Где найти андеррайтера?

РЦБ
Издательский Дом

    Интервью с вице-президентом Тюменской нефтяной компании Олегом Сурковым
    О роли андеррайтера в публичном размещении

    Андеррайтеры (подписчики) в период публичного размещения выполняют тройную функцию - дают советы, покупают новый выпуск бумаг у компании и перепродают его публике. Оплата этих услуг происходит за счет ценового спрэда, когда цена, по которой они могут купить акции, меньше цены предложения, по которой их продают инвесторам.
    В сделках с высокой степенью риска андеррайтер, как правило, получает дополнительную компенсацию в денежной форме, например варранты на покупку дополнительного количества акций. Иногда, когда новый выпуск обыкновенных акций считается особенно рисковым, андеррайтер может не взять на себя гарантийные обязательства и предложит размещать выпуск только на условиях: <максимальные усилия> или <все или ничего>.
    <Максимальные усиилия> подразумевают, что андеррайтер обязуется продать столько акций, сколько представится возможным, но не гарантирует продажу всего выпуска полностью. Условие <все или ничего> означает, что если весь выпуск не может быть продан по цене предложения, то соглашение аннулируется и компания-эмитент ничего не получает.
    В случае крупных эмиссий группа андеррайтеров для осуществления продаж обычно образует синдикат. При этом один из них становится главой синдиката и за свою работу получает около 20% спрэда. Другие 20-30% спрэда обычно получают члены группы, которые покупают выпуск. Оставшиеся 50-60% распределяются между большим количеством фирм, которые размещают выпуск.
    Большинство компаний привлекают новый капитал периодически, в то время как андеррайтеры занимаются этим постоянно. Поэтому зарекомендовавшие себя структуры заботятся о своей репутации и не возьмутся размещать новый выпуск, если не уверены, что инвесторы были правильно информированы. Таким образом, помимо продажи выпуска, подписчики в действительности выносят свое одобрение сделке. Это скрытое одобрение может дорого стоить для компании, впервые входящей на рынок.
    Для каждой публичной эмиссии публикуется объявление - так называемая <могильная плита>, на которой перечисляются все андеррайтеры. Порядок перечисления названий отражает прочно установившуюся иерархию среди них. Ведущие андеррайтеры перечислены в алфавитном порядке в начале списка. Затем идут андеррайтеры второго ранга и т.д.

    Источник: Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. М.: <Тройка Диалог>- <Олимп-бизнес>, 1996.

РЦБОлег Валерьевич, тема, которую мы хотели бы обсудить с Вами, - андеррайтинг в России. Чем отличается работа андеррайтеров в нашей стране и на Западе?

    О. С.Андеррайтинг предполагает сотрудничество эмитента ценных бумаг с каким-то финансовым институтом, который организует процесс их размещения и обеспечивает его завершение во благо эмитента. На Западе этот процесс идет очень давно и все его процедуры четко отработаны. Есть полное понимание того, какой эмитент имеет шансы разместиться на рынке и с какими банками он должен сотрудничать в этом деле. В России ситуация несколько иная, так как очень немногие эмитенты могут рассчитывать на андеррайтинг, да и то в благоприятное для России время.
    Что касается выпуска российскими компаниями международных инструментов, то только сейчас такая возможность вновь появляется впервые за последние два года. Если же говорить о внутренних инструментах, например о корпоративных облигациях, то, на мой взгляд, отечественные банки еще очень далеки от того, чтобы предлагать действительно полноценный андеррайтинг, поскольку в классическом виде эта услуга предполагает, что банки возьмут размещаемые бумаги на свою позицию с полной уверенностью, что смогут эту позицию впоследствии распределить по своим клиентам.
    У западных банков уже есть сложившаяся клиентура с понятными им интересами. Банки знают, что они могут им предлагать, а что не могут, и очень точно оценивают вероятность успеха продвижения того или иного финансового инструмента.
    В России все не так - клиенты меняют настроение очень быстро, и заранее планировать или прогнозировать что-то определенное весьма проблематично.

РЦБДавайте более подробно поговорим о работе западного банка с российским клиентом. Верно ли, что проблема здесь не только в эмитенте, но и в ситуации внутри России?

    О. С.Да, я думаю, что нестабильность в России распространяется абсолютно на все сферы деятельности, в том числе и на эту.
    В связи с тем что андеррайтинг чувствителен к внутренней ситуации, он не будет полноценно работать в России в ближайшее время.

РЦБГде, на Ваш взгляд, находится решение этой проблемы? Западным банкам нужно переоценить свое отношение к рискам в России или же должна измениться сама ситуация в России?

    О. С.В общем-то западные банки никому ничего не должны. Если им интересно, они сотрудничают.
    И заставлять их каким-либо образом менять отношение к России не сов-сем корректно, поскольку Россия такая, какая есть. И говорить о том, что <нас недооценивают, что мы гораздо лучше, чем о нас думают>, не совсем корректно. Если у нас все хорошо, то обязательства выполняются. Если возникают какие-то проблемы, то обязательства не выполняются. А то, что проблемы возникают у нас часто, всем прекрасно известно. Поэтому в первую очередь должна измениться сама Россия, и тогда уже придет иное отношение к ней и западные банки будут сотрудничать с нашими компаниями гораздо активнее.
    Напомню, что мы уже наблюдали неадекватное отношение к России в период 1998 г., когда, по сути дела, инвесторы сначала переоценили стабильность России, а потом расплатились за это. Сейчас они относятся к нашей стране более осторожно. И я думаю, что это правильно, поскольку единственный глобальный фактор, который влияет положительно на ситуацию в России, - это безумно высокие цены на сырье. Но эти цены достаточно волатильны, поэтому никто не может поручиться, что ситуация высоких цен сохранится через год и даже через полгода. Фундаментальные изменения в экономике России происходят настолько медленно, что я бы на месте западных банков не стал кидаться на наши рынки.

РЦБЕсть ли какая-то разница в подходах при операциях по андеррайтингу долговых бумаг и акций?

    О. С.Принципиальных различий нет. Разница заключается в том, что каждый из инструментов имеет своего потребителя. Например, в России достаточно большое число так называемых инвестиционных банков и финансовых компаний, у которых существует четко очерченный бизнес - рынок акций. У них есть большое количество клиентов, которые работают только с акциями. Попытки этих финансовых компаний завести у себя службу по размещению долговых бумаг, как правило, заканчивались неудачей. Из настоящих банков в свою очередь на рынке акций только некоторые могут похвастаться широкой клиентурой. То есть существует несколько различных специфических сегментов рынка, которые живут если не абсолютно отдельно, то, по крайней мере, значительно далеко друг от друга.

РЦБВ какой из сегментов клиенты в большей степени готовы вкладывать деньги сейчас?

    О. С.Всегда считалось, что акция, являясь бумагой без срока погашения, привлекает гораздо меньший круг инвесторов, поскольку большинство инвесторов хотят знать, когда они получат свои деньги обратно и сколько они на этом заработают. Поэтому традиционно большая часть денег идет в инвестиции с фиксированным доходом.

РЦБНасколько российские корпорации при размещении своих бумаг готовы работать именно с российскими инвестиционными банками?

    О. С.Естественно, серьезные российские эмитенты, которые имеют возможность выбирать, вряд ли будут сотрудничать с российскими финансовыми компаниями, потому что они очень небольшие по своим размерам и имеют небольшой запас прочности. У них нет своих собственных средств в достаточных объемах, чтобы обслуживать большие проекты.
    И опять же, как я подчеркивал, сотрудничать с инвестиционно-финансовыми компаниями, не имеющими широкой клиентской базы, достаточно рискованно. Другое дело, что там работают достаточно квалифицированные люди, которые могут выступать в качестве консультантов, соорганизаторов. Но в качестве полноценного андеррайтера в ближайшее время они выступать не смогут. В конкуренции с западными банками они проигрывают еще до старта.

РЦБМожете ли Вы оценить объем средств, которые могли бы быть привлечены российскими компаниями в следующем году, используя схему андеррайтинга?

    О. С.Если вопрос состоит в том, как я оцениваю количество средств, которое могут привлечь эмитенты, используя классический андеррайтинг, то я бы сказал, что 2001 г. при условии сохранения благоприятной ситуации в стране может стать первым годом, когда андеррайтинг начнет приживаться на нашей почве. Но я не думаю, что здесь будет какой-то серьезный прорыв, поскольку в России существует только узкий круг эмитентов, чей риск возьмут потенциальные андеррайтеры. Суммы, которые смогут пройти по таким схемам, вряд ли могут быть более чем 1-2 млрд долл. И даже этот прогноз - весьма оптимистичный.

РЦБНасколько важна проблема андеррайтинга для ТНК?

    О. С.У нас динамично развивающаяся компания. Как мы уже показали и в прошлом году, и в этом году, мы можем делать все собственными руками. Но мы - нефтяная компания, и чтобы эффективно двигаться вперед и брать новые высоты, мы должны добывать и перерабатывать нефть, а финансовые услуги должны получать от профессиональных участников рынка.
    Неопределенность в вопросах - сколько нам удастся разместить облигаций и векселей, по какой процентной ставке и т.д. - мешает планировать общие производственные процессы.
    Ситуация меняется, если есть андеррайтер, с которым заранее можно договориться, сколько бумаг он может на себя взять и сколько это будет стоить. Мы занимаемся своим делом, финансисты - своим. Финансовые службы эмитента координируют общий процесс, генерируют идеи, но не бегают по рынку, не общаются со всеми банкирами и финансистами, как это происходит сейчас. Я думаю, что постепенно мы придем к такому уровню обслуживания.

© ЗАО "Группа РЦБ".