те, кто меня знают, наверное, восприняли это как естественный шаг; кто знает меньше - были удивлены. Я давно планировал возвращение, менялся мой взгляд на российский рынок и российскую действительность, это совпало с кадровыми перестановками в <Ренессанс Капитале>. Моя семья всегда хотела жить в Москве, а мысль уехать <насовсем> вообще никогда не возникала.
    10.00. Morning meeting. Традиционное утреннее совещание в <Ренессанс Капитале>. Собираются аналитики, трейдеры, на прямой связи - лондонский офис. Там сейчас 7.00 утра. Обсуждаются итоги вчерашних торгов в Лондоне и Нью-Йорке.
    Каждое подразделение представляет свое видение ситуации и прогноз на текущий день:

  • Значительных внутренних новостей сегодня не ожидается. Клиенты пока не звонят. Я думаю, рынок опять будет <смотреть> на Америку.
  • NASDAQ вчера поднялся на 3,4 пункта. Фьючерсы на индекс также росли. Российский рынок последние дни точно отслеживает движения американского рынка, а из-за недостатка ликвидности колебания оказываются еще сильнее. Мы ожидаем роста, и более существенного, чем 3%.
  • А в Японии рост американского рынка проигнорировали. Второй день подряд индексы снижаются.
  • Это фиксация прибыли от продажи акций high-tech компаний. Нас это не затронет.
        10.25. Есть время подготовится к работе. Рынок откроется в 11.00. Подключены терминалы ММВБ, РТС, Reuters, Bloomberg, внутренней информационной системы, которая позволяет отслеживать позицию. Нужно посмотреть цены закрытия конкретных бумаг, изменения индексов, новости. Повесить на <открытую линию> 15-20 основных контрагентов - Москва, Лондон, Берлин, чтобы потом не тратить время на набор номера. Еще раз посоветоваться с коллегами по вчерашним сделкам, ожидаемым движениям рынка, наконец, о том, чем сегодня <будем обедать>.

        С. К.Павел, а как Вы вообще оказались на фондовом рынке?

        П. Н.Совершенно случайно. Когда я жил в общежитии МГУ, у меня был сосед, который работал в <Тройке Диалог>. В начале 1994 г., когда я заканчивал пятый курс университета и нужно было искать работу, я попросил его познакомить меня с руководством <Тройки>, хотя совершенно не представлял, что это за компания.
        1 апреля 1994 г. у меня был первый рабочий день. Сейчас это забавно вспоминать, но тогда, получив приличное образование, я, тем не менее, не мог включить компьютер. Мне совершенно не стыдно в этом признаться, потому что компьютеры, которые стояли у нас в университете, сильно отличались от тех, которые были в компании.
        Сложилось так, что рядом со мной в тот момент были люди, благодаря которым я остался на рынке. Особое влияние на меня оказал Бернард Сачер, которого я считаю своим профессиональным учителем. Он обладает очень сильной харизмой. Этот человек может <заразить> тебя, в хорошем смысле слова, он может поставить тебя в ситуацию, когда ты будешь не просто работать, а работать с удовольствием, с творческим накалом. Именно Бернард повлиял на то, что я поменял профессию, хотя я сам, в общем-то, даже не задумывался над этем. За последние 6 лет у меня даже не возникало мысли о том, чтобы я мог заниматься чем-то другим.

        С. К.Почему Вы вернулись именно в <Ренессанс>?

        П. Н.Это произошло достаточно естественно. Поэтому причин можно придумать много.
        Во-первых, я познакомился со Стивеном Дженингсом, нынешним президентом компании. Мне он симпатичен как человек и профессионал.
        Во-вторых, <Ренессанс> как компания - не просто один из лидеров на российском фондовом рынке, он дает очень широкие возможности с точки зрения личного участия в бизнесе. В <Ренессанс Капитале> близкое к идеальному для меня сочетание возможностей, которые предоставляет большая компания, с большой степенью личной свободы.

        С. К.По Вашему мнению, кто является в <Ренессансе> носителем корпоративного духа?

        П. Н.Ответ, который напрашивается сам собою, - Стивен Дженингс. Да и вообще в компании меня окружает очень много людей, которые достойны называться людьми <ренессансного типа>.
        Я немножко знаком с ситуацией в других компаниях на российском рынке, и если говорить о <болезнях> в психологической атмосфере, то можно назвать три наиболее характерные: первая - во многих компаниях царит культ личности руководителя; вторая - по советским привычкам многие компании и банки забюрократизированы (я знаю компании, в которых человеку, чтобы получить деньги на ужин в ресторане с клиентом, нужно обойти нескольких начальников); третья - это то, что в русских компаниях, к сожалению, слишком любят интриги. Поработав в <Ренессансе>, я могу сказать, что ничем из вышеперечисленного компания не <болеет>. Это было еще одной причиной, по которой я решил стать частью команды <Ренессанс Капитал>.

        11.05. REUTERS. Акции открылись ростом при западной поддержке, но трейдеры не ждут ралли. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) намерена опротестовать в суде сделку, в рамках которой <Норильский никель> продал крупный пакет акций в дочерней компании ряду фирм.
        Начались звонки от клиентов: <Что с "Никелем"?>.
        - Единственная бумага, по которой начался откат котировок.

        13.05. REUTERS. Рынок российских акций открылся сегодня ростом в 5-6% по наиболее ликвидным бумагам, и трейдеры говорят, что реальный западный спрос сочетается сегодня с местным благодаря позитивному фону мировых рынков, избытку рублей на бирже, а также в сочетании с закрытием <коротких> позиций игроками.
        Индекс РТС (.IRTS) вырос к 13.00 МСК на 3,41% - до 174,348. Объем торгов в РТС составил 10,4 млн долл.

        С. К.Вы начали говорить о том, что оста-ется достаточно большая свобода действий для каждого конкретного человека. В чем это проявляется на примере вашего круга обязанностей?

        П. Н. В <Ренессанс Капитале> существует достаточно четкое разделение трейдеров по эмитентам. Я торгую в основном ЛУКОЙЛом и РАО <ЕЭС России>; Дмитрий Кулешенец - Сургутнефтегазом и Мосэнерго, некоторыми акциями <второго эшелона>; Михаил Кольцов работает с Газпромом на МФБ.
        Цены по сделкам с <моими> акциями определяю я. Никто другой не имеет права в это вмешиваться до тех пор, пока клиенты получают достаточный сервис, и до тех пор, пока P&L по моей книге удовлетворительный. Если Д. Кулешенец торгует Сургутнефтегазом, то я не вмешиваюсь в те решения, которые он принимает.
        Моя задача как руководителя трейдинга не распространяется на принятие конкретным трейдером решений по поводу цен для клиентов или покупки акций на позицию компании. Я лишь координирую взаимодействие между департаментами: отделом продаж, исследовательским отделом, отчасти инвестиционно-банковским подразделением, и отвечаю за уровень сервиса, который трейдинг дает клиенту.
        Если клиент <Ренессанс Капитала> спрашивает рынок на какую-то акцию, то в соответствии с размерами портфеля этого клиента трейдер по этой акции должен дать ему определенный спрэд, определенный объем. Я вмешиваюсь только в случае, если что-то не так, выступаю в роли третейского судьи, когда необходимы мои консультативное вмешательство и опыт. Я не ставлю себя как профессионала выше тех людей, с которыми работаю, просто на мне лежат определенные административные функции, которые необходимы для жизни фирмы.
        Есть компании, где из пяти трейдеров только один что-то понимает, естественно, на него будет сваливаться вся работа. В этом случае на него <навешивают> всю торговлю с клиентом, а остальные трейдеры сидят, <как обезьяны>, и выполняют то, что он говорит. Как правило, в таких случаях главный трейдер имеет решающий голос и это повышает вероятность ошибок.
        В <Ренессанс Капитале> структура принципиально иная. Если у меня есть определенное чувство, что <Сургут> пойдет вверх, то я, естественно, скажу об этом Диме. Но заставлять его покупать или каким-то образом <давить авторитетом>, я не то что не имею права, я просто этого не буду делать. Один раз ты окажешься прав, второй раз ты окажешься прав, а третий - у него возникнет какая-то идея, он захочет сам что-то сделать, но, если я буду не согласен, он, наверное, эту идею не реализует. Тогда получается, что это я торгую <Сургутом>, но с точки зрения интересов клиентов компании это было бы неправильным.
        В профессии трейдера есть такая вещь, как интуиция. Это очень тонкая материя. Я думаю, что 90% людей не обладают достаточной внутренней силой для того, чтобы удержать свой view - свой взгляд на рынок. Я не говорю о том, чтобы тупо вставать против рынка, если все растет, но трейдер должен всегда верить себе. Когда появляется авторитет, который один, два, три
        раза сбивает эту уверенность, трейдер перестает верить себе и начинает делать ошибки. Но если трейдер принимает решения самостоятельно, то в случае ошибки ему не придется никого винить. Его задача будет - просто эту ошибку исправить и осознать, в чем он ошибся. Но если он будет постоянно ощущать какое-то давление извне, то ничего хорошего из этого не получится.

        17.40. REUTERS. Рынок акций закрывается ростом, однако не ясно, продлится ли он завтра. Сохранив достигнутый в начале дня уровень в индексе РТС, рынок российских акций подошел к закрытию с почти 4%-ым повышением, что трейдеры относят в основном на счет реакции на вчерашний рост в США, но они не сомневаются в дальнейших перспективах роста.
        Индекс РТС (.IRTS) повысился к 17.30 МСК на 3,57% - до 174,606. Объем торгов в РТС составил 20 млн долл.

        Рынок сегодня растет в основном благодаря росту NASDAQ. Лишь плохие новости по <Норильску> привели к снижению этих акций, но не смогли оказать влияния на весь рынок.
        18.00. Рынок закрыт, но расходиться пока рано. Компания получила в Великобритании лицензию категории <А>, и нужно обсудить перспективы и новые возможности, которые получение лицензии открывает перед московским офисом.
        20.15. Полупустая кофейня в бизнес-центре <Усадьба>. Чашка кофе каждые полчаса. Очередное интервью.

        С. К.На что-то, кроме работы, время и силы остаются?

        П. Н. Такого понятия, как хобби, у меня нет. Я не хочу сказать, что ничем не интересуюсь, но если твоему сыну пять лет и ты работаешь трейдером, то ни на что другое времени уже не остается.
        В Лондоне режим работы был другой: там приходишь домой в 6 часов и у тебя остается достаточно времени для семьи; удавалось уделять какое-то время своему здоровью, сходить в спортивный зал, в бассейн, обычно с ребенком. Я надеюсь, что и здесь это наладится в ближайшее время.
        Вообще, первое время после приезда в Лондон мы были просто в восторге от возможности увидеть что-то новое. Сначала мы объездили все старинные замки в окрестностях Лондона. Потом специализировались по паркам дикой природы - это похоже на открытый зоопарк. Несколько раз съездили на море и в Шотландию, а года через два окончательно обленились и стали ходить в кино.

        С. К.А в Москве где проводите время?

        П. Н.Пока еще круг мест для посещения не до конца сформировался, все-таки мы здесь только три месяца. В Сокольниках, недалеко от нашей новой квартиры, есть <Якитория>. Любим <Замок Мефисто>, у меня сын учится играть на бильярде, там есть такая возможность. Раньше мы жили на проспекте Мира, поэтому <по старой памяти> бываем в Twin Pigs, там тоже есть бильярд.
        Что хорошо в моей работе, в отличие от любого другого бизнеса, так это то, что у тебя всегда два выходных. За последние три месяца у меня был единственный рабочий week-end, рабочая суббота - подведение итогов года.
        Я считаю, что многих удерживает в этом бизнесе то, что существует определенный ритм. Это важно для многих людей - возможность приходить на работу к 10 часам, уходить в 20 часов, хоть и большой рабочий день, но это ограниченная рабочая неделя. В другом бизнесе не остается ни выходных, ни отпуска: у тебя всегда включен сотовый телефон, у тебя всегда что-то происходит.
        По напряженности наша работа похожа на непрерывную сессию, если сравнивать со студенческими временами. Но к этому привыкаешь, а специфика инвестиционного бизнеса позволяет выйти из рабочего состояния сразу после окончания рабочего дня, отключиться от проблем. Кстати, здесь очень важно умение расслабиться, иногда это бутылочка пива перед телевизором. Это смешно, но русское пиво - еще одна из <причин> моего возвращения. Оно отличается от немецкого или английского, у него есть свой вкус. Я пью <Клинское>, нравится и <Балтика медовая>.

        С. К.А с коллегами из других компаний вне офиса общаетесь?

        П. Н.Если раньше, в 1995-1996 гг., практиковались выходы на брокерские тусовки, куда регулярно собирались почти все брокеры Москвы, то сейчас либо идет разговор с клиентами, либо встречаются хорошо знакомые люди. Может быть, мы были помоложе, может быть, рынок стал интенсивнее, но сил и времени на это просто не хватает. Но, правда, сейчас кажется, что тусовка брокеров из 50 компаний - достаточно бессмысленное мероприятие.

        22.05. Фонтанчик в зимнем саду <Усадьбы> уже не работает. Выключен. Звонок домой: <Привет. Я выезжаю...>

  • © ЗАО "Группа РЦБ".