Оценка и управление стоимостью компаний

Козырь Юрий
Генеральный директор ООО "Козырь и партнеры", председатель Экспертного совета, член правления Российского общества оценщиков

КОНЦЕПЦИЯ СТОИМОСТИ

    Как показывает практика, увеличение стоимости компаний для акционеров не противоречит долгосрочным интересам других заинтересованных сторон. Успешно действующие компании создают больше стоимости для всех участников экономической среды - потребителей, работников, государства (через выплачиваемые налоги) и инвесторов. Однако есть и другие причины, более концептуальные, но не менее убедительные, по которым следует принять систему, ориентированную на стоимость для акционеров.
    Во-первых, стоимость - лучшая из общеизвестных оценок результатов деятельности.
    Во-вторых, держатели акций - единственные участники компании, которые, заботясь о максимальном повышении своего благосостояния, одновременно способствуют повышению благосостояния всех других.
    И в-третьих, компании, работающие неэффективно, неизбежно столкнутся с утечкой капитала в руки конкурентов.
    Стоимость - лучшая оценка результатов деятельности, потому что содержит полную информацию. Невозможно принимать правильные решения, не обладая всей полнотой информации, и ни один другой показатель результатов деятельности не содержит столь полной информации, как стоимость. Однако расплатой за универсальность стоимости является сложность ее определения: она меняется со временем, неодинакова для различных участников рынка и зависит от целей, с которыми они выступают.
    Взяв на вооружение принципы управления стоимостью, компании могут принимать более удачные решения и идти на более обоснованные компромиссы, независимо от условий их функционирования и оперативных целей. Стоимость как наилучший экономический показатель позволяет достигать более ясных и точных компромиссов, поскольку требование любого участника поддается стоимостной оценке.
    В группе компаний <РУСАУДИТ> существует специальное подразделение - отдел оценки и экспертизы собственности, в рамках которого выполняются проекты по оценке и управлению стоимостью как отдельных активов, так и целых компаний. Это подразделение на основе информации, прошедшей предварительную обработку в других департаментах (общего и инвестиционного аудита, налогового и юридического департаментов), подготавливает заключения о стоимости и предлагает набор мер по ее изменению.
    В своей работе специалисты
    РУСАУДИТа стараются максимально использовать самые передовые методики и концепции, успешно зарекомендовавшие себя в ведущих мировых компаниях.

ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ПРИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ

    При принятии решения о целесообразности реструктуризации компании (например, после выявления того, что стоимость чистых активов компании больше стоимости акционерного капитала, оцененного методом дисконтированных денежных потоков) для анализа возможных исходов используется известная пентаграмма возможностей структурной перестройки (рис. 1).
    Отправной точкой анализа с помощью пентаграммы должно стать доскональное изучение текущей рыночной стоимости исследуемой компании, затем оценивается фактическая и потенциальная стоимость компании с учетом внутренних прогнозов, основанных на ожидаемых денежных потоках, и возможности увеличения стоимости посредством финансового реинжиниринга.
    Все эти оценки соотносятся со стоимостью компании на открытом (фондовом) рынке1, чтобы оценить потенциальную выгоду для акционеров от реорганизации компании. Это сравнение должно помочь выявить разрыв в восприятии будущих перспектив компании инвесторами и менеджерами.
    В результате такого анализа формируется глубокое, основанное на фактах, понимание того, в каком состоянии находится деловой портфель компании и какими возможностями наращивания своей стоимости она располагает.
    Специалисты РУСАУДИТа первыми среди российских компаний стали использовать такие подходы, как реальные опционы (ROV), добавленная экономическая стоимость (EVA), добавленная рыночная стоимость (MVA) и добавленная акционерная стоимость (SVA). Эти подходы дают хорошие результаты при оценке ресурсодобывающих и высокотехнологичных компаний, банков, а также проблемных фирм.
    Используя опыт ведущих мировых компаний, специалисты РУСАУДИТа разрабатывают и применяют свои собственные методы и подходы. Так, например, для оценки стоимости ликвидности была разработана специальная модель, активно используемая в настоящее время специалистами Банка Украины.

КАК УПРАВЛЯТЬ СТОИМОСТЬЮ?

    Для управления стоимостью крупных производственных компаний в РУСАУДИТе была разработана концепция, основные элементы которой представлены на рис. 2.
    Концепция подразумевает, что для повышения стоимости акционерного капитала руководство компании должно сосредоточиться на четырех базовых блоках: производственной эффективности (объем и качество выпускаемой продукции, качество активов, темп роста, прибыльность); взаимоотношениях с акционерами и кредиторами; прозрачности отчетности и степени интегрированности с рыночной инфраструктурой (размещение акций и облигаций на организованных торговых площадках). Второй и третий из этих элементов2 должны включать в себя PR-функции. Все блоки воздействуют на психологическое восприятие компании участниками рынка, которые, принимая во внимание всю информацию, структуру акционеров, а также то, кем они являются (т.е. кем хотят выступить - покупателями или продавцами), решают, осуществлять или нет сделку с акциями или облигациями компании и на каких условиях.
    Другим важным аспектом управления деятельностью компании является сбалансированность между прибылью, активами и ростом (рис. 3). Необходимо научиться соблюдать баланс между этими показателями, поскольку перекос в любую сторону может вызвать серьезные осложнения в деятельности компании. Учитывая плюсы и минусы роста, рекомендуется заранее продумать те максимальные темпы роста, которые компания может выдержать безболезненно, без ущерба обеспечивая остальные аспекты своей деятельности.
    Очевидно, что самым выгодным бизнесом для приобретения является тот, который быстро растет и имеет высокие прибыли. И наоборот, приобретение будет неудачным в том случае, если компания медленно растет и приносит низкие прибыли. В последнем случае такая компания стоит мало, однако не это самое опасное. Хуже всего, когда сочетаются высокие темпы роста и низкие прибыли. А если к тому же у такой компании высокий коэффициент соотношения активы/выручка, такое приобретение становится <бомбой замедленного действия>, грозящей покупателю неизбежной финансовой катастрофой.
    При рассмотрении вопросов оптимизации эксплуатации недвижимости специалисты РУСАУДИТа предложили оригинальный подход, основанный на определении текущего состояния рынка по трем параметрам: ценам продаж, уровню арендных ставок и изменению соотношения между ними. Использование такой модели позволяет определить, что лучше - продавать или сдавать в аренду (для владельца недвижимости) либо покупать или арендовать (для покупателя - арендатора).
    Специалисты РУСАУДИТа занимаются, кроме того, оценкой прав требований. Необходимость таких оценок возникает при судебных тяжбах, в исполнительном производстве и при реализации долгов. Характерной чертой этой деятельности является лимит времени, отведенный на проведение сделок купли/продажи.
    Использование рыночной стоимости в этих случаях не позволяет адекватно отразить первоначальную стоимость объекта: здесь необходима не рыночная, а ликвидационная стоимость. Компания использует три модели оценки ликвидационной стоимости с учетом начальных условий продаж, фактора ограниченности времени и других особенностей сделки.
    Процесс оценки и управления компанией, основанный на стоимостном подходе, безусловно, гораздо шире и многообразнее того, что здесь изложено. Методическая база этого подхода постоянно развивается (особенно это относится к оценке стоимости и эффективности деятельности Интернет-компаний, а также фармацевтических компаний, владеющих патентами на разработки в области генной инженерии). Научившись действовать, исходя из концепции максимизации стоимости, завтра уже невозможно обойтись без нее. И от того, каким образом акционеры компаний будут формировать свои стратегические цели и учитывать нацеленность на благосостояние компании, во многом будет зависеть их долгосрочный успех.

© ЗАО "Группа РЦБ".